Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 12:02, реферат
Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамках
рабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компонента имеют
в виду, когда говорят об «античном искусстве». Обычно в истории античного
искусства придерживаются последовательности — сначала Греция, потом
Рим. Причем считают искусство Рима завершением художественного творчества
античного общества. В этом есть своя логика: расцвет эллинского искусства
приходится на V — IV вв. до н. э., расцвет римского — на I—II вв. н. э. И все
же, если учесть, что дата, даже и легендарная, основания Рима — 753 г. до н.
э., то можно отнести начало деятельности, в том числе и художественной, людей,
населявших этот город, к VIII в. до н. э., т. е. веку, когда и греки еще не
строили монументальных храмов, не ваяли крупной скульптуры, а лишь расписывали
в геометрическом стиле стенки керамических сосудов. Именно поэтому правомерно
утверждать, что, хотя древнеримские мастера продолжали традиции эллинских, все
же искусство древнего Рима — явление самостоятельное, определявшееся и ходом
исторических событий, и условиями жизни, и своеобразием религиозных воззрений,
свойствами характера римлян, и другими факторами.
Введение. 3
1. ИСТОКИ РИМСКОГО ИСКУССТВА.. 5
1.1. Искусство италиков. 5
1.2. Искусство этрусков. 7
2. СТАНОВЛЕНИЕ РИМСКОГО ИСКУССТВА (VIII-I ВВ. ДО Н. Э.) 10
3. РАСЦВЕТ РИМСКОГО ИСКУССТВА (I-II ВВ.) 19
3.1. Время принципата Августа. 19
3.2. Время Юлиев — Клавдиев и Флавиев. 24
3.3. Время Траяна и Адриана. 29
3.4. Время последних Антонинов. 34
4. КРИЗИС РИМСКОГО ИСКУССТВА (III-IVBB.) 35
4.1. Конец эпохи принципата. 35
4.2. Эпоха домината. 38
Заключение. 45
Список использованной литературы.. 46
особенно их колонны, принадлежат уже векам Империи; от республиканского
времени сохранились лишь нижние части и фундаменты.
Наряду с Римским Форумом существовали и другие площади для торговли,
уступавшие ему величиной и характером построек. Известны два малых форума —
Голиториум (Овощной) и Боариум (Бычий), а также священная с четырьмя храмами
площадь близ театра Помпея, называемая сейчас Ларго Арджентина. В основу
планировки республиканских храмов. Ларго Арджентина был положен архаический
принцип однорядного повтора. Это храмы Ларов, II в. до н. э. («D»), Форы, II
в. до п. э. («В»), Феропии, начала III в. до н. э. («С») и Юноны или Ютурны,
III в. до н. э. («А»). Планами и ордером (ионический и дорический у
прямоугольных и коринфский у круглого) они отличаются друг от друга.
Примечательно введение в общий комплекс круглого храма, который с того
времени часто будут строить по соседству с прямоугольным — не только в Риме
или в Тиволи, поблизости от столицы, но и в далеких провинциях.
Наиболее полное представление о культовых сооружениях Римской
республики дают сохранившиеся лучше других круглый и прямоугольный
храмы на Бычьем форуме. Прямоугольный в плане ионический
псевдопериптер — тетрастиль, ранее называвшийся храмом Фортуны
Вирилис, теперь, 'принимая во внимание, что рядом был порт
Рима, определяют как храм бога Портунаса. Раскопками обнаружены
его древнейшие фундаменты IV—III вв., но современный подиум, как и колонны,
относятся ко II—I вв. Зодчий придал всем деталям постройки, и особенно
колоннам, четкий ритм, воплотив
римскую деловитость в
Нетрудно увидеть здесь воздействие этрусков, использовавших глубокие
портики, и южнопталийских греков — в применении глухой тыльной стены. Зодчие
начали придавать большое значение фасаду сооружений. Это сказалось
впоследствии на развитии архитектуры западноевропейского средневековья,
отличавшейся от восточной, византийской, предпочитавшей иные, центрические
композиции.
Стоящий неподалеку круглый периптер, связывавшийся ранее с богиней Вестой,
теперь на основании найденной надписи определяют как храм Геркулеса
Оливариуса — покровителя продавцов масла. Этот коринфского ордера толос —
самая ранняя из сохранившихся мраморных построек Рима. Двадцать колонн
пентелийского мрамора, покоящиеся на туфовом постаменте, устанавливались под
руководством эллинского архитектора, возможно, Гермодора Са-ламинского.
Исполнителем же культовой статуи храма был греческий скульптор Скопас
Младший, работавший в конце II в. до н. э. в Риме. Храмам на Бычьем форуме
близки и другие, строившиеся в Лациуме в годы Республики, такие, как
дорический храм Геркулеса в Кори (80-е годы до н. э.), круглый коринфский и
ионический прямоугольный храмы в Тиволи (начало I в. до н. э.), сооружения
большого комплекса святилища Фортуны Примигении в Пренесте (I в. до н. э.).
Отличающиеся друг от друга в деталях, эта сооружения Лациу-ма роднит их
большая связь с пейзажем;
они более открыты
замкнутые в пределах своих форм.
Особенности жилой архитектуры республики можно видеть на примере Помпеи.
Центр дома в IV—III вв. до н. э. составляла открытая небу площадка — атриум,
вокруг которого располагались помещения. Во II в. до я. э., после знакомства
римлян с архитектурой эллинистических городов, в тыльной части домов
состоятельных владельцев появились перистильные дворики с колоннами,
портиками, цветочными клумбами, фонтанами, статуями. Одной из самых древних
построек Помпеи является открытый в 1966 г. дом Юлия Полибия. Одновременный
ему дом Фавна, названный по изящной бронзовой статуэтке танцующего божка,
украшавшей бассейн атриума, восходит в своих древних частях к V в. и
свидетельствует о постепенном усложнении плана ко II в. до н. э., которым
датируются открытые раскопками другие его участки.
При расположении домов на
склонах строители нередко
планировке, используя эффекты открывавшихся из перистиля (колоннады двора)
красивых пейзажных видов. Широкое распространение в годы Республики получили
сельские и городские виллы, предназначавшиеся для хозяйственных целей,
отдыха или развлечений. Последние были особенно богато украшены живописью,
статуями, мозаиками. Основные потребители подававшейся акведуками воды —
термы — строились во всех городах Апеннинского полуострова. Лучше других
сохранившиеся стабпапские термы Помпеи свидетельствуют о продуманности
функций различных помещений и сдержанности художественного оформления.
Зрелищные сооружения Республики пострадали сильнее всего. Известны лишь
остатки огромного театра Помпея. На месте грандиозного, некогда трехъярусного
Большого Цирка, лежавшего между Палатином и Авентином, ныне пустынная низина.
Самый ранний (80 г. до н. э.) амфитеатр — типично римское зрелищное здание —
раскопан в Помпеях. Зодчий использовал здесь для арены эллиптическую форму,
как бы указывая бицентрическим планом на характер конфликтного действия
борьбы, для которой она предназначалась.
Сохранилось и несколько погребальных комплексов Республики. Цилиндрическая,
восходящая к типам этрусских тумулусов гробница Цецилии Метеллы, близ
Аппиевой дороги у границ города, и необычный по конструкции, внешними
элементами напоминавший о профессии умершего мавзолей Еврисака у въезда в Рим
по Пренестинской дороге монументальны и величавы. Кроме них возводились и
погребальные сооружения в виде небольших храмиков, поставленных на подиум. К
первой половине I в. до н.э. относится построенная из больших блоков
светлого травертина усыпальница Поплиция Бибула у склонов Капитолия. Такого
же типа — гробницы в Сарсине в виде поднятого на возвышение храма с портиком
двух колонн коринфского ордера. Создавались в ту эпоху и семейные склепы,
подобные открытой у начала Аппиевой дороги гробнице Сципионов.
Годы Поздней республики отмечены усилением монархических тенденций.
Стремившиеся к личной славе сильные личности старались увековечить свое имя
постройкой каких-нибудь выдающихся монументов. Это отчасти способствовало
появлению в Риме некоторых крупных сооружений. Под предлогом тесноты на
Римском Форуме Цезарь воздвиг к северу от него новый, названный его именем,
положив тем самым начало всему комплексу императорских форумов. Зодчие
Поздней республики тяготели к созданию парадных комплексов, подобных Форуму
Цезаря или огромному театру Помпея, но и в зданиях этих лет всегда
преобладала четкая форма объемов, конструкция, не заглушенная, как в зрелой
Империи, декором; безупречна и строга была планировка.
Искусству пластики римляне уделяли меньше внимания, нежели греки той поры.
Как и у других италийских племен Апеннинского полуострова, собственная
монументальная скульптура (эллинских статуй они привозили себе много) была у
них редка; преобладали небольшие бронзовые статуэтки богов, гениев, жрецов и
жриц, хранившиеся в домашних святилищах и приносившиеся в храмы; зато
портрет становился основным видом пластики. Другая область скульптуры —
рельеф — также претерпевал на римской почве значительные в сравнении с
эллинским изменения. Возник исторический рельеф, который, как и
индивидуальный портрет, достиг расцвета позже, в годы Империи.
Художественные памятники, созданные мастерами царского Рима и Ранней
республики, как упоминалось, немногочисленны. Засвидетельствованы ювелирные
изделия: золотая фибула VII в. до н. э. (типа этрусской) из Пренесты,
имеющая латинскую надпись об исполнении ее Манием для Нумерия, и циста
Фикорони второй половины IV в. до н. э., в надписи на которой сообщается, что
сделал ее Новиус Плавий из Рима, а Диндия Маколния подарила ее дочери. В этих
произведениях чувствуется воздействие на ранних латинян этрусского
искусства.
В годы зрелой и Поздней республики формировались различные типы портретов:
статуи римлян, закутанных в тогу и совершающих жертвоприношение (лучший
образец — в Ватиканском музее), полководцев в героизированном облике с
изображением рядом военных доспехов (статуя из Тиволи Римского Национального
музея), знатных нобилей, демонстрирующих древность своего рода бюстами
предков, которые они держат в руках (повторение I в. н. э. в Палаццо
Консерваторов), ораторов, выступающих с речами перед народом (бронзовая
статуя Авла Метелла, исполненная этрусским мастером). В статуарной портретной
пластике еще были сильны неримские влияния, в надгробных же портретных
изваяниях, куда, очевидно, меньше допускалось все чужеродное, их оставалось
немного. И хотя нужно думать, что и надгробия исполнялись вначале под
руководством эллинских и этрусских мастеров, по-видимому, заказчики сильнее
диктовали в них свои желания и вкусы. Надгробия Республики, представлявшие
собой горизонтальные плиты с нишами, в которых помещались портретные
изваяния, предельно просты. В четкой последовательности изображались два,
три, а иногда и пять человек. Только на первый взгляд они кажутся — из-за
однообразия поз, расположения складок, движения рук — похожими друг на
друга. Нет ни одного лица, подобного другому, и роднит их свойственная всем
им подкупающая сдержанность чувств, возвышенное стоическое состояние перед
лицом смерти.
В парном надгробии из Эрмитажа особенно ярко выражено различие между
изображенными римлянами. Правый с бородкой, которую римляне отпускали в знак
траура, показан строго анфас, смотрящим чуть вверх, с прижатой к груди левой
рукой; лицо его мужественное, деятельное, пальцы подвижные, гибкие; создается
ощущение, что он испытывает
тяжесть расположенной над
надгробия, глаза кажутся смотрящими, хотя зрачки, обозначенные некогда
краской, и не сохранились. Левый во всем отличен от него. Щеки его выбриты,
смотрит он чуть вниз, слегка повернув голову, к сердцу прижата правая рука. В
выражении лица созерцательность, погруженность в себя, глубокий покой;
подбородок чуть поджат, крупный лоб выступает; пальцы набухшие и
неподвижные; тяжести рамки надгробия он будто не ощущает; глаза безжизненные
и даже поверхность камня воспринимается вялой. Скульптор, несомненно, хотел
показать рядом с умершим его живого собрата, как, впрочем, было принято и у
эллинов, изображавших в надгробиях около усопшего его родственников.
Мастера, однако, не только передавали в скульптурных изображениях
индивидуальные особенности, но давали возможность ощутить напряжение суровой
эпохи завоевательных войн, гражданских смут, беспрерывных тревог и волнений.
В портретах Республики римляне, какими бы малопривлекательными они ни
казались внешне, поражают иногда благородством, порой беспринципностью и
жестокостью, но их всегда отличает сила духа и стойкость характера. Обычно
четко выявлена конструкция головы. Как в сооружениях, подобных храму
Портунаса на Бычьем форуме, или в гробницах на первый план выступала их
тектоническая основа, а не декор, так в портретах внимание скульптора
обращено прежде всего на красоту объемов, крепость остова, костяк
пластического образа.
Необходимо отметить эволюцию — от портретов римлян Ранней и зрелой
республики, замкнутых в своем обособленном родовом мирке,— к портретам
деятелей Поздней республики, таких, как Помпеи, Цезарь, Цицерон. В пластике
этих образов воплощаются уже почти имперские претензии. Приобретающее сильный
общественный резонанс значение изображенного выходит за рамки республиканских
представлений.
Стремлением римлян к возможно большей точности воспроизведения
действительности объясняется обращение их к историческому рельефу. Детально
фиксирует происходившее мастер фриза на гробнице владельца булочных Еврисака,
показывая во всех подробностях процесс хлебопечения, от получения зерна до
отправки готовых хлебов. Ярким памятником, предвосхитившим исторические
рельефы, являются и композиции алтаря Домиция Агенобарба. Действие в этих
рельефах развивается обычно на узкой полоске, как на проскении театра.
Ощущения глубины не возникает даже там, где скульптор стремится намекнуть на
нее. Подобное соотношение фигур и фона, характерное для живописи того
времени, можно заметить, в частности, в росписях виллы Мистерий.
В рельефах изображались и сцены из повседневной жизни. На одной из плит I в.
до н. э. из Капуанского музея Кампано показан рынок рабов: продавец,
размахивая руками, расхваливает товар — юношу стоящего на невысоком
постаменте, а покупатель берет раба за руку и собирается увести его.
Особенной областью мелкой пластики были рельефы на монетах, исполнявшиеся,
нужно думать, искусными мастерами, умевшими создать гармоническую
композицию, хорошо вписать изображение в круг, найти для монетных чеканов
разнообразные сюжеты. Широкое распространение получили и резные камни —
инталии. Римские черты сильно проступали в портретных инталиях, воссоздающих