Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 22:46, курс лекций
Лекція 2. Сучасна сім’я та особливості взаємодії з педагогом щодо морально-духовного виховання дітей дошкільного віку.
(4 години)
Сучасна українська сім’я, її типи та функції.
Особливості взаємодії сім’ї та педагога з питань морально-духовного виховання дітей дошкільного віку.
Специфіка ставлення батьків до педагога.
Сімейні конфлікти. Їх типи, причини виникнення та шляхи попередження.
Роль сімейних традицій у морально-духовному вихованні дошкільників.
Умови морального розвитку дитини дошкільного віку в сім’ї.
По сохранившимся относительно поздним памятникам - храмам с двумя симметричными пилонами у входа, имеющими наклонные очертания усеченной пирамиды, - можно судить об их происхождении от глинобитных построек. В эпоху Среднего Царства уже не строили больших пирамид, зато получил развитие тип "колонного храма" и скальной гробницы.
Переходную форму представляет собой усыпальница Ментухотепа I (XI династия) в Дейр-эль-Бахри (позднейшее арабское название местности близ Фив в среднем течении Нила). Небольшие пирамиды (до 60 м высоты) возводили из сырцового кирпича. В пещерных храмах Бени-Хасана (XII династия) использованы многогранные столбы с квадратной капителью, напоминающей абаку греческого дорического ордера. "Но этот ордер, воспроизводящий деревянную конструкцию, впервые встречается в условиях, вполне естественно объясняющих его форму... Это тип блиндированной галереи, встречающейся в шахтах... Колонна представляет здесь деревянный столб, капитель - деревянную подушку, играющую роль клина, архитрав и настил - балки и накат в системе блиндажа". Стены внутри гробниц украшались росписями и рельефами, в углубления которых втерта цветная паста.
В знаменитых храмах Амона в Фивах эпохи Нового Царства (XVIII династия) пропорции фасада и плана определяются отношениями двусмежного квадрата и его диагонали. Объемы храмов с чередующимися открытыми и закрытыми пространствами нанизывались на одну продольную ось и своей композицией выражали контрастные идеи движения и пребывания в пространстве. Гипостилъный ("подколенный") зал храма Карнака имеет 144 мощные колонны и разделен на три "нефа". Центральный, более высокий, поддерживают колонны (19, 26 м высотой), капители которых изображают распустившийся цветок папируса, боковые колонны - с капителями в виде бутонов. В стенах не делали окон. Освещались храмы за счет небольших проемов под самой кровлей стен более высокого центрального "нефа" (как спустя столетия в романских соборах Западной Европы). Форма колонн изображала связанные вместе стебли папируса или лотоса, с поперечной перевязью под капителью. Изобразительный характер подчеркивался сужением внизу опоры в ущерб конструктивной логике и прочности. Между капителью в форме распустившегося цветка и архитравом перекрытия египтяне помещали маленькую плиту-абаку, не видную снизу и создававшую зазор между потолком и колонной. В результате казалось, что потолок храма, расписанный под синее ночное небо с золотыми звездами, парит в пространстве. Колонны покрывались слоем грунта и расписывались; они были расставлены так тесно, что с любой точки зрения, где бы ни находился человек, между ними не видно просветов. В сумраке храма возникало впечатление сплошного каменного леса, увеличенных до невероятного размера зарослей. Образ стены каменных лотосов не соответствовал действительной строительной конструкции - идея, в корне противоположная той, что породила гигантские пирамиды, где конструкция и композиция совпадают.
Помещения храмов, открытые дворы, аллеи сфинксов не представляли собой законченного целого, а пристраивались друг за другом. Здесь наблюдается композиционный принцип "формосложения", характерный для всего египетского искусства. Пилоны древнеегипетских храмов - не фасад, а заслон, маскировка, сокрытие. В отличие от античных, египетские здания покрывались облицовкой либо гипсовой обмазкой с росписью зеленой, желтой, красной красками для создания впечатления огромной, нерасчлененной, нетектоничной массы. Поэтому египетские строители не обращали особого внимания на правильность швов, рядов кладки.
Позднее греки изберут иной принцип - ясной тектоники квадровой кладки из правильно отесанных блоков камня, швы между которыми приобретают конструктивное и зрительное - тектоническое значение. Египтяне предпочитали прямоугольный формат, что хорошо согласовывалось с "кубической концепцией" скульптуры и фризовым расположением росписей. Вместо конуса - пирамида, вместо цилиндра - обелиск, взамен шара - куб, что хорошо видно на примере оригинальной гаторической капители. Перед пилонами храмов устанавливались кедровые мачты с разноцветными вымпелами, обитые золоченой медью, и статуи фараонов, блокообразный характер которых хорошо сочетался с архитектурой.
Монументальные статуи Древнего Египта - лишь в небольшой степени скульптура, и в еще меньшей - пластика. Как и росписи, они создавались способом "формосложения" - последовательными фронтальными и профильными проекциями, попеременным смотрением спереди и сбоку на массу каменного блока. Такие статуи в сущности - соединение двух рельефов под прямым углом. Отчасти это объясняется технологией. Твердость материала препятствовала проникновению вглубь, взгляд мастера скользил по поверхности. При распиле и обработке камня примитивными инструментами размеры статуи не имели существенного значения. Надо было просто иметь огромное количество дешевой рабочей силы и времени. Но на Востоке, как известно, время и силы не учитываются. Отсюда возникновение гигантских монолитов. В этом отношении египетский стиль вполне отражает особенности страны и эпохи. В то же время тончайшие приемы иррационального пропорционирования и учета оптических иллюзий придавали мощным и простым объемам впечатление жизненности. Наряду с каноническими монументами фараонам появляются отличающиеся тончайшей пластикой "гизехские головы" или, "как живые", статуи сидящих писцов.
В эпоху Нового Царства напротив Фив, на левом берегу Нила, создавался царский некрополь - "Долина царей". Заупокойные храмы и гробницы разделялись. Храмы строились внизу, на равнине, а гробницы, для сохранности от разграбления, высекались в скалах и маскировались. Классическим для этого времени стал храм царицы Хатшепсут у скал Дейр-эль-Бахри (XVIII династия, ок. 1500 г. до н.э.). Свой храм царица поставила рядом с храмом фараона XI династии Ментухотепа I, он повторял сочетание пирамиды и колоннад, но был более грандиозным, с множеством террас и статуй. Внутри полы отделывались золотыми и серебряными плитами. Двери - из кедрового дерева, с инкрустацией золотом и слоновой костью. Стены имеют росписи, для прочности и яркости красок они покрывались "пульверизированным стеклом". Статуи инкрустировались, раскрашивались. Глазурованные кирпичи с яркими красками растительного орнамента, возможно, воспроизводили древний обычай занавешивать глинобитные стены плетеными циновками. Пальмовидные капители - прообраз ионических капителей Древней Греции - украшались глазурованными плитками и деталями из позолоченной бронзы. Росписи полов часто имитировали нильские заросли с цветущими лотосами и порхающими птицами. Египетским искусством был создан особый тип углубленного в плоскость рельефа. Ощущение прочности, вечности материала не позволяло воображению мастера проникать в глубину камня и сосредоточивало его пластические ощущения на поверхности, вдоль контурных линий. Рельеф углублялся в плоскость - при освещении сверху или сбоку, особенно на ярком тропическом солнце, светотень создавала игру светлых и темных контуров, а осязательное чувство - иллюзию пространства (рис. 25). Нужно провести рукой по поверхности египетского рельефа, чтобы ощутить тончайшие подъемы и углубления, едва уловимое волнение поверхности, понять осязательный принцип работы мастера.
Исключительно сухой климат способствовал традиции сплошной росписи фасадов зданий, рельефов и статуй. В поздний, эллинистический период скульптурные и живописные образы становятся телесными, чувственными. Изображения богини Исиды сближаются с типом "Арсинои" и "Клеопатры" - дань Египта античному миру, который в свое время вышел из египетской цивилизации. Традиции древнего египетского искусства были столь сильны, что завоеватели этой страны, начиная с персидского царя Камбиза II, свергнувшего в 525 г. до н. з. последнего египетского фараона Псамметиха III, строили свои дворцы и храмы в "египетском стиле" и изображали себя в костюмах, позах и с регалиями древних фараонов. Вместе с культами Осириса, Исиды и Гора формы египетского искусства проникли в Рим.
В "Вечный город" вывозились обелиски и статуи. Формы искусства, отражавшие величие империи фараонов Нового Царства, как нельзя лучше соответствовали притязаниям императоров Рима, а экзотика и мистика египетских культов делали их притягательными для многих людей. "Египтизирующее искусство" было в моде, об этом свидетельствуют росписи Помпеи. Но подлинное открытие египетского искусства началось только в XIX в. после Египетского похода Наполеона Бонапарта. 19 мая 1798 г. 328 кораблей французского флота двинулись через Средиземное море в Египет. Кроме армии, на кораблях находились 175 ученых разных специальностей. Художественную часть экспедиции возглавлял барон Доминик-Виван Денон (1747-1825), рекомендованный Бонапарту императрицей Жозефиной в качестве рисовальщика. Случилось так, что легкомысленный писатель, любитель прекрасного пола и дилетант во всех видах искусства, Денон оказался в роли открывателя египетского искусства. Будучи уже немолодым человеком, во время боев, под пулями, он зарисовывал храмы, рельефы, надписи. Военный поход закончился неудачей, но Наполеон успел основать в Каире "Институт Египта", и Денон заведовал художественным департаментом музея. Тогда же был найден знаменитый Розеттский камень. В 1802-1813 и 1818-1828 гг. в Париже издавалось "Путешествие по Верхнему и Нижнему Египту" (10 томов текста и 12 томов гравюр по рисункам Денона). В 1809-1813 гг. появилось "Описание Египта" Ф. Жомара в 24 томах, иллюстрированное гравюрами с рисунков Денона.
В 1809 г. был опубликован альбом гравюр "Египетские памятники" англичанина У. Р. Хэмилтона. Египетские мотивы (франц. retour d'Egypt - "возвращение Египта") стали частью французского стиля Ампир, как и в Древнем Риме, они использовались для выражения имперских идей. Обелиски, сфинксы, цветы лотоса и папируса превратились в декор французской мебели Ж.Жакоба, севрского фарфора, бронзовых изделий мастерской П.-Ф.Томира, архитектурных проектов Ш.Персье и П.Фонтена. Еще ранее, в 1770-х гг., черную "базальтовую" глинокаменную массу, созданную английским керамистом Дж. Веджвудом, назвали "египетской". В 1822 г., изучив надписи Розеттского камня, Жан-Франсуа Шампольон (1790-1832) разработал принцип дешифровки египетских иероглифов. В 1817 г. Джованни Баттиста Бельцони (1778-1823) исследовал гробницы в Долине царей в Фивах, проник внутрь пирамиды Хефрена в Гизе. В 1820 г. Бельцони организовал выставку египетских древностей в Лондоне. В Англии коллекционером произведений искусства Египта был Х.Слоун. В 1822 г. Ж.-Ф. Шампольон организовал Египетский музей в Турине, Италия. В 1825 г. Египетский музей создан в Петербурге. В 1839 г. Британским музеем у шведского консула в Египте Джованни д'Анастази приобретена коллекция из 50 папирусов и 107 стел (отсюда название "папирусы Анастази"). В 1842 г. прусский король Фридрих Вильхельм IV снарядил экспедицию в Египет. Ею руководил Карл Рихард Лепсиус (1810-1884), основатель научной египтологии. Лепсиус определил понятие "Древнего царства", открыл многие пирамиды, мастабы.
По материалам экспедиции Лепсиуса изданы "Египетская хронология" (1849) и "Книга египетских фараонов" (1850). В 1865 г. в Берлине открыт Египетский музей. В 1850 г. в Египет прибыл французский археолог Франсуа-Огюст Мариэтт (1821-1881). Он проводил раскопки в Фивах, Абидосе, Саккара. В Мемфисе открыл Серапеум. Для предотвращения разграблений гробниц фараонов Мариэтт в 1858 г. основал в Булаке Египетский музей. В 1902 г. музей переведен в Каир. Египтяне, благодарные Мариэтту за то, что его заботами спасены многие памятники истории и искусства, поставили ученому памятник в саду Египетского музея.
В 1881-1916 гг. директором Египетского музея был выдающийся французский археолог Гастон Масперо (1846-1916). С 1881 г. раскопки в Египте проводил англичанин Уильям Флиндерс Петри (Питри; 1853-1942). В дельте Нила У. Петри открыл греческую колонию Навкратис, тщательно обмерил великие пирамиды в Гизе, создал научную методику датировки археологических памятников. В 1922 г. сенсационное открытие в Долине царей сделал Хоуард Картер (1873-1939). Он сумел найти неразграбленную гробницу фараона Тутанхамона (1342 г. до н.э.;).
Находки археологов своей необычностью, яркостью, красочностью, выразительностью стиля привлекали художников. Элементы "египетского стиля" использовались во Франции в период Второго Ампира и на протяжении всего XIX в. в русле романтического мышления периода Историзма. Они возрождались в камерных формах и в архитектуре Модерна рубежа XIX-XX веков. Уникальное для русского исскусства первой трети XIX в. соединение Классицизма и Романтизма создало предпосылки для развития "египетского стиля" в классицистической архитектуре Петербурга. В России основателем египтологии был Б.А.Тураев (1868-1920), продолжателем - его ученик В.Струве. В 1911 г. для строящегося Музея Изящных искусств в Москве приобретена замечательная коллекция египетского искусства, собранная В. Голенищевым (1856-1947). Авторами увлекательных книг по истории искусства Древнего Египта являются Н.Флитнер, М.Матье, В. Павлов.
Екатериненский классицизм
Время создания с 1762 по 1796 г.г.
Екатериненский классицизм -- Историко-региональный художественный стиль, господствовавший в русском искусстве на протяжении второй половины XVIII в. Его возникновение и развитие связано с годами правления императрицы Екатерины II (1762-1796), отсюда название.
Немецкая принцесса из Анхальт-Цербстского дома София Августа Фредерика была выдана в 1745 г. за наследника российского престола Карла Петра Ульриха, внука Петра Великого (сына Анны Петровны и Карла Фридриха, герцога Голштинского; на российском престоле известен под именем Петра III). Дворцовый переворот в июне-июле 1762 г. сделал немецкую принцессу российской императрицей. Переменив веру, бывшая лютеранка получила новое имя Екатерины Алексеевны в честь Екатерины I, супруги Петра Великого. По словам историка В.Ключевского, она "провела продолжительное и необычайное царствование, создала целую эпоху в нашей истории". Свое образование, как и обучение русскому языку (освоенному ей не вполне), молодая Екатерина начала уже в Петербурге с трудов Монтескье, Вольтера, "Анналов" Тацита и философского словаря А.Бейля.
Екатерина стремилась ввести при русском дворе "вежливость, приличные манеры и пристойное поведение", способствовала распространению просвещения и "смягчению нравов". Она любила сравнивать себя с героями античности. Достойно завершая "Царство женщин" в России XVIII столетия (после Екатерины I, Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны), Екатерина II за свою жизнь прочла огромное количество книг и большую часть дня - как она сама не забывала подчеркивать - проводила за письменным столом. Несмотря на позднейшие скептические высказывания историков в отношении ее подлинной образованности, живые свидетели этого блестящего царствования возвеличивали императрицу именно за это.
Австрийский дипломат князь де Линь остроумно назвал императрицу "Екатериной Великим", Вольтер - "блестящей звездой Севера". Французский посол граф де Сегюр отмечал: "Екатерина отличалась огромными дарованиями и тонким умом; в ней дивно соединились качества, редко встречаемые в одном лице... Честолюбие ее было беспредельно, но она умела направлять его к благоразумным целям". В знаменитой переписке с Вольтером и бароном Ф. Гриммом, своим корреспондентом в Париже, Екатерина усвоила стиль французских писателей, а также моду на античность и Классицизм, распространявшуюся в те годы в Европе.
Своей главной задачей императрица-писательница считала духовные преобразования, "работу над умами в варварской стране". В то же время "хитрая и сластолюбивая женщина" демонстрировала свою "русскость", приверженность национальной партии. И ей удалось в конце концов стать "матушкой царицей". До царствования Екатерины Петербург, по определению французского посла, "построенный в пределах стужи и льдов, оставался почти незамеченным и, казалось, находился в Азии. В ее царствование Россия стала державою европейскою. Петербург занял видное место между столицами образованного мира".
Действительно, в царствование Екатерины Великой русское искусство в отношении хронологии стилей впервые, ликвидировав почти двухсотлетнее отставание, сравнялось с западноевропейским, а в ряде художественных достижений его превосходило. Именно Екатерине Великой (либо ее ближайшему окружению) принадлежит заслуга рождения блестящей метафоры - "Северная Пальмира", в которой слышится движение из Азии в Европу. В отличие от грубой политики Петра I и легкомысленной - Елизаветы, тридцатилетняя Екатерина сумела примирить старое и новое в укладе российской жизни. Мало понимая в живописи, Екатерина стала основательницей картинной галереи петербургского Эрмитажа, в кратчайший срок оказавшегося на уровне лучших европейских музеев. Екатерина Вторая - создательница Российской Академии художеств. Академия была учреждена в Москве в 1757 г. графом И. Шуваловым еще в царствование Елизаветы Петровны, но ее превращение в подлинно учебное и научное учреждение связано с екатерининским временем. Дабы исторически утвердить этот факт, в 1764 г. состоялось официальное открытие Академии художеств в Петербурге.