Лекции по "Дизайну"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 22:46, курс лекций

Описание работы

Лекція 2. Сучасна сім’я та особливості взаємодії з педагогом щодо морально-духовного виховання дітей дошкільного віку.
(4 години)
Сучасна українська сім’я, її типи та функції.
Особливості взаємодії сім’ї та педагога з питань морально-духовного виховання дітей дошкільного віку.
Специфіка ставлення батьків до педагога.
Сімейні конфлікти. Їх типи, причини виникнення та шляхи попередження.
Роль сімейних традицій у морально-духовному вихованні дошкільників.
Умови морального розвитку дитини дошкільного віку в сім’ї.

Файлы: 6 файлов

dizayn.doc

— 1.32 Мб (Скачать файл)

Первый проект Академии ("Academic du Nord" - франц. "Академии Севера") был заказан графом И.Шуваловым в Париже Ж.-Ф.Блонделю Младшему, архитектору и теоретику французского Неоклассицизма. Здание Академии художеств в Петербурге проектировал также француз, племянник Ж.-Ф. Блонделя, архитектор Жан-Батист Валлен-Деламот (1729-1800). Руководил строительством Александр Кокоринов (1726-1772), в 1768-1772 гг. ректор Академии. Фасад здания представляет собой замечательный образец раннего екатерининского классицизма, ориентированного на французский "Большой стиль" Людовика XIV. В 1782 г. на куполе здания была установлена скульптура работы И.Прокофьева - сидящая фигура императрицы Екатерины в образе богини Минервы, покровительницы наук и искусств. Первыми профессорами Петербургской Академии художеств были французы Л. Лагрене, Л.-Ж. Ле Лоррен, Н. Жилле. Екатерина II, как она сама писала, "была обуреваема страстью к строительству".

Начиная с ее царствования, возведение грандиозных ансамблей в столице стало традицией российских императоров. В 1762 г. учреждена "Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы", ее возглавлял А. Квасов, с 1772 г. - И.Старов.С1762 г. под руководством Юрия Фельтена (1730-1801) одевались гранитом набережные Невы, в 1770-1780 гг. - бастионы Петропавловской крепости, берега каналов и рек. Редуты Б.Патерссена, Ф.Матвеева, Ф.Алексеева, С.Щедрина показывают город того времени. Императрица Екатерина умела привлекать к себе талантливых людей, внушать им свои идеи, либо их идеи делать своими, государственными. Талантливый итальянский архитектор Антонио Ринальди (1709-1794), начинавший работать в России при Елизавете Петровне и успевший создать в Ораниенбауме лучшие в Европе образцы стиля Рококо, стал одним из зачинателей нового художественного стиля. В 1766-1781 гг. он возвел дворец в Гатчине, в 1768-1785 гг. - Мраморный дворец в Петербурге (оба для графа Г. Орлова). Мраморный дворец - одно из лучших классических зданий Петербурга, тончайший ноктюрн из гранита, розового тивдийского и серого рускеальского мраморов, оттененных низким северным небом. В 1779г. из Италии Екатерина вызвала шотландского архитектора Чарлза Камерона (1743-1812). Императрица ознакомилась с его книгой "Термы римлян" и захотела устроить нечто подобное "римским баням" в Царском Селе под Петербургом. Новый стиль современники называли "просвещенным", видя в нем, вероятно, не столько связь с философскими идеями французских просветителей, сколько "безразличие к зодчеству прошедших веков". Однако именно это течение европейского Классицизма, отличное от античных реминисценций Ч. Камерона, потерпело в России неудачу.

Выдающийся зодчий Василий Иванович Баженов (1737-1799), получив образование во Франции, вернулся в Россию и задумал возвести грандиозный ансамбль в духе европейского "просветительского классицизма" в самом сердце старой России - в Московском Кремле. Императрица Екатерина, по обыкновению, сделала идеи Баженова своими. Проект "Кремлевской перестройки" предусматривал частичное "снятие" стен старого Кремля и заключение соборов внутрь огромных колоннад. "Новый Форум" с площадями, арками и триумфальными колоннами должен был выражать величие России в формах, чуждых традициям русского искусства.

В 1767 г. в Москве императрица обсуждала с архитектором общий план, затем последовало распоряжение о создании специальной Экспедиции Кремлевского строения, и в 1768 г. был утвержден проект Нового Акрополя. Но в 1771 г. в старой столице вспыхнула эпидемия чумы, и все увидели в этом грозное предупреждение о последствиях разрушения Кремлевской святыни. Последовали другие неудачи. Позднее Н.Карамзин сравнит проект В.Баженова с "Республикой" Платона и "Утопией" Т. Мора, добавляя, что им можно удивляться только в мыслях, но не на деле. Окончательно проект, на который уже были истрачены огромные средства, остановлен Екатериной в 1773 г. - в ужасный год Пугачевского бунта. Теперь в художественных предприятиях, как и в государственной политике, Екатерина стала более осмотрительной.

В Петербурге возобладал в меру консервативный и несколько однообразный классицистический стиль Дж. Кваренги (1744-1817), итальянского архитектора из Бергамо, приехавшего в Россию в том же 1779 г., что и Ч.Камерон. Архитектор Кваренги - поклонник А.Палладио, и его белоколонные портики с треугольными фронтонами, как две капли воды похожие друг на друга, стали появляться повсюду: в здании Академии наук на Васильевском острове (1783), Коллегии иностранных дел на Английской набережной (1782), Ассигнационного банка на Садовой улице (1783), Екатерининского института и Конногвардейского манежа (1804-1807) (рис. 41), Смольного института (1806-1808). Более оригинальна композиция Эрмитажного театра, созданная Кваренги в 1783-1787 гг., и колоннады "Кабинета" (проект 1800 г.) у Аничкова дворца, в которой он довольно смело и необычно совместил колонны ионического ордера с дорическим фризом из триглифов и метоп.

В 1771-1787 гг. Ю.Фельтен возвел здание Старого Эрмитажа, в котором разместились художественные коллекции, и связал его с Эрмитажным театром чудесной аркой над Зимней канавкой. Со стороны Миллионной улицы Ю.Фельтен оформил фасад Малого Эрмитажа в изысканном стиле раннего екатерининского классицизма, еще помнящего изящества елизаветинского рокайля. Тот же стиль Фельтен продемонстрировал в своем шедевре - северной решетке Летнего сада (1770-1784).

Будто соревнуясь друг с другом, екатерининские архитекторы создавали один шедевр за другим. В Царском Селе Ч.Камерон построил для императрицы "Камеронову галерею" (1783-1787). По изяществу пропорций она не уступает, а, может быть, и превосходит лучшие античные произведения. Екатерина не любила Большой царскосельский дворец, возведенный для Елизаветы архитектором Ф. Б. Растрелли Младшим в пышном "стиле рокайля". В 1778 г. Екатерина приобрела альбом рисунков в "этрусском стиле" работавшего в Риме Ш.-Л.Клериссо и поручила Камерону (ученику Клериссо в Италии) использовать их для отделки новых интерьеров царскосельского дворца. В 1781 г. императрица с восторгом писала барону Гримму, что Камерон заново отделывает для нее комнаты "в стиле чистого рафаэлизма". В оформлении "Зеленой столовой" чувствуется влияние "этрусского стиля" братьев Адам. В интерьере "Опочивальни" архитектор использовал облицовку из молочного стекла и колонки фиолетового стекла с золоченой бронзой, а также специально заказанные в Англии фаянсовые медальоны Дж. Веджвуда (рис. 47). Свое архитектурное образование совершенствовала сама императрица. "Я страстно увлекаюсь книгами по архитектуре, - писала она Ф. Гримму, - вся моя комната ими наполнена, и этого для меня недостаточно". В огромном количестве Екатерина заказывала гравюры с видами Рима, его античных построек, прежде всего офорты Дж.-Б.Пиранези, художника, которого она предпочитала другим. В одном из писем Гримму императрица сожалеет, что Пиранези у нее имеется "только пятнадцать томов".

В 1778 г. возникла идея воссоздания в Петербурге "Лоджий Рафаэля" - копии фресок знаменитого художника и его ученика в галерее Ватикана в Риме. В Италии это поручение Екатерины исполняли И. Ф. Райффенштайн (приобретавший для нее альбомы Клериссо и Пиранези) и X. Унтербергер. Лоджии были встроены Дж. Кваренги в здание Старого Эрмитажа и открыты в 1787 г. Помимо антикизирующего течения в стиле екатерининского классицизма существовало иное, которое можно назвать романтическим. В Европе его олицетворением было творчество Дж.-Б. Пиранези и Ш.-Л. Клериссо. В России романтические тенденции проявились неожиданно - в подмосковном Царицыно, усадьбе, строившейся в 1775-1785 гг. по проекту В. Баженова, а затем М. Казакова. В 1774-1777 гг. Ю.Фельтен возводит на окраине Петербурга по Московскому тракту загадочный путевой дворец в неоготическом стиле, названный Чесменским в 1780 г. в память о победе русского флота над турецким при Чесме. Рядом с дворцом в 1777 г. при участии императрицы была заложена церковь Рождества Иоанна Предтечи. Архитектор Фельтен выстроил церковь в духе романтической фантазии на темы Готики, перекликающейся с "царицынскими фантазиями" Баженова. В Царском Селе в 1771-1782 гг. А. Ринальди, Ю.Фельтен, В.Неелов и Ч.Камерон строили "Китайскую деревню" с пагодами, храмами, беседками с драконами и крутыми мостиками. И "готические", и "китайские" постройки стали частью екатерининского стиля.

Параллельно развивалось палладианство Дж. Кваренги в Петербурге и Ч. Камерона в Павловске. Решительно отвергнув в самом начале своего царствования русское барокко и елизаветинское рококо, после Франции и Италии Екатерина обратила внимание на Англию, где в это время наряду с палладианством складывался стиль Неоготики. В 1770 г. императрица Екатерина посылает отца и сына - Василия и Петра Нееловых учиться архитектуре в Англию. Романтический пейзажный стиль царскосельского и павловского парков, взамен регулярного французского, также был заимствован из Англии.

В живописи екатерининского времени, не в пример архитектуре, одерживали верх консервативные тенденции. Основоположником русского "исторического жанра" живописи, считавшимся в Академии художеств "самым высоким", был А.Лосенко (1737-1773). Его искусство в сравнении с западноевропейским кажется эклектичным и одновременно архаичным. Живопись его ученика И. Акимова (1754-1814) еще менее интересна. На сюжеты из русской истории писал "героические" картины Г. Угрюмов (1764-1823), но отсутствие в них качеств живописности препятствовало созданию школы. Интереснее, живописнее и романтичнее - картины Ф. Рокотова (1735-1808), основоположника искусства портрета екатерининского времени. Рокотов был учеником А. Антропова и П. Ротари, испытал влияние стиля Рококо, а в женских портретах его работы заметно влияние английского романтика Т. Гейнсборо. Выдающимся русским портретистом стал Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822). Он прошел школу Петербургской Академии художеств, испытал влияние австрийского живописца И. Б. Лампи Старшего, с 1791 г. работавшего в Петербурге. Левицкий создал "Портрет Екатерины II в храме богини Правосудия" (1783), образец большого "статуарного стиля". Но более интересны камерные произведения этого художника - написанные с улыбкой и нежностью портреты "смольнянок". Ученик Д. Левицкого и И. Лампи Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825) писал портреты в стиле Классицизма с заметными элементами пасторали и настроениями сентиментализма, витавшими в атмосфере конца XVIII в. Традиции петровской гравюры первой четверти XVIII в. продолжали в Академии художеств Е. Чемесов (1737-1765) и Г. Скородумов (1755- 1792). В 1773-1782 гг. Скородумов работал в Англии, освоил технику цветной пунктирной гравюры - "английской манеры".

Французский скульптор Н.-Ф. Жилле (1709-1791) подготовил в Петербургской Академии художеств плеяду выдающихся скульпторов русского классицизма: Ф. Гордеева, М. Козловского, И.Мартоса, И.Прокофьева, Ф.Шубина, Ф.Щедрина. Федот Шубин (1740-1805) стал выдающимся портретистом. Феодосии Щедрин (1751-1825) позднее прославился замечательными статуями "Нимф, несущих небесную и земную сферы" для здания Адмиралтейства (1812-1813) Михаил Козловский (1753-1802) - создатель памятника полководцу А. Суворову, аллегорической фигуры в духе времени, в образе древнеримского бога войны Марса (1799-1801). Памятник установлен на Марсовом поле в Петербурге. Федор Гордеев (1744-1810) и Иван Мартос (1754-1835) стали основателями искусства классицистического скульптурного надгробия. После знаменитого Джузеппе Валериани, скончавшегося в 1762 г., в Петербурге продолжали работать итальянские живописцы -декораторы венецианской школы: С.Бароцци, А. Б.Перезинотти и С.Торелли из Болоньи. Российская императрица настойчиво приглашала в Россию К.-Ф. Мишеля, более известного как Клодиона, одного из самых популярных в то время французских скульпторов. Его терракотовые статуэтки сатиров, нимф и вакханок, выполненные в подражание античным, танагрским, но с легким оттенком сентиментализма, имели огромный успех в Европе. Клодиона уговорить не удалось, но вместо него в Петербург приехал Этьенн-Морис Фальконе (1716-1791), модельер Севрской фарфоровой мануфактуры и скульптор камерного, сентиментального направления. Атмосфера Петербурга оказалась для иностранного художника столь благоприятной, что, несмотря на интриги придворных, Фальконе сумел создать на берегах Невы свой шедевр - конный памятник Петру I, знаменитый "Медный всадник" (1768-1782). Императрица, рассматривая предложенные надписи для постамента памятника, вычеркнув из них лишние слова, создала собственный шедевр исторической эпиграфики: "Petro Primo Catharina Secunda" (лат. "Петру Первому Екатерина Вторая").

 

Миниатюра, как примета Екатеринизма

Однако более всего Екатерине импонировало искусство миниатюры. В годы екатерининского классицизма создано уникальное собрание античных гемм (около десяти тысяч наименований). Императрица, как она сама определила, была одержима "камейной болезнью". Тонкость, миниатюрность и изящество работы ценились и в других видах искусства. В 1779 г. в Академии художеств организован класс миниатюрной живописи (позднее - класс "живописи на финифти" - по эмали). Руководил классом П. Жарков (1742-1802).

Портреты Екатерины II, выполненные им на эмали по оригиналам М. Шибанова, отличаются особой тонкостью пунктирной техники и изяществом колорита. Выдающимися мастерами живописной миниатюры были П.Иванов, Д. Евреинов, по фарфору - А.Черный, А.Захаров, по кости - А. Ритт. В первые годы по прибытии в Россию Екатерина столкнулась с отсутствием необходимой и удобной мебели. Позднее в своих записках она вспоминала: "Двор в то время был так бедно меблирован, что зеркала, стулья, столы и комоды перевозились из Зимнего дворца в Летний, оттуда в Петергоф и даже ездили с ними в Москву. По дороге все билось, ломалось... Приходилось сидеть на качающихся стульях, за столами на трех ножках... И я решила мало-помалу покупать себе комоды, столы на собственные деньги".

В конце XVIII в. в Петербурге мебельные мастера А. Тур, братья Майер и охтенские столяры стали "выделывать мебель не хуже аглицкой". В результате "английской" в Петербурге называли мебель, выполненную русскими мастерами из красного дерева в подражание образцам Т. Чиппендейл а и Дж. Хэпплуайта. Оригинальными были столики "бобики" с выгнутыми столешницами наборного дерева. За одним из таких столиков любила работать по утрам Екатерина, занимаясь государственными делами. В моде были и секретеры Ж.-А. Ризнера, мастера стиля Людовика XVI, французского Неоклассицизма. В 1790 г. в Петербург, сопровождая заказанную императрицей крупную партию мебели, прибыл выдающийся немецкий мастер-мебельщик Давид Рентген (1743-1807). Его ученик X. Гамбс остался работать в России. Среди мастеровор-наменталистов, резчиков, "орнаментных скульпторов" екатерининского времени встречаются имена Л.Роллана, П.Брюлло (отца знаменитых художников братьев Брюлловых), Э. Гастклу, П.-Л.Ажи, Ж.-Б.Шарлемань-Боде (родоначальника большой семьи художников).

В убранстве интерьеров значительную роль играли ткани. В 1782 г. Екатерина II получила из Парижа три повторения своего портрета, вытканных на мануфактуре Гобеленов. Один из них сохранился и находится в собрании Эрмитажа. Стены апартаментов Большого Царскосельского дворца были обиты штофом - знаменитым лионским шелком Ф. де Ласалля. Успешно действовала и Петербургская шпалерная мануфактура. Уникальным явлением екатерининского времени является мебель из полированной стали, создававшаяся специально для императрицы тульскими мастерами. Новой, характерной для эстетики Классицизма была работа екатерининских архитекторов в "малых формах". В 1774 г. по Царскосельской и Петергофской дорогам стали устанавливать верстовые столбы - "мраморные верстовые пирамиды" замечательного рисунка по проекту А. Ринальди. В 1784 г. к путешествию Екатерины в Крым - "екатерининские мили" в виде тосканских колонн на постаменте по Южной дороге. Архитекторы Дж. Кваренги, Ч. Камерон, Ю. Фельтен делали рисунки для изделий из уральских цветных камней. Декоративные вазы екатерининского времени из малахита, оникса, яшмы, напоминают античные амфоры, кратеры. Строгие антикизирующие формы украшались деталями из позолоченной бронзы - венками, гирляндами, медальонами.

В своих архитектурных работах Ч.Камерон все детали декора прорисовывал, а росписи на месте "доводил" сам. Дж. Кваренги создавал рисунки торшеров, канделябров, люстр, печей, каминов, причем в "малых формах" он либо повторял античные прототипы, либо следовал принципу миниатюризации архитектурных форм. Эпоха Екатерины Великой - время расцвета ювелирного искусства. Придворным ювелиром императрицы был швейцарец И. Позье, а затем австриец Л. Пфистерер. Золотыми табакерками с драгоценными камнями и вставками с росписью по эмали прославились Ж.-П. Адор и Й.Г.Шарфф. В 1766-1774 гг. по заказу Екатерины II Ж. Роттье в Париже изготовил огромный сервиз из серебра.

lekts_moral_2.doc

— 289.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ЛекцюДизай.docx

— 92.09 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

п▌дг.вихmonografia_diss.pdf

— 862.12 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

СРС дизайн.docx

— 16.04 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема Народне декоративно-прикладне мистецтво- сутн▌сть, закони, .doc

— 44.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Дизайну"