Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 23:57, контрольная работа
1. Значение религии Диониса в становлении древнегреческого театра
2. Организация театральных представлений в Древней Греции. Устройство театра. Актеры и хор, их маски и костюмы.
3. Эволюция трагического жанра в контексте древнегреческой театральной культуры (Эсхил, Софокл, Еврипид).
надписи на его надгробии, сочиненной, по преданию, им самим, ничего не
говорится о нем как о драматурге, но сказано, что он проявил себя
мужественным воином в сражениях с персами.
Эсхил написал около 80 трагедий и сатировских драм. До нас дошли полностью
только семь трагедий;
из других произведений
Трагедии Эсхила отражают
основные тенденции его
в социально-экономической и культурной жизни, которые были вызваны крушением
родового строя и становлением афинской рабовладельческой демократии.
Мировоззрение Эсхила в основе своей было религиозно -мифологическим. Он
верил, что существует извечный миропорядок, который подчиняется действию
закона мировой справедливости. Человек, вольно или невольно нарушивший
справедливый порядок, будет наказан богами, и тем самым равновесие
восстановится. Идея неотвратимости
возмездия и торжества
проходит через все трагедии Эсхила.
Эсхил верит в судьбу -Мойру, верит, что ей повинуются даже боги. Однако к
этому традиционному мировосприятию примешиваются и новые взгляды,
порожденные развивающейся афинской демократией. Так, герои Эсхила -не
безвольные существа,
безоговорочно выполняющих
него наделен свободным разумом, мыслит и действует вполне самостоятельно.
Почти перед каждым героем Эсхила стоит проблема выбора линии поведения.
Моральная ответственность человека за свои поступки -одна из основных тем
трагедий драматурга.
Эсхил ввел в свои трагедии второго актера и тем открыл возможность более
глубокой разработки трагического конфликта, усилил действенную сторону
театрального представления. Это был настоящий переворот в театре: вместо
старой трагедии, где партии единственного актера и хора заполняли всю пьесу,
родилась новая трагедия,
в которой персонажи
другом и сами непосредственно мотивировали свои действия.
Внешняя структура трагедии Эсхила сохраняет следы близости к дифирамбу
,где партии запевалы перемежались с партиями хора. Почти все дошедшие до нас
трагедии начинаются с пролога, в котором содержится завязка действия. Затем
следует парод -песня, которую исполняет хор, вступая на орхестру. Далее идет
чередование писодиев (диалогических частей, исполняемых актерами, иногда
при участии хора) и стасимов (песен хора).Заключительная часть трагедии
называется эксодом; эксод- это песня, исполняя которую хор покидает сцену. В
трагедиях встречаются также гипорхема (радостная песня хора, звучащая,
как правило, в кульминационный момент, перед катастрофой), коммосы
(совместные песни-плачи
героев и хора),монологи
Обычно трагедия состояла из 3-4 эписодиев и 3-4 стасимов. Стасимы разделяются
на отдельные части-строфы и антистрофы, строго соответсвующие по
структуре одна другой. При исполнении строф и антистроф хор двигался по
орхестре то в одну, то в другую сторону.
Строфа и соответствующая ей антистрофа написаны всегда в одном и том же
размере, а новые строфа и антистрофа -в другом. Таких пар в стасиме бывает
несколько;их замыкает общий эпод (заключение).
Песни хора обязательно исполнялись под аккомпанемент флейты. Кроме того,
они нередко сопровождались танцами. Трагический танец назывался эммелейя.
Из дошедших до нашего
времени трагедий великого
следующие: "Персы"(472 г. до н. э.), где прославляется победа греков над
персами в морском сражении при острове Саламине (480 г. до н.э.);"Прометей
Прикованный" -возможно, самая известная трагедия Эсхила, повествующая о
подвиге титана Прометея, подарившего огонь людям и жестоко за это
наказанного; трилогия "Орестея" (458 г. до н.э.),известная тем, что
единственный дошедший до нас полностью образец трилогии, в которой
мастерство Эсхила достигло своего расцвета.
Эсхил известен как лучший выразитель общественных устремлений своего
времени. В своих трагедиях
он показывает победу
развитии общества, в государственном устройстве, в морали. Творчество Эсхила
оказало заметное влияние на развитие мировой поэзии и драматургии.
Софокл (496-406 до н.э.).
Софокл происходил из зажиточной семьи владельца оружейной мастерской и
получил хорошее образование.
Его художественная
раннем возрасте: шестнадцати лет он руководил хором юношей, прославлявшем
саламинскую победу, а позже сам выступал как актер в собственных
трагедиях, пользуясь большим успехом. В 486 г. Софокл одержал на конкурсе
драматургов свою первую победу над самим Эсхилом. Вообще вся
драматургическая
он ни разу не получал третьей награды -занимал чаще всего первые и редко
вторые места.
Софокл принимал участие и в государственной жизни, занимая ответственные
должности. Так, он был избран стратегом (военачальником) и вместе с
Периклом участвовал в экспедиции против острова Самоса, решившего отделится
от Афин. После смерти Софокла сограждане почитали его не только как великого
поэта, но и одного из
славных афинских героев.
До нас дошло только семь трагедий Софокла, написал же он их свыше
120.Трагедии Софокла несут в себе новые черты. Если у Эсхила главными
героями были боги, то у Софокла действуют люди, хотя и несколько
оторванные от
трагедию спуститься с неба на землю. Основное внимание Софокл уделяет
человеку, его душевным переживаниям. Конечно, в судьбах его героев ощущается
влияние богов, даже если они и не появляются по ходу действия, и эти
боги также могущественны, как и у Эсхила, -они могут сокрушить человека. Но
Софокл рисует прежде всего борьбу человека за осуществление своих целей,
его чувства и мысли, показывает страдания, выпавшие на его долю.
У героев Софокла
обычно такие же цельные
Сражаясь за свой идеал, они не знают душевных колебаний. Борьба ввергает
героев в величайшие страдания, и иногда они гибнут. Но отказаться от
борьбы герои Софокла не могут, потому что их ведет гражданский и
нравственный долг.
Благородные герои
трагедий Софокла тесными
граждан:- это воплощение идеала гармонической личности, который был
создан в годы расцвета Афин. Поэтому Софокла называют певцом афинской
демократии.
Однако творчество Софокла сложно и противоречиво. Его трагедии отразили не
только расцвет, но и назревающий кризис полисной системы, закончившейся
гибелью афинской демократии.
Греческая трагедия
в творчестве Софокла
ввел третьего актера, увеличил диалогические части комедии (эписодии) и
уменьшил партии хора. Действие стало более живым и достоверным, так как на
сцене могли одновременно
выступать и давать
три персонажа. Однако
хор у Софокла продолжает
трагедии и число хоревтов было даже увеличено до 15 человек.
Интерес к переживаниям
отдельной личности побудил
трилогий, где прослеживалась обычно судьба целого рода. По традиции он
представлял на состязания три трагедии, но каждая из них была
самостоятельным
С именем Софокла
также связано введение
Наиболее известны трагедии Софокла из фиванского цикла мифов. Это
"Антигона"(около 442 до н.э.),"Царь Эдип" (около 429 до н.э.) и "Эдип в
Колоне" (поставлен в 441 г. до н. э., уже после смерти Софокла).
В основе этих трагедий, написанных и поставленных в разное время, лежит миф о
фиванском царе Эдипе и о несчастьях, обрушившихся на его род. Сам того не
зная, Эдип убивает своего отца и женится на своей матери. Через много лет,
узнав ужасную правду, он выкалывает себе глаза и добровольно отправляется в
изгнание. Эта часть мифа легла в основу трагедии "Царь Эдип".
После долгих странствий,
очищенный страданиями и
божественным образом умирает: его поглощает земля. Это происходит в
пригороде Афин, Колоне, и могила страдальца становится святыней афинской
земли. Об этом рассказывается в трагедии "Эдип в Колоне".
Трагедии Софокла явились художественным воплощением гражданских и
нравственных идеалов античной рабовладельческой демократии периода ее
расцвета (Софокл не дожил до страшного поражения афинян в Пелопоннесской
войне 431-404 гг. до н.э.).Этими
идеалами были политическое
свобода всех полноправных граждан, беззаветное служение родине, уважение
к богам, благородство стремлений и чувств сильных духом людей.
Еврипид (около 485-406 до н.э.).
Социальный кризис афинской рабовладельческой демократии и обусловленная им
ломка традиционных понятий и взглядов наиболее полно отразились в творчестве
младшего современника Софокла-Еврипида.
Родители Еврипида, по-видимому, были зажиточными людьми, и он получил
хорошее образование. В противоположность Софоклу Еврипид не принимал
непосредственного участия в политической жизни государства, однако он
живо интересовался общественными событиями. Его трагедии полны разнообразных
политических высказываний и намеков на современность.
Большого успеха у современников Еврипид не имел: за всю свою жизнь он
получил лишь 5 первых наград, причем последнюю -посмертно.
Незадолго до смерти он покинул Афины и переехал ко двору македонского царя
Архелая, где пользовался почетом. В Македонии он и умер (за несколько
месяцев до смерти Софокла в Афинах).
От Еврипида дошло до нас полностью 18 драм (всего он написал от 75 до 92) и
большое количество отрывков.
Драматург приблизил
своих героев к
Аристотеля, изображал людей такими, "каковы они есть". Персонажи его
трагедий, оставаясь, как и у Эсхила и Софокла, героями мифов, наделялись
мыслями, стремлениями, страстями современных поэту людей.
В ряде трагедий
Еврипида звучит критика
оказываются более коварными, жестокими и мстительными, чем люди.
По своим общественно-
демократии, опорой которой он считал мелких землевладельцев. В некоторых
его пьесах встречаются резкие выпады против политиков-демагогов: льстя
народу, они добиваются власти, чтобы использовать ее в своих корыстных
целях. В ряде трагедий Еврипид страстно изобличает тиранию: господство
одного человека над другими людьми вопреки их воле ему представляется
нарушением естественного гражданского порядка. Благородство, по Еврипиду,
заключается в личных достоинствах и добродетели, а не в знатном происхождении
и богатстве. Положительные персонажи Еврипида неоднократно высказывают
мысль, что безудержное стремление к богатству может толкнуть человека на
преступление.
Заслуживает внимание отношение Еврипида к рабам. Он считает, что рабство-это
несправедливость и насилие, что природа у людей одна и раб, если у него
благородная душа, ничуть не хуже свободного.
Еврипид часто откликается в своих трагедиях на события Пелопоннесской войны.
Хотя он гордится военными успехами соотечественников, но в целом относится
к войне отрицательно. Он показывает, какие страдания несет война людям,
прежде всего женщинам и детям. Война может быть оправдана только в том
случае, если люди защищают независимость своей родины.
Эти идеи выдвигают
Еврипида в число самых
человечества.
Еврипид стал первым известным нам драматургом, в чьих произведениях характеры
героев не только раскрывались, но и получали свое развитие. При этом он не
боялся изображать низкие человеческие страсти, борьбу противоречивых
стремлений у одного и того же человека. Аристотель назвал его трагичнейшим
из всех греческих драматургов.
Слава пришла к Еврипиду после смерти. Уже в IV в. до н. э. его называли
величайшим трагическим поэтом, и такое суждение о нем сохранилось на все
последующие века.