История театра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 23:57, контрольная работа

Описание работы

1. Значение религии Диониса в становлении древнегреческого театра
2. Организация театральных представлений в Древней Греции. Устройство театра. Актеры и хор, их маски и костюмы.
3. Эволюция трагического жанра в контексте древнегреческой театральной культуры (Эсхил, Софокл, Еврипид).

Файлы: 1 файл

История театра.docx

— 179.62 Кб (Скачать файл)

 Кроме того, не менее  специфическую политику вел театр  в отношении зрителя. Далеко не  все зрители допускались смотреть  спектакли Гротовского.

Театр-Лаборатория, о чем говорит и его название — это необычный театр. В его спектаклях, действительно, всегда присутствовало нечто такое, что свидетельствовало о современных исследованиях в области актерского искусства. Именно в этот период создана своя система воспитания актера, которую Гротовский называл тренинг. И сам Гротовский, и его коллектив всегда находились в состоянии поиска. Однако в театре, даже постулируя принцип вечного движения, обновления и поиска, нельзя обойтись без метода, системы. В первоначальный период своей деятельности Гротовский говорил, что  «главные, узловые проблемы актерского искусства... должны исследоваться методично». Но в 1968 году в Лаборатории начинается особый период. Гротовский, за которым уже закрепилась репутация создателя «системы», становится ярым противником «системы» как таковой. В 1972 году он делает такое признание: «У меня нет никакой доктрины. Я просто говорю то, что думаю. Все время. К счастью, мысли все время изменяются. Ведь с нами случается же что-то в жизни — в том, что мы делаем, чем мы занимаемся. В нас постоянно что-то изменяется».

 Театр-Лаборатория Ежи  Гротовского, конечно же, весьма  и весьма был отделен от  сферы массовой культуры и  ее последователей, но всегда  был рассчитан на «познавательный  элитаризм». Гротовский считал, что  «театр должен стать праздничной  конфронтацией — искусством элитарным  не в смысле принадлежности  к какой-либо человеческой общности, но для каждого человека в  момент, когда он ощущает эту  потребность этой интимной конфронтации». Актеры Гротовского ощущали себя  «братьями», включая в театральную  деятельность всю полноту своей  личности. Театр Гротовского был эстетически близок позиции, высказанной в европейской культуре Ницше и Ортегой-и-Гассетом, Шпенглером и другими, видевшими в массовой культуре проявления «дегенерации» и «тривиализации». Но, с другой стороны, театру Гротовского был не менее чужд и всяческий академизм. Это тоже был театр авангарда, но он не давал никому уверенности, что с его помощью возможно возрождение высокой культуры. Парадоксально, но сам коллектив быстро стал популярен именно в среде массовой культуры, ибо был «экзотичен», «непонятен», «оригинален», актеры вели аскетичный и замкнутый образ жизни, они откровенно отдалены от артистической и богемной среды, что тоже вызывало немалое любопытство. Коллективу присвоили в прессе титул «первоклассной культуры» и высшую категорию. Гротовским были поставлены: «Кордиан» Словацкого, «Акрополис» Выспянского, «Гамлет» Шекспира, «Доктор Фауст» Марло, «Стойкий принц», Кальдерона, «А.с.ф.» и многие другие.

 Кроме того, не менее  специфическую политику вел театр  в отношении зрителя. Далеко не  все зрители допускались смотреть  спектакли Гротовского. На спектакле  «Акрополь» (или «Акрополис») зрителей, принимающих участие в действии, было 50 человек. На спектакле «Стойкий  принц» — 35, на «Апокалипсисе»  — 30. Репетиционный период работы  над спектаклем все время увеличивался  — «Орфей» репетировался 3 недели, а «Апокалипсис» — 3 года. Кроме  того, спектакли шли 2—3 раза в  неделю. Так обстояло дело до 1970 года, потом ситуация изменилась. Ясно, что при таком стиле работы  театра и работы в театре  он не мог иметь ни малейшего  отношения к массовости.

 Гротовский и его  театр при всем внешнем антирационализме  все же обращены к миру, причем  к тому, что всегда конкретен, осознаваем и имеет смысл. Они  хотели бы примирить человека  с миром и примирить человека  с самим собой. Жизнь в театре  понимали не через мысли и  идеи, пусть даже и самые справедливые, но как доминанту человеческих  действий и разнообразных стремлений. О Гротовском и его Театре  не раз говорили как об общине, имеющей определенную («свою») религию. Но и это было неверно, так  как театр был обращен не  к вере, но к знанию и опыту. Коллектив Гротовского можно  назвать общиной, но не в религиозном  смысле, хотя и это был редчайший  коллектив единомышленников. В 1963 году  один критик называл Лабораторию  Гротовского «психоаналитической  «театральной лечебницей», где зрители-пациенты  подвергают встряске, возвращая  театру первородную магию и  античный катарсис». Другие называли  «Театр 13 рядов» «психодраматической  общественной системой», в которой  была реализована попытка создания  «терапевтически-творческого коллектива». В сентябре 1970 года Гротовский  говорил о том, чем был для  него Театр-Лаборатория так: «Сначала  — театром. Потом — лабораторией. А сейчас это место, где я  могу надеяться быть верным  себе. Это место, где каждый из  моих товарищей верен себе.

 Это место, где акт, свидетельство, данное человеческой  сущностью, будет конкретно и  телесно. Где не ищут никакой  художественной гимнастики, акробатики, тренинга. Где никто не хочет  владеть жестом, чтобы что-то выразить. Где хочется быть открытым, проявленным, нагим, искренним телом и кровью, всей человеческой природой, то  есть, что можно назвать смыслом, душой, психикой, памятью и т.п... Это  встреча, разоружение, взаимная небоязнь. Вот чем я бы определил Театр-Лабораторию. И не важно, называют ли его  лабораторией, неважно, будут ли  его вообще называть театром. Необходимо такое место. Если  бы театра не существовало, я  нашел бы другое место».

 Сама по себе Лаборатория  была малой творческой группой. В 1959—1970 годы в ее состав входили 8 актеров, директор, художественный  руководитель и режиссер в  одном лице, руководитель литературной  частью. С 1971 года коллектив уже  насчитывал несколько десятков  человек. В этом театре воспринимали  художественную задачу как свою  собственную судьбу. Их искусство  выражало истинные, а не ролевые  переживания.

 В конце 60-х годов  Гротовский переименовал свой  театр — он стал называться  «Институтом», но и наукой здесь  в обычном смысле слова не  занимались, хотя все время пребывали  в эксперименте. Гротовский был  сосредоточен на актере и его  технике. Актерское искусство имеет  такую особенность, незнакомую другим  видам творчества: актер должен  творить собой, и тогда, когда  это необходимо, а не ждать, например, как это может позволить себе  поэт, волшебного посещения Музы. На вопрос: «Как стимулировать  этот творческий процесс в  актере», Гротовский отвечал, создавая  свой «Институт».

 Он полагал, что одним  из стимулов будет «самообнажение»  актера, то есть полное раскрытие  своей личной психики, вплоть  до подсознания, в спектаклях  театра. Для этого должны, конечно, существовать не только внутренние  стимулы, но и внешние — их  актер должен «уметь брать». Гротовский  добивался невероятного. Он считал, что возможно «устранить из  творческого процесса сопротивления  и препятствия, вызванные собственным  организмом, как психические, так  и физические». А потому Гротовский  считал, что индивидуальность актера, безусловно, нужно развивать, но  развитие этой индивидуальности  прежде всего связано с избавлением  от старых привычек и штампов.

 Спектакли Гротовского  было всегда трудно описывать, хотя его верными поклонниками  и оставлены подробнейшие записи  его спектаклей, если можно так  сказать «стенограммы» спектаклей. И все же, вот как рассказал  о спектакле «Акрополис» Людвик  Фляшен: «Действие пьесы происходит  в Краковском соборе. В ночь  на Воскресение статуи и персонажи  гобеленов оживают и вместе  с ними как бы оживают сцены  Ветхого Завета и древности, самые  корни европейских традиций. Автор  задумал свою работу как панорамный  вид средиземноморской культуры, основные события которой представлены  в этом польском Акрополисе. В  этой идее «кладбища племени», цитируя Выспянского, идеи режиссера и поэта совпадают. Они оба хотят представить цивилизацию в целом и переосмыслить ее ценности, проверить ее на оселке современности. В понимании Гротовского «современный» — это вторая половина XX века. Вследствие того, что его опыт более жесток, чем у Выспянского, ценности европейской культуры вековой давности сурово перепроверены. Их единство уже находит себе место мирного уединения не в старом соборе, где поэт мечтал и размышлял в одиночестве об истории мира. Они сталкиваются в шуме жестокого мира среди многоязычья, куда наш век поместил их: в концентрационный лагерь». Это был лагерь Аушнитца, это было действительно «кладбище племен». А главный вопрос, звучащий в спектакле таков: «Что происходит с человеческой натурой, когда она сталкивается со всеобщим насилием?» Гротовский пытался осмыслить этот опыт «до корней», и он, по словам критика, не мог не внушать ужас. «Режиссер показал, что страдания как ужасны, так и отвратительны. Все человеческое низведено к простейшим животным рефлексам. В сентиментальной близости убийца и жертва кажутся близнецами...» Спектакль стал призывом к «этической памяти» зрителей, он обращался к его моральному подсознанию. Что от них останется, если они будут подвергнуты высшим испытаниям? Не останется ли только человеческая скорлупа?

 


Информация о работе История театра