Искусство древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 12:02, реферат

Описание работы

Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамках
рабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компонента имеют
в виду, когда говорят об «античном искусстве». Обычно в истории античного
искусства придерживаются последовательности — сначала Греция, потом
Рим. Причем считают искусство Рима завершением художественного творчества
античного общества. В этом есть своя логика: расцвет эллинского искусства
приходится на V — IV вв. до н. э., расцвет римского — на I—II вв. н. э. И все
же, если учесть, что дата, даже и легендарная, основания Рима — 753 г. до н.
э., то можно отнести начало деятельности, в том числе и художественной, людей,
населявших этот город, к VIII в. до н. э., т. е. веку, когда и греки еще не
строили монументальных храмов, не ваяли крупной скульптуры, а лишь расписывали
в геометрическом стиле стенки керамических сосудов. Именно поэтому правомерно
утверждать, что, хотя древнеримские мастера продолжали традиции эллинских, все
же искусство древнего Рима — явление самостоятельное, определявшееся и ходом
исторических событий, и условиями жизни, и своеобразием религиозных воззрений,
свойствами характера римлян, и другими факторами.

Содержание работы

Введение. 3
1. ИСТОКИ РИМСКОГО ИСКУССТВА.. 5
1.1. Искусство италиков. 5
1.2. Искусство этрусков. 7
2. СТАНОВЛЕНИЕ РИМСКОГО ИСКУССТВА (VIII-I ВВ. ДО Н. Э.) 10
3. РАСЦВЕТ РИМСКОГО ИСКУССТВА (I-II ВВ.) 19
3.1. Время принципата Августа. 19
3.2. Время Юлиев — Клавдиев и Флавиев. 24
3.3. Время Траяна и Адриана. 29
3.4. Время последних Антонинов. 34
4. КРИЗИС РИМСКОГО ИСКУССТВА (III-IVBB.) 35
4.1. Конец эпохи принципата. 35
4.2. Эпоха домината. 38
Заключение. 45
Список использованной литературы.. 46

Файлы: 1 файл

Рефервт Изобразительное Искусство Древнего Рима.docx

— 528.45 Кб (Скачать файл)

пока еще не расшифрованной письменности, остается неясным, ожидающим

археологических, исторических и лингвистических исследователей.

Периодизация этрусского искусства — одна из самых сложных  проблем

современной этрускологии. В определении границ отдельных периодов этрусского

искусства существуют разные мнения, вызываемые как слабой изученностью

истории социально-политического  и экономического развития этрусских  городов и

их внешних связей с  другими народами Средиземноморья, так и трудностью точной

датировки памятников этрусского искусства.

Итальянские антиковеды, в частности Р. Бианки-Бандинелли, соотносят этапы

этрусского искусства  с развитием древнегреческого искусства. В конце

VIII—VII в. до н. э. на художественную культуру этрусков сильное воздействие

оказывали народы восточного Средиземноморья, определившие ее характер как

ориентализирующий. В VI—V вв. этрусские мастера поддерживали тесные контакты

с архаическими и классическими  художниками Греции. В этом этапе  выделяют два

периода: первый (600—475 гг.), характеризовавшийся расцветом этрусского

искусства, и второй (475—400 гг.), когда заметен значительный спад

экономической и культурной активности этрусков. Если для греков V в. до н. э.

был временем наивысшего расцвета, то после падения Кум в 474 г. до н. э. для

этрусских городов начиналась кризисная эпоха. Время 400—225 гг., на которое

приходится завоевание римлянами  этрусских городов, было особенно тяжелым. В

художественной продукции  этрусков стала заметна сильная  ориентация на

эллинистические образцы. Период 225—30 гг. считается вторым и последним

кратким периодом расцвета, когда в завоеванных римлянами  этрусских городах

жизнь несколько стабилизировалась и оживились художественные ремесла. Однако

в течение этих лет своеобразие  этрусского искусства постепенно утрачивалось.

Этруски знали те же виды изобразительного искусства, что и  другие народы. В

храмах, гробницах, крепостных сооружениях чувства, мысли и вкусы зодчих

находили отражение в  характере пропорций, ритмов, числовых соотношений. В

памятниках монументальной и камерной скульптуры средством для этого служили

пластические объемы, сюжетные композиции, украшавшие храмы, гробницы,

саркофаги, погребальные урны, культовые и бытовые предметы — треножники,

цисты, зеркала. Этрусские  скульпторы создавали портретные образы, знаком был

им и рельеф различных  видов — низкий и высокий. Отпечаток  художественного

мастерства этрусков сохранила  керамика, очень своеобразная по формам,

украшавшаяся как рельефными, так и живописными изображениями. Этрусские

торевты делали из драгоценных металлов серьги, браслеты, фибулы, кольца,

диадемы и пр. Резчики  по камню создавали на инталиях-печатках разнообразные

по сюжетам и темам  композиции, умело соотнося характер врезанного рельефа с

формой небольшого цветного камня. Особенное значение имеют  для науки и

искусства этрусские погребальные росписи, дающие представление о характере

античной живописи первого тысячелетия до п. э.

    

Материалы, которыми пользовались этрусские мастера, несколько отличались от

греческих. В архитектуре  обращались к камню различных  пород для сооружения

крепостных построек, фундаментов  храмов и жилых домов, а также к дереву и

глине, из которой изготавливались  сырцовые кирпичи для кладки стен. Камень в

скульптуре сравнительно редок. Ваянию, при котором мастер отсекает от

каменной глыбы лишние куски, как бы высвобождая видимый  им художественный

образ, этруски предпочитали пластику. Постепенным наращиванием материала —

сырой глины или воска  — они создавали пластический образ в терракоте или

бронзе. Бронза и терракота  — основные материалы этрусских  скульпторов и

керамистов; реже применялись камень, драгоценные металлы, кость и

полудрагоценные камни для  изготовления украшений и инталий.

В   живописи   гробниц  использовались минеральные  краски разных цветов,

преимущественно теплых тонов.

В архитектуре этрусков нашел  отражение не только высокий уровень  знаний

народа, заявивший о себе в точных расчетах и глубоко продуманных

строительных решениях, но и художественный, проявившийся в особенном

характере построек. В настоящее время можно говорить о планировке некоторых

этрусских городов (Марцаботто, Спина), мощи крепостных стен и красоте ворот

(Вольтерра, Перуджа), мостах (Булликаме, Биеда) и пробитых в скалах туннелях

(Поите Содо), разнообразных формах гробниц, остатках храмов и домов

(Марцаботто). Весьма мало известны пока какие-либо этрусские, возникшие до

воздействия римлян здания для общественных собраний, заседаний, советов, а

также сооружения зрелищного назначения типа театров, стадионов, цирков, хотя

на одной из фресок V в. до н. э. в гробнице Тарквиний, возможно, изображены

зрители, сидящие в театре.

Изображения на этрусских  резных камнях, посвящавшиеся сценам из греческой

мифологии и гомеровских  поэм, исполнялись нередко в стиле  «глоболо». Мастера

этого стиля пользовались резцами, оставлявшими в камне ровные сферические

пустоты, из комбинаций которых  составлялись фигуры и композиции. О высоком

мастерстве этрусков свидетельствуют золотые изделия, найденные в гробницах

Реголини Галасси близ Черветри, Бернардини и Барберини в Пренесте. Золотые

фибулы с множеством миниатюрных  львиных фигурок, а также золотые  кубки и

пекторали с изображением драконов и других фантастических существ  убеждают в

богатстве творческого воображения  торевтов VII в. до н. э. Среди находок IV

в. до н. э. из гробниц Ходи, кроме золотых изделий, можно видеть красивые по

цвету инталии из полудрагоценных  камней. В прикладном искусстве этрусков, в

частности в создании золотых  веток с маленькими листочками, нашло  отражение

обращение мастеров к формам природы.

Трудно переоценить значение художественного наследия этрусков для римлян,

которые на протяжении нескольких веков не только впитывали достижения

этрусского гения, но с  его помощью воспринимали и успехи ведущих

средиземноморских цивилизаций  первого тысячелетия до н. э. Архитектура,

бронзовое литье, каменная скульптура, многокрасочные фрески этрусков лежали в

истоках римского изобразительного искусства. Кроме италиков и этрусков, на

римских зодчих, ваятелей, живописцев, несомненно, оказывали сильное

воздействие и греческие  мастера, работавшие на юге Апеннинского полуострова

в городах Великой Греции.

    

     

2. СТАНОВЛЕНИЕ  РИМСКОГО ИСКУССТВА

(VIII-I ВВ. ДО Н. Э.)

 

Республика оставила немного  произведений, по которым можно судить о принципах

зодчества того времени: сооружения разрушались, нередко позднее

переделывались. Большая  часть уцелевших памятников была создана в годы

Поздней республики. Римляне, занятые войнами, междоусобными смутами и

социальными конфликтами, воздвигали преимущественно то, что было необходимо

для жизни и обороны  от врагов — мосты, дороги, водосточные  канавы, крепостные

стены, жилые дома, форумы,, гробницы. Меньше сохранилось храмов, амфитеатров,

театров, триумфальных арок, колонн.

Возведенная в середине VI в. до п. э. Сервием Туллием крепостная стена была

значительно укреплена и реставрирована после нашествия на Рим галлов в конце

первой четверти IV в. Сначала  ее сложили из блоков местного темного пористого

туфа, каппеллаччо. Стена IV в. до н. э. имела такую же простую конструкцию, как

и древняя,— из блоков каждый высотой в 0,59 м, но из более светлого туфа.

Длина ее 11 км.. высота 10 м, а толщина 4 м; она замыкала район около 426

гектаров, включавший основные холмы Рима — Капитолий, Палатин, Квириналг

Виминал, Авентин, Целий, Эсквилин. Наиболее древние входившие в ее границы

участки Рима, как и старых Помпеи с их треугольным форумом, имеют свободную

планировку и отличны  от городов, созданных римлянами в годы завоевания

Апеннинского полуострова, когда зодчие начали следовать системам военных

лагерей.

По состоянию способной  функционировать и сейчас Аппиевой дороги можно

представить   себе   высокую   степень   мастерства   ее   строителей.

Проложенная в  312  г.   до   н.  э.,   во  время цензора Аппия  Клавдия,

от Рима на юг до Капуи,  а затем до  Беиевенто, эта дорога далее вела к

Бриндизи,  где возвышалась  обозначавшая  ее  конечный  пункт  колонна. В годы

Республики создавались  первые акведуки, подводившие воду к  Риму из

близлежащих горных озер.  Канал древнейшего водопровода, построенного из туфа

в 312 г. при том же цензоре, шел преимущественно под землей. В 272 г.

провели акведук Старый Апио, а в 144 г. акведук Марция, канал которого

начинал располагаться уже  па аркадах. Большое значение в архитектурных

памятниках Республики придавалось силуэту-контуру и объему-массе,  декору

почти  не уделялось  внимания. Конструктивность, выступавшая в  четкой,

обобщенной форме, очищенной  от казавшихся лишними украшений, особенно ясно

выразилась в облике республиканских   мостов   через   Тибр,

перестраивавшихся   позднее,   но сохранивших первоначальные планы. Уцелевшие

постройки республиканского  Рима  поражают прочностью, лаконизмом,

простотой  художественных  форм.  Склады   по  берегу  Тибра   у  склонов

Авентина,   водосборная цистерна, а впоследствии тюрьма Туллианум, мощная,

отводившая влагу от форума  Клоака  Максима сложены из крупных   квадров

камня и воплощают в своих лишенных декора конструкциях практицизм

расчетливого и властного народа.

На Капитолийском холме, древнейшие поселения которого датируются XIV—XIII

вв. до н. э.,   стоял   особенно   почитавшийся,   освященный   в 09 г. до н.

э., храм Юпитера Капитолийского с тремя целлами — Юпитера, Юноны и Минервы.

Глубоким портиком, трехчастной целлой и почти квадратным планом (53 мХ43 м)

он напоминал этрусские  храмы, а глухой тыльной стороной повторял культовые

сооружения Великой Греции. Зтрусский скульптор Вулка украсил конек фронтона

терракотовой квадригой. Позднее Сулла при реконструкции, возможно,

использовал здесь некоторые колонны от храма Зевса Олимпийского из Афин, а

греческий ваятель Аполлоний сделал культовую статую.

Художественная ориентация римлян на эллинские образцы проявлялась уже в

Ранней республике. Не случайно именно на Капитолии была установлена  копия

статуи афинянина Аристогитона, подвиг которого сопоставлялся римлянами с

изгнанием ими этрусского царя в 509 г. до н. э. На Капитолии было воздвигнуто

еще несколько более мелких храмов, и там же стояла, очевидно, одна из первых

триумфальных арок — Сципиона Африканского (190 г. до н. э.), украшенная

конными статуями. Редким памятником гражданского зодчества на Капитолии  был

построенный после пожара 83 г. до н. э., возможно, архитектором Луцием

Корнелием, государственный архив Табуларий с аркадами, выходившими на

расположенный у склонов  Капитолия и Палатина Римский Форум.

Палатин — центральный, как и Капитолий, холм Рима, меньше застраивали в годы

Республики. В его юго-западной части, однако, уже тогда находились важные

памятники. С Палатипом римляне связывали свои древнейшие святыни. Победа

Геракла над Каком была одержана, считали они, на Палатине. Там показывали

пещеру, где волчица вскормила Ромула и Рема, а также хижину Ромула. На

Палатине при раскопках нашли дома IX в. до н. э., выложенные туфом цистерны

VI в. до н. э. и оборонительные  стены IV в. до н. э. В начале II в. до н. э.

там стоял храм Великой  Матери Кибелы, культ которой занесли в Рим из Малой

Азии.

Самое оживленное место в  годы Республики — Римский Форум  — застраивался

особенно красивыми зданиями торгового, культового и светского  характера. На

Римском Форуме еще до провозглашения Республики стояла регия — дом царя.

Здесь воздвигли перестроенные  в годы Империи храмы Сатурна, а также Кастора и

Поллукса. У склонов Капитолия после примирения патрициев и плебеев построили

храм Согласия (Конкордии). Особенно же интенсивно застраивался Римский Форум

после Пунических войн. Ко II в. до н. э. относятся базилики Порция. Эмилия,

Семпрония, Опимия. На месте базилики Семпрония впоследствии выросла базилика

Юлия, а базилика Эмилия была расширена. Сейчас можно видеть остатки

республиканской базилики Эмилия, построенной в 179 г., после II Пунической

войны, в подражание величественным зданиям эллинистического Востока.

Предназначенные для биржевых операций и суда, эти сооружения множеством

своих колони повторяли греческие стой,  в частности афинскую  Царскую стою,

и получили поэтому название базилик.

    

Близ юго-западного угла базилики Эмилия стоял храм Януса, изображенный на

монетах Нерона, а северо-западнее более поздней арки Септимия Севера

находились комицпи — политический центр Рима. На Римском Форуме построили

круглый в плане храм Весты  и рядом — прямоугольный дом  весталок. Севернее

проходила священная дорога к центру Форума, а в годы, предшествовавшие

Республике, здесь был  некрополь с погребениями, восходящими к IX в. до н. э.

Римский Форум почитался  в годы Империи как древняя  святыня; храмы, нередко

разрушавшиеся пожарами, озднее восстанавливались, но сильно

перестраивались. Руины храмов Конкордии, Сатурна, Весты, Кастора и Поллукса,

Информация о работе Искусство древнего Рима