Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 22:38, дипломная работа
Актуальность исследования Внеклассная работа по иностранному языку
имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение.
Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и
способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников,
развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических
вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры
другой страны и сквозь призму этих знаний более активно осваивать культуру
своей страны.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы внеклассной работы по иностранному языку
5
§ 1.1. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическое
явление 5
§ 1.2. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическая
система 7
а) принципы организации внеклассной работы по иностранному языку 7
б) цели и задачи внеклассной работе по иностранному языку 10
в) содержание, мотивы, формы и методы внеклассной работы по
иностранному языку 12
Глава II. Практические рекомендации к внеклассной работе по иностранному
языку 22
§ 2.1. Игровые формы внеклассной работы по иностранному языку 22
§ 2.2. Факультативные занятия по иностранному языку 33
§ 2.3. Календарные и тематические праздники 38
§ 2.4. Экскурсии как форма внеклассных занятий по иностранному языку
43
§ 2.5. Использование СМИ и сети «Интернет» во внеклассной работе по
иностранному языку 50
§ 2.6. Домашние работы учащихся как форма внеклассной работы по
иностранному языку 55
Заключение 58
Список литературы 61
процессах, организации производства, отношениях в коллективе. На экскурсиях
по историческим местам осуществляется связь исторических, обществоведческих
и экономических знаний с данными о современной, жизни села, города,
республики, страны, учащиеся знакомятся с реальной народнохозяйственной
практикой и задачами на будущее, что способствует формированию их
коммунистического мировоззрения. Наблюдая и познавая явления общественной
жизни, школьники сами готовятся к активному участию в различных сферах
общественно полезной деятельности.
Школьники должны быть
науки. В доступной форме на уроках, факультативах, в кружках учащиеся
знакомятся с важнейшими научными открытиями. Но даже просмотр научно-
популярного фильма или специальной телепередачи не оказывает на учащихся
такого влияния, как полное впечатлений непосредственное соприкосновение с
научной деятельностью в научно-исследовательском институте, на
агробиостанции или в лаборатории.
Нередко на экскурсиях школьники выполняют простые исследования:
изучают почву или листья методом химического анализа, проводят
метеорологические или фенологические наблюдения, собирают материалы по
истории родного края. При этом они используют методы научного исследования,
приобщаются к научной деятельности.
Во время экскурсии учащиеся переносят знания в новую ситуацию,
открывают для себя новые способы решения познавательных задач. Например, на
экскурсии по изучению геологического строения местности школьники находят в
овраге небольшого размера обкатанный кусок породы. Учащиеся знают, что
камень становится гладким под воздействием воды и перекатывания. По степени
обработанности его поверхности можно определить путь обломков от места
залегания коренной породы и найти это место. [10, 201].
Эвристичность учебной
работы исследовательского характера. Так, во время экскурсии на колхозное
поле учащиеся изучают сорные растения, проводят подсчет их на определенных
площадях разных участков поля, на основе чего составляется карта
засоренности полей.
Объяснение учителя, экскурсовода требует размышлений учащегося,
осознания полученной информации. Наблюдение предметов и явлений
действительности невозможно без выполнения логических операций (анализа,
синтеза, сравнения, обобщения). Экскурсия обеспечивает учащихся материалом
для самостоятельного творческого изучения, способствует формированию основ
творческого мышления. Все это, как и самостоятельный поиск ответов на
эвристические вопросы, выполнение познавательных задач и проблемных
заданий, содействует интеллектуальному развитию школьников.
С каждым годом все более актуальной становится проблема охраны
окружающей среды. В связи с этим очень остро встал вопрос о воспитании у
детей правильного отношения к природе. Только в непосредственном
соприкосновении с природой, под влиянием умного, влюбленного в природу
наставника воспитывается у детей положительное, бережливое отношение к
окружающей среде. Природоведческие экскурсии обладают огромным
воспитательно-образовательным потенциалом.
Экскурсия — эффективное средство воспитания школьников. Каждая
производственная, историческая, литературоведческая экскурсия должна стать
школой патриотического воспитания. Экскурсия по родному краю, по места боёв
Великой Отечественной войны формирует у ребят чувство ответственности за
свое поведение перед светлой памятью погибших, воспитывает патриотизм,
уважение к защитникам Родины. События далекого прошлого предстают перед
ними как истоки настоящего. [25, 117].
Особо следует подчеркнуть значение экскурсий в формировании
эмоциональной сферы учащихся: чувства прекрасного, ощущения радости
познания, желания быть полезными обществу. В поле, лесу, на реке школьники
находятся в мире прекрасного, учатся понимать красоту, потом воспроизводить
увиденное и прочувствованное в рисунках, гербариях, стихах, рассказах,
поделках. Экскурсии в природу, музеи, выставочные залы, на производство
учат понимать произведения искусства, находить красоту в обыденных вещах и
явлениях, чувствовать красоту человеческого труда.
Таким образом, на экскурсии в единстве и взаимосвязи осуществляются
образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения, но в
конкретных условиях на первый план может выходить одна из них. Учитывая
моторную, активно-двигательную специфику учебного познания на экскурсии,
можно также говорить о ее влиянии на физическое развитие учащихся.
Типология и структура учебных экскурсий
Деление учебных экскурсий на
типы имеет не только
практическое значение. Нельзя правильно организовать учебно-воспитательный
процесс на экскурсии, не выделив для решения поставленных задач наиболее
подходящий ее тип.
В педагогике учебные экскурсии разделяют по разным основаниям и
признакам. По отношению к учебным программам экскурсии делят на программные
(рекомендуются учебными программами) и внепрограммные (выходят за рамки
программы).
По содержанию учебные экскурсии подразделяются на тематические
(однотомные и многотемные) и комплектные (обзорные).
Тематические экскурсии проводят в связи с изучением одной или
нескольких взаимосвязанных тем учебного предмета.
Комплексные или межпредметные экскурсии охватывают взаимосвязанные
темы двух или нескольких учебных предметов.
По времени проведения
какого-либо раздела различают вводные, сопутствующие и заключительные
экскурсии.
Вводные экскурсии предваряют изучение нового материала. Чаще всего они
проводятся для того, чтобы ввести учащихся в новый для них учебный предмет
или раздел. На таких экскурсиях учащиеся усваивают опорные понятия,
получают наглядные представления и практический опыт, необходимые им для
сознательного изучения нового учебного материала, знакомятся с фактами,
сущность которых будет раскрыта позднее на уроках.
Сопутствующие экскурсии проводятся параллельно с изучением
теоретического материала и призваны обеспечить более глубокое его понимание
учащимися, дополнить их знания новыми фактами, наглядными представлениями.
Заключительные экскурсии
изучения раздела программы с целью обобщения и систематизации теоретических
знаний, углубления и закрепления навыков и умений учащихся. Важная задача
заключительных экскурсий — способствовать выявлению связи изученного на
уроках материала с реальными процессами или явлениями.
Существенным моментом при проведении экскурсии по природоведению,
ботанике, зоологии, биологии является время года, поэтому природоведческие
экскурсии в методике разделяют на осенние, зимние, весенние, летние.
Чтобы подчеркнуть внешние
учебным предметом, выделяют ботанические, зоологические, физические,
химические, географические, исторические, литературоведческие и другие
экскурсии.
С дидактической точки зрения учебные экскурсии целесообразно
классифицировать по двум основаниям сразу: по времени проведения
относительно изучаемого на уроках учебного материала и по содержанию. Кроме
того, учебные экскурсии могут быть однотемными, многотемными, комплексными,
вводными, заключительными.
Методика проведения экскурсий
Проведение экскурсий требует большой и серьезной подготовки к ней,
которая часто оказывается сложнее, чем подготовка к уроку или семинару. К
ее организации и проведению предъявляются определенные организационные,
дидактические, воспитательные требования, а именно: наличие в школе системы
экскурсионной работы с централизованным планированием и руководством;
подготовка учителей к экскурсионной работе; четкое определение
образовательных и воспитательных задач экскурсии; выбор оптимального
содержания в соответствии с задачами экскурсии, с учетом уровня подготовки
учащихся, их индивидуальных и возрастных особенностей; правильный выбор
экскурсионных объектов; соблюдение логики познавательного процесса;
систематическое создание проблемных ситуаций; оптимальный выбор адекватных
методов и приемов обучения и обеспечение их целенаправленного применения;
рациональное сочетание слова и наглядности мотивация учебной деятельности
школьника, формирование и развитие у школьников познавательных интересов,
стремления к самостоятельному поиску; оптимальное сочетание коллективных,
групповых и индивидуальных форм учебной работы; формирование у учащихся на
основе
изучаемого материала диалектико-
моральных качеств, эстетических вкусов, любви к природе; формирование у
учащихся общеобразовательных и специальных умений и навыков в процессе
применения знаний на практике; организационная четкость проведения
экскурсии, соблюдение правил техники безопасности и правил поведения на
экскурсионных объектах. [5, 47].
Экскурсия зависит от тщательности подготовки. Учитель внимательно
изучает экскурсионный объект, выясняет его образовательные и воспитательные
возможности, определяет цели и задачи, тип и структуру экскурсии, готовит
проблемные вопросы и задания для учащихся, устанавливает основные и
дополнительные источники информации, выбирает оптимальное сочетание методов
и приемов обучения, составляет план экскурсии, знакомится на месте с
экскурсионным объектом, намечает маршрут передвижения, готовит
дополнительные наглядные пособия (схемы, таблицы, фотографии) и необходимое
оборудование (измерительный инструмент, блокноты, карандаши, гербарные
папки, фотоаппарат, компас), проводит организационную беседу с учащимися,
во время которой сообщает дату, место, цель и задачи экскурсии, разъясняет
правила безопасности и поведения на экскурсии, кратко характеризует
экскурсионный объект, советует, как и что смотреть, за чем наблюдать, как и
что записывать и фотографировать, как передвигаться по маршруту. Учитель
распределяет обязанности среди всех учащихся; если нужно по плану, делит их
на звенья, назначает звеньевых и определяет задания для каждого звена;
назначает ответственных за наглядные пособия и оборудование, старших на
маршруте; инструктирует учащихся о порядке обработки информации и
материалов, составления письменных отчетов, подведения итогов.
Экскурсия начинается с того момента, когда учащиеся во главе с
учителем выходят из школы. Нужно рационально использовать время
передвижения к экскурсионному объекту. Следует напомнить учащимся о цели
экскурсии, о заданиях, которые они будут выполнять, предложить несколько
вопросов репродуктивного и проблемного характера, эмоционально настроить
учащихся на работу.
На месте проведения экскурсия начинается со вступительной беседы. На
производственной экскурсии разговор идет об особенностях данного
производства, выпускаемой им продукции, народнохозяйственном значении
предприятия, об основных профессиях, успехах коллектива и передовиках.
Вступительная беседа на природоведческой экскурсии проводится на
возвышенности, поляне или опушке леса. Учитель обращает внимание на общий
вид ландшафта, на особенности наблюдаемых природных явлений или объектов,
на их взаимосвязь. После вступительной беседы учащиеся приступают к
выполнению заданий или осмотру экскурсионных объектов.
Учитель дает установку на запоминание характеристик экскурсионных
объектов, на выполнение учащимися заданий по зарисовке, записи,
внимательному осмотру, подробному анализу, выделению существенных сторон,
отличительных особенностей объектов, на сопоставление, сравнение, обобщение
явлений.
Процесс обучения на экскурсии в основном строится на восприятии
экскурсионных объектов, их объяснении и практическом изучении. Поэтому
принцип наглядности играет ведущую роль на экскурсии. Например, во время
экскурсии в краеведческий музей учитель рассказывает о древних поселениях
Информация о работе Внеклассная работа по иностранному языку