История театра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 23:57, контрольная работа

Описание работы

1. Значение религии Диониса в становлении древнегреческого театра
2. Организация театральных представлений в Древней Греции. Устройство театра. Актеры и хор, их маски и костюмы.
3. Эволюция трагического жанра в контексте древнегреческой театральной культуры (Эсхил, Софокл, Еврипид).

Файлы: 1 файл

История театра.docx

— 179.62 Кб (Скачать файл)

 

Маска проникла в греческий театр вследствие исконной его связи с культом Диониса: жрец, изображавший божество, всегда выступал в маске. В театре классического периода маска уже не имела культового значения; зато она отвечала задаче греческого театра создавать крупные, обобщенные образы — или героические, возвышающиеся над действительностью, или карикатурно-ко-медийные. Необходимость в маске вызывалась и тем, что женские роли исполняли мужчины. Наконец, употребление маски обусловливалось размерами греческого театра: без маски лица актеров были бы плохо видны зрителям дальних рядов.

Маски делались из дерева или полотна (в последнем случае полотно натягивалось на каркас, покрывалось гипсом и раскрашивалось). Маска закрывала не только лицо, по и всю голову, так что парик был укреплен на самой маске; к ней же в случае необходимости прикреплялась и борода. У трагической маски обычно делали выступ надо лбом (онкос), увеличивавший рост актера.

 

В древней комедии большая часть масок должна была вызывать смех, отсюда их карикатурный и гротесковый характер.

 

 Кроме вымышленных  персонажей, авторы древних комедий, как уже говорилось, выводили  на сцену и своих современников. Маска в таких случаях была  обычно шаржированным портретом.

 

Костюм трагического актера представлял собой несколько видоизмененную пышную одежду, какую носили жрецы Диониса во время исполнения религиозных церемоний. Театральный хитон (одежда из льняной ткани, в виде широкой рубашки) имел длинные рукава и спускался до пят. Плащи употреблялись в основном двух видов: длинный, располагавшийся вокруг тела складками (гиматий), и короткий, с застежкой на плече (хламида). Отдельные персонажи носили особую одежду, например, царь — длинный плащ пурпурного цвета, царица — белый плащ с пурпурной каймой. На театральных хитонах и плащах были вышиты цветы, пальмы, спирали, арабески, а также фигуры людей и животных (например, лошадей, собак). Такой расшитый костюм изображается па одной из ваз I в. до н. э., которую называют «вазой Андромеды» (по мифу, дочь царя Эдипа, отданная в жертву морскому чудовищу, но спасенная героем Персеем).

 

Обувь трагического актера называлась котурнами. В жизни так называли башмаки с высокими голенищами. Сценические же котурны имели толстые, состоящие из нескольких слоев подошвы, благодаря чему увеличивался рост актера. Чтобы придать своей фигуре большую величественность, трагический актер укреплял под одеждой специальные подкладки или небольшие подушки, что помогало ему—в котурнах и в парике с онкосом—сохранять естественные пропорции тела.

 

В комедии употребление подушек и подкладок, наоборот, вызывалось стремлением нарушить нормальные пропорции человеческого тела и тем самым вызвать смех зрителей. До нас дошло много статуэток, изображающих актеров древнегреческой комедии. У маски вытаращены глаза, безобразный нос, широко открытый рот; живот и зад увеличены с помощью подложенных подушек.

 

Трагический хор насчитывал сначала 12 человек, затем состав его был увеличен до 15. В комедии хор всегда состоял из 24 человек. Участники хора назывались хоревтами, предводитель хора — корифеем. При выходе на орхестру впереди хора шел флейтист, который останавливался на ступенях алтаря, расположенного в центре орхестры.

 

В трагедии хор .обычно изображал людей, близких главному герою. Так, в «Прометее Прикованном» Эсхила хор составляют Океаниды — дочери Океана, сочувствующие страданиям Прометея и готовые разделить его судьбу. Комический хор мог изображать не только людей, по и животных и различных мифологических, сказочных существ. Например, в комедии Аристофана «Облака» хор состоит из «облаков».

 

Среди ученых существовало мнение, что хор в греческой трагедии тормозил действие и являлся просто данью культовой традиции. Однако это не так. Трагедия развилась именно на основе хора, из которого впоследствии был выделен один актер. С появлением второго и третьего актера роль хора ослабевает, драматический конфликт может теперь развиваться и без участия хора. Но хор не исчезает — он существует как непременный компонент у всех драматургов классического периода, хотя не всегда несет одинаковую сюжетную нагрузку. Жизненность хора в этот период объясняется тем, что в трагедии, расцветшей па демократической основе, он был прежде всего выразителем общественного мнения. Хор — это коллективный герои. Его партии и поныне помогают понять философский и человеческий смысл трагедии, решение ее основного конфликта.

 

Театральные представления, как мы уже знаем, происходили в дни всенародных праздников в честь Диониса. Все дела на это время приостанавливались, суды закрывались, должники освобождались от необходимости уплачивать долги в течение всех дней праздника; даже заключенных выпускали из тюрем, чтобы и они могли Припять участие в общем празднике. В театре бывали не только мужчины, но и женщины, дети. Даже слугам — домашним рабам — разрешалось посещение театра. За вход взималась небольшая плата для покрытия расходов на содержание театральной постройки.

 

При Перикле неимущим гражданам выдавались для посещения театра особые зрелищные деньги (теорикон).

 

Драматические представления в Афинах начинались на рассвете и шли до самого вечера. Зрители ели и пили в самом театре. Все были одеты в праздничные одежды, с венками на голове. Праздник Великих Дионисий собирал огромное количество народа, причем это были це только афиняне и жители Аттики но и граждане других полисов, приезжавшие со всей Греции.

 

Порядок представления тетралогий и комедий соревнующихся поэтов определялся по жребию. Звук трубы возвещал о начало каждой пьесы.

 

Афинская публика была очень восприимчивой и непосредственной. Если пьеса нравилась, зрители выражали одобрение аплодисментами и криками. Если же пьеса не нравилась, зрители свистели, стучали ногами. Бывали и такие случаи, когда актеров прогоняли со сцены камнями или требовали прекратить пьесу и начинать новую. Можно сказать, что суждение парода имело существенное значение для успеха представления. (Правда, среди публики были иногда и подставные лица, говоря современным языком - клакеры. Так, комедиограф Филемон не раз с успехом использовал подставных лиц против своего противника Менандра ).

 

Зрительной основой эффектности древнего театра были не декорации, а костюмы и маски исполнителей. Поскольку персонажи пьес были боги, герои, а не обычные люди – костюм должен был зрительно увеличивать масштабы фигур. Трагический костюм, маска должны были увеличивать исполнителя по вертикали – в длину. Цвет костюма имел символическое значение. Трагедия: красный цвет одежды означал царя, белый плащ с пурпурной каймой – царицу, синее с черным одеяние – изгнанник и несчастный. В комедии тело увеличивалось в толщину.

 

 

  1. Эволюция трагического жанра в контексте древнегреческой театральной культуры (Эсхил, Софокл, Еврипид).

Говоря о Софокле или других о драматургах, комедиографах того времени нельзя не упомянуть о самом древнегреческом театре, потому, что с этого все начиналось.

 

Над Афинами, самым большим городом древней Эллады, возвышается холм, на котором белеют прекрасный здания с мраморными колоннами. Это Акрополь – афинская крепость-святилище, место народных собраний и торжественных празднеств в честь богов, покровителей греческих городов-государств – полисов. На южном склоне холма, неподалеку от главного афинского храма Парфенона, высечены в скале длинные ряды скамей. Они полукругом сбегают вниз, охватывая подковой широкую площадку и небольшое возвышение за ней.

 

Это театр Диониса – один из самых больших театров древности. Он окружен южной зеленью, а вместо крыши над ним глубокое синие небо. Около семнадцати тысяч зрителей, почти все население Афин, размещалось некогда на этих скамьях. Театр уподоблялся святилищу, театральное зрелище считалось важным общественным событием. Греческий актер пользовался особым уважением и почетом. Во время войн актеры, как жрецы, объявлялись неприкосновенными и нередко выступали в качестве послов и посредников между воюющими.

 

И это не случайно. Театральное искусство развивалось в древней Греции из религиозного празднества в честь Диониса – бога плодородия и вина. На этих празднествах, которые устраивались весной во время расцвета природы (Великой дионисии), и осенью, после уборки винограда (Сельский дионисии), выступали хоры наряженных в козлиные шкуры певцов. Они изображали свиту Диониса, несущего людям всей страны радость и веселье. Хор исполнял дифирамбы – особые гимны, где прославлялся Дионис и рассказывалось о тяжелых испытаниях выпавших на его долю, о победах бога над врагами. Пение сменялось буйной пляской, безудержным весельем.

 

Так из хоровых выступлений родились трагедия и комедия – два основных жанра греческой драмы. Слово “трагедия” в буквальном переводе означает “песнь козлов”. А в слове “комедия” нашли отражения светлые черты праздника, “песня на гульбище”.

 

Древнегреческий театр развивался очень быстро. Сюжеты для трагедий комедий и драм стали брать не только из жизни Диониса. История сохранила пьесы трех великих трагиков древности: Эсхила, Софокла и Эврипида – и комедии Аристофана. В трагедиях этих драматургов рассказывалось о героических событиях, происходивших в незапамятные времена. В основе их лежат древние предания, мифы. Боги в трагедиях выступали как грозная сила. Герои вступали с ними в борьбу, погибали, но стойко перенесли удары судьбы. Герои же комедии, созданных Аристофаном не легендарные личности, а жители современных ему Афин. У Аристофана нет былого почтения к богам, наоборот, комедиограф зачастую выставляет их в смешном виде.

Драматургия Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана показывала зрителям идеалы служения родине, гражданской доблести и моральной стойкости.

 

Вначале все роли в пьесе исполнял лишь один актер. Эсхил ввел представление второго актера, Софокл – третьего. То есть, один актер исполнял несколько ролей. Позади орхестры (сцены) находилось небольшое деревянное строение – “скена” здесь актер в перерывах между эпизодами готовился к выступлению в новой роли.

 

Из обрядовых игр и песен в  честь  Диониса  выросли  три  жанра

 древнегреческой  драмы: трагедия, комедия  и  сатировская   комедия

(названная так по хору, состоявшему из сатиров).Трагедия  отражала серьезную

 сторону дионисийского  культа, комедия- карнавально-сатирическую. Сатировская

 драма представлялась  средним  жанром. Веселый

 игровой характер и  счастливый конец определили  ее место на  праздниках в

 честь Диониса: сатировскую  драму ставили как заключение  к представлению

 трагедий.

 Трагедия, по свидетельсьву  Аристотеля, брала  начало  от  запевал дифирамба,

 комедия -от запевал  фаллических песен, т.е. песен, в которых  прославлялись

 плодоносящие силы  природы. К диалогу, который вели  эти запевалы с хором,

 примешивались элементы  актерской  игры, и миф как бы  оживал перед

 участниками праздника.

 Многое о происхождении  греческой драмы могут сказать  сами  слова трагедия и

 комедия. Слово трагедия  происходит от  двух  греческих  слов: трагос -"козел"

 и одэ -"песнь", т.е.  "песнь  козлов". Это название  вновь ведет нас к

 сатирам-спутникам   Диониса, козлоногим существам, прославлявшим  подвиги и

 страдания   бога. Слово  комедия происходит от слов  комос и одэ. "Комос" - это

 шествие  подвыпившей  толпы  ряженых, осыпавших друг  друга  шутками  и

 насмешками, на сельских  праздниках в честь  Диониса. Следовательно, слово

 комедия обозначает "песнь  комоса".

 Греческая трагедия, как  правило, брала сюжеты из  мифологии, которая хорошо

 была известна каждому  греку. Интерес зрителей  сосредоточивался  не на фабуле,

 а на трактовке мифа  автором, на той  общественной  и нравственной

 проблематике, которая  разворачивалась  вокруг всем  известных эпизодов мифа.

 Используя мифологическую  оболочку, драматург отражал в  трагедии современную

 ему общественно -политическую  жизнь, высказывал свои  этические, философские,

 религиозные воззрения. Поэтому роль  трагических  представлений  в

 общественно-политическом  и этическом воспитании граждан  была огромна.

 Уже во второй половине  VI в. до н. э.  трагедия  достигла  значительного

 развития. Античная история  передает, что  первым  афинским  трагическим поэтом

 был Феспид (VI  в.до  н.э.).Первая  постановка его трагедии (название ее

 неизвестно) состоялась  весной 534 г. до н. э. на празднике  Великих Дионисий.

 Этот год принято  считать  годом рождения мирового  театра.

 Феспиду приписывают  усовершенствование масок и театральных  костюмов. Но

 главным нововведением  Феспида было выделение из  хора одного исполнителя,

 актера. Этот актер, или, как его называли в Греции, гипокрит ("ответчик"),

 мог обращаться к  хору  с  вопросами, отвечать на  вопросы хора, изображать по

 ходу  действия  различных  персонажей, покидать сценическую  площадку и

 возвращаться на нее.

 Таким образом, ранняя  греческая трагедия была своеобразным  диалогом  между

 актеров и хором  и по форме напоминала скорее  кантану. При этом, хотя

 количественно партия  актера в первоначальной  драме  была невелика и главную

 роль играл хор,  именно  актер  с  самого своего  появления стал носителем

 действенного, энергичного  начала.

 

Эсхил (525-456 до н. э.). Его творчество связано с эпохой становления

 Афинского демократического  государства. Это государство формировалось  в

 период греко-персидских  войн, которые  велись  с  небольшими  перерывами с 500

 до 449 г. до н.э. и носили  для  греческих государств-полисов  освободительный

 характер.

 Эсхил происходил из  знатного рода. Он  родился  в  Элевсине, близ Афин.

 Известно, что Эсхил  принимал участие в сражениях  при  Марафоне и Саламине.

 Битву при Саламине  он описал как очевидец в  трагедии "Персы". Незадолго до

 своей смерти Эсхил  отправился  на  Сицилию, где и  умер (в городе Геле).В

Информация о работе История театра