Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 22:38, дипломная работа
Актуальность исследования Внеклассная работа по иностранному языку
имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение.
Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и
способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников,
развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических
вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры
другой страны и сквозь призму этих знаний более активно осваивать культуру
своей страны.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы внеклассной работы по иностранному языку
5
§ 1.1. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическое
явление 5
§ 1.2. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическая
система 7
а) принципы организации внеклассной работы по иностранному языку 7
б) цели и задачи внеклассной работе по иностранному языку 10
в) содержание, мотивы, формы и методы внеклассной работы по
иностранному языку 12
Глава II. Практические рекомендации к внеклассной работе по иностранному
языку 22
§ 2.1. Игровые формы внеклассной работы по иностранному языку 22
§ 2.2. Факультативные занятия по иностранному языку 33
§ 2.3. Календарные и тематические праздники 38
§ 2.4. Экскурсии как форма внеклассных занятий по иностранному языку
43
§ 2.5. Использование СМИ и сети «Интернет» во внеклассной работе по
иностранному языку 50
§ 2.6. Домашние работы учащихся как форма внеклассной работы по
иностранному языку 55
Заключение 58
Список литературы 61
живем на одной планете, что делить нам нечего. Значит надо научиться
уважать друг друга. В настоящее время проектная деятельность стала наиболее
популярным видом деятельности школьников в сетях. Вместе с тем, как это
часто бывает, когда что-то входит в моду, проектом именуют все что угодно.
Учитель предлагает собрать материал по родному краю - проект, выпустить
газету - проект, организовать вечер английского языка - проект. Если
обратиться к семантике слова, то, возможно, они и правы. Но с
педагогической точки зрения, нас интересуют способы, пути достижения целей
воспитания и развития. Именно поэтому мы в свое время обратились к методу
проектов, понимая под этим совокупность приемов, операций, направленных на
решение определенной исследовательской проблемы, это способ достижения
дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию),
которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим
результатом.
Можно сформулировать основные требования к использованию метода
проектов в курсе иностранного языка:
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы
/задачи,
требующей интегрированного
ее решения (например, исследование истории возникновения празднования
различных праздников в англо-говорящих странах - St.Patrick's Day,
Thanksgiving Day, Halloween, Christmas, Mothers' Day, etc; организация
путешествий в разные страны, сопоставление особенностей такой организации
для путешествия в нашей стране и за рубеж; проблемы семьи; проблема
свободного времени у молодежи; проблема обустройства дома; проблема
отношений между поколениями; проблема организации спортивных мероприятий,
много других);
Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов
(например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии
данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях,
прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты,
альманаха с репортажами с места событий; программа туристического маршрута
со всеми подробностями, касающимися особенностей зарубежной поездки; план
обустройства дома, парка, участка, планировка и обустройство квартиры,
пр.);
Структурирование
результатов и распределением ролей).
Использование исследовательских методов: определение проблемы,
вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения,
обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ
полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование
в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола",
творческих отчетов, защиты проекта, пр.).
Отсюда могут быть определены
и этапы разработки и
(его структуры):
Цели проекта с определением знаний, умений, навыков, которые должны
приобрести школьники в результате работы над проектом.
Презентация ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем
по обсуждаемой тематике.
Выдвижение гипотез решения выявленной проблемы (мозговой штурм).
Обсуждение и обоснование каждой из гипотез.
Обсуждение методов проверки из принятых гипотез в малых группах (в
каждой группе по гипотезе), обсуждения возможных источников информации для
проверки выдвинутой гипотезы.
Обсуждение оформления
Работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или
опровергающих гипотезу.
Защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с
оппонированием со стороны всех присутствующих.
При работе с компьютером
индивидуальной деятельности, особенно, если ученик работает не в школьной
медиатеке, а у себя дома, за собственным домашним компьютером.
В медиатеке за одним
причем работают совместно. То, что реально один из них осуществляет поиск
информации в сети, не является столь уж важным фактом. Главное, что они
совместно обсуждают саму проблему и возможные пути поиска нужной
информации. Ожидать, что это обсуждение происходит на иностранном языке -
верх наивности, разумеется, на родном языке. Но сама информация,
необходимая им для тех или иных целей проекта должна быть на иностранном
языке или предполагается ее использовать в задании на иностранном языке.
§ 2.6. Домашние работы учащихся как форма внеклассной работы по
иностранному языку
Доля умственных занятий в человеческой деятельности непрерывно
возрастает. Поэтому приучение детей к систематическому умственному труду
делает необходимыми домашние учебные занятия. Их характер, объем, сложность
должны быть научно обоснованы. Но ни по одной из проблем дидактики за
последнее десятилетие, пожалуй, не велось столько споров, как по проблеме
домашней работы школьников. Иногда можно слышать: «А нужны ли домашние
задания? Известен опыт грузинских психологов и педагогов по обучению детей
начальных классов без домашних заданий; некоторые педагоги нашей страны,
успевая быстро пройти всю программу, весной работают без домашних заданий»
и т.п. [6, 217].
Авторы, создающие и призывающие к созданию здоровье сберегающих
технологий, подчеркивают необходимость преодолеть перегрузку учащихся,
разгрузить учебники и программы от излишней информации и второстепенного
материала, что относится и к домашним заданиям учащихся. Но устранить
перегрузки не означает полностью отменить домашние задания.
Специальными исследованиями
школы домашние задания нужны, но они требуют значительной модернизации.
Домашняя учебная работа, как никакая другая форма обучения, воспитывает
самостоятельность учащихся. Правильно организованная домашняя работа
школьников — это такая работа, которая дает наилучшие результаты (систему
глубоких и прочных знаний, умений и навыков, высокий уровень развития и
воспитания школьников) в пределах положенного времени.
Как показывает практика, огромные возможности домашней работы
используются далеко не полностью. Типичными недостатками в этой работе
являются: слабый интерес к заданиям, несвоевременность выполнения,
отсутствие гигиенических условий, незнание норм научной организации труда,
неразвитость произвольного внимания и продуктивного мышления, однообразие
деятельности, слабое владение приемами мыслительной деятельности, навыками
и умениями самостоятельной работы, низкий коэффициент полезного действия
уроков. Отсюда — низкое качество работы, быстрая утомляемость, перегрузки.
Перегрузку иногда рассматривают в среднестатическом выражении как
универсальное явление. Но она различна для разных возрастных групп и разных
учащихся, при изучении предметов гуманитарного и физико-математического
цикла, т. е. зависит от основных дидактических условий и системы работы в
целом.
Исследования показывают, что количество, объем и характер домашних
заданий часто противоречат дидактическим требованиям, устанавливаются без
учета реальных учебных возможностей школьников, в отрыве от системы общей
работы, проводимой на уроках, рассчитаны на абстрактного «среднего»
ученика. Наблюдается перегрузка учащихся практически по всем предметам.
Причем замечено, что слабые ученики в основном тратят на домашние задания
больше времени, чем успевающие ученики. По объему домашняя работа не
должна превышать одной трети того, что сделано на уроке в 1—7-м классах, и
половины — в 8—11-м классах. Воспитатель группы продлённого дня не может
оказать квалифицированную помощь по всем предметам, особенно
старшеклассникам. Поэтому во время самоподготовки предусматриваются
консультации учителей. Частота и продолжительность этой формы учебной
помощи определяются классными руководителями и предметниками в зависимости
от сложности изучаемых тем, а также особенностей контингента школьников. По
способам проведения различают такие формы консультаций: совет, разъяснение,
обсуждение, комбинированная (смешанная) консультация.
Преподавателю, проводящему консультацию, необходимо соблюдать
следующие дидактические требования: тщательно подготовиться (просмотреть
программы, изучить соответствующую литературу, определить основные проблемы
для обсуждения, а также вопросы, трудно усваиваемые учащимися), продумать
форму, способы и структуру консультации, не допускать ее превращения в
средство контроля знаний школьников. Каждая консультация должна быть
интересной в познавательном отношении, богатой по содержанию, разнообразной
по формам и методам проведения. В последние годы широко используется помощь
консультантов-школьников. Они работают под руководством учителей и не
просто помогают отстающим в усвоении текущего материала, а восстанавливают
пробелы в знаниях ранее пройденного материала.
Учебная деятельность в школах и группах продленного дня — дело всего
педагогического коллектива школы. Успешное решение многих учебно-
воспитательных задач зависит от единства требо§ 2.5. Использование СМИ и сети «Интернет» во внеклассной работе по
иностранному языку
Развитие техники привело к значительному распространению таких средств
массовой информации, как кино, пресса, радио и телевидение.
Благодаря им реализуются
немалое месте в этих программах отводится вопросам, изучаемым в начальной и
средней школах. Эти материалы, как правило, очень тщательно
подготавливаются педагогическими группами радио и телевидения, их
использование в ходе учебно-воспитательной работы всемерно рекомендуется, а
иногда и просто необходимо. Именно поэтому преподаватели отдельных
предметов должны знать учебные программы радио и телевидения, помещаемые, в
частности, на страницах педагогических журналов, и включать их в план
проводимых с учащимися занятий. Понятно, учащихся нужно подготовить к
восприятию учебных программ радио и телевидения, а после передач обсуждать
с ними их содержание, обращая внимание учащихся на узловые вопросы. При
использовании учебных программ сохраняет
Информация о работе Внеклассная работа по иностранному языку