Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 22:46, курс лекций
Лекція 2. Сучасна сім’я та особливості взаємодії з педагогом щодо морально-духовного виховання дітей дошкільного віку.
(4 години)
Сучасна українська сім’я, її типи та функції.
Особливості взаємодії сім’ї та педагога з питань морально-духовного виховання дітей дошкільного віку.
Специфіка ставлення батьків до педагога.
Сімейні конфлікти. Їх типи, причини виникнення та шляхи попередження.
Роль сімейних традицій у морально-духовному вихованні дошкільників.
Умови морального розвитку дитини дошкільного віку в сім’ї.
Причин для победы нового художественного движения было в XIV-XV веках достаточно, особенно в Италии - родине Ренессанса. Важнейшие из них следующие:
* Зарождается
научное мировоззрение в
* Повсеместно формируется сильная светская власть, противопоставляющая себя власти церковной и стоящая над последней. Феодалы, то есть крупные и мелкие наследственные землевладельцы, утрачивают де-факто право, ранее бывшее для них эксклюзивным, на богатство и роскошь; появляется сильная торговая и ремесленная буржуазия.
* Значительно возрастает численность населения, особенно городского, для управления которым уже не годны старые средства духовного воспитания и контроля.
В этих условиях сама Католическая церковь остро нуждалась в новых эффективных средствах религиозного убеждения народа, прежде всего в средствах наглядных. Таковыми и стали для нее более живые, полнокровные, реалистичные изображения евангельских персонажей и событий в живописи и скульптуре, более мирская, гражданская, чем готические громады, церковная архитектура, воздвигаемая в сжатые сроки.
Вслед за архитектурой не могла не измениться и мебель, церковная и бытовая утварь. За вдохновением все взоры устремились на то, что лежало рядом, еще уцелело от античных времен. Так что нет ничего парадоксального в том, что новая живопись, новая архитектура и прикладное искусство, несшие в себе очевидный антиклерикальный заряд, были охотно приняты Католической церковью и поощрялись ею.
Правда, в своем стилевом обновлении мебельное искусство значительно запоздало по времени сравнительно с архитектурой и живописью. В подавляющем большинстве его образцов даже в XV веке еще много черт от изделий эпохи готики (в странах к северу от Италии) и романского периода (в самой Италии). Расцвет ренессанса в мебели приходится на вторую половину XV века и длится до конца XVI века, когда в архитектуре, скульптуре и живописи господствует уже барокко. Так называемое позднее Возрождение имеет место в мебельном ремесле и в первой половине века, преимущественно во Франции.
В номенклатурном составе меблировки жилья нового появилось мало. Стоит отметить увеличение числа композиционно-пространственных схем шкафов, столов и сидений, а также уже полное изжитие мебели, конструктивно привязанной к ограждающим помещения. Достойно внимания изобретение раскладного стола с подвешенными на петлях «фартуками» и выдвижными опорами для них. Зато такие комфортные предметы, как письменный стол, шкаф с доской для письма и буфет, еще редкие в готическом обиходе, получают теперь широкое распространение. Следует упомянуть и весьма успешные, но не поддержанные в последующие века попытки изготовления кресел из металла (стали), ажурных, глядящихся и сегодня весьма по-современному.
Художественно-стилевые особенности мебели эпохи Ренессанса
В XVI веке технология мебельного дела существенно преобразилась благодаря германскому изобретению фанернопильной машины. С этого времени начался бурный расцвет техники интарсии и вообще укрытия менее ценных пород древесины более ценными.
Предметы мебели, преимущественно корпусные и крышки столов, начинают украшаться мозаичными композициями в виде вьющихся усиков, виноградных лоз, стилизованных листьев аканта (род южного лопуха), гирлянд, венков и прочих орнаментальных мотивов греко-римского наследия, а также музыкальных инструментов, пейзажей, натюрмортов и архитектурных видов. Техническим и художественным достижением раннего Ренессанса стала и так называемая чертозианская мозаика, заимствованная на Востоке, набиравшаяся из очень тонко напиленных пластинок черного дерева и слоновой кости. Чаще всего она применялась для украшения крышек небольших столов, дверок, ящичков и шкатулок.
Основные художественно-стилевые особенности мебели всего Ренессанса во всех странах следующие:
Почти непременная «архитектурообразность» предметов, обусловленная их греко-римским ордерным построением. Наиболее последовательно такое построение проводится в корпусной мебели - шкафах и сундуках. Композиция изделия строится подобно зданию снизу вверх в последовательности: цоколь- несущие опоры (колонны, пилястры, кариатида и т. п.)- карниз - фронтон кровли. В двухъярусных шкафах вводится также дополнительный карниз, разделяющий ярусы. Пространство между несущими каркаса забирается панелями, то есть дверями, заглушками (если дверь уже проема) и передними стенками ящиков. Колонны (в основном это полуколонны) и пилястры почти всегда каннелированы и имеют капители тосканского или коринфского ордера, а часто и профилированные базы. Почти та же схема наблюдается и в прочей мебели- столах, креслах, стульях, кроватях. Ножки столов, стульев, крупных кресел тоже часто решаются в виде колонн.
Обилие объемного резного декора, нередко соседствующего с плоскими декоративными вставками. Темы объемного декора большей частью греко-римского происхождения. Особенно помпезны огромные двухъярусные шкафы (обычно это буфеты, предназначавшиеся для приемных залов) со скульптурно резной, почти горельефной композицией, изображающей какую-либо многофигурную сцену из Библии или мифов. Встречаются (сиенская школа) и невиданные ранее изделия с позолоченной лепниной (на основе алебастра).
Мебель для сидения в XV веке большей частью подобна готической и романской своей ящикообразностью. В XVI веке она становится уже «на ноги», однако ножки ее, как правило, соединяются понизу двумя, тремя или всеми четырьмя проногами, либо вообще ставятся на единую цокольную раму. То же характерно и для многих столов и шкафов на высоких ножках.
Общая особенность мебели Возрождения во всех странах - отсутствие изящества, изысканности форм. Наряду со спокойной статичностью композиции, ей присуща некоторая зрительная тяжеловесность, даже брутальность, грубоватость, которой не было у продуктов готики и не стало в барокко. Этой своей брутальностью мебель Возрождения, по-видимому, отвечала простому жизнелюбивому духу своей эпохи, породившей «Декамерон», «Гаргантюа и Пантагрюэля». Случается, что помимо радиоуглеродного метода определения возраста памятника характерная грубоватость форм оказывается наиболее верным признаком его принадлежности к веку Ренессанса.
Трудность отнесения антикварных предметов к эпохе Возрождения вызывается большей частью тем, что эта эпоха породила огромное разнообразие весьма несходных решений мебели. Это относится как к ее вековым и полувековым этапам, так и к разным странам, частям стран, отдельным городам и мастерам. Такая многоликость мебельного Ренессанса имеет исторически особую причину, важную для понимания всего хода развития искусства мебели в постантичную макроэпоху, в которую живем сегодня и мы.
До Ренессанса основным технологическим и коммерческим законом, мерилом для производителя того или иного продукта всегда был образец. Им выступало не какое-либо определенное изделие, выполненное известным мастером, а образец древний, достопамятный, установленный вековым опытом, своего рода природный артефакт, разложенный на составляющие элементы, узлы соединения, крепления и т. д. Нечто вроде исчерпывающего свода ГОСТов. Из-за примитивности, «сопроматовской предельности» технологии и традиционности желаний потребителя отступление от образца было действительно чревато не только потерей прочности, долговечности и комфортности изделий, но и их имиджевых составляющих, таких как художественный образ и вписываемость в быт с его незыблемыми функциональными и нравственными устоями.
В Европе первый удар по этим устоям смело нанесла готическая архитектура, одежда, мебель. В эпоху Возрождения процесс пошел дальше и быстрее. Стало создаваться новое, весьма динамичное отношение к нормам быта, ко всей человеческой жизни. Теперь правилом, образцом для подражания становится уже не образец, а все более мастер, маэстро, и он же оказывается объектом для творческого и идейного соперничества. Этой конкуренцией и было вызвано такое многообразие мебели.
Учтем, что европейские страны, в том числе небольшие по территории и расположенные рядом, даже области и города одной страны, оставались в XV-XVII веках весьма еще разобщенными не только по политическим причинам и разнице в культуре, но и в силу примитивности средств коммуникации. Например, из-за отсутствия тех же газет. Применительно к той эпохе не может быть и речи о возможности появления какой-либо общеевропейской и даже общенациональной моды в художественном деле. Даже в сфере вооружений новшества заимствовались чрезвычайно медленно. Мода как таковая начинает понемногу править бал только на рубеже XVII-XVIII веков. Тогда и появляются первые признаки интеграционных процессов в национальном и европейском масштабах. В них сразу же вовлекается и Россия, до той поры довольствовавшая, как и Франция и многие другие страны, приглашением иностранцев на разовую работу.
Рококо
Оценка статьи: (просмотров: 12307)
Время создания XIX век.
Характерные черты стиля:
Скрытые павильоны, китайские домики, укромные гроты. Камерность и уютность помещений рококо создавалась за счет гораздо меньших размеров и особого декорирования. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, личному комфорту.
Характерные цвета:
В рококо приоритетными становятся приглушенные, пастельные, разбеленные цвета: жемчужный, серебристый, бледно-охристый, перламутровый, голубоватый и тому подобные.Сочетание ажурных форм, сложного орнамента и прозрачных, светлых красок порождало праздничное, действительно феерическое зрелище.
Характерные линии:
Отличительная черта рококо - мелкий стилизованный тонкий рельефный орнамент в виде переплетений, гротесков, завитков, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, и рокайля - орнамента в виде ракушек. Рокайль становится основным мотивом декора. Орнаментация используется повсеместно - в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах.
Характерные формы:
Для рококо типичны небольшие комнаты с закругленными углами или же овальные в плане. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой.
Характерные элементы интерьера:
Внутри стены разбиты филенками, нишами, обильно украшены живописью, лепниной, позолотой, мелкой пластикой, декоративными тканями, бронзой, фарфором, зеркалами.
Характерные конструкции:
Стиль рококо не внёс в архитектуру никаких новых конструктивных элементов, но пользовался старыми, не стесняя себя при их употреблении никакими традициями и имея в виду, главным образом, достижение декоративной эффектности. Колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно, их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками. Вместо колонн, капителей появляются тонкие рельефные обрамления - филенки, ленточные переплетения, орнаментальные украшения, гротески. Высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом. Крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами с вазами или статуями.
Характерные окна:
Большинство оконных проемов, зеркала и декоративные панно над окнами также имели круглую или овальную форму. Большое внимание уделяется шторам.
Характерные двери:
С полукруглыми арками, обильно украшенные орнаментом. Задрапированные шторами.
Рококо́ (фр. rococo, от фр. rocaille - декоративная раковина, ракушка, рокайль) - стиль в искусстве, возникший во Франции в первой половине XVIII века во время правления Регента Филиппа Орлеанского, дяди Людовика XV. Эта стилевая система отчасти продолжает черты, унаследованные от барокко, но сильно их видоизменяет. Стиль Рококо возник во Франции в период кризиса абсолютизма, отразив свойственные аристократии гедонистические настроения, тяготение к бегству от действительности в иллюзорный и идиллический мир театральной игры. Рококо - порождение исключительно светской культуры, двора, французской аристократии. Тем не менее, оно сумело не только оставить след в искусстве, но и повлиять на дальнейшее ее развитие.
Мир миниатюрных форм нашел свое главное выражение в прикладном искусстве - в мебели, посуде, бронзе, фарфоре, а в архитектуре преимущественно на характер декора, приобретшего манерно-утончённый, подчёркнуто изящный и усложнённый вид. В интерьере важным теперь было не пышное и величавое, а приятное и удобное. Здания, сооружаемые в этот период, как правило, строго классические по экстерьеру. Внутри же стены разбиты филенками, нишами, обильно украшены живописью, лепниной, позолотой, мелкой пластикой, декоративными тканями, бронзой, фарфором, зеркалами.
Философию стиля Рококо определяли женщины - фаворитки короля: маркиза де Помпадур, мадам Дюбарри, Мария Лещинскя. Рококо считает главным в жизни праздник, утонченное наслаждение и любовь. Скрытые павильоны, китайские домики, укромные гроты. Камерность и уютность помещений рококо создавалась за счет гораздо меньших размеров и особого декорирования. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. Впоследствии стиль рококо сменился неоклассицизмом.
Центром формирования новой культуры XVIII века стал не дворцовый парадный интерьер, а салон. Вместо огромных парадных залов барокко появляются небольшие нарядные салоны рококо. Стиль рококо не внёс в архитектуру никаких новых конструктивных элементов, но пользовался старыми, не стесняя себя при их употреблении никакими традициями и имея в виду, главным образом, достижение декоративной эффектности. Архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой во что бы то ни стало; она не заботится о целесообразности форм частей сооружения, а распоряжается ими как угодно, по велению каприза, избегает строгой симметричности.