История театра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 23:57, контрольная работа

Описание работы

1. Значение религии Диониса в становлении древнегреческого театра
2. Организация театральных представлений в Древней Греции. Устройство театра. Актеры и хор, их маски и костюмы.
3. Эволюция трагического жанра в контексте древнегреческой театральной культуры (Эсхил, Софокл, Еврипид).

Файлы: 1 файл

История театра.docx

— 179.62 Кб (Скачать файл)

В эпоху эллинизма (VI-I вв. до н. э.) греческий театр классической поры

 претерпел существенные  изменения, касающиеся и  драматургии, и  актерского

 исполнения, и  архитектуры  театрального   здания. Эти изменения  связаны с

 новыми историческими  условиями.

 В театре эллинистической  эпохи по-прежнему ставятся  комедии  и трагедии. Но

 от трагедий IV в. до  н. э. сохранились лишь  небольшие  фрагменты, и, по-

 видимому, художественные  достоинства эллинистической трагедии  были невелики.

 Гораздо больше данных  имеется для суждения о комедии, так как до дошли

 целиком одна пьеса  и  несколько отрывков из других  пьес крупнейшего

 комедиографа того  времени -Менандра.

 Комедию эллинистической  эпохи называют  новой  аттической  (или

 новоаттической) комедией. Время ее  расцвета -конец  IV-III  в.  до н.э. В

 новой  аттической  комедии  по-своему  отразились  изменения, происшедшие в

 общественно-политической  жизни Греции к середине IV в. до  н.э. На смену

 представлений о божественном  миропорядке и вере в конечное  торжество

 справедливости приходит  убеждение во всемогуществе случая. Жизнь человека,

 его личное  счастье, общественное положение-все зависит  от  воли  случая.

 Случай  определяет  возникновение и решение конфликтов  и в самой комедии,

 которая ставит своей  задачей воспроизводить современную  ей  жизнь  только  в

 плане семейно-бытовых  отношений. Большую роль в новой  комедии  играет мотив

 любви.

 Авторы новой аттической  комедии широко использовали  психологическую теорию

 ученика Аристотеля  Теофраста, согласно  которой  все  свойства характера

 проявляются во внешности  человека и в его поступках. Физиогномические

 описания Теофраста  несомненно влияли и на оформление  масок, помогавшим

 зрителям распознавать  тот  или  иной персонаж.

 В новой комедии  заметно влияние  Еврипида. Близость  многих  его героев к

 жизни, раскрытие их  душевных переживаний -вот  то, что  новая комедия взяла у

 Еврипида.

 Основной особенностью  новой комедии было отсутствие  хора, который был бы

 органически связан  с развитием действия, -хор  выступал  только в антрактах. В

 прологе новой комедии  давалось краткое изложение событий, что должно было

 помочь зрителю разобраться  в  сложной интриге.

 Другой особенностью  новой комедии бала  ее  гуманно -филантропическая

 направленность. В лучших  произведениях проводились  передовые  идеи

 эллинистической философии. Несмотря на отсутствие политической  тематики, в

 новой комедии получали  отражения  такие  важные проблемы, как методы

 воспитания, отношение  к женщине, к представителям различных  сословий, к

 чужестранцам. Причем  постоянно проповедовались более  мягкие, более гуманные

 отношения между людьми.

 Новая аттическая комедия  пользовалась огромным успехом  у публики. Зрителей

 привлекало то, как  разрабатывается даже банальный  сюжет или привычная маска:

 пружиной действия  стала ловко  устроенная интрига, развитие которой велось

 тонко и искусно.

 

  1. Новоаттическая комедия (Менандр). Театр мимов.

Менандр жил и творил в конце IV и начале III в. до н.э. (343/2-292/1). Он был состоятельным афинянином, но участия в политической жизни своего города не принимал. От позднейшего Аристофана до начала деятельности Менандра прошло полстолетия. Но уже последний период творчества Аристофана характеризуется элементами бытовизма. Поэтому от Аристофана, как от представителя древней комедии, до Менандра, как представителя новой комедии, прошло еще гораздо больше времени. За эти 75 (приблизительно) лет произошли коренные перемены как в жизни греческого общества, так и в литературном стиле комедии. Уже замолкла политическая комедия. Греческая общественность переставала волноваться политическими событиями. Между Аристофаном и Менандром действует несколько комедиографов, которых обычно объединяют под названием средней комедии. Она тоже расстается с политическими темами и переходит на пути бытовой комедии, так как теперь уже считается, что древняя аристофановская комедия слишком близка к деревне, груба и далека от повседневной жизни, слишком прямо разоблачает политические ситуации и полна непристойностей. Однако эта подчищенная и гораздо более благоприличная средняя комедия все еще полна условностей и не в силах отобразить повседневную жизнь человека.

 

 Менандр прославился  тем, что стал принципиально избегать  изображения условных характеров  и стремился выводить действие  из самих же характеров. Правда, даже и ему это не удалось, как это не могло удаться  и вообще всей античной комедии. У него мы располагаем только  сравнительно небольшим числом  типических характеров; и все  его искусство заключается в  наделении этих характеров разными  жизненными деталями. Обычно в  этих комедиях фигурируют: молодой  человек, легкомысленный или серьезный, отец, тоже легкомысленный или  скупой, девица, кем-нибудь обиженная  и добродетельная, женщина легкого  поведения и с благородными  чувствами, рабы, жулики или честные, весьма оборотистые и пронырливые, помогающие своим господам довести  дело до благополучного конца, хвастливые и много о себе  мнящие воины. За пределы этих  типических характеров комедия  Менандра почти не выходила. Но  и без того им был сделан  огромный шаг в развитии комедийного  жанра, обеспечивший ему большой  успех и в Греции, и в Риме  на много столетий. Некоторые  античные писатели отводили ему  даже первое место после Гомера, а Плутарх ставил его выше  Аристофана.

Историческая основа комедий ясна без всяких комментариев. Это изображение быта средних и низших слоев, которых уже не интересует политика и которые далеки от древней мифологии и от героизма периода классики. Это - люди, исключительно преданные своим узколичным интересам. Однако идейный смысл в этих комедиях вовсе не такой мелкий, как это иной раз себе представляют.

 

 Конечно, комедии вполне аполитичны, как и другие произведения эллинистической литературы. Созданные вскоре после смерти Александра Македонского, в атмосфере грандиозных событий мирового масштаба, они ровно ничем на них не откликаются. Тем не менее, изображая мелкого и среднего человека, Менандр все же проводил здесь некоторые свои принципы, и принципы эти, несомненно, были прогрессивными.

 

 Менандр, во-первых, стоит  за нормальную семейную жизнь. Он явно осуждает мизантропа  Кнемона, который осыпает руганью  и всех близких людей, и чужих, вечно раздражен и даже ни  с кем не хочет иметь никакого  дела. В уста своего Харисия  Менандр вкладывает такую покаянную  речь, которая заставляет видеть  в нем незаурядного и благородного  человека, несмотря на допускаемые  им глубокие жизненные ошибки. Во-вторых, в презренных и маленьких  людях Менандр склонен видеть  часто человеческие и даже  благородные чувства. Пасынок Кнемона  Горгий, всегда терпящий от него, первый бросается спасать его, когда тот попадает в колодец. Этот же Горгий, видя любовь  и честные намерения Сострата, помогает и ему, несмотря на  постоянную разгневанность и  злобность Кнемона. В гетере Менандр  тоже видит человека с благородными  чувствами, а не относится к  ней с холодным и безусловным  осуждением, как это делает общество, которое само же ее порождает. В-третьих, женщина у Менандра  вполне равноправный член общества, иной раз даже превосходящий  мужчину по своим душевным  качествам. В-четвертых, рабы для  него тоже люди, и притом самого  разнообразного склада, то эгоистического, а то и мягкого, доброго, отзывчивого. В-пятых, просветительство у Менандра сквозит и в его деистических мотивах, несомненно, заимствованных у Эпикура. Из комедий Менандра сама собой вытекает мораль, хотя он и никого не бичует и никого не принуждает к добродетели каким-нибудь строгим авторитетом. Мораль эта заключается в том, что все люди имеют разного рода слабости и совершают разного рода погрешности, но что у всех людей есть и хорошие стороны. Есть мягкость и доброжелательность, сознание своих погрешностей и желание от них избавиться. Мы едва ли ошибемся, если назовем эту мораль гуманизмом или гуманностью.

 

 Новоаттическая комедия стала последним драматическим жанром, который был создан в Греции. Впоследствии она лишилась большого общественно-политического содержания; вопросы, поднимаемые в ней, были отнюдь не злободневными. Но в области разработки характеров героев и развития действия данный тип произведений означал огромный шаг вперед. Многие персонажи из новоаттической комедии перешли в римский театр, а из него – в театр Нового времени.

 

В Древней Греции существовали не только трагедии и комедии, но и разные формы низовых зрелищ. Актеры давали представления на бытовые темы, разыгрывали сценки пародийно-сатирического характера. Эти сценки назывались «мимы». В переводе с греческого слово «мимос» означает «подражание», или «воспроизведение». Исполнителей таких сценок также стали называть мимами. Темы для мимов брались самые разные. Одни актеры изображали воров, другие делали пародии на мифы.

 

При завоевании Востока эллины принесли туда и мим, который сразу завоевал большую популярность у народа, так как показывались сцены из повседневной жизни. Ни один из текстов мимов не дошел до нашего времени. Но представление о персонажах таких зрелищ можно составить, прочитав свидетельства некоторых античных писателей.

 

Постоянными героями мимов являлись рыбаки и матросы, сапожники и булочники, земледельцы и пастухи, врачи и учителя, рабы и солдаты, сборщики податей и воры и т. д. Помимо простых людей, персонажами мимов были и мифологические герои, показанные в карикатурно-сатирическом плане. В этих представлениях боги и герои надевали дурацкие костюмы и в таком виде появлялись перед народом. Например, Геракла представляли пьяницей и обжорой.

 

Мимы разыгрывались не в театрах, а на деревянных подмостках. В представлении, кроме мужчин, принимали участие и женщины. Вероятнее всего, впервые на сцене женщина появилась именно в миме. Женщины-мимы выступали также в качестве акробаток или танцовщиц.

 

В эллинистическую эпоху возникли бродячие труппы, которые показывали публике мимы. Поскольку в мимах изображалась повседневная жизнь, то актеры вынуждены были отказаться от масок. В качестве театрального костюма они использовали обычную одежду. Только «дурак» (один из персонажей) надевал плащ, который был сшит из множества разноцветных лоскутков ткани.

 

На основе мима возник мимический танец на мифологические темы, который был назван «пантомим». Актеры при исполнении этого танца не пользовались ни словами, ни пением. Они могли при помощи только движений передавать душевные переживания, показывать тонкую гамму чувств. Поэтому актеры, занятые в пантомиме, должны были мастерски владеть своим телом и постоянно совершенствоваться.

 

В исполнении танца, как правило, принимал участие только один актер. Он исполнял сразу несколько ролей, меняя костюмы и маски. Женские роли в пантомиме исполняли мужчины. Танец исполнялся обычно под аккомпанемент флейты.

 

Актеры и актрисы мима стояли на самой низшей ступени общества. Такое положение вещей существовало потому, что их искусство не было связано с культом Диониса. Материальное положение бродячих актеров чаще всего было плохим.

 

Жанр мима способствовал тому, что на античную сцену были выведены наиболее реалистичные персонажи. Огромной популярностью мим пользовался в Риме. В эпоху империи он даже оттеснил на задний план все другие жанры.

 

  1. Истоки римского театра. Импровизационная комедия ателлана.

Истоки римского театра и драмы восходят, как и в Греции, к обрядовым играм, богатым карнавальными элементами. Таков, например праздник Сатурналий - в честь италийского божества Сатурна. Особенностью этого праздника было "переворачивание" привычных общественных отношений: господа на время становились "рабами", а рабы - "господами".

 

 Одним из истоков  римского театра и драмы были  сельские праздники сбора урожая. Еще в отдаленные времена, когда  Рим представлял собой небольшую  общину Лациума, по деревням справлялись  праздники в связи с окончанием  жатвы. На этих праздниках распевались  веселые грубоватые песни - фесценнины. Зародившись еще при родовом  строе, фесценнины существовали  и в последующие века, и в  них, по свидетельству Горация, находила  отражение социальная борьба  между плебеями и патрициями.

 

 Существовала и другая  форма примитивных зрелищ - сатура. Основой для сатур послужили  мимические танцы этрусских плясунов. В 364 г. до н. э. Рим постигло моровое  поветрие. Чтобы умилостивить богов, решили устроить сценические  игры. Из Этрурии были приглашены  актеры-плясуны, которые исполняли  свои танцы под аккомпанемент  флейты. Этрусским актерам стала  подражать римская молодежь, которая  прибавила к пляске шуточный  диалог, написанный нескладными  стихами, а также жестикуляцию. Так  возникли сатуры (в переводе значит "смесь").Сатуры были драматическими  сценками бытового и комического  характера, включавшими в себя  диалог, пение, музыку и танцы.

 

 Еще одним видом  драматических представлений комического  характера являлись ателланы, которые  были позаимствованы у других  племен, населявших Апеннинский  полуостров, с которыми Рим вел  непрерывные войны. Молодежь увлеклась  этими играми и стала устраивать  их в дни праздников.

 

  1. Возникновение римской трагедии.

в Риме существовали примерно те же обрядовые игры, что и в Древней Греции. Но дальше слабых зачатков драмы развитие народного театра не пошло. Это объясняется консервативным укладом римской жизни и сильным сопротивлением жрецов. Поэтому в Риме не сложилось самостоятельной мифологии, которая в Греции послужила "почвой и арсеналом" искусства, в том числе драмы.

Информация о работе История театра