Внеклассная работа по иностранному языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 22:38, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования Внеклассная работа по иностранному языку
имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение.
Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и
способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников,
развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических
вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры
другой страны и сквозь призму этих знаний более активно осваивать культуру
своей страны.

Содержание работы

Введение 3

Глава I. Теоретические основы внеклассной работы по иностранному языку
5
§ 1.1. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическое
явление 5
§ 1.2. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическая
система 7
а) принципы организации внеклассной работы по иностранному языку 7
б) цели и задачи внеклассной работе по иностранному языку 10
в) содержание, мотивы, формы и методы внеклассной работы по
иностранному языку 12
Глава II. Практические рекомендации к внеклассной работе по иностранному
языку 22
§ 2.1. Игровые формы внеклассной работы по иностранному языку 22
§ 2.2. Факультативные занятия по иностранному языку 33
§ 2.3. Календарные и тематические праздники 38
§ 2.4. Экскурсии как форма внеклассных занятий по иностранному языку
43
§ 2.5. Использование СМИ и сети «Интернет» во внеклассной работе по
иностранному языку 50
§ 2.6. Домашние работы учащихся как форма внеклассной работы по
иностранному языку 55

Заключение 58


Список литературы 61

Файлы: 1 файл

диплом внекл раб по ин яз.doc

— 538.50 Кб (Скачать файл)

классы) совпадает  с младшим подростковым возрастом. Учащиеся  этих  классов

имеют много общего с младшими школьниками, однако в пятом классе  изменяются

условия их жизни и  учебной  деятельности,  что  предъявляет  более  высокие

требования к их психике.  У  учащихся  этого  возраста  мотивы  деятельности

очень часто определяются не такими факторами, как, например, чувство  долга,

жизненные планы, а интересом  к самой деятельности. В связи с этим не  имеет

смысла чрезмерно увлекаться разъяснением социальной и личностной  значимости

иностранного  языка.  Гораздо  важнее  обеспечить  разнообразную,  способную

увлечь детей коммуникативную  деятельность  и  постараться  организовать  ее

таким образом,  чтобы  учащиеся  испытывали  удовлетворение  от  достигнутых

результатов, чтобы осознание успеха  и  чувство  гордости  стимулировали  их

деятельность на последующих этапах внеклассной работы. Внимание родителей  и

всего коллектива школы к достижениям учащихся в изучении иностранного  языка

имеет  для  них  огромное  значение  и  во  многом  определяет  отношение  к

предмету. [3, 127].

       На  среднем  уровне  (7-9  классы)   подростки   проявляют   большую

социальную  активность,  направленную  на  усвоение  определенных   образцов

поведения и  ценностей,  стремятся  к  восприятию  нового,  интересного,  их

память   развивается   в   направлении    интеллектуализации,    запоминание

приобретает целенаправленный характер, речь становится более  управляемой  и

развитой. Подростки  требуют  искреннего  и  серьезного  отношения  к  своим

интересам,  не  любят  ограничения  своей   самостоятельности   со   стороны

взрослых. [3, 129].

       На старшем уровне (10-11 классы) ученики  стремятся  к  всестороннему

развитию своей личности,  углубленному  усвоению  знаний.  В  этом  возрасте

формируется  научное  мировоззрение,   возрастает   социальная   активность,

увеличивается интерес к проблемам  человеческих  взаимоотношений,  увлечения

становятся  разносторонними,  а  самооценка  своих  способностей  снижается.

Большое  значение  для  юношей  и  девушек  приобретает  общение  со  своими

сверстниками.  Общение  для  них  -  неотъемлемая  часть  их  жизни,   канал

информации и вид деятельности, в процессе  которой  происходит  формирование

индивидуального стиля поведения старшеклассников. [3, 133].

       Следует  обратить  внимание  на  то,  что  в  процессе   организации

внеклассной  работы  по  ИЯ   необходимо   учитывать   как   психологические

особенности личности, так и психологические особенности коллектива:  уровень

его      развития,     степень      организационного,      психологического,

интеллектуального и  эмоционального  единства,  направленность  деятельности

коллектива на отношения между его членами,  эмоциональное  состояние  класса

во время выполнения задач по внеклассной работе.

       Знание   психологических   особенностей   учеников   -   необходимая

предпосылка  успешного   выбора  соответствующих  форм  внеклассной  работы,

определения содержания этих  форм,  организации  и  проведения  внеклассного

мероприятия.

       Хотя цели и задачи учебной  и  внеклассной  работы  почти  полностью

совпадают,  в  содержании,  организации  и   формах   проведения   последней

наблюдаются существенные различия.

       Основными отличиями внеклассной  работы от учебной являются:

       1. Добровольный характер участия  учащихся во  внеклассной  работе  в

отличие от обязательности учебной деятельности.  Учащиеся  решают  для  себя

вопрос об участии в тех или иных видах внеклассной  работы  прежде  всего  в

соответствии со своими интересами, желаниями узнать что-то  новое,  заняться

языком дополнительно с какими-то определенными целями.

       Этот  ведущий  принцип  организации  внеклассной  работы   обязывает

учителя  своевременно  обнаружить  заинтересованность  учеников  внеклассной

работой и языком, вовлечь их в интересующую их  деятельность  во  внеурочное

время и тем самым пробудить в них интерес к  ней.  Этот  принцип  определяет

содержание и форму внеклассной работы — она должна  постоянно  поддерживать,

углублять и развивать интерес к иностранному языку.

       2. Внеурочный характер занятий,  который  выражается,  во-первых,  в

отсутствии строго урочной регламентации, касающийся  времени,  места,  формы

их  проведения.  Местом  проведения  работы  может  быть  парк,  зал  музея,

школьный сад и т. д. Во-вторых, в отсутствии строгого учета знаний,  навыков

и  умений,  оценок  в  баллах.  Проверка  результатов   внеклассной   работы

осуществляется  в  форме отчетных  вечеров,  концертов,  сборов,    выпуска

стенгазет на иностранном языке и т. д. При этом  зачастую  учителя  выражают

письменную оценку деятельности школьников через  благодарственные  записи  в

дневнике или отметкой в журнале, либо тем и другим вместе.

       3. Большая самостоятельность и  инициативность учащихся в  выполнении

внеурочных поручений. В  отличие  от  учебной  работы,  где  помощь  учителя

играет  ведущую  роль,  во  внеклассной  работе  учащиеся  проявляют  больше

самостоятельности, изобретательности, творчества как в выполнении, так  и  в

организации  внеурочных  мероприятий,  в  выборе  форм  работы,   отвечающих

интересам отдельных возрастных групп учащихся, их склонностям. [10, 141].

 

         в) содержание, мотивы, формы и методы внеклассной работы по

                             иностранному языку

 

       В методической литературе и  в практике школы  традиционно  различают

три формы  внеклассной  работы:  индивидуальные,  групповые  и  массовые.  В

основу  такого  распределения  возложен   признак   количественного   охвата

участников.  Подчеркивая  нечеткость  понятия  "массовости",  В.И.  Шепелева

предлагает различать формы  внеклассной  работы  по  ИЯ  по  организационно-

структурным  признакам.  Соответственно  она  относит групповые   формы   к

организационно-структурным  формам,  а  индивидуальные  и   массовые   -   к

неструктурным. [30, 97].

       Массовые формы внеклассной работы  не  имеют  четкой  организационной

структуры.  К  ним  относят  такие  мероприятия  как  вечера  художественной

самодеятельности, фестивали, конкурсы,  карнавалы,  тематические  вечера   и

т.п. Эти мероприятия проводятся эпизодически.

       По смыслу можно выделить такие  формы внеклассной работы по  ИЯ:

          . соревновательные,

          . средства массовой информации,

          . культурно-массовые,

          . политико-массовые.

       Каждая группа указанных форм  предусматривает конкретные мероприятия.

Мероприятия   соревновательного   характера,   конкурс,   игра,   олимпиада,

викторина и прочие. Средства массовой информации -  стенгазета,  объявление,

бюллетень, устный журнал, дайджест, выставка-викторина и  т.п..  Мероприятия

культурно-массового   характера,   вечер-праздник,   посвященный    народным

традициям родной страны или страны, язык которой  изучается;  вечер-портрет,

посвященный жизни и деятельности известных писателей, поэтов,  композиторов,

актеров и т.п.; вечер-встреча с интересными людьми; вечера-хроники  в  связи

со  знаменательными  событиями.  Мероприятия  политико-массового  характера:

форум,  фестиваль,  пресс-конференция,  ярмарка  солидарности,  телемост   и

прочие.

       Групповая форма  внеклассной  работы  имеет  четкую  организационную

структуру и относительно постоянный состав участников,  объединенных  общими

интересами. К этой  форме  принадлежат  разнообразные  кружки:  разговорные,

вокальные, драматические, переводчиков, филателистов, внеклассного чтения  и

т.п.  Некоторые  методисты  рекомендуют  организовывать  для  учеников  всех

классов разговорные  и  хоровые  кружки,  для  учеников  старших  классов  -

литературно-переводческие и  страноведческие.  Положительно  зарекомендовали

себя комбинированные кружки,  где  объединяются  разные  виды  деятельности,

например, разучивание песен и подготовка инсценировок, внеклассное чтение  и

просмотр диафильмов  с  дальнейшим  обсуждением  просмотренного.  Занятия  в

кружках, как правило, проводятся регулярно.

       Индивидуальная внеклассная работа  проводится с отдельными учениками,

которые готовят сообщение или доклад о стране,  язык  которой  изучается,  о

значительных датах и событиях, выдающихся людях,  разучивают  стихи,  песни,

отрывки из  литературных  произведений  на  иностранном  языке,  изготовляют

наглядные  пособия,   оформляют   стенгазеты,   альбомы,   стенды   и   т.п.

Индивидуальная работа может проводиться  постоянно  или  эпизодически.  [10,

101].

       В  педагогической  литературе  есть  понятие   "объединяющие   формы

внеклассной  работы"  (Т.М.Калечиц,  З.О.Кейлина).  К  объединяющим   формам

относят детские и юношеские клубы по интересам, школьные музеи,  библиотеки,

киностудии,  кинотеатры  и  клубы  весёлых  и  находчивых.  Клубы   являются

эффективной  формой  внеклассной  работы  по ИЯ,  так  как  они  объединяют

учеников разного возраста и разных интересов, создают  широкое  пространство

для общения, действуют  на  основах  самоуправления  и  становятся  центрами

внеклассной работы в школах. Клубы имеют свои названия,  эмблемы,  положения

и уставы. Особой популярностью среди школьников пользуются клубы  веселых  и

находчивых (КВН), которые предусматривают проведение  интересных  конкурсов,

исполнение песен, стихов,  разгадывание  загадок,  кроссвордов,  ребусов  со

зрительной опорой в  виде  плакатов,  картин,  диафильмов.  Каждая  команда,

которая принимает участие в КВН, имеет свой девиз, эмблему, песню  и  форму.

Как "домашнее задание" участники клуба  готовят  инсценировку   произведений

известных зарубежных писателей и драматургов. [10, 112].

       В нашем городе работают не  мало учителей иностранного языка, ведущих

очень  серьезную  внеклассную  воспитательную   работу  с  целью   повышения

интереса и развития речевых навыков учащихся по  тем  или  иным  иностранным

языкам. В частности, весьма интересен педагогический опыт учителя  немецкого

языка школы № 39 заслуженного работника культуры РФ М.М.  Костакова.  В  его

работе имеют место как массовые, так  и  групповые  и  индивидуальные  формы

внеклассной работы по иностранному языку. Его ученики  принимали  участие  в

вечерах, утренниках, олимпиадах, конкурсах, КВНах. Один раз в  четверть  или

полугодие они проводят  тематические  литературные  вечера.  В  ходе  недели

иностранного языка они обычно организуют вечер  дружбы  Германии  и  России,

утренник «Что за прелесть  эти  сказки!», викторины,  выставки  рисунков  и

поделок,  проходят  открытые  уроки;  кроме  того,  проводятся   музыкальные

вечера, встречи с интересными людьми под девизом  «ФРГ  глазами  российского

туриста», вечера инсценированной сказки и многое другое.

       Важным элементом познавательной деятельности учащихся являются и  ее

мотивы. Вопрос о мотивах учения довольно  хорошо  разработан  в  современной

педагогической   науке.   Опираясь   на   теоретические   и     практические

исследования А. Марковой, Г. Щукиной и других дидактов,  мы  трактуем  мотив

как  субъектную  причину  (осознанную  или  неосознанную)  того  или   иного

поведения, действия человека. Мотив – психическое  явление,  непосредственно

побуждающее человека  к  выбору  того  или  иного  способа  действия  и  его

осуществлению. Во внеклассной воспитательной работе по ИЯ,  также  как  и  в

любом   ином   виде   познавательной   деятельности,   мы    развиваем   как

познавательные, так и социальные мотивы учения. Это означает:

       1) необходимо организовать внеклассную работу  таким  образом,  чтобы

          активность учащихся была направлена  на работу с  «самим  изучаемым

          объектом», т.е. на овладение новыми  знаниями по  ИЯ,  на  усвоения

          способов   добывания   новых    знаний,    интерес    к    приёмам

          самостоятельного приобретения  знаний и  т.д.  Для   этого  учитель

          должен   рекомендовать   и   советовать   детям    какие    именно

          культуросообразные  источники  они  могут  использовать  в   своей

          самостоятельной творческой работе;

       2) на наш взгляд, центральную  роль  в  совершенствовании  социальных

          мотивов познавательной деятельности  играет сама личность  учителя,

          которая должна усиливать внутреннюю  мотивацию ребенка, являясь для

          него примером высокого, профессионального  уровня  владения  своей

          специальностью. При этом важно, чтобы учитель не только  сам  имел

          прочные знания по ИЯ,  но  и  «очаровывал»  детей  своей  плавной,

          красивой речью и хорошим произношением (что, к сожалению,  не  так

          часто встречается в современной  школе). Кроме того,  для  развития

Информация о работе Внеклассная работа по иностранному языку