Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 22:38, дипломная работа
Актуальность исследования Внеклассная работа по иностранному языку
имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение.
Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и
способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников,
развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических
вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры
другой страны и сквозь призму этих знаний более активно осваивать культуру
своей страны.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы внеклассной работы по иностранному языку
5
§ 1.1. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическое
явление 5
§ 1.2. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическая
система 7
а) принципы организации внеклассной работы по иностранному языку 7
б) цели и задачи внеклассной работе по иностранному языку 10
в) содержание, мотивы, формы и методы внеклассной работы по
иностранному языку 12
Глава II. Практические рекомендации к внеклассной работе по иностранному
языку 22
§ 2.1. Игровые формы внеклассной работы по иностранному языку 22
§ 2.2. Факультативные занятия по иностранному языку 33
§ 2.3. Календарные и тематические праздники 38
§ 2.4. Экскурсии как форма внеклассных занятий по иностранному языку
43
§ 2.5. Использование СМИ и сети «Интернет» во внеклассной работе по
иностранному языку 50
§ 2.6. Домашние работы учащихся как форма внеклассной работы по
иностранному языку 55
Заключение 58
Список литературы 61
социальных мотивов учитель
сотрудничество учащихся разных классов (разновозрастные творческие
объединения учащихся) помогает школьникам занять определенную
позицию в отношениях с
одобрения сверстников и
Отметим те виды мотивации, развитие которых способствует повышению
эффективности в обучении ИЯ:
1) целевая коммуникативная мотивация, когда главная внутренняя
установка ребёнка – это
2) инвентаризационная мотивация, вытекающая из осознания достигнутого
учеником прогресса в изучении языка;
3) страноведческая мотивация, вытекающая из удовлетворения
специфического, эмоционально-личностного интереса ребёнка к стране
изучаемого языка, ее культуре, народу;
4) лингво-познавательная
языковой форме (например, к этимологии, приращению лексического
запаса, работе с контекстом, сбору идиоматических выражений и
т.д.);
5) компенсаторная мотивация – стремление к системности, полноте,
нефрагментарности
6) инструментальная мотивация, которая развивается на основе чувства
радости и удовлетворения от выполнения определенных видов работы;
7) эстетическая мотивация, вытекающая из эстетического удовольствия,
наслаждения, получаемого от процесса познания иностранного языка,
от участия в различных формах внеклассной работы по ИЯ.
В рамках классификации, в основе которой лежит критерий – степень
активности, самостоятельности и креативности учебно-познавательной
деятельности ребёнка, мы опираемся на современную классификацию методов
Лернера, Давыдовой, Скаткина, состоящую из двух групп: репродуктивные
(информационно-рецептивный, репродуктивный) и продуктивные (частично-
поисковый, исследовательский). [14, 148].
Репродуктивные общедидактические методы предназначены для организации
учащихся на усвоение готовых знаний и воспроизведение уже известных им
способов деятельности. Продуктивные общедидактические методы применяются
для организации учащихся на поиски субъективно новых знаний в ходе
творческой деятельности.
Полноценное усвоение учеником содержания образования предполагает
использование обеих групп общедидактических методов. Выбор метода обучения
зависит от цепи обучения, уровня подготовки учащихся и характера учебного
материала. В учебном процессе при организации усвоения, конкретного
учебного материала общедидактический метод реализуется в виде обоснованных
сочетаний приемов обучения. Поэтому педагогические возможности таких
приемов определяются тем общедидактическим методом, который реализуется в
данных приемах. [18, 82].
Прием обучения - это одно или несколько взаимосвязанных действий
учителя и ученика конкретными средствами (словесными, наглядными,
практическими), подчиненных цели метода.
Среди массовых форм внеклассной работы по иностранному языку
целесообразно выделить такую форму внеклассной работы как неделя
иностранного языка в школе. Эта форма по своему характеру является
массовой, так как предусматривает участие в ней широкого контингента
учеников, а по своей структуре является комплексной, так как включает
комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые происходят в
определенный период времени и направлены на реализацию задач комплексного
подхода к воспитанию учеников.
Неделя иностранного языка в школе как комплексная форма должна
оказывать содействие целенаправленной организации и систематизации всей
внеклассной работы по ИЯ в школе, активизации работы кружков, для которых
Неделя становится своеобразным творческим отчетом, формированию творческих
отношений между учениками, учителями и родителями, которые взаимодействуют
в процессе подготовки и проведение Недели. Неделя иностранного языка
проводят в определенный период учебного года по предварительно составленной
программе, которая определяет цели, содержание и форму любого из его
компонентов. Тематика мероприятий в рамках Недели должна быть интересной,
познавательной, доступной, связанной с учебным материалом и отвечать
возрастным особенностям учеников, уровню их языковой подготовки. [31, 61]
Процесс подготовки и
I этап (подготовительный) начинается составлением программы Недели.
На этом этапе создается оргкомитет, в состав которого избираются учителя
иностранного языка, завуч, представители ученической и родительской массы.
Члены оргкомитета определяют исполнителей программы, организуют
изготовления костюмов, реквизита, оформление помещений, выставок,
объявлений, приглашений, а также подготовку необходимых фономатериалов,
диафильмов, кинофильмов, слайдов. Непосредственно подготовку учеников к
выступлениям проводят учителя ИЯ, работая индивидуально с каждым учеником
или с группами учеников в кружках. Во время репетиций ученики
усовершенствуют свое произношение, учатся вести себя на сцене и т.п.
II этап - это проведение Недели иностранного языка. Обязательным
условием проведения Недели есть создание атмосферы праздничности,
непринужденности. Ученики должны ощущать удовлетворение и радость от своего
участия в празднике.
Образец плана проведения Недели иностранного языка в школе
|День
недели |Содержание работы
|Ответственный
|Понедельник
|Объявление по школьном|VIII-
| |радио об открытии | |
|
|Недели. Открытие |
|
|выставки стенгазет. |
|Вторник |Викторина, посвященная|VIII классы |
|
|обычаям и традициям |
|
|страны, язык которой |
|
|изучается.
|
|Среда |Ролевая игра |IX классы |
|
|"Телемост" (между |
|
|столицами родной
|
|
|страны и страны, язык |
|
|которой изучается). |
|Четверг
|Литературно-музыкальны|Х-ХІ
|
|й вечер
|
|Пятница
|Итоги Недели.
|Оргкомитет
III этап посвящен итогам Недели. Желательно выпустить информационный
бюллетень и сообщить о том, как прошла Неделя, каких успехов достигли ее
участники, кто из учеников наиболее отметился.
Как отдельную форму внеклассной работы по иностранному языку можно
выделить переписку учеников. Она имеет не только большое воспитательное, но
и практическое значение, поскольку оказывает содействие развитию речи
учеников. Переписка дает возможность ученикам практически использовать
иностранный язык как средство общения и получать дополнительную информацию
к темам программы. Чтобы переписка оказывала содействие развитию не только
письменной, но и устной речи учеников, на заседаниях кружка или секции
клуба заслушивается информация на иностранном языке, о которой идется в
письме, устраиваются выставки писем, во время которых комментируется их
содержание. Организующим центром этой работы является "Школьный почтамт",
который помогает ученикам в переписке, предоставляет ИЯ информацию о том,
как правильно оформить письма (написать адрес, дату и т.п.), предлагает
адреса зарубежных друзей, которые желают состоять в переписке, обеспечивает
конвертами, марками, консультирует по поводу употребления языкового
материала, характерного для эпистолярной формы общения.
Предметные кружки как
Кружок — эффективная форма внеклассной учебной работы по определенному
предмету. Во время уроков не всегда можно удовлетворить все запросы
учащихся. Познавательные интересы школьников нередко выходят за пределы
учебных программ и учебников. В этом случае умело организованная
кружковая работа приобретает большую педагогическую значимость.
Предметные кружки служат действенным средством в решении таких задач:
привитие интереса к предмету; расширение и углубление знаний, полученных на
уроке; формирование и совершенствование практических навыков и умений по
тому или иному учебному предмету; развитие индивидуальных наклонностей
учащихся к определенной отрасли науки; развитие творческой активности,
инициативы и самостоятельности; вооружение учащихся методами добывания
знаний, формирование интереса к интеллектуальному и практическому труду;
организация содержательного отдыха учащихся, направленного на их
эстетическое и нравственное воспитание. [26, 204].
Предметным кружкам, в сравнении их с другими формами внеклассной
учебной работы, присущи такие особенности: общность познавательных
интересов учащихся, их положительное отношение к изучению данного предмета,
любознательность и др.
В школе организуются кружки по всем предметам для учащихся 4—10х
классов. Кружки лучше всего организовать из учащихся параллельных классов и
в состав каждого включать по 10—20 учащихся. Членами кружка могут быть не
только хорошо успевающие учащиеся, по любой ученик, изъявивший желание
заниматься в данном кружке. Практика существования предметных кружков
показывает, что ученики со средней успеваемостью, работая активно в кружке,
начинают хорошо учиться как по данному, так и по другим предметам. Опытные
учителя специально вовлекают в кружок и плохо успевающего учащегося,
стараются заинтересовать его, а заинтересовав, ставят перед ним требование
— ликвидировать проблемы в своей учебной работе. В случае необходимости
учитель организует через коллектив помощь этому учащемуся Результаты такой
работы, как правило, положительные. [26, 210].
Каждый член кружка принимает
активное и добровольное
мероприятиях, проводимых кружком, выполняет конкретную работу в
соответствии со своими интересами и возможностями. Предметный кружок может
избирать старосту, его заместителя, секретаря, редколлегию стенной газеты.
Как правило, работой кружка руководит учитель или родители, или специалисты
ВУЗов, учёные, либо старшеклассники.
Кружок работает систематически (обычно 2— 3 раза в месяц),
продолжительность занятий 1,5—2 часа. Все предметные кружки работают по
плану согласно общешкольному расписанию (графику) кружковой работы, а
занятия фиксируются секретарем в специальном журнале. План должен быть
органически связан со школьной учебной программой по данному предмету, но
вместе с тем может выходить за ее пределы и дополнять ее. В плане
необходимо отобразить цели и задачи, содержание работы кружка (указать
конкретные темы, разделы предмета, подлежащие изучению), а также виды,
методы и формы работы. Формы работы могут планироваться самые
разнообразные, исходя из специфики предмета, индивидуальных и возрастных
особенностей учащихся, педагогического мастерства учителя, материальных
условий и др. Это могут быть занятия по изучению новой лексики, доклады
учащихся по различным проблемам в России и за рубежом, репетиции к
спектаклям, музицирование на иностранном языке, организация переписки с
зарубежными друзьями и т.д.
Учитель может на кружковом занятии применять проблемное изложение
материала, создать систему заданий и вопросов, направляющую учащихся на
решение той или иной проблемы, либо предложить такие индивидуальные и
Информация о работе Внеклассная работа по иностранному языку