Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 12:02, реферат
Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамках
рабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компонента имеют
в виду, когда говорят об «античном искусстве». Обычно в истории античного
искусства придерживаются последовательности — сначала Греция, потом
Рим. Причем считают искусство Рима завершением художественного творчества
античного общества. В этом есть своя логика: расцвет эллинского искусства
приходится на V — IV вв. до н. э., расцвет римского — на I—II вв. н. э. И все
же, если учесть, что дата, даже и легендарная, основания Рима — 753 г. до н.
э., то можно отнести начало деятельности, в том числе и художественной, людей,
населявших этот город, к VIII в. до н. э., т. е. веку, когда и греки еще не
строили монументальных храмов, не ваяли крупной скульптуры, а лишь расписывали
в геометрическом стиле стенки керамических сосудов. Именно поэтому правомерно
утверждать, что, хотя древнеримские мастера продолжали традиции эллинских, все
же искусство древнего Рима — явление самостоятельное, определявшееся и ходом
исторических событий, и условиями жизни, и своеобразием религиозных воззрений,
свойствами характера римлян, и другими факторами.
Введение. 3
1. ИСТОКИ РИМСКОГО ИСКУССТВА.. 5
1.1. Искусство италиков. 5
1.2. Искусство этрусков. 7
2. СТАНОВЛЕНИЕ РИМСКОГО ИСКУССТВА (VIII-I ВВ. ДО Н. Э.) 10
3. РАСЦВЕТ РИМСКОГО ИСКУССТВА (I-II ВВ.) 19
3.1. Время принципата Августа. 19
3.2. Время Юлиев — Клавдиев и Флавиев. 24
3.3. Время Траяна и Адриана. 29
3.4. Время последних Антонинов. 34
4. КРИЗИС РИМСКОГО ИСКУССТВА (III-IVBB.) 35
4.1. Конец эпохи принципата. 35
4.2. Эпоха домината. 38
Заключение. 45
Список использованной литературы.. 46
характерный облик республиканских деятелей — Секста Помпея, Марка
Антония, Юлия Цезаря и индивидуальные особенности многих неизвестных.
В художественной жизни Республики далеко не последнее место занимала
живопись. В сохранившихся фресковых декорациях Помпеи ученые различили четыре
последовательных стиля. Самый древний относится ко II — 80-м годам I в. до н.
э., встречаясь иногда и позже.
Росписи второго стиля
н. э. Третий и четвертый стили приходятся на время Империи. В декоративных
росписях первого помпеянского стиля (дом Саллюстия, дом Юлия Полибия, дом
Фавна в Помпеях и др.) живописное покрытие стены еще было неотделимо от ее
пластической структуры. В росписях первого стиля разные по цвету квадры
ограничивались неглубокими желобками, указывающими на их объемность. Верхняя
часть стены имела выступающую полочку для небольших украшавших интерьер
предметов. Нижняя трактовалась как довольно крепкая основа. Роспись, таким
образом, была тесно слита
с пластикой архитектурных
квадров, карниза; она одновременно усиливала ощущение стены, замыкала
человека в интерьере, отделяла его от окружавшего дом пространства. В
росписях первого стиля преобладали первоплановые теплые тона — красный,
коричневый, желтый; реже использовались глубинные — холодные. Живописью
первого стиля подчеркивалась конструктивность формы, которую всегда любили
художники Республики и в архитектуре, и в пластике.
Переход от первого помпеянского стиля ко второму был вызван тяготением к
большей иллюзорности и отходом от пластического художественного выражения.
В обращении к росписям второго стиля следует видеть не только переход к
другой системе декора, но и выражение принципиально нового понимания
архитектурно-живописного образа и соотношения интерьера с окружавшим здание
пространством. В росписях второго стиля различают пять периодов. Уже в
степной декорации первого периода (Дом Серебряной Свадьбы в Помпеях)
замкнутость нарушалась нарисованными масками и гирляндами. Мастера второго
(Дом грифов на Палатине, Вилла Мистерий в Помпеях) вводили ложно объемные
изображения цоколя и колонн, несущих балки, и терялось единство стены, так
как появлялись и иллюзорные архитектонические элементы, и мнимое
пространство, совпадавшее с реальной плоскостью стены. В третий период в
верхней части реальной стены изображалось как бы видимое за пей пространство,
в котором воспроизводились другие здания (Дом Обеллиуса Фирма в Помпеях).
Художники четвертого периода украшали орфостаты декоративной живописью —
формы мельчали и теряли тектонику (Вилла Боскореале, Вилла Фарнезина). В
росписях пятого периода стена почти пропадала, замененная широкими видами на
природу (Дом Ливиина Палатине, пейзажи с Эсквилинского холма с приключениями
Одиссея).
В смелых прорывах стены
росписями второго стиля
мировых просторов, которое пришло к римлянам в ходе их завоевательных
походов. Новые горизонты освобождали их от узких рамок родовой замкнутости.
В годы Республики формировались и основы сюжетной живописи. На стенах римских
гробниц возникали многофигурные композиции, очевидно, с самыми различными
сценками. На одной из них, с Эсквилипа (III в. до н. э.), изображены в трех
ярусах батальные эпизоды. Темно-коричневые, красные, черные, белые краски
нанесены на штукатурку в беглой манере со слабым выделением контуров. Можно
различить крепостные стены, фигуры сражающихся воинов и спокойных, будто
обсуждающих ход сражения полководцев. После успешных боевых операций
создавались подобные, но, видимо, уже станковые композиции, так как известно,
что во время триумфов по
Риму несли красочные
легионов. В тот же период появились и первые пейзажные композиции,
составляющие фон фресок «Приключения Одиссея» в доме на Эсквилине.
Таким образом искусство эпохи Республики свидетельствует о формировании
творческого своеобразия римлян, о стремлении их защитить свои эстетические
принципы среди окружавших их народов. В художественных формах обращает на
себя внимание четкая конструктивность объемов, сдержанность в применении
декора, точность в изображении реальных деталей, в частности «веризм» в
скульптурном портрете. В годы Республики выявляется и такая особая черта
римского искусства, как его двойственность — сочетание собственно римских
стилевых элементов с иными — этрусскими, италийскими, а позднее—эллинскими.
Художественная эволюция была тесно связана с ходом исторических событий, с
новыми взаимоотношениями между людьми, с утверждавшимися новыми принципами.
Высокие гражданственные идеалы, строгая нравственность и соблюдение законов
рода, свойственные Ранней республике, уходили в прошлое, уступая место новым
моральным и эстетическим нормам. Римлянин постепенно утрачивал чувство
гражданственности, ощущая все более усиливавшуюся власть отдельной личности в
преддверии грядущей империи.
3. РАСЦВЕТ РИМСКОГО ИСКУССТВА (I-II ВВ.)
3.1. Время принципата Августа
После отмеченных резко выраженной, неповторимой индивидуальностью памятников
Республики, классицизирующее искусство Ранней империи кажется проще и
понятнее, но по своему внутреннему содержанию оно гораздо сложнее
республиканского. Причины усложнения — в усиливавшемся воздействии греческих
художественных систем, в вызванном монархическим строем обновлении
эстетических норм, в попытках вуалирования имперских тенденций. Иными
становились идеи архитектурных памятников, изменялись скульптурные
портреты, в новые композиции облекались повествования исторических
рельефов, декоративные росписи отражали несходные с прошлым взгляды на
окружающую действительность.
С приходом к власти Августа исключительного расцвета достигло зодчество, как
самый сильный художественный выразитель государственных идей. Грандиозным в
сравнении с республиканскими постройками выглядел Форум Августа, площадь,
предназначенная для мероприятий общественного характера, в частности, как
сообщает Светоний, жеребьевки судей. Форум Августа был парадным комплексом:
динамичность портиков Форума Цезаря сменилась почти квадратным спокойным
планом, высокая — около 30 м — стена отгораживала Форум от остальных районов
города, на нем запрещалась торговля, придававшая живость площадям эпохи
Республики.
Сильнее, чем раньше, мастера тяготели к декоративности. Цветными мраморными
плитками облицовывалась внутренняя поверхность стен Форума. Приставленные к
ним полуколонны исполнялись из цветного мрамора: создавалось ощущение
огромного неперекрытого интерьера. Площадь украшали статуи, в частности копии
с кариатид афинского Эрехфейона. В нишах стояли позолоченные портретные
изваяния с надписями на постаментах. Над всем возвышался 14-метровый колосс
Августа, возможно, установленный вскоре после смерти принцепса.
Храм Марса Мстителя на Форуме Августа больше цезарианского храма Венеры
Родительницы. Его портик высоких, коринфского ордера, колонн шире; целла,
перекрытая висячими стропилами, просторнее; абсида в конце ее глубже и шире,
к тому же поднята на несколько ступеней над полом. На продолговатом
постаменте в абсиде стояли две, а может быть, и три статуи — Венеры, Марса и
Юлия Цезаря. В этом храме, помимо вывезенных из Греции произведений искусств,
хранились и государственные реликвии, в частности воинские штандарты,
некогда захваченные парфянами и возвращенные Риму Августом. Фронтоны
украшали статуи Марса с копьем между Венерой и Фортуной, а также изваяния
Ромула в виде авгура, Ромы и Тибра.
При Августе много зданий возводилось и на Римском Форуме. Продолжают стоять и
сейчас три красивые, высотой 12,5 м, коринфские колонны от храма Кастора и
Поллукса, передняя часть подиума которого, украшенная рострами, служила
трибуной ораторов; в храме хранилось имущество богатых римлян, а рядом
находилась палата мер и весов. Любовь римлян к символике выразилась в узорах
капителей храма: вьющиеся усики аканфа переплетаются друг с другом, как бы
напоминая о дружбе близнецов Диоскуров. В красивом карнизе храма Конкордии, а
также в нарядных капителях, украшенных парными барашками, воплощавшими идею
единства и согласия, тектоника форм начинала постепенно обогащаться
декоративными элементами. Хотя в постройках времени Августа их роль
возрастала, чувство конструктивности продолжало сохраняться.
В плане монументального (10 м X 11 м) Алтаря Мира сочетались эллинистическая
форма алтаря и римская манера обнесения памятника высокими стенами.
Ступенчатый вход напоминал лестницы на подиумах римских храмов, а
расположение рельефов на стенах ограды вызывало в памяти композиции
эллинского декора.
В годы правления Августа
широкое распространение
прославлявшие императора и увековечивавшие происходившие события. В ранних
арках, построенных на берегу Адриатического моря, заметно подражание
этрусским воротам в крепостных степах. Арка в Фано башнями по краям
уподоблена этрусским воротам Августа в Перудже. Возможно, не только из
практических целей, но чтобы смягчить ощущение этрусского прообраза и усилить
римскую сущность арки, строители сделали ее трехпролетной. Трехпролетная арка
Августа была поставлена и на Римском Форуме. Арка в Римини, сооруженная по
случаю восстановления Фламиниевой дороги, также соединяет в своих декоре и
архитектурных элементах черты этрусские и римские. Ранние триумфальные арки
редко имели украшения. Нет их и на арке в Аосте. Впервые появляются они на
арке в Римини в виде изваяний на медальонах голов Юпитера и Аполлона, Нептуна
и Минервы, а также на арке Сергиев в Пола (Югославия) с фигурами Викторий в
тимпанах, и только на арке в Сузе введен многофигурный фриз с рельефами,
прославлявшими присоединение альпийских племен к Римской империи. Но и здесь
пластическая выразительность декора была подчинена структурной основе арки.
Конструкция архитектурного образа еще старательно сохранялась зодчими, скупо
вводившими скульптурные украшения.
В годы Августа в Риме был построен каменный театр Марцелла со зрительными
рядами на высоких субструкциях, внешняя опорная стена которых — двухъярусная
аркада — предвосхищала экстерьер Колизея ". Для чтений и занятий
предназначалась Аудитория Мецената, прямоугольное (10,6 м X 24,7 м) помещение
со сводчатым потолком (7,4 м), абсидным завершением узкой стороны и скамьями,
расположенными театроном.
В сооружении монументальных гробниц сохранялись этрусские и республиканские
традиции. Громадный, 87 м в диаметре, холм Мавзолея Августа на Марсовом поле
у Тибра скрывал сложную конструкцию из семи концентрических стен,
повышающихся от краев к середине кургана. Центром его был мощный выходивший
на вершину кургана статуей Августа столб с квадратной камерой, усыпальницей
принцепса. Травертиновый цоколь мавзолея (высотой около 12 м) завершался
триглифометопным фризом. В стенах кольцевых коридоров размещались склепы
Марцелла, Друза Старшего, Луция и Кая Цезарей, Друза Младшего, Ливии,
Тиберия.
Завоевание римлянами Египта отразилось в сооружении в 12 г. до н. э. за 330
дней пирамиды Цестия. Возведенная на травертиновом фундаменте гробница
высотой 36,4 м сложена из кирпича и туфа, облицованных плитами белого
мрамора. Погребальная (6 мХ4 мХ5 м) камера находилась на уровне основания
пирамиды. Кроме парадных мавзолеев, создавались и подземные, подобные второму
колумбарию Години, склепы, по стенам которых в многочисленных нишах покоились
урны.
Строилось и ремонтировалось много мостов, акведуков, дорог, отличавшихся,
как, в частности, мост в Римини, гармоничностью форм, красивой конструкцией,
лаконизмом декора. Замечание Августа в анкирской надписи, что он «принял Рим
глиняным, а оставляет его мраморным», не было преувеличением. Большое
количество зданий сделало столицу, по всей вероятности, красивейшим городом
того времени.
На годы Августа приходится расцвет скульптурного декора, различных рельефов:
орнаментальных, мифологических, исторических, полно представленных в Алтаре
Мира. Нижние части стен украшены извивающимися побегами аканфа. Невысокий,
подобный кружеву, декоративный рельеф не перегружает несущую его плоскость.
Изящество стеблей, гибкая упругость усиков, сочность листьев образуют
изысканный гармоничный орнамент. На угловых пилястрах, объединяющих верхний
и нижний ярусы, рисунок орнамента измельчен, более дробен, но плотен;
характер коринфских капителей пилястров подчинен общему декоративному стилю,
превращающему степы алтаря в цветущую, радостно пульсирующую жизнью
поверхность. Четким узором
меандра верхние плиты с
отделены от нижних. По обе стороны от входов в алтарь с запада и востока
помещены мифологические композиции, прославляющие Августа как благодетеля
Рима. Левый рельеф восточной стороны изображает богиню Земли Теллус в виде
красивой женщины, сидящей с двумя младенцами на коленях. Фигуры исполненных