Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 17:39, дипломная работа
цель работы – анализ многообразия молдавского народного танца, для достижения которой нужно последовательно разрешить задачи исследования:
Изучить, систематизировать и обобщить теоретический материал по выбранной теме;
Проследить историю возникновения и развития молдавского народного танца;
Выделить культурные связи молдавского народа с танцевальными культурами других народов;
Классифицировать молдавский народный танец;
Дать характеристику основным жанрам и группам молдавских народных танцев;
Проследить взаимосвязь танца с жизнью народа, воплощённую в манере исполнения и характере народных танцев;
Поставить хореографический номер на основе изученной танцевальной лексики.
Введение.
Глава 1. Возникновение и распространение молдавского народного танца.
1.1. Древняя основа молдавской народной хореографии.
1.2. Распространение молдавских народных танцев и их соприкосновение с другими танцевальными культурами.
1.2.1. Факторы, способствовавшие обмену танцев.
1.2.2. Сущность понятия «жок».
Глава 2. Классификация молдавских танцев.
2.1. Классификация по сюжетному принципу.
2.1.1. Танцы в молдавских обрядах.
2.1.1.1. Описание наиболее распространённых танцевальных обычаев.
2.1.1.2.Танцы в свадебных обрядах.
2.1.2. Характеристика бытовых танцев.
2.1.2.1. Характеристика наиболее распространённых бессюжетных танцев.
2.1.2.2. Многообразие сюжетных танцев.
2.2. Классификация по особенностям композиции.
2.3. Районирование и стилистические особенности молдавских народных танцев.
2.4. Классификация по возрастному признаку.
Глава 3. Танец как отображение жизни народа.
3.1. Социальный характер молдавского народного танца.
3.2. Манера исполнения молдавских танцев.
Глава 4. Хореографическая лексика молдавских танцев.
Глава 5. Применение полученных знаний на практике. Постановочная работа.
5.1. Подбор музыкального и хореографического материала для молдавского народного танца.
5.2. Постановка молдавского народного танца на основе разработанного композиционного плана.
5.3. Либретто.
5.4. Описание основных движений и рисунков танца.
5.5. Световая партитура.
5.6. Костюмы исполнителей.
Заключение.
Список литературы.
Движение исполняется очень резко.
Подбивка
Музыкальный размер – 2/4.
Исходное положение: III позиция ног.
«1» - широкий беглый шаг правой ногой на полупальцы вправо, колено вытянуто, левая нога, сгибая колено, приводится в выворотном положении почти под колено.
«И» - левая нога опускается сзади в III позицию на всю стопу или на низкие полупальцы, как бы сбивая правую ногу, левое колено присогнуто, правая нога вытянутая поднимается вправо.
«2-И» - движение повторяется.
Голова повёрнута вправо, подбородок приподнят.
Движение исполняется чётко, стремительно, широко.
Подбивка вперёд
Исходное положение: III позиция ног.
Затакт – правая нога поднимается вперёд на 450.
«1» - перескок на полупальцы правой ноги, как бы сбивая левую ногу, левое колено согнуто, стопа у правой икры сзади.
«И» - левая нога, подбивая правую ногу, опускается сзади в III позицию, слегка присесть на полупальцах, вытянутая правая нога резко поднимается вперёд.
«2-И» - повторить движение.
Подбивка вперёд с переменой ног
Затакт – правая нога поднимается вперёд на 450.
«1» - перескок на полупальцы правой ноги, как бы сбивая левую ногу, левое колено согнуто, стопа у правой икры сзади.
«И» - подскок на полупальцах правой ноги, слегка согнув колено, вытянутая левая нога резко поднимается вперёд на 450.
«2-И» - движение повторяется с левой ноги.
Перескок с одной ноги на другую
Высоко поднимая колени: двойной перескок и остановка, тройной перескок с последующим подскоком, перескоки с последующим ударом (по III и по VI позициям), с выносом ноги на каблук.
Например, перескок и удар по VI и III позициям.
Затакт – левая нога отрывается от пола.
1-й такт:
«1» - перескок на левую ногу, колено направлено влево; правая нога с согнутым коленом поднимается на 900, колено направлено влево.
«И» - удар правой ногой в VI позицию.
«2» - удар правой ногой в III позицию.
«И» - пауза.
2-й такт: Повторить движение с другой ноги.
Ножницы
Исходное положение: VI позиция ног.
«И» - небольшое приседание.
«1» - скользя стопами обеих ног, правую ногу провести вперёд, а левую ногу – назад.
«2» - скольжением поменять положение ног.
Может исполняться из VI позиции во II параллельную позицию на полупальцах, оттуда в перекрещенную позицию, также на полупальцах, слегка выворотно, затем снова во II и VI позицию.
2.5. «Голубцы»
В молдавских танцах очень часто встречаются удары одной ногой о другую, так называемые «пинтень» - «голубцы». Особенно часто эти удары встречаются в мужском исполнении, реже – в женском.
«Голубцы» исполняются на полу и в воздухе.
«Голубец» на полу
Исходное положение – VI позиция ног. Руки – на бёдрах.
«1» - присесть на двух ногах и развести пятки в стороны. Колени соприкасаются.
«2» - вытянув колени, резко соединить пятки. Движение может исполняться на вытянутых и сильно согнутых ногах. В медленном, среднем и быстром темпе.
Голубец в воздухе
Исходное положение - VI позиция ног. Руки – на бёдрах или на плечах рядом стоящих исполнителей.
«1» - присесть на двух ногах и развести пятки в стороны. Колени обеих ног слегка соприкасаются друг с другом.
«И» - прыгнуть вверх и одновременно ударить двумя ногами в воздухе. Ноги резко вытянуть в коленях.
«2» - присесть и развести пятки в стороны.
«И» - повторить движение, как на счёт «И».
Голубец с согнутыми ногами
Исходное положение: VI позиция ног. Руки в стороны, ладони вниз.
«И» - присесть на двух ногах
«1» - резко соскочить на слегка согнутые ноги во II параллельную позицию.
«И» - слегка подпрыгнув, соединить ударом стопы в VI позицию.
«2» - приземлиться во II параллельную позицию.
«И» - слегка подпрыгнув, соединить ударом стопы в VI позицию.
Движение исполняют только юноши несколько раз подряд, быстро и чётко.
Голубец с одной ноги
Исходное положение – I позиция ног. Руки – на бёдрах.
«1» - присесть на левой ноге, правая нога отбрасывается от колена назад
«2» - одновременно вытягивая левую ногу, правую резко опустить и ударить каблуком о каблук левой ноги.
Это движение можно исполнить и с подскоком.
«1» - подскочить на согнутой левой ноге. Правую ногу резко откинуть от колена назад.
«2» - резко опустить вниз правую ногу с ударом пяткой о пятку левой ноги. Обе ноги резко вытянуть в коленях.
Движение исполняется резко как в медленном, так и в быстром темпе.
Голубец с подъёмом ноги вперёд
Исходное положение – VI позиция ног. Руки – на бёдрах.
«И» - присесть по VI позиции.
«1» - подпрыгнуть на слегка согнутых ногах по II позиции («голубец» с поджатыми ногами).
«И» - присесть на левую ногу, правую поднять вперёд – влево, а затем опуститься на каблук по IV позиции, перенеся на неё тяжесть корпуса. Левую ногу отделить сзади от пола.
«2» - опустить левую ногу сзади правой на полупальцы, колено согнуть. Правую ногу отделить от пола.
«И» - опустить правую ногу с ударом об пол по VI позиции.
Движение повторяется несколько раз подряд.
«Винт» в воздухе
Исходное положение: VI позиция ног.
«1» - прыжок и поворот корпуса в воздухе вправо и влево.
«2» - ещё поворот корпуса и опуститься в VI позицию.
Прыжок с исполнением круга ногами сзади.
Исходное положение: VI позиция ног.
«И» - присесть на двух ногах.
«1» - прыжок вверх с откинутыми назад ногами.
«И» - в прыжке развести в стороны и сделать круг правой ногой против часовой стрелки, а левой ногой – по часовой стрелке.
«2» - приземлиться в VI позицию.
Прыжок вверх с вытянутыми ногами
Исходное положение – VI позиция ног. Руки – на бёдрах.
«И» - присесть по VI позиции.
«1» - прыжок вверх с вытянутыми ногами.
«И» - опуститься в plie по VI позиции.
«2» - вытянуть колени.
Прыжки по II позиции
Исходное положение – VI позиция ног. Правая рука поднята вверх, левая – на бедре.
«И» - присесть по VI позиции.
«1» - прыжок вверх с раскрытыми в сторону ногами по II позиции. Ноги вытянуты в коленях.
«И» - опуститься в plie по VI позиции.
«2» - вытянуть колени.
Прыжки с поджатыми ногами
«И» - присесть по VI позиции.
«1» - прыжок вверх с поджатыми ногами.
«И» - опуститься в plie по VI позиции.
«2» - вытянуть колени. Корпус выпрямить или сильно откинуть назад
2.7. «Верёвочка»
Обратная верёвочка
Исходное положение: III позиция ног. Руки лежат ладонями на плечах рядом стоящих исполнителей.
Исполняется на слегка присогнутых коленях, с продвижением вперёд. В конце музыкальной фразы можно сделать прыжок вверх или другое движение.
2.8. «Присядки»
Мягкая присядка
Исполняется по VI позиции.
Сложный ключ (комбинация)
1-й такт:
«1» - соскок на левой ноге, правая нога исполняет JETE вперёд на 300.
«И» - пауза.
«2» - чуть подскочить на полупальцах левой ноги на PLIE, правая нога сгибается к себе снизу вверх.
«И» - упасть на полупальцы правой ноги, левая нога исполняет JETE вперёд на 300.
2-й такт:
«1» - пауза.
«И» - присесть на полупальцах правой ноги, пятку отвести вправо, левая нога отбрасывается от колена в сторону.
«2» - голубец каблуками в VI позиции, колени вытянуть.
«И» - пауза.
Для удобства практического использования содержащегося в данной главе материала, в приложениях 3-5 помещены ноты молдавских танцев: «Букурия», «Хора», «Молдовеняска».
Глава 5. Применение полученных знаний на практике. Постановочная работа.
2.1. Подбор музыкального и хореографического материала для молдавского народного танца.
Музыка для хореографической сюиты «Ла кулесул поамей» была взята с диска оркестра молдавских народных инструментов, выпущенного в 2001 году. Для сюиты были выбраны две композиции: «Opre mai» и «Kulturica».
Метраж музыки: женская часть – 1:40; мужская часть – 0:31; общая пляска – 2:45. Таким образом, продолжительность номера составляет 4:50.
2.2. Постановка молдавского народного танца на основе разработанного композиционного плана.
Экспозиция: выход девушек на сбор винограда.
Завязка: сбор винограда и выход юношей – помощников.
Кульминация: прессование винограда.
Развязка: девушка демонстрирует всем кувшин готового вина.
2.3. Либретто.
Хореографическая сюита на основе молдавского народного танца.
«Ла кулесул поамей» (сбор винограда)
Действие происходит в одном из сёл на юге Молдавии.
Ранним солнечным утром девушки идут собирать виноград. Радуясь богатому урожаю, они красуются друг перед другом, показывают друг другу свои корзины, полные винограда.
Немного погодя, помогать девушкам приходят деревенские юноши. Работа по сбору винограда заканчивается, и, немного отдохнув, молодые люди высыпают собранный виноград в огромную бочку. Каждый принимает участие в прессовании винограда. Сложная и кропотливая работа обращается в безудержное веселье.
Спустя некоторое время одна из девушек с гордостью показывает всем кувшин, полный свежайшего виноградного вина. Усталости и грусти нет места, когда все видят результат своей работы и когда работа эта выполнена сообща…
2.4. Описание основных движений и рисунков танца.
Женская часть (приложение 6):
Музыкальный размер – 7/8.
В исходный рисунок девушки выходят по очереди. Первой появляется солистка (2 такта), затем пара из левого верхнего угла (2 такта), тройка (2 такта) и последняя пара.
Используемые ходы:
Шаг накрест - вперёд с подниманием другой ноги назад
Затакт – небольшое приседание на двух ногах. Корпус и голова слегка наклонены вперёд.
«1» - шаг правой ногой вперёд с каблука на всю стопу (центр тяжести перенести на правую ногу), подняться на полупальцы правой ноги (колено вытянуто), одновременно поднять левую ногу, согнутую в колене, голову откинуть назад и повернуть к левому плечу.
«И» - опуститься с полупальцев на всю стопу (колено сгибается).
«2» - шаг левой ногой с носка на всю стопу (центр тяжести перенести на левую ногу, голову слегка опустить вниз), подняться с приседания, вытянуть левую ногу в колене, корпус слегка откинуть назад, голову наклонить и повернуть к правому плечу.
«И» - слегка присесть на левой ноге, корпус и голову наклонить вперёд.
Переплетающаяся дорожка
Затакт – левая нога отрывается от пола.
«1» - шаг левой ногой с каблука на всю стопу вперёд накрест, слегка присев; правая пятка отрывается от пола, колено слегка сгибается. Корпус немного откинуть назад и повернуться правым плечом вперёд (голова слегка наклонена к левому плечу).
«И» - небольшой боковой шаг правой ногой с носка на всю стопу вправо (корпус и голову держать прямо, колени обеих ног вытянуты).
«2» - шаг левой ногой с носка на всю стопу (или на полупальцы) назад – вправо накрест в небольшое приседание, колено присогнуто. Корпус слегка откинуть назад, поворачиваясь правым плечом вперёд (голову слегка наклонить к правому плечу).