Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 23:57, контрольная работа
1. Значение религии Диониса в становлении древнегреческого театра
2. Организация театральных представлений в Древней Греции. Устройство театра. Актеры и хор, их маски и костюмы.
3. Эволюция трагического жанра в контексте древнегреческой театральной культуры (Эсхил, Софокл, Еврипид).
Выбрав маску, актер не расставался с ней в течение всей жизни. Пьесы могли меняться хоть каждый день, но их персонажи оставались неизменными.
Северный (венецианский) квартет масок
Панталоне (Маньифико, Кассандро, Уберто) – венецианский купец, скупой старик;
Доктор (Доктор Баландзоне, Доктор Грациано) – псевдо-учёный доктор права; старик;
Бригелла (Скапино, Буффетто) — первый дзанни, умный слуга;
Арлекин (Меццетино, Труффальдино, Табарино) — второй дзанни, глупый слуга.
Южный (неаполитанский) квартет масок
Тарталья – судья-заика;
Скарамучча – хвастливый вояка, трус;
Ковьелло – первый дзанни, умный слуга;
Пульчинелла (Полишинель), второй дзанни, глупый слуга.
С конца XVI века актеры комедии дель арте выступали во Франции, Испании, Англии. Особенно заметно влияние их творчества на драматургию Мольера, Гольдони. Особенную популярность в истории получила маска Арлекина.
Второе дыхание театр импровизации получил в начале XX века в Западной Европе и России (реж. В. Мейерхольд, А. Таиров). В обновленном виде стихия жизнерадостности комедии дель арте проявилась в постановке Евгения Вахтангова «Принцесса Турандот» Гоцци (1922), в спектакле Джорджа Стрелера «Арлекин – слуга двух господ» и др.
В 14-15 веках в Испании появился придворный театр, созданный для развлечения королевского двора. В этом театре разыгрывались спектакли, где главные роли на любительских началах играли испанские дворяне, в основном для того, чтобы понравиться королю или королеве.
Первые профессиональные актерские труппы в Испании появились в середине 16-столетия, которые в зависимости от количества актеров делились на несколько видов: булюлю, гарнача, фарандула и т.д. Все эти театры отличались лишь количеством актеров, которые принимали участие в спектаклях, играли же они, как правило, одни и те же спектакли. Один из первых таких театров был основан известным испанским драматургом и актером Лопе де Руэдой.
Во второй половине 16 века главенствующее положение в Испании заняла церковь. Поэтому при церковных общинах стали появляется и публично действующие театра, которые назывались коррали. Первыми такие театры появились в Мадриде. В 1572 году был открыт “Корраль де ла Крус”, а в 1582 году был открыт “Корраль дель Принсипе”. Впоследствии такие публичные театры были открыты и в других крупных испанских городах: Барселоне, Валенсии, Севилье. Несмотря на тот факт, что эти театры были открыты под патронажем церкви их спектакли были рассчитаны на широкую публику и в них проповедовались идеалы эпохи Просвещения и гуманизма. Одним из самых популярных авторов тех времен был испанских драматург Лопе де Вега, произведения которого пользуются спросом и в наши дни.
В конце 16-столетия в корралях выступали многочисленные профессиональные труппы, которые возглавлялись известными актерами, многим из которых современный испанский театр обязан своим развитием.
Судьба корралей не была простой. Испанская монархия старалась всячески взять под свой контроль творчество таких театров. Везде была введена жесточайшая цензура репертуара, спектакли светской тематики часто закрывались, иногда даже запрещали выступать определенным актерам.
В то же время в Испании продолжал развиваться и придворный театр, который выражал интересы верхушки испанского общества, и который не требовал особого контроля со стороны испанских властей. В начале 17 столетия в королевских дворцах Эль Прадо и Буэн Ретиро были оборудованы специальные помещения для устройства спектаклей, на которые допускались не только приближенные ко двору, а и обычные граждане. В основном в репертуаре королевского театра были пьесы на мифологическую тематику.
В Испании и Португалии, так же как и в других странах, существовал средневековый театр - отчасти религиозный (мистерии и миракли), отчасти вполне светский, комический (фарсы). Средневековый религиозный театр в Испании вследствие огромной роли, которую католическая церковь играла в жизни страны, отличался чрезвычайной устойчивостью,- он не только не исчез в эпоху Возрождения, как это случилось, например, в Италии и во Франции, но продолжал интенсивно развиваться в течение всего XVI и даже XVII в.; причем пьесы такого рода писали крупнейшие драматурги эпохи. Столь же популярными оставались на протяжении этих веков жанры народного комического театра, также культивировавшиеся большими мастерами (см. в гл. 37 об интермедиях Сервантеса).
Однако наряду с
этими старыми драматическими
жанрами к середине XVI в. в Испании
вырабатывается новая, ренессансная
система драматургии, влияющая, между
прочим, и на трактовку писателями
Возрождения упомянутых старых
жанров. Эта новая драматургическая
система произошла из
Первые зачатки ренессансной
испанской драмы мы находим
в начале XVI в. в творчестве Хуана
дель Энсины (Juan del Encina), долго жившего
в Италии и одно время
Гораздо сильнее итальянские,
а также античные влияния
Истинным создателем
национальной испанской драмы
по праву считается Лопе де
Руэда (Lope de Rueda, род. ок. 1510 г., ум. в 1565 г.),
про которого Сервантес
Руэда был мастером-
Впервые благодаря
Руэде литературный
Главным наследием
Руэды являются два рода пьес
- большие разработанные комедии
и маленькие комические пьески
типа средневековых фарсов, называвшиеся
"пасос". Образцы для пьес
первой группы - итальянские комедии
Ариосто и других, причем к
ним примешиваются иногда
Следующий важный шаг
сделан старшим современником
Лопе де Беги Хуаном де ла
Куэвой (Juan de la Cueva, ум. в начале XVII в.),
который в своей "Испанской
поэтике" изложил принципы новой
драматургии. Не отрицая достоинств
античной драматургии, он требует
освобождения испанского
Организация английского профессионального театра: придворный, частный, публичный театр.
С XVI века сценическое искусство Европы из любительского превращается в профессиональное. Возникают труппы актеров, ведущих бродячую жизнь: они переезжают из города в город и дают представления на площадях и при дворах.
В Англии представители богатых родов принимали актеров в состав своей челяди. Актеры считались слугами какого-либо вельможи. Это положение актеров отразилось в названии их маленьких театров: «Слуги лорда Камергера», «Слуги лорда Адмирала», «Слуги его величества Короля» и др.
Театр в Англии сразу формируется как частное предприятие. Богатые люди строили театральные здания, которые сдавались актерским труппам. Но были и актерские товарищества на паях. На таких началах строилась жизнь труппы, в которой состоял Шекспир.
Каждая труппа имела своих драматургов. Связь авторов с театром была тесной. Именно драматурги разъясняли актерам, как надо ставить пьесу.
В Лондоне с конца XVI века было три вида театров:
· придворный
· частный
· публичный.
Частные театры с самого начала сделались зрелищами для более зажиточной публики. Первоначально там почти всегда играли труппы малолетних артистов, которых в Лондоне было несколько. Эти подростки получали специальную подготовку, учились декламации и пению, и им, по-видимому, очень хорошо удавались спектакли пасторально-романтического типа. Так, малолетние актеры были лучшими исполнителями мифологических пьес Джона Лили и пасторалей Пиля. Их часто приглашали ко двору, где они разыгрывали свой репертуар на придворной сцене. Частные театры (или закрытые) представляли собой здания, имевшие крышу. Меньше по размеру, они вмещали не такое большое количество публики, как общедоступные (или публичные) театры. «В них был партер для благородных, спектакли происходили при свете свечей».
Считается, что придворный театр возник раньше других лондонских типов театра. В год вступления на престол Генриха VIII (1509) на пост заведующего увеселениями был назначен Уильям Корниш, и при дворе началось усиленное культивирование развлечений всякого рода. Около 1512 г. было показано новое зрелище, которое получило название "масок". Оно и сделалось любимым жанром придворных сценических постановок. Маски были заимствованы из Италии, где они носили известное уже нам название "моресков". В Лондоне это были порою очень сложные и пышные представления на мифологические сюжеты. Первоначально они имели балетно-пантомимный характер. Потом для них стали писаться тексты. Они сопровождались музыкою, были хорошо оформлены декорациями и костюмами и обставлены механическими эффектами. Играли при дворе и детские труппы, и актеры народных театров, и "слуги" короля, и любители из придворных. Придворный театр существовал параллельно с публичными.