Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 12:02, реферат
Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамках
рабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компонента имеют
в виду, когда говорят об «античном искусстве». Обычно в истории античного
искусства придерживаются последовательности — сначала Греция, потом
Рим. Причем считают искусство Рима завершением художественного творчества
античного общества. В этом есть своя логика: расцвет эллинского искусства
приходится на V — IV вв. до н. э., расцвет римского — на I—II вв. н. э. И все
же, если учесть, что дата, даже и легендарная, основания Рима — 753 г. до н.
э., то можно отнести начало деятельности, в том числе и художественной, людей,
населявших этот город, к VIII в. до н. э., т. е. веку, когда и греки еще не
строили монументальных храмов, не ваяли крупной скульптуры, а лишь расписывали
в геометрическом стиле стенки керамических сосудов. Именно поэтому правомерно
утверждать, что, хотя древнеримские мастера продолжали традиции эллинских, все
же искусство древнего Рима — явление самостоятельное, определявшееся и ходом
исторических событий, и условиями жизни, и своеобразием религиозных воззрений,
свойствами характера римлян, и другими факторами.
Введение. 3
1. ИСТОКИ РИМСКОГО ИСКУССТВА.. 5
1.1. Искусство италиков. 5
1.2. Искусство этрусков. 7
2. СТАНОВЛЕНИЕ РИМСКОГО ИСКУССТВА (VIII-I ВВ. ДО Н. Э.) 10
3. РАСЦВЕТ РИМСКОГО ИСКУССТВА (I-II ВВ.) 19
3.1. Время принципата Августа. 19
3.2. Время Юлиев — Клавдиев и Флавиев. 24
3.3. Время Траяна и Адриана. 29
3.4. Время последних Антонинов. 34
4. КРИЗИС РИМСКОГО ИСКУССТВА (III-IVBB.) 35
4.1. Конец эпохи принципата. 35
4.2. Эпоха домината. 38
Заключение. 45
Список использованной литературы.. 46
скульптурные произведения восточных провинций того времени, особенно
пальмирские портреты. Среди этих высокохудожественных изваяний, органично
сочетающих восточную декоративность форм и глубину психологической
выразительности, встречаются портреты, тяготевшие и к римским традициям, и
к индийским.
В искусстве провинциальных школ во второй половине II в. личные,
индивидуальные чувства находили проявление чаще, чем раньше. В то же время
менее откровенно звучала идея всепобеждающей силы Римской империи и получали
воплощение элементы местных провинциальных художественных систем. В
памятниках позднего периода расцвета искусства Римской империи личное и
индивидуальное, местное и своеобразное начинали вытеснять свойственные
времени Траяна и Адриана возвышенную идеализированность, величавое
однообразие, в которых официальное искусство стремилось выразить единство и
мощь державы. Грядущие перемены не могли не отразиться на художественных
памятниках Рима, стоявшего на рубеже III в. перед глубоким кризисом своей
политической и социальной системы.
4. КРИЗИС РИМСКОГО ИСКУССТВА (III-IVBB.)
4.1. Конец эпохи принципата
В развитии искусства Позднего Рима можно более или менее отчетливо различить
две стадии. Первая — искусство конца принципата (III в.) и вторая — искусство
эпохи домината (от начала правления Диоклетиана до падения Римской империи).
В художественных памятниках, особенно второго периода, заметно угасание
античных языческих идей и все большее выражение новых, христианских.
После кратковременного правления Пертинакса и купившего у преторианцев трон
Дидия Юлиана империя переживала междоусобные войны. Сильная милитаризация,
начавшаяся с воцарением Септимия Севера, наложила отпечаток на римскую
культуру и искусство всего III в. В годы военной монархии Северов и
беспрестанных переворотов, когда в течение столетия более 50 императоров
сменились, убивая один другого, монументальные формы в искусстве или
приходили в упадок, или получали, напротив, гипертрофированное выражение.
Нагляднее всего это выступало в архитектурной практике III в., когда то
создавались громадные термы Каракаллы и мощные крепостные стены Аврелиана,
то надолго прекращалась строительная деятельность. В характере скульптурных
портретов также заметны резкие перемены: порой лица изображались во всей
индивидуальной неповторимости, порой начинали приобретать черты почти
обожествленности, отрешенности от всего земного. В поисках средств
воплощения духовных качеств человека, проявившихся отчасти уже в искусстве
поздних Антонинов, в смене художественных манер и борьбе различных течений и
стилей проходила жизнь архитекторов, скульпторов и живописцев последнего
столетия принципата.
Императоры III в., стремясь угождать скорее не общественным, но частным
вкусам и потребностям городских жителей, создавали не огромные как ранее,
форумы или храмы, а исключительные по размерам и великолепию термы, в
которых римляне любили проводить время. Монументальными оказывались теперь
уже не государственные, официальные учреждения, а сооружения для малоимущей
массы населения — термы или бани. Начавшие строиться при Септимии Севере и
законченные при Каракалле
термы превзошли остальные
величиной и убранством. От акведука Марция к ним был проведен пересекавший
Аппиеву дорогу над «аркой Друза» акведук Антонинов. Ограда терм замыкала
площадь 337 м X 328 м. По сторонам от центрального северо-западного входа
располагались ряды двухэтажных небольших комнат, возможно, банных,
предназначавшихся для индивидуального пользования. Боковые участки ограды
заканчивались широкими, но плоскими экседрами с вытянутыми абсидальными
помещениями, фланкированными двумя различных планов залами. Центральную
часть противоположной входу стены занимала сильно уплощенная экседра,
включавшая огромные, вмещавшие 80 тыс. литров воды цистерны, рядом с
которыми были построены библиотеки.
Основное здание терм (216 Х112 м), как и общий план, подчинялось строгой
симметрии. Дополнительные помещения располагались по обе стороны от
центральной оси, на которой находились вместительный бассейн холодной бани
(фригидарий) в зале с двумя абсидами, затем обширный (58 м X 24 м)
центральный, перекрытый тремя крестовыми сводами салон, называемый
«базиликой», меньшая размерами теплая баня (тепидарий) и затем большая (34 м
в диаметре) круглая зала горячей бани (кальдарий), перекрытая куполом на
восьми мощных столбах, и рядом паровые ванны, или турецкие бани (лаконики).
Симметрично этим основным банным залам к бассейну примыкали вестибюли,
раздевальни (аподитерии), просторные (50 м X 20 м) прямоугольные открытые
палестры для занятия гимнастикой, залы для чтений, философских собеседований.
Много различных помещений имелось во втором этаже основного здания. Между
центральным зданием терм
и оградой росли высокие
цветники, статуи и оюсты. Многокрасочные мозаики, разноцветные, покрывавшие
бетонные конструкции плиты облицовочного мрамора, скульптурные памятники
усиливали ощущение великолепия терм, влекли сюда тысячи римлян.
В первой четверти III в. в Риме было воздвигнуто много значительных зданий и
прославлявших императора триумфальных арок. Создавались храмы Исиде,
Серапису, Гелио-габалу. Распространением восточных культов объясняется также
появление в Риме Митреумов. Украшал город и выстроенный на склонах Палатина
многоколонный, в несколько ярусов, Септизониум. На Римском Форуме в память
покорителя Парфии была поставлена между рострами и курией триумфальная,
высотой 20,88 м, из травертина и кирпича, облицованных мрамором, арка
Септимия Севера. Три ее пролета — центральный и соединявшиеся с ним
поперечными проходами более низкие боковые не обрамляли, однако, таких
значительных и красивых видов, как арка Тита или арка Адриана в Афинах. Место
для этого внушительного монумента было выбрано не очень удачно. В боковых
пролетах имелись ступени, центральный был замощен. На аттике сохранились
посвятительные надписи Септимию Северу и Каракалле с заметными следами
переделки четвертой строки после удаления имени убитого Каракаллой брата
Геты. Четыре громадные несущие аттик колонны покоятся на высоких постаментах,
имеющих рельефы с батальными сценами — легионеры ведут пленных парфян.
Храмы поражают многоколонными портиками, высокими подиумами,
многоступенчатыми, ведущими ко входу лестницами. Чувствуется напряженность
архитектурных форм, монументализация всех элементов: громадных плоскостей
высоких стен, могучих стволов колоннад, гипертрофированную мощь которых
слегка смягчает некоторая, очевидно, восточного происхождения,
декоративность. В орнаментальных узорах аркады Форума Северов в Лептис Магна,
а также пышных растительных капителях колонн, украшающих арки и амфитеатры,
проступали местные
Расцвет архитектуры в Северной Африке III в. способствовал развитию
искусства мозаики. На полах домов и общественных сооружений
выкладывались сложные орнаментальные и сюжетные композиции. В
них не только отразилось воздействие художественных стилей, господствовавших
в восточных эллинистических и римских центрах, но и проявились
местные вкусы и манеры как в выборе сюжетов и изображении людей, животных,
растений, так и в экспрессивной яркости тонов. Своеобразна и скульптура
этой провинции. Правда, мастера начала III в., следуя за столичными
ваятелями антониновской эпохи, часто использовали буравчик и создавали
зыбкую и мерцающую поверхность мрамора, но во многих памятниках нашла
воплощение и присущая только североафриканской художественной школе
титаническая напряженность и мощь пластических форм. Портретисты
второй четверти III в. вместо бурава применяли скарпель для изображения
волос насечками и этим еще более усиливали ощущение плотности камня. Лишь в
рельефах посвятительных и надгробных стел, в скульптурном декоре пилонов
базилик сказывалось тяготение к живописной трактовке пластической формы.
Экспрессивность африканского толка сочеталась в этих произведениях с
декоративностью восточного характера. Исключительно широк был и сюжетный
диапазон скульпторов. На рельефах триумфальных арок, пилонов и
цоколей можно видеть не только мифологические образы борющихся Геркулеса и
Антея, сцены гигантомахии и поразительные по своей экспрессивности лики
Скиллы или горгоны Медузы, но исполненные с исключительной достоверностью
скульптурные портреты Септимия Севера, Юлии Домны, Каракаллы и Геты, причем и
здесь лицо последнего бывает повреждено.
К концу III в. творческие возможности античного Рима постепенно исчерпывали
себя; все сильнее проявлялись новые идеалы, связанные с усиливавшимся
христианским мировоззрением. Зодчим еще предстояло создать крупные и
значительные сооружения, но особенных художественных шедевров в тот кризисный
переходный период уже не появлялось. В скульптурных портретах конца III в.
нарастала застылость объемов и форм; образы теряли жизненность и
индивидуальную неповторимость, проникались идеей неземного величия
императоров, объявивших себя в конце III в. божественными наместниками.
4.2. Эпоха домината
Искусство домината свидетельствует о глубоком кризисе античных пластических
форм. Ощущался он и в архитектуре. Тенденция к упрощению преобладала, хотя
иногда, как реакция, возникало усложнение планов. Конструктивность отличалась
от республиканской: четкость объемов утрировалась, образы все чаще
становились безучастно-холодными, применение декора было сдержанным. Формы
курии на Римском Форуме в этом отношении особенно выразительны.
Опосредствованно ее устойчивые массы призваны вызывать чувство уверенности.
Кажется, что создавшие это здание люди непреклонны, но справедливы. Выходящая
на Форум фасадная стена
параллелепипеда курии
окнами в верхней части и четким прямоугольником входа внизу. Остальные
плоскости ее, лишенные каких-либо украшений, производят впечатление
неприступности.
Компактностью цельного, почти кубического объема, поражает интерьер курии
(высота 21 м, ширина —18м, длина — 27 м); пространство, залитое светом,
проникавшим в крупные окна, воспринимается единым и монолитным. Подобно
экстерьеру, воплощающему идею могущества и силы, световое и пространственное
решение интерьера выдержано в том же архитектурном ключе и не менее
выразительно, чем массивные внешние элементы здания. Но следует заметить, что
для интерьера курии архитектор выбрал уже не плавные очертания цилиндра и
сферы, как в Пантеоне, а обладающий цельностью и устойчивостью резкий объем,
имеющий грани, углы. Лишь через два столетия в Софии Константинопольской
внутреннее пространство, исполненное эмоциональности духовного порыва,
окажется подвижным, устремляющимся от небольших сферических объемов по краям
к огромному, все собирающему в себя подкупольному залу.
Желание зодчих IV в. возместить ускользавшее от них величие архитектурных
форм хотя бы размерами построек определило появление законченной уже при
Константине Базилики Максенция. Располагавшаяся близ Римского Форума,
ориентированная с востока на запад, она занимала площадь 100 м X 65 м.
Огромный, длиной 80 м и шириной 25 м, центральный неф имел державшиеся на 8
столбах и 8 проконнесского мрамора колоннах высотой 14,5 м крестовые своды.
Оригинальную особенность Базилики Максенция составляет перекрытие боковых
нефов Коробовыми сводами юго-северной ориентации, а не западно-восточной, как
центрального нефа. Необычно и существование наряду с восточным входом южного
и, кроме большой западной абсиды со статуей Константина, также и северной.
Грандиозные, строившиеся с 298 по 306 г. термы Диоклетиана превзошли
размерами и великолепием термы Каракаллы. Много зданий снесли, чтобы
освободить для них площадь 380 м Х370 м. Питавшиеся водой акведука Марция,
они вмещали более 3000 человек. Общий план основных помещений повторял
композицию терм Каракаллы, и на продольной оси располагались кальдарий,
тепидарий, парадная зала «базилика» (перестроенная позднее Микеланджело
в церковь) и большой бассейн фригидария. Архитектура громадных,
лишенных теперь облицовки и украшений терм Диоклетиана исполнена
трагической мощи. Высоко вздымаются стены, широко повисают своды, но в
архитектурном образе уже нет того органического единства между массой и
оформленным ею пространством, как в Пантеоне. Интерьеру недостает
динамического дыхания, какое он получит позднее, в константинопольском
соборе Софии. Пример монументализации архитектурных форм в IV в.—
трехпро-летная арка, сооруженная в 315 г. около Колизея по
случаю победы Константина над Максенцием. Этот памятник, увековечивавший уже