Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 22:46, курс лекций
Лекція 2. Сучасна сім’я та особливості взаємодії з педагогом щодо морально-духовного виховання дітей дошкільного віку.
(4 години)
Сучасна українська сім’я, її типи та функції.
Особливості взаємодії сім’ї та педагога з питань морально-духовного виховання дітей дошкільного віку.
Специфіка ставлення батьків до педагога.
Сімейні конфлікти. Їх типи, причини виникнення та шляхи попередження.
Роль сімейних традицій у морально-духовному вихованні дошкільників.
Умови морального розвитку дитини дошкільного віку в сім’ї.
И даже после того как в 1591 г. в Угличе был зарезан наследник царевич Дмитрий и подозрение пало на Годунова, в 1598 г. после смерти Федора Иоанновича земский собор избрал Бориса царем. Годунов начал свое царствование с большим блеском, он задумал основать новую династию и тем прославить свое имя. В Московском Кремле развернулись строительные работы. Еще при Иване Васильевиче III (1462-1505) в Москву стали приезжать итальянские зодчие.
На рубеже XVI-ХVII вв., помимо итальянцев, увеличилось число английских, немецких, польских мастеров. Через них русские знакомились с европейской наукой и строительной техникой. Традиция русских «столпообразных храмов» была достойно поддержана в Московском Кремле возведением колокольни «Иван Великий» (1505-1508). В 1600 г. повелением Бориса Годунова она надстроена еще на два яруса и достигла 81 м высоты. Верхний барабан был опоясан тремя золочеными лентами фриза с надписью: «Изволением Святые Троицы повелением великого господаря царя и великого князя Бориса Федоровича всея Русии самодержца...» На перекладине креста, венчающего главу, - «Царь славы». С этой надстройкой «Иван Великий» из простой колокольной башни превратился в символ возвышения русского государства, а Соборная площадь Кремля получила законченный вид. Но и этого Годунову было мало. Сравнивая себя с библейским царем Соломоном, царь Борис задумал создать новый грандиозный храм в Кремле, который превзошел бы Успенский собор, построенный А. Фьораванти (1475-1479). Эта идея осталась неосуществленной, но в правление Годунова были реализованы градостроительные проекты: постройка стен и башен Белого города в Москве, Кремля в Смоленске, сооружение Борисова городка близ Можайска, каменных торговых рядов в Москве.
Село Красное на Волге, близ Костромы, было вотчиной бояр Годуновых. В 1592 г. там возведена церковь Богоявления - шатровый храм столпообразного типа, восходящий к знаменитой церкви Вознесения в Коломенском, построенной царем Василием III. В Троицком соборе Ипатьевского монастыря в Костроме (1603-1605, перестройка в 1652), демонстрирующем «го-дуновский стиль», повторяется карниз, отделяющий закомары от плоскости стены, впервые примененный Алевизом Новым в 1505-1509 гг. в Архангельском соборе Московского Кремля. Собор в Костроме отличают строгая выверенность пропорций, традиционное пятиглавие, кладка «как по линейке», арки с «гирьками» и «дыньками». Постройки в Вязёмах, усадьбе Годуновых близ Москвы, характеризует тот же стиль. В период «годуновского зодчества» происходила канонизация сложившихся к тому времени строительных приемов: воспроизводились традиционные композиции, в которых подчеркивались симметрия, компактность плана, строгое пропорционирование. Использовались заимствованные у итальянцев ордерные элементы, полуциркульные арки, пилястры с коринфскими капителями, классические профили карнизов. Это была канонизация русского стиля на европейский манер. Уменьшилась вариативность построек, их внешнее разнообразие, но появилось единство стиля.
Эти особенности имели не местный, московский, а общерусский характер, поэтому правильней объединять их не понятием «годуновская школа», а определением «годуновский стиль», который в сущности, по основным тенденциям формообразования, является классицистическим. Одним из самых ярких памятников «годуновского классицизма» был собор Вознесенского монастыря в Московском Кремле, построенный в 1580-х гг. по заказу сестры царя, Ирины Годуновой. Этот замечательный памятник архитектуры варварски уничтожен в 1929 г. Интересно, что сооружения «годуновского классицизма», не порывавшие с традициями древнерусской архитектуры, долгое время воспринимались исключительно как результат чуждого, иностранного влияния.
Русский историк А. Малиновский в «Обозрении Москвы» (1820-1826) называл все новые постройки Московского Кремля, начиная с Успенского собора, «готическими». Колокольня «Иван Великий», по его словам, была от основания перестроена «в виде готической башни». Готической (в смысле чуждой, нерусской) называли русскую архитектуру рубежа XVI-XVII вв. писатель В. Жуковский, французский исследователь средневекового искусства Э. Виолле-ле-Дюк, писатели В. Гюго, Т. Готье. Но такие оценки правильнее было бы отнести к последующему периоду развития русской архитектуры. В 1624-1625 гг. шотландец X. Гэллуэй (Галовей) вместе с русскими мастерами надстроил «шатровым верхом» Спасскую башню Московского Кремля, причудливо соединив в ней черты традиционной русской архитектуры с элементами английской готики и Тюдор-Ренессанса. Таким же образом были надстроены и другие башни Кремля. Европеизации подвергались иконы, фрески, изделия из серебра. В Костроме, в Ипатьевском монастыре, при поддержке Годуновых была создана иконописная мастерская. Понятие «годуновского стиля» применяют в отношении книжной миниатюры, начала XVII в. К концу XVII столетия «годуновский классицизм» сменился «голицынским» и «нарышкинским» стилями.
Конструктивизм
Время создания с начала XX в.
Конструктивизм - (франц. constructivisme от лат. constructio - построение). Конструирование - один из приемов формообразования, основанный на точных расчетах физических свойств материалов и функций объекта. Конструирование составляет один из этапов или компонентов процесса проектирования, главным образом - в области архитектуры и дизайна. Цель конструирования - организация оптимальной функциональной связи элементов композиции. В истории изобразительного искусства, в том числе и в прикладной художественной деятельности, конструктивистские тенденции существуют в "скрытом виде". На рубеже XIX-XX вв. , на волне антиэклектического движения, художники Модерна стремились к прочной, ясной конструктивной основе композиции в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. В стиле Ар Нуво такой конструктивной основой стала изогнутая линия, в геометрическом стиле австрийского и английского модерна - квадрат, прямоугольник. Мастера этих стилистических течений ощущали, что крайняя деструктивность разрушает композицию. В области архитектуры конструктивистские тенденции были усилены внедрением новой промышленной технологии и материалов - железа, бетона, стекла.
Так в архитектуре начала XX в. родилось течение под названием "конструктивизм". Провозвестниками нового течения стали стеклянный павильон для первой Всемирной выставки в Лондоне (1851, мебель "тонет" (1850-1870-е гг. ) и знаменитая Эйфелева башня, возведенная для Всемирной выставки в Париже 1889 г. Одним из первых архитекторов-конструктивистов был француз Тони Гарнье (1869-1948), автор проекта "Индустриального города" (1901-1904) и Олимпийского стадиона в Лионе (1913-1916), другим - немецкий архитектор и дизайнер Петер Беренс (1868-1940. Эти мастера и их последователи стали использовать железобетон, обладающий способностью выдерживать значительную нагрузку на растяжение. С помощью этого материала стало возможным свободно комбинировать объемы, далеко выступающие за границы опор и как бы висящие в воздухе. Это создавало особую напряженную выразительность, привносило в композицию качества экспрессивности. Однако из-за отсутствия переходных связующих элементов, которые всегда имелись в классической архитектуре и были необходимы по причине несовершенства материала (базы колонн, эхины и абаки капителей, профили, карнизы, тяги), для зрителя в новой конструктивистской архитектуре оставалось неясным действие сил, скрытых внутри формы. В конструктивизме парадоксальным образом исчезает тектоника. В оригинальном произведении П. Беренса, построенном весьма классично, из камня - здании Германского посольства на Исаакиевской площади в Петербурге (1913), - капители зрительно "съедаются", они почти не видны, а колонны, сделанные цилиндрическими, без энтасиса и "утонения" (профессиональный архитектурный термин) кверху, напоминают всего лишь водосточные трубы. Форма, таким образом, не выражает работу конструкции. В 1918 г. два французских художника - Э. Жаннере (1887-1965; вначале живописец, а впоследствии знаменитый архитектор под псевдонимом Ле Корбюзье) и А. Озанфан (1886-1966) - опубликовали манифест, озаглавленный "После кубизма". В манифесте утверждалась непреходящая ценность "конструктивных идей", всегда составляющих основу "хорошей живописи", особенно проявившихся в кубизме, а ныне эти идеи становятся, наконец, главным содержанием искусства. Течение, основанное Ле Корбюзье и Озанфаном, получило впоследствии название пуризма. Абстрактные картины пуристов демонстрировали "чистую архитектонику", игру линий, силуэтов. Близкий этому течению Фернан Леже (1881-1955) создал в своих картинах и декоративных панно "изобразительный дизайн", уподобляя фигуры людей сочетаниям труб, муфт, плоскостей из полированного, блестящего металла. По его собственным словам, "новая эстетика машинных форм" открылась ему в сверкании орудийных стволов на войне 1914-1918 гг. В Голландии сходные идеи развивали Тео Ван Дусбург и Пит Мондриан, во Франции - художники группы "Золотое сечение" и "Абстракция-Созидание", в Германии - В. Гропиус и его "Баухауз" в Ваймаре. Эстетику "чистой конструкции" разрабатывали живописцы орфизма и позднего "синтетического" кубизма. Однако конструктивизм "в чистом виде", сводящий композицию к выразительности конструктивной схемы, оказался нежизненным. Европейское, в особенности французское искусство, отличающееся накопленной веками культурой формы, глубиной художественных традиций, не могло далее развиваться в узких границах конструктивизма. Так, в 1925 г. Ле Корбюзье создал более сложную концепцию неопластицизма, блестящим представителем которой в США стал архитектор Ф. Л. Райт. Однако самым неожиданным образом отвергнутый европейцами конструктивизм возродился русской революцией. Почву этому, в сущности примитивному, течению создали нигилизм революционного авангарда и романтика утопических идеалов "тотального конструирования жизни" (сравн. функционализм). Поэт В. Маяковский с гордостью писал в журнале "ЛЕФ" ("Левый фронт"): "Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства - конструктивизм, понимающий формальную работу художника только как инженерную, нужную для оформления всей нашей жизни... Здесь не возьмешь головной выдумкой. Для стройки новой культуры необходимо чистое место... Нужна Октябрьская метла". Конструктивисты - братья Веснины, М. Гинзбург, И. Леонидов, Л. Лисицкий, К. Мельников, В. Татлин - отрицали традиционный художественно-образный подход к формообразованию. А. Веснин, к примеру, утверждал, что "вещи, создаваемые современными художниками, должны быть чистыми конструкциями без балласта изобразительности". В 1924 г. вышла в свет книга М. Гинзбурга "Стиль и эпоха" - манифест советского конструктивизма. В. Татлин (1885-1953), художник-авангардист, человек оригинального склада ума, еще в 1914 г. создавал свои "контррельефы. " - нечто среднее между рельефом, коллажем и кубистической живописью. В 1919-1920 гг. он работал над моделью Памятника III Интернационалу, наклонной спиральной башни, сделанной, по его словам, из "железа, стекла и революции". Ее прозвали "Башней Татлина", она так и осталась в модели, потому что ее постройка была неосуществима (рис. 579).
В отличие
от Эйфелевой башни, действительно новаторской
конструкции, татлинская повторяла форму
зиккуратов древней Месопотамии и спиральных
минаретов Ближнего Востока. Созданный
мастером "Летатлин" - искусственная
птица для полета человека в воздухе -
также не летала, но зато была подвешена
в "итальянском дворике" Музея изящных
искусств в Москве. В "первую рабочую
группу конструктивистов", созданную
в 1921 г. в ИНХУКе в Москве, входили А. Ган,
К. Иогансон, К. Медунецкий, А. Родченко,
братья Стенберги, В. Степанова. Их декларации
отличались амбициозностью, политизацией
и наивным видением будущего. Показательно,
что уже в том же 1921 г. Б. Арватов, теоретик
"производственного искусства", признавал:
"художник не может быть инженером",
поскольку "ситуация в нашем обществе
трагична". В 1925 г. возникло "Объединение
современных архитекторов" ("ОСА"),
его председателем стал А. Веснин. В 1926
г. стал выходить журнал "Современная
архитектура" ("СА"). А. Ганзаявлял:
"Советский строй и его практика - единственная
школа конструктивизма... Наш конструктивизм
поставил ясные цели: найти коммунистическое
выражение материальных сооружений".
И далее: "Советский конструктивизм
- стройное дитя индустриальной культуры,
которое высвободила пролетарская революция".
Парадокс заключался в том, что создаваемые
архитекторами-
Конструктивистский
стандарт входил в противоречие с принципом
антропоморфизма, положенным в основу
европейской культуры. Человек больше
не был "мерой всех вещей". Об архитектурном
сооружении Ле Корбюзье говорил: "Дом
представляет собой объект, поставленный
на землю посреди пейзажа", как будто
заранее известно, что он будет чуждым
природе. Среди посредственных проектов
советского конструктивизма выделяются
оригинальные, например, собственный дом
архитектора К. Мельникова в Москве, в
Кривоарбатском переулке - это необычное
планировочное решение из двух врезанных
друг в друга цилиндров. Другой архитектор,
И. Леонидов, выдвинул непревзойденную
по нигилизму идею возведения в самом
центре Москвы, на Красной площади, "генерал-доминанты"
- огромной башни Наркомтяжпрома (здания
Министерства тяжелой промышленности),
намного превосходящей по высоте все кремлевские
соборы вместе с колокольней Ивана Великого!
Согласно этой затее, к счастью, не реализованной,
но ассоциирующейся с проектом перестройки
Кремля В. Баженова, Красная площадь должна
была быть "расширена до двухсот метров".
Это считалось необходимым для лучшего
обзора памятника "победоносному рабочему
классу" и проведения празднеств "пролетарского
коллектива". Гипноз идеологии был столь
силен, что талантливый мастер искренне
верил: созданный им "инструмент, введенный
в тонкую и величественную музыку архитектуры
Красной площади", будет по своей художественной
ценности "ведущим", поскольку выражает
"гордость нового человека". Проект
остался на бумаге, но в 1924 г. Красную площадь
украсил Мавзолей В. Ленина, созданный
в неоклассически-
Людовика XIV
Время создания 1643-1715 г.г.
Большой стиль (франц. «Grand maniere», Le style Louis Quatorze) - художественный стиль одного из самых ярких периодов в истории Франции, «золотого века» французского искусства второй половины XVII столетия. Связан с годами правления короля Людовика XIV (1643-1715), отсюда название. В этом стиле соединились элементы Классицизма и Барокко. Своим образным строем «Большой стиль» выражал идеи торжества сильной, абсолютной королевской власти, национального единства, богатства и процветания, отсюда его эпитет «Le Grand».