Внеклассная работа по иностранному языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 22:38, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования Внеклассная работа по иностранному языку
имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение.
Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и
способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников,
развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических
вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры
другой страны и сквозь призму этих знаний более активно осваивать культуру
своей страны.

Содержание работы

Введение 3

Глава I. Теоретические основы внеклассной работы по иностранному языку
5
§ 1.1. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическое
явление 5
§ 1.2. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическая
система 7
а) принципы организации внеклассной работы по иностранному языку 7
б) цели и задачи внеклассной работе по иностранному языку 10
в) содержание, мотивы, формы и методы внеклассной работы по
иностранному языку 12
Глава II. Практические рекомендации к внеклассной работе по иностранному
языку 22
§ 2.1. Игровые формы внеклассной работы по иностранному языку 22
§ 2.2. Факультативные занятия по иностранному языку 33
§ 2.3. Календарные и тематические праздники 38
§ 2.4. Экскурсии как форма внеклассных занятий по иностранному языку
43
§ 2.5. Использование СМИ и сети «Интернет» во внеклассной работе по
иностранному языку 50
§ 2.6. Домашние работы учащихся как форма внеклассной работы по
иностранному языку 55

Заключение 58


Список литературы 61

Файлы: 1 файл

диплом внекл раб по ин яз.doc

— 538.50 Кб (Скачать файл)

на территории данной  местности,  иллюстрирует  свой  рассказ  демонстрацией

наконечников стрел, глиняных  сосудов  той  эпохи,  карту-схему  захоронения

знатного воина.  Объясняя  учащимся  на  экскурсии  в  поле  состав  клубней

картофеля, учитель с помощью простейшего  химического  анализа   (капает  на

срез клубня несколько капель воды) в  картофеле  выявляет  крахмал.  Учитель

должен тщательно продумывать и отбирать  экскурсионные  объекты,  руководить

наблюдением учащихся, акцентировать их внимание на основных  объектах  и  их

характеристиках, при необходимости использовать  дополнительную  наглядность

в виде  фотографий,  рисунков,  графиков.  Экскурсия  предоставляет  большие

возможности   для   установления   межпредметных   связей.   Например,    на

биологической экскурсии часто возникают потребности  в  актуализации  знаний

по  физике,  химии,  географии.  Такие  ситуации  учителю  нужно   создавать

специально для отражения целостности природы и социальной жизни  человека  в

сознании учащегося. Систематическое оперирование межпредметными  знаниями  и

умениями вырабатывает систем-вый  стиль  умственной  деятельности  учащихся.

[13, 120].

      В конце экскурсии учитель  проверяет работу учащихся: все  ли  выполнено

по  плану,  сделаны  ли  записи,  зарисовки,  измерения.  Затем   проводится

заключительная беседа, на которой  учитель  отвечает  на  вопросы  учащихся,

выясняет их впечатления от экскурсии.

      Большое  значение  для  высокой   результативности   экскурсии   имеют

закрепление знаний, их  обобщение  и  систематизация.  Во  время  беседы  на

уроке, после экскурсии,  учащиеся  воспроизводят  ход  экскурсии,  объясняют

факты, с которыми познакомились, выделяют  главное,  существенное;  получают

задания  написать  рефераты,  оформить  отчеты  или   альбомы,   подготовить

стенгазету или стенд. Практикуется написание сочинений на темы:  «Человек  и

природа», «Я люблю свой край», «Кем стали наши выпускники».

      На  уроках  необходимо  как  можно  чаще  использовать  собранные   на

экскурсии  материалы  с  целью  мотивации  учения,  актуализации  знаний   и

чувственного опыта учащихся,  создания  положительного  эмоционального  фона

урока.

 

     § 2.5. Использование СМИ и сети «Интернет» во внеклассной работе по

                             иностранному языку

 

      Развитие техники привело к значительному распространению таких средств

массовой информации, как кино, пресса, радио и телевидение.

      Благодаря им реализуются различного  рода  учебные  программы,  причем

немалое месте в этих программах отводится вопросам, изучаемым в начальной  и

средней   школах.   Эти   материалы,   как    правило,    очень    тщательно

подготавливаются  педагогическими   группами   радио   и   телевидения,   их

использование в ходе учебно-воспитательной работы всемерно рекомендуется,  а

иногда  и  просто  необходимо.  Именно   поэтому   преподаватели   отдельных

предметов должны знать учебные программы радио и телевидения, помещаемые,  в

частности, на страницах  педагогических  журналов,  и  включать  их  в  план

проводимых с  учащимися  занятий.  Понятно,  учащихся  нужно  подготовить  к

восприятию учебных программ радио и телевидения, а после  передач  обсуждать

с ними их содержание, обращая внимание  учащихся  на  узловые  вопросы.  При

использовании учебных программ сохраняет действие принцип объединения  их  с

остальными компонентами процесса обучения,  особенно  с  его  содержанием  и

ходом.

      Учебные  программы  радио  и  телевидения  могут  выполнять  различные

дидактические функции.  В  некоторых  случаях  ими  можно  пользоваться  как

источником  новых  для  учащихся  знаний,  иногда  они  могут  служить   для

систематизации и закрепления уже проработанного в школе материала  и  т.  д.

Выбор  той  или  иной  функции  определяется  учителем  на  основе   анализа

выполняемого с учениками учебного плана и программы,  текущих  дидактических

задач и т. п.

       Кроме использования учебных  передач радио и телевидения  для  учебно-

воспитательных целей рекомендуется также  ознакомление  учеников  с  другими

передачами   программы;   решение   относительно   их   выбора   и   способа

использования на уроке  и  на  этот  раз  должно  относиться  к  компетенции

учителя.

       В настоящее время использование  средств сети Интернет во  внеклассной

работе стало очень популярным и доступным.

       Итак, какие же виды деятельности  может осуществлять ученик в  сети  во

внеурочное время с целью лучшего овладения иностранным языком?

       Индивидуальная работа по  ликвидации  пробелов  в  знаниях  учащихся,

формированию или совершенствованию грамматических, лексических навыков.

       С этой целью  очень  полезно  предложить  ребятам  использовать  либо

описанные  выше  программы  English  Club  net,  English-to-Go,  др.,  курсы

дистанционного        обучения        на        отечественных         сайтах

(http://www.ioso.iip.net/distant) либо имеющиеся в медиатеке  компакт-диски.

Такая работа может проводиться и с домашнего компьютера. В  настоящее  время

в  сети  много  возможностей  организовать  индивидуальную   самостоятельную

деятельность школьников по совершенствованию тех или  иных  знаний,  умений,

навыков в овладении иностранным языком.

       Большую помощь могут оказать  ребятам выпускаемые  в  настоящее  время

компакт-диски. Правда, далеко не все  они  одинаково  эффективны,  поскольку

далеко не во  всех  рекламируемых  курсах  хорошо  продумана  и  реализована

методическая сторона курса.

       Думается, наиболее удачным можно  признать  курс  Reward  Internative,

подготовленный фирмой “Новый диск” на основе  хорошо  известной  одноименной

серии   учебников   Саймона   Гринхолла.   Курс   предусматривает   элементы

дистанционного обучения.

       Dynamic English – курс на  6  компакт-дисках  3-х  уровней  сложности

(beginner Basic,  Upper  Basic)  по  два  диска  для  каждого  уровня.  Есть

звуковое сопровождение и анимация, предусмотрены  упражнения  интерактивного

характера лексические,  грамматические.  Встроенная  система  Shuffle  Level

позволяет автоматически настраивать уровень сложности заданий в  зависимости

от ответов ученика. Имеется встроенная программа контроля. Это серия  курсов

(Dynamic English, Dynamic Classics, Business English).

       Проектная  деятельность  учащихся  является  распространенным   видом

работы с использованием  Интернет.  Это  наиболее  эффективная  деятельность

учащихся во внеурочное время.  Однако  сразу  следует  оговориться,  что  ее

эффективность в полной мере зависит от организации и координации со  стороны

педагогов.  Так  чем  же  так  привлекательна  проектная  деятельность   для

учебного процесса по иностранному языку? Ответ  вполне  очевиден.  Только  с

помощью сети Интернет можно создать подлинную  языковую  среду  и  поставить

задачу формирования потребности в  изучении  иностранного  языка  на  основе

интенсивного общения с носителями языка, работы  с  аутентичной  литературой

самого  разного  жанра,  аудирования  оригинальных  текстов   в   исполнении

носителей   языка.   Это,   пожалуй,   наиболее   эффективная    возможность

формирования  социокультурной  компетенции  на  основе  диалога  культур.  В

Интернете школьники и учителя могут  найти  любую  необходимую  для  проекта

информацию: о музеях и их экспонатах по всему  миру,  статистические  данные

по самым разнообразным вопросам, информацию  о  текущих  событиях  в  разных

уголках мира и реакцию людей на эти  события,  информацию  об  экологической

ситуации в разных районах мира,  о  национальных  праздниках  и  т.д.  Можно

побеседовать в  режиме  on-line  (в  режиме  реального  времени),  пользуясь

услугами IRC (Internet Relay Chat) со  сверстниками  или  со  специалистами

интересующей  профессии  из  разных  стран  мира.  Вот   почему   совместные

международные проекты с носителями языка столь привлекательны  для  изучения

иностранных языков. Олимпиады, викторины на иностранном  языке  могут  также

вносить свою лепту в совершенствование иностранного языка, но они  касаются,

в основном, продвинутых учащихся. В проектах же участвуют все.

       Проекты могут выполняться, как  на уроке, так и во  внеурочное  время.

Проектная деятельность  наиболее  эффективна,  если  ее  удается  связать  с

программным материалом, значительно расширяя и углубляя  знания  учащихся  в

процессе работы  над  проектом.  В  основе  проекта  всегда  лежит  какая-то

проблема. Проект не должен ограничиваться темой. Нужна пусть  небольшая,  но

значимая  проблема.  Только  таким  образом  удается  переключить   внимание

школьников с формы высказывания на содержание.

       Мысль ребят в этом случае  занята  тем,  как  решить  проблему,  какие

найти рациональные способы ее решения,  где  найти  убедительные  аргументы,

доказывающие правильность выбранного пути. В  основе  речевой  деятельности,

как мы знаем, лежит именно мысль. Язык  является  средством  формирования  и

формулирования мысли. Если проблема решается  в  совместной  деятельности  с

носителями языка, нет возможности обсуждать эту проблему  на  родном  языке.

Необходимо донести свои мысли до партнеров и точно  понять  ход  их  мыслей.

Всю работа по обсуждению проблемы, поиску  ее  решения  лучше  проводить  на

уроке в группах с тем,  чтобы  ребята  вели  все  обсуждения,  дискуссии  на

иностранном  языке,  готовили  материал  совместно,  распределяя  роли   для

каждого участника проекта с  нашей  стороны.  Многое  зависит  от  проблемы,

которая предлагается для решения. Если проблема оказывается интересной,  как

для наших школьников, так и для школьников из  других  стран,  то  возникают

подходящие  условия  для  организации  международного  телекоммуникационного

проекта.  Поиск  партнеров  под  свою  проблему -  дело   нелегкое,   здесь

необходима настойчивость, время. Если найдены зарубежные  партнеры,  которых

данная проблема заинтересовала,  необходимо,  прежде  всего,  познакомиться.

Для этого принято обмениваться так называемыми представительскими  письмами.

Можно  воспользоваться  web-страничками  своих   школ   или   даже   личными

страничками,   сообщив   потенциальным   партнерам   адреса.   Тогда   можно

познакомиться поближе, увидеть друг  друга  на  фотографиях,  показать  свою

школу и т.д. После знакомства можно договориться  о  подгруппах-партнерах  с

каждой стороны, распределив между этими подгруппами задачи  общего  проекта.

Далее  приступают   к   обсуждению   плана   совместных   действий,   сроков

промежуточных  результатов  и  итоговых,  способов  оформления  результатов.

Договариваются в случае необходимости об  он-лайновых  чатах,  конференциях.

Можно  создать  совместную  web-страничку,  на  которой  будут   размещаться

итоговые  материалы   совместного   проекта,   результаты   дискуссий.   Все

необходимые письма, материалы обсуждаются  в  классе.  Проект  идет  как  бы

внутри  класса  и  вне  его,  в  Интернете.  Письма  партнеров  также  могут

обсуждаться в группах на уроках.

       Это  один  возможный  вариант.  Могут  быть,  разумеется,   и   чисто

внеклассные  проекты,  особенно,  если  ребята  присоединяются  к  какому-то

предлагаемому  в  сетях  международному  проекту.   Такие   проекты   всегда

организуются  вокруг  какой-то  интересной   проблемы.   Если   предлагаемая

проблема интересна для группы школьников или даже для отдельных  школьников,

надо стимулировать их к индивидуальной или групповой проектной  деятельности

во внеурочное время. Но и в этом случае  нельзя  отпускать  их  в  свободное

плавание. Контроль и необходимая помощь должны  оказываться  систематически.

В противном  случае,  если  ученик  не  видит  искренней  заинтересованности

учителя, родителей в его деятельности, энтузиазм быстро гаснет. Дел у  наших

ребят и так хватает, а проектная деятельность весьма трудоемка.

       Очень интересны  межпредметные  проекты,  также  организуемые  вокруг

определенной проблемы. Это могут быть  международные  проекты  по  экологии,

географии, демографические проекты, исторические, творческие,  пр.  Но  если

они международные, значит, они должны проводиться на  иностранном  языке.  В

любом случае в проектной деятельности с носителями  языка  иностранный  язык

выступает в своей основной функции - средства формирования и  формулирования

мысли, средства общения.  Причем  общение  происходит  с  носителями  другой

культуры,  язык  которой  изучается  школьниками.  Следовательно,  овладение

языком естественным образом происходит на социокультурном  фоне.  Ребята  не

только  решают  проблему  совместно,  они  знакомятся  с   национальными   и

культурными особенностями стран-партнеров,  узнают  массу  интересных  вещей

друг о друге, о которых порой и не догадывались.  И  что  особенно  важно  и

ценно, они учатся понимать друг друга и осознавать  тот  факт,  что  все  мы

Информация о работе Внеклассная работа по иностранному языку