Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 23:25, реферат
Данная проблемная область очень значима для практической и педагогической деятельности руководителей хореографических коллективов. Ведь именно руководитель должен, прежде всего, построить репертуар так, чтобы он способствовал широкому всестороннему развитию дарований участников.
Перед ним стоит задача не только привить детям любовь к танцу, но и соразмерно сформировать их танцевальные способности, проучить основные движения, в том числе и на пальцах, развить чувство ритма, координацию движений, ориентировку в пространстве.
Введение.
Всем известно, что основой хореографической подготовки учащихся является изучение танцевальных движений классического танца. Эти упражнения последовательны, имеют четкую систему, тренируют мышцы детей, придавая им легкость и непринужденность движений.
В школах искусств учащиеся разучивают основные упражнения классического танца, необходимые для выработки правильного положения ног, рук, головы и корпуса. Также они осваивают технику танца на пальцах, являющейся составной частью женского танца.
Работа на пуантах в течение длительного времени была определяющим элементом классического балета. Для девушек умение танцевать на кончиках пальцев («пуант» - по-французски - это кончик пальца) является ключевым отличием начинающей танцовщицы от опытной балерины.
Но ограниченность профессиональных данных большинства учащихся школ искусств заставляет педагога проявлять большую осторожность при обучении пальцевой техники.
Своеобразие условий работы в школах искусств заставляет изменить традиционный, сложившийся в профессиональном хореографическом образовании подход к порядку прохождения материала и, в какой-то степени, к методике преподавания при непременном сохранении основных принципов, лежащих в основе всей классической школы.
При выборе темы, автору показалось актуальным и интересным всестороннее исследование вопроса формирования пальцевой техники в школах искусств.
Данная проблемная область очень значима для практической и педагогической деятельности руководителей хореографических коллективов. Ведь именно руководитель должен, прежде всего, построить репертуар так, чтобы он способствовал широкому всестороннему развитию дарований участников.
Перед ним стоит задача не только привить детям любовь к танцу, но и соразмерно сформировать их танцевальные способности, проучить основные движения, в том числе и на пальцах, развить чувство ритма, координацию движений, ориентировку в пространстве.
I. Изучение раздела урока классического танца «Sur les pointes»
По мнению известного
педагога Вагановой А.Я. танцем на пальцах
называется, " ...танец на концах всех
пальцев при вытянутом подъеме. Но
строение пальцев бывает различно и зависит
от сложения ноги танцовщицы.
Удобнее всего для танца на пальцах нога
с ровными, как бы "обрубленными"
пальцами, невысоким подъемом и плотной
крепкой щиколоткой. Нога же,
которую мы считаем красивой, с высоким
подъемом, хорошо схваченной и
тонкой щиколоткой, с правильно сгруппированными
пальцами, затрудняет
движения на пальцах, особенно прыжки
на пальцах, которые теперь широко
применяются. Если такой ноге и не удается
стать на все пальцы, как
предписывают правила танца, ей все же
можно помочь, старательно увеличивая
выворотность."1
"...B отношении
«пальцев» техника итальянцев обладает
несомненным
преимуществом. Чекетти учил подниматься
на пальцы с маленького прыжка,
отталкиваясь отчетливо от пола. Эта манера
вырабатывает более упругую ногу
и приучает концентрировать равновесие
тела на одной точке. Французская
манера плавно подниматься на пальцы с
первых шагов обучения отдаляет
техническое совершенство...".2
Для начинающего
трудно сразу встать на пальцы с прыжка,
например,
прыжком подняться в V позицию на пальцах.
Казалось бы, легче пробежать и
стать на пальцы на одну ногу-это легко
дается, но это нецелесообразно, так как
сначала надо тщательно выучиться правильно
вставать на обе ноги на пальцы,
чтобы вполне закрепить связки ступни;
случайно избранный подход к
движению только собьет с правильного
приема.
Непременные
условия классического танца — выворотность
ног, большой
танцевальный шаг, гибкость, устойчивость,
вращение, легкий высокий
прыжок, свободное и пластичное владение
руками, четкая координация
движений и, наконец, выносливость и сила.
Приобретается
это ежедневным тренажем, при тщательном
выполнении
установленных правил, и постоянной сценической
практикой.
II. Упражнения на пальцах первого года обучения.
Техника танца на
пальцах играет в женском классе значительную
роль.
Поэтому упражнения на пальцах следует
начинать не раньше, чем учащиеся
усвоят правильную постановку корпуса,
рук и головы, натянутость и
выворотность ног, а главное - приобретут
развитый подъем и силу стопы.
Начинать необходимо с наиболее
простых упражнений, к которым относятся
releves в первой, второй и пятой позициях.
Сначала releve на пальцы изучают у палки, а усвоив правильное положение
ног на пальцах, упражнение переносят
на середину зала.
Releve на пальцы.
Расстояние между пятками
в первой позиции на пальцах должно быть
таким, чтобы, опустив пятки на пол, можно
было, не изменяя положения ног,
вернуться в первую позицию. Releve на второй
и пятой позициях исполняют по
тем же правилам. Здесь также требуется
максимальная выворотность и
натянутост] ног с хорошо выгнутым подъемом
и точная фиксация позиций ног
на пальцах. В releve пятой позиции ноги соединяются
так плотно, что создается
зрительное ощущение одной ноги.
В releve, особенно на второй
позиции, необходимо следить за
равномерным распределением центра тяжести
корпуса на обе ноги. Во
избежание скошенного подъема, стоять
надо на m-рвом и втором пальцах,
сохраняя выворотность пятки. Предельная
натянутость и выворотность ног на
пальцах, подтянутый и легкий корпус способствуют
развитию устойчивости.
РНе, как и в прыжках, эластично
и непрерывно, пятки плотно прижаты к
полу при полной выворотности ног - это
сохраняет силу ног, облегчая подъем
на пальцы. Переход из позиции в позицию
сначала исполняется через battement
tendu на два аккорда, затем через releve на
пальцы во второй позиции на конец
музыкальной фразы.
Характер музыкального сопровождения четкий, энергичный.
Pas echappe на пальцах.
Исходное положение — пятая
позиция, правая нога впереди, руки в
подготовительном положении, поворот
головы направо.
На раз
и, два и demi plie в пятой позиции. На три
и ноги, отталкиваясь от
пола, встают на вторую позицию на пальцах,
раскрываясь одновременно и
равномерно, при этом сильно вытягиваются
колени, подъем и пальцы, голова
поворачивается налево. На четыре
и фиксируется вторая позиция
на пальцах.
На раз и, два
и второго такта ноги одновременно
закрываются в demi plie пятой
позиции, левая нога впереди, поворот головы
налево. На три
и четыре ноги,
вытягиваясь, заканчивают движение, и
echappe исполняется с левой ноги.
Echappe на вторую позицию изучают
с переменой и без перемены ног. В
echappe без перемены ног голова сохраняет
первоначально принятый поворот.
В echappe с переменой ног поворот головы
изменяется с подъемом на пальцы
на вторую позицию.
При исполнении echappe ноги
в demi plie и на пальцах сохраняют
выворотность, корпус подтянут, облегчая
этим releve на пальцы.
Характер музыкального сопровождения очень четкий, энергичный.
Pas suivi.
Pas suivi представляет собой
непрерывный, связный бег на пальцах в
пятой
позиции. Продвигаясь в сторону, по диагонали
и по кругу, шаги следует делать
маленькие, незаметные, вторая нога должна
моментально присоединяться к
первой в V позицию, во избежание положения
ног на II позиции.
Продвигаясь в направлении
croise, effacee вперед и назад (то есть, делая
шаги вперед или назад), следует избегать
положения ног в IV позиции, а
держать их также в V.
В первом классе облегченное
pas suivi изучают на одном месте. Сначала
у
палки, по достижении четкости — на середине
зала.
Два вступительных аккорда.
На первый аккорд-demi plie в пятой позиции.
На второй-ноги, отталкиваясь от пола,
встают на пальцы по принципу releve в
пятой позиции.
За тактом на и левая нога, едва сгибаясь в колене, слегка
отделяет носок от
пола, на раз возвращает его на место, сразу
вытягиваясь в колене. На и правая
нога, едва сгибаясь в колене, слегка отделяет
носок от пола, на два возвращает
его на место, сразу вытягиваясь в колене.
Обе ноги как можно более четко
повторяют движение, сохраняя выворотную
пятую позицию в epaulement
croisee. На конец музыкальной фразы ноги
опускаются с пальцев в пятую
позицию.
Pas suivi сначала исполняют медленно,
ускоряя его по мере усвоения.
Характер музыкального сопровождения
четкий, живой.
Pas suivi en tournant.
На два вступительных аккорда
— releve на пальцы в пятую позицию,
пальцы рук приподнимают платье.
Сохраняя выворотность пятой
позиции на пальцах и подтянутый корпус,
следует поворачиваться по правилам pas
suivi направо вокруг собственной оси
на 360°, оставаясь на одном месте. В начале
каждого поворота голова
поворачивается налево и, не задерживаясь,
возвращается направо. На два
заключительных аккорда - исходное положение.
Поворот следует исполнять не быстрее
чем на такт 4/4. Каждая музыкальная четверть
должна совпадать с четвертью поворота,
что позволяет следить за равномерностью
поворота ног,
корпуса и головы. Характер музыки легкий, четкий, живой.
Pas couru.
Pas couru представляет собой
бег на пальцах. Но, в отличие от pas suivi,
исполняется ногами, невыворотно поставленными
рядом. Кроме того, pas couru
исполняют только вперед и назад, в отличие
от pas suivi, исполняемого также и
в сторону. Pas couru изучают у палки, и лишь
по достижений четкости его
переносят на середину зала.
Pas couru исполняют, продвигаясь
вперед и назад. Здесь также следует
переступать с ноги на ногу как можно мельче,
сохраняя корпус подтянутым и
спокойным.
В pas couru вперед по прямой руки
постепенно поднимаются из
подготовительного положения в первую
позицию, голова слегка наклоняется
налево, взгляд направлен на кисти; затем
руки или раскрываются на вторую
позицию, или поднимаются в третью, голова
слегка приподнимается, взгляд
направлен вперед.
В pas couru вперед по диагонали
из точки 4 в точху 8 плана класса на раз
и
два руки плавно поднимаются
из подготовительного положения в первую
позицию, голова наклоняется налево, взгляд
направлен на кисти рук. На три
и
четыре бег на пальцах продолжается.
Pas couru из точки 6 в точку 2 плана класса исполняют по тем же правилам.
Характер музыкального сопровождения легкий, бодрый, живой.
Pas sus-sous.
Releve на пальцы в пятую позицию
проучивается: исходное положение—
пятая позиция, корпус подтянут, колени
вытянуты, руки в подготовительном
положении. Садимся в demi-plie, пятки прижаты
к полу, корпус прямой и
подтянутый. Затем ноги отталкиваются
от пола, тотчас же вытягиваются
колени, иде г вскок на пальцы в пятую позицию.
Pas sus-sous исполняют по правилам
с продвижением вперед и назад. При
продвижении вперед активная роль принадлежит
ноге, стоящей в пятой
позиции сзади и как бы подталкивающей
ногу, стоявшую впереди. При
продвижении назад активная роль принадлежит
ноге, стоящей в пятой позиции
впереди и как бы подталкивающей ногу,
стоящую сзади. При продвижении как
вперед, так и назад ноги непременно сохраняют
плотную пятую позицию.
Положения рук могут быть
любые: наряду с маленькими и большими
позами на croisee и effacee, обе руки могут быть
в третьей позиции. При
сочетании pas sus-sous с другими упражнениями
размер и характер музыки
зависят от этих упражнений.
Assemble soutenu.
Исходное положение - epaulement
croise, пятая позиция, правая нога
впереди, руки в подготовительном положении,
поворот головы направо.
На раз demi plie в пятой позиции, руки,
слегка приоткрываясь за тактом,
повышают подготовительное положение.
На и с поворотом en face левая нога вытягивается
скользящим движением в сторону второй
позиции, руки
приоткрываются на вторую позицию, голова
поворачивается налево. На два
левая нога,
скользя натянутым носком, подтягивается
к правой, и ноги
одновременно соединяются в пятой позиции
на пальцах, левая нога впереди;
руки возвращаются в подготовительное
положение, голова сохраняет поворот
налево. На и положение
сохраняется, после чего assemble soutenu повторяется
с
другой ноги.
Asseimble
soutenu, подобно прыжку assemble, исполняется
и в обратном
направлении. В этом случае движение начинает
нога, стоящая в пятой позиции
впереди, и голова поворачивается от вытягиваемой
в сторону ноги.
Усвоив assemble soutenu en face, его исполняют в маленькие позы.
В assemble soutenu в обратном
направлении левая нога вытягивается
из
пятой позиции впереди на вторую позицию,
руки раскрываются в стороны,
голова поворачивается направо. Когда
ноги соединяются в пятой позиции на
пальцах, правая нога впереди, правая рука
закрывается в первую позицию,
левая - ос :ается открытой на вторую позицию,
поворот головы направо
сохраняется.
В assemble soutenu корпус
подтянут и спокоен, особенно в момент
подтягивания на пальцы в пятую позицию.
Нога скользит в сторону второй
позиции точно по прямой и так же по прямой,
сохраняя выворотность,
возвращается в пятую позицию на пальцах.
Характер
музыкального сопровождения: сочетание
плавного demi plie и
четкого, короткого soutenu. Музыкальный размер
2/4, assemble soutenu
исполняют на один такт. Впоследствии
начало движения исполняют за тактом:
на два demi plie,
на и нога скользит
в сторону, на раз подъем
на пальцы в пятую
позицию.
III. Упражнения на пальцах второго года обучения.
В упражнениях на
пальцах положение epaulement, так же как и
в прыжках,
несколько изменяет свое направление.
Releve на пальцы в четвертой позиции.
Releve
на пальцы в четвертой позиции en face закрепляет
правильное
положение корпуса и ног в момент releve.
В releve на пальцы ноги сохраняют
выворотность, a demi plie и на пальцах, центр
тяжести корпуса равномерно
распределен на обе ноги; плечи и бедра
ровные.