Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 12:02, реферат
Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамках
рабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компонента имеют
в виду, когда говорят об «античном искусстве». Обычно в истории античного
искусства придерживаются последовательности — сначала Греция, потом
Рим. Причем считают искусство Рима завершением художественного творчества
античного общества. В этом есть своя логика: расцвет эллинского искусства
приходится на V — IV вв. до н. э., расцвет римского — на I—II вв. н. э. И все
же, если учесть, что дата, даже и легендарная, основания Рима — 753 г. до н.
э., то можно отнести начало деятельности, в том числе и художественной, людей,
населявших этот город, к VIII в. до н. э., т. е. веку, когда и греки еще не
строили монументальных храмов, не ваяли крупной скульптуры, а лишь расписывали
в геометрическом стиле стенки керамических сосудов. Именно поэтому правомерно
утверждать, что, хотя древнеримские мастера продолжали традиции эллинских, все
же искусство древнего Рима — явление самостоятельное, определявшееся и ходом
исторических событий, и условиями жизни, и своеобразием религиозных воззрений,
свойствами характера римлян, и другими факторами.
Введение. 3
1. ИСТОКИ РИМСКОГО ИСКУССТВА.. 5
1.1. Искусство италиков. 5
1.2. Искусство этрусков. 7
2. СТАНОВЛЕНИЕ РИМСКОГО ИСКУССТВА (VIII-I ВВ. ДО Н. Э.) 10
3. РАСЦВЕТ РИМСКОГО ИСКУССТВА (I-II ВВ.) 19
3.1. Время принципата Августа. 19
3.2. Время Юлиев — Клавдиев и Флавиев. 24
3.3. Время Траяна и Адриана. 29
3.4. Время последних Антонинов. 34
4. КРИЗИС РИМСКОГО ИСКУССТВА (III-IVBB.) 35
4.1. Конец эпохи принципата. 35
4.2. Эпоха домината. 38
Заключение. 45
Список использованной литературы.. 46
радости Воды и Воздуха по бокам от нее, тучные животные у ног — все должно
было напоминать о процветании Рима при Августе. Правый рельеф, показывавший
богиню Рому, сильно разрушен. Левый рельеф западной стороны, с пастухом
Фаустулом и богом Марсом, а также гротом, где волчица вскормила Ромула и
Рема, связан с мифом об основании города. Правый, лучше сохранившийся,
представляет Энея, породнившегося с местными племенами. В пластике этих
аллегорических рельефов Алтаря Мира, где ваятели льстили принцепсу, используя
мифологические образы, заметно воздействие эллинистической скульптуры
классицистического
Боковые стороны Алтаря Мира
покрыты историческими
торжественную процессию в день освящения жертвенника: императора с семьей,
сенаторов с женами и детьми, ликторов и жрецов. На хорошо освещавшейся
солнцем южной стороне показана императорская семья, на северной — сенаторы.
Восходящая к Республике точность портретного воспроизведения лиц сохранялась,
но начинали исчезать естественность и непринужденность персонажей,
усиливались ноты официальности. Римлянин выступал здесь уже как подданный
Империи и все слабее выражались его гражданственные идеалы. Жизненной
системе принципата была чужда чувственность эллинистических образов. Ее
сменял классицизм с рационалистичностью, вполне устраивавшей Августа в его
художественной политике.
Эти тенденции заметно
портрете.
В годы Августа портретисты меньше внимания обращали на неповторимые черты
лица, сглаживали индивидуальное своеобразие, подчеркивали в нем нечто общее,
свойственное всем, уподобляя одного подданного другому, по типу, угодному
императору. Эта норма особенно отчетливо видна в портретах самого Октавиапа.
Создавались как бы типичные эталоны. Образец статуи полководца дает
ватиканское изваяние Августа, найденное у Прима Порта. Принцепс выступает
здесь как потомок богов с Амуром на дельфине у ног, герой, являющийся народу
во всем своем величии, а также победитель в битвах, о чем рассказывают
рельефы панциря. В статуе из Эрмитажа Август показан как Юпитер сидящим на
троне с Викторией в одной руке и скипетром в другой. В некоторых памятниках
Август представлен в тоге великим понтификом с накинутым на голову краем
одеяния. Сохранившиеся бюсты Августа изображают его обычно полным сил,
молодым, атлетически сложенным. Идеализация образа сказывается в портретах
августовского классицизма, для которых характерно смягчение республиканской
конструктивности форм, графическая трактовка складок, одежд, локонов волос,
черт лица.
Не могло не оказывать воздействия на искусство древнего Рима завоевание
эллинистической скульптурой пространства. Особенно сильно оно проявилось в
годы Поздней республики и раннего принципата и портретных статуях с открытыми
пластическими формами. Однако классицизм начал сдерживать эти тенденции,
сковывать пластическую динамику строгими официальными рамками.
Эллинистическое ощущение пространства, воспринятое уже римскими мастерами
Поздней республики, в годы
Августа сменилось
концентрическими композиционными принципами. В портретной скульптуре
ваятели любили теперь оперировать крупными, мало моделированными плоскостями
щек, лба, подбородка. Это предпочтение плоскостности и отказ от объемности,
особенно ярко проявившиеся в декоративной живописи, сказывались в то время и
в скульптурных портретах.
Во времена Августа больше, чем раньше, создавалось женских портретов и
детских, весьма до этого редких. Чаще всего это были изображения жены и
дочери принцепса, в мраморных и бронзовых бюстах и статуях мальчиков
представали наследники престола. Официальный характер таких произведений
сознавался всеми: многие состоятельные римляне нередко устанавливали в своих
домах такие изваяния, чтобы подчеркнуть расположение к правящему роду.
Широкое признание получали также украшавшие перистильные дворики копии с
оригиналов прославленных греческих ваятелей. Активно работали скульпторы
неоаттической школы, наполняя многочисленными классицизирующими статуями дома
и общественные здания столицы.
Изменения художественных форм в архитектуре и скульптуре отчетливо видны и в
живописных декорациях. В начале правления принцепса стены расписывались еще
во втором стиле, как бы вводившем пространство в границы дома. Образец
перехода к третьему стилю — роспись дома на правом берегу Тибра, близ виллы
Фарнезина. Перспективные сокращения исчезли, чаще появлялись большие
плоскости, восстанавливавшие ощущение стены. Третий стиль существовал до 50-
х годов I в.; уже ранние композиции свидетельствовали о новом отношении
художника к пространству, вновь замыкавшемуся в границах дома. Мастера
третьего стиля, отказываясь от декораций, нарушавших плоскость стены,
возвращали интерьеру замкнутость, чувство торжественной статики и покоя
сменяло ощущение динамических прорывов стен и подвижности декораций. Хороший
пример раннего третьего
стиля — росписи атрия
театральными картинами на улице Изобилия. Нижняя треть стены красного цвета
понималась как цоколь под живописными голубыми панно с небольшими в центре
квадратными клеймами; на одном из них изображены актеры с театральными
масками.
В росписях раннего третьего
стиля много элементов
(бутоны лотоса, сфинксы, небольшие фигурки божеств), оцененного по
достоинству римлянами. Принципы жестких, веками узаконенных канонов были
созвучны августовскому классицизму. Много в третьем стиле клейм с пейзажными
видами, натюрмортами, портретами. Создавались и крупные композиции сюжетного
характера, подобные «Альдобрандипской свадьбе», где жизненная сцепа обретала
торжественность и возвышенность.
Живописному декору третьего
стиля соответствовали
помещениях стуковые рельефы, обычно украшавшие сводчатые потолки.
Поверхность свода в интерьере римского дома у виллы Фарнезина, разделенная на
квадраты, ромбы, круги, прямоугольники, покрывалась невысокими рельефами.
Слегка выступавшие из фона изображения людей, животных, цветов, птиц,
деревьев, скал сообщали плоскости очарование ожившего пространства;
монохромность стуковых рельефов, светлых, как и фон, придавала композициям
характер таинственного видения, появлявшегося и исчезавшего в зависимости от
менявшегося освещения.
В искусстве времени Августа многое изменилось по сравнению с республиканским.
Это были годы оживленной строительной деятельности, широкого распространения
скульптурного портрета, пристального внимания к оформлению интерьера
фресками, мозаиками, стуковыми рельефами, статуями. В художественных образах
находили выражение новые взаимоотношения людей, человек начинал выступать уже
не гражданином республики, но в иной своей сущности, как подданный
императора. Искусство становилось государственной деятельностью, во многом
подчиненной вкусам принцепса. Империя все заметнее накладывала отпечаток на
творчество мастеров. Официальность
в произведениях искусства
связи с этим принижалась роль народных традиций. Возвеличивание приицепса
способствовало усилению подобострастия и лести, вело к утрате искренности. В
культовых и надгробных изображениях все в большей степени выступают элементы
обобщенности в ущерб детальности, так ярко проявлявшейся в республиканских
портретах. Хотя Август всегда делал вид, что укрепляет традиции Римской
республики, сильно возросло значение эллинского наследия, потеснившего
собственно римское.
Эволюция искусства от раннереспубликапского к позднереспубликан-скому и
августовскому глубоко противоречива: с одной стороны, в нем обнаруживалась
широта охвата мира, с другой — давали о себе знать многие ограничения —
пространственность в скульптуре сменялась плоскостностью, объемность —
графичностью. Заметно новое ощущение времени: в августовском искусстве оно
будто застывало по сравнению
с динамичностью
в торжественном предстоянии человека перед храмом на Форуме Августа и в
ритмике почтительного движения в рельефах Алтаря Мира. Изменялся характер
художественных форм: грубоватость
и прямота республиканских
изяществом и льстивостью императорских. Империя с ее грандиозными замыслами
начинала проявлять себя в художественном отношении. Памятники раннего
принципата предвосхищали то, что будет столь ярко выражено в первом и втором
периодах расцвета римского искусства.
3.2. Время Юлиев — Клавдиев и Флавиев
Сущность искусства Римской империи в полную меру начала выражать себя в
произведениях времени Юлиев — Клавдиев. Тенденция к созданию величественных
архитектурных сооружений, прославлению личности в скульптурных портретах,
пышности декора в рельефах и настенной живописи, которая проявилась в
цезарианском искусстве и была приглушена августовской мнимой
республиканизацией, после смерти принцепса не только оживилась, но стала
господствующей. Возведению многих значительных памятников способствовали
высокие технические возможности римских зодчих, использовавших различные
материалы, и чаще всего бетон, как основу конструкций.
В архитектуре жилых домов, лучше всего сохранившихся в Помпеях и Геркулануме,
можно заметить стремление к усложнению планов, увеличению этажности, желание
сделать интерьеры, особенно атриумы и перистильные дворы, более просторными и
величественными. Не случайно появление первых императорских дворцов.
Правители Рима не считали уже нужным, по выражению Сенеки, «рядиться в
одежды республики» и жить, подобно Августу, в частном доме. Тиберий построил
огромный дворец па Палатине. Калигула использовал редкое и дорогое
застекление окон, увеличил число этажей дворца, расширил его до Римского
Форума и хотел превратить некоторые здания Форума в его вестибюль. Колоннады,
сводчатые бетонные перекрытия, длинный криптопортик, сохранившиеся от дворца
Тиберия и Калигулы на Палатине, дают представление о стремлении к
великолепию архитектурных форм, померкшему, однако, перед «Проходным
дворцом», а затем «Золотым Домом» Нерона. Помпезность последнего выразилась
не только в архитектуре, но особенно ярко в убранстве и стенных росписях
художника Фабулла, выполненных в четвертом стиле. Создавались величественные
загородные дворцы, подобные резиденции Тиберия на Капри, где он прожил
последние годы жизни,— «вилле Юпитера», укрепленной на обрывистых скалах
самого высокого участка острова.
Черты государственного великолепия и представительности проявились тогда в
построенном Рабирием дворце па Палатипе. Домициан снес многие здания для
возведения этого сооружения, руины которого и сейчас поражают размерами.
Комплекс Домициана включал дворец Флавиев, служивший для официальных
церемоний, покои Августов и так называемый стадион. Планы обычных жилых,
включавших атриумы, перистили и триклинии, построек, а также террасных
домов, помещения которых располагались на разных уровнях, получили здесь свое
воплощение в размерах почти грандиозных.
Имеющий огромный, перекрытый
самым большим в империи
Флавиев до сих пор остается свидетельством высокой строительной техники
римлян. Император, решавший государственные дела, сидел на троне в абсиде
центрального зала. Базилика, где он судил, находилась в примыкавшем к
тронному залу с северо-запада помещении. Юго-восточное же служило или
преторианцам, охранявшим дворец, или религиозным целям (ларарий). Затем шел
перистильный двор и далее огромный триклиний — столовая для парадных обедов,
имевшая гипо-каусты — двойной пол, обогревавшийся горячим воздухом.
К юго-востоку от дворца Флавиев возвели не менее грандиозный Дом Августов —
личные покои императоров, с тремя перистильными дворами, залами различных
размеров и форм, огромными, имевшими в центре искусственные островки
бассейнами, фонтанами. Третий район комплекса Домициана напоминает величиной
и очертаниями стадион. По его периметру шел двухъярусный портик, а в центре
юго-восточной стороны
располагалась полукруглая
вытянутую «арену». Плиний Младший, сообщавший о частных ипподромах в виллах
богатых римлян, писал и об огромных садах, поэтому назначение этого участка,
который мог быть и садом, остается не вполне ясным.
К первому периоду расцвета искусства Империи относится много сооружений
практического характера. Клавдий построил большую гавань в Остии,
проектировал каналы, связывавшие озера и реки, провел сохранившийся до сих
пор акведук. Нерон создал порт в родном городе Апциуме, а Гальба — торговые
склады. Большое значение императоры начинали придавать общественным
постройкам — термам, амфитеатрам, циркам, триумфальным аркам. Вместительные