Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 17:39, дипломная работа
цель работы – анализ многообразия молдавского народного танца, для достижения которой нужно последовательно разрешить задачи исследования:
Изучить, систематизировать и обобщить теоретический материал по выбранной теме;
Проследить историю возникновения и развития молдавского народного танца;
Выделить культурные связи молдавского народа с танцевальными культурами других народов;
Классифицировать молдавский народный танец;
Дать характеристику основным жанрам и группам молдавских народных танцев;
Проследить взаимосвязь танца с жизнью народа, воплощённую в манере исполнения и характере народных танцев;
Поставить хореографический номер на основе изученной танцевальной лексики.
Введение.
Глава 1. Возникновение и распространение молдавского народного танца.
1.1. Древняя основа молдавской народной хореографии.
1.2. Распространение молдавских народных танцев и их соприкосновение с другими танцевальными культурами.
1.2.1. Факторы, способствовавшие обмену танцев.
1.2.2. Сущность понятия «жок».
Глава 2. Классификация молдавских танцев.
2.1. Классификация по сюжетному принципу.
2.1.1. Танцы в молдавских обрядах.
2.1.1.1. Описание наиболее распространённых танцевальных обычаев.
2.1.1.2.Танцы в свадебных обрядах.
2.1.2. Характеристика бытовых танцев.
2.1.2.1. Характеристика наиболее распространённых бессюжетных танцев.
2.1.2.2. Многообразие сюжетных танцев.
2.2. Классификация по особенностям композиции.
2.3. Районирование и стилистические особенности молдавских народных танцев.
2.4. Классификация по возрастному признаку.
Глава 3. Танец как отображение жизни народа.
3.1. Социальный характер молдавского народного танца.
3.2. Манера исполнения молдавских танцев.
Глава 4. Хореографическая лексика молдавских танцев.
Глава 5. Применение полученных знаний на практике. Постановочная работа.
5.1. Подбор музыкального и хореографического материала для молдавского народного танца.
5.2. Постановка молдавского народного танца на основе разработанного композиционного плана.
5.3. Либретто.
5.4. Описание основных движений и рисунков танца.
5.5. Световая партитура.
5.6. Костюмы исполнителей.
Заключение.
Список литературы.
Как только распродавались товары, на площади начинались жоки, где шёл самый широкий обмен танцами разных сёл и национальностей. Вплоть до последнего времени жоки сохраняли многие черты крестьянского хореографического фольклора. Начинались они обычно медленной «Хорой», постепенно переходя в более подвижные – «Сырбу», «Молдовеняску», «Булгэряску», «Бэтуту» - всё зависело от времени и места проведения жока.
В центральных районах Молдавии - Страшенском, Каларашском, Оргеевском, Котовском, Ново-Аненском, Дубоссарском, Тираспольском, Унгенском, Ниспоренском районах чаще всего исполнялись «Сырба», «Бэтута», «Русяска», «Кадрилул», «Пэдурецул», «Цэрэняска», «Чобэняска», «Булгэряска», «Раца», «Барабой», «Кырлигу», «Брыул, «Копэчелул», «Молдовеняска», «Хора», «Сысыякул», «Еленуца», «Шарампой». В северной части (Бричанский, Дондюшанский, Сорокский, Флорештский, Единецкий, Рыбнинский районы) танцевали «Хангул», «Коасу», «Оляндру», «Рацу», «Сысыякул», «Кошерул», «Цыгэняску», «Полку», «суружиул», «Арканул», «Кирияк», «Сфределушул». В южных районах - Вулканештском, Кагульском, Чадыр-Лунгском, Комратском районах танцевали «Тэбэкэряску», «Алунелул», «Брыул», «Ицеле», «Ынвыртиту», «Здроболянку», «Богяну», «Хору».
В зависимости от времени проведения жока исполнялись либо обрядовые танцы (это могли быть обряды, связанные с трудовой деятельностью – «Пентру кынепа», «Пентру пэпушой», «Пентру ой»; с верой людей в магическоё воздействие танцев на природу – «Папаруда», «Калоян»; приуроченные к праздникам – «Кэлуцул», «Драгайка», «Кэлушарь»; во время свадебного обряда исполнялись различные свадебные танцы – «Кынтекул гэиней», «Де трей орь пе лынге масэ», «Хора маре», «Зестря»), либо сюжетные танцы различных видов. Бессюжетными танцами обычно начинали жок. Они присутствовали практически на каждом таком народном празднике, так как наиболее полно отражали характер и эмоциональное состояние веселящихся молдаван.
Все сюжетные танцы делятся на группы: трудовые («Ицеле», «Поама», «Сысыякул» и т.д.), героические мужские танцы («Хайдучаска», «Войничаска» и т.д.), танцы, посвящённые явлениям природы («Вынтул», «Збучум» и т.д.), женщине («Мититика», «Иленуца» и т.д.), растениям («Оляндра», «Сфределушул» и т.д.), животным («Оица», «Раца» и т.д.), светлым человеческим чувствам («Приетение», «Жок де драгосте» и т.д.).
Кроме танцев молодёжи на жоке исполнялись танцы старшего поколения. Они обычно были более виртуозные и технически сложные, нежели танцы молодёжи.
Заканчиваться жок мог даже с наступлением темноты.
Таким образом, мною была предпринята попытка дать полную классификацию молдавских народных танцев, объединяющую все сильные стороны классификаций, предлагаемых Л.Ошурко, А.Гуменюком, Э.Королёвой. За основу классификации было взято четыре критерия: сюжет, возраст исполнителей, особенности композиции и региональный компонент.
По сюжетному признаку выделяются танцы обрядовые и бытовые. Последние, в свою очередь, бывают бессюжетные и сюжетные. Сюжетные танцы, наиболее многочисленные, могут быть посвящены земледельческому и ремесленному труду, явлениям природы, женщине, растениям, животным, а так же героическим и просто светлым человеческим чувствам.
По возрастному составу выделяют танцы детские, танцы молодёжи и танцы старшего поколения.
По особенностям композиции танцы подразделяются на четыре типа: хоры, брыул, ынвыртиты и смешанные.
Отличаются по манере и многообразию танцы северных, южных и центральных районов Молдавии.
Ставя молдавский танец на хореографическом коллективе необходимо учитывать два важнейших момента:
Первый – это разучивание непосредственно элементов молдавского народного танца. Проучивать их следует последовательно: шаг за шагом, движение за движением, обращая внимание на мельчайшие тонкости исполнения. Не стоит требовать от исполнителей сиюминутного правильного исполнения движений: ведь в Молдавии народным танцам обучали с раннего детства, а выпускали танцевать на жоке не ранее, чем через 10 лет.
Второй момент – не менее важный – соблюдение молдавской манеры исполнения этих самых элементов. Дорожки, пружинистый ход, подскоки, бег встречаются и в русском танце, но именно манера исполнения отличает молдавские танцы от танцев других народов. Необходимо найти ту «золотую середину» между полётностью, стремительностью, подвижностью и сдержанной скромностью, которая придаст движениям, в результате, молдавскую окраску.
Тогда, какие бы молдавские танцы ни исполнялись, в них будут жить ощущения, которые удачно переданы в статье, напечатанной в 1936 году в газете «Социалистическая Молдавия»: «…Музыка начинает играть всё сильнее. И вот уже, как ветер в поле, на сцене носится человеческий круг, мелькают только ноги и руки, мелькают белые сорочки и соломенные брыли парней. Мелькают ярко-красные и коричневые наряды. Вот круг распадается на две части. Создаётся два круга. Один девичий и другой, большой, парней. Парни окружают своим кругом девушек и не выпускают их из него. Потом круги распадаются на отдельные пары… снова смыкается круг, который носится с необычной скоростью. Музыканты всё сильнее увеличивают темп. И кажется, что вся сцена закружилась в неудержимом вихре».
Список литературы.
3) Водовозова, Е. Жизнь европейских народов. - Пг.: 1923.-С.248.
4) Гуменюк, А. Народное хореографiчне мистецтво Украiнi. - Киiв: 1963.-135с.
5) Звягин,Д.Е. Молдавские народные танцы: Методическая разработка для студентов хореографического отделения. - СПб.: 2003.-18с.
6) Ивинг,В. Отблески древности//Советское искусство.-1940.-№41.-С. 12-13
7) Кантемир, Дм. Дескиеря Молдовей. - Кишинеу: Шкоала советикэ, 1957.-паж.180-181
8) Кантемир, Дм. Описание Молдавии. - Кишинёв: Штинца, 1973.-С.159-198
9) Королёва, Э.А. Молдавский народный танец. - М.: Искусство,1984.-207с.
10) Королёва, Э.А. Хореографическое искусство Молдавии. - Кишинёв:Картя Молдовеняскэ, 1951.-С.7-57
11) Котляров, Б. О скрипичной культуре в Молдавии. - Кишинёв:Госиздат Молдавии,1955.-С.27
12) Коцюбицкий, М. Соч., т.1 Повести и рассказы. М., 1951.-С.256
13) Кримерман, Е.А. Государственный ансамбль народного танца «Жок».- М.:1970.-84с.
14) Курбет, В., Мардарь, М. Молдавские народные танцы. - Кишинёв: Картя Молдовеняскэ, 1969.-233с.
15) Лившиц, М., Чезза, Л. Изобразительное искусство Молдавии. - Кишинёв: Шкоала советикэ,1958.-С.9
16) Маркс, К. и Энгельс, Ф. Собрание сочинений, т.XVI,ч.I.-С.139
17) Николаев, А.В. Молдавские народные танцы. - Кишинёв: Картя Молдовеняскэ, 1968.-74с.
18) Ошурко, А.А. Народные танцы Молдавии. - Кишинёв:Государственное издательство Молдавии,1957.- С.3-14
19) Слонимская, Ю.А. Зарождение античного театра//Апполон.-1914.-№5.-С.
20) Ткаченко, Т.С. Народный танец. - М.: Искусство, 1967.-С.352-381
21) Флоря, Э.П. Музыка народных танцев Молдавии. - Кишинёв: Штиинца, 1982.-135с.
22) Худеков, С.Н. История танцев, ч.I.-СПб.:1913.-С. 28-37
Приложение 1. «Классификация молдавских народных танцев».
Приложение 2. «Позиции и положения рук в молдавских танцах».
Приложение 3. «Букурия».
Приложение 4. «Молдовеняска».
Приложение 6. «Основные рисунки танца. Женская часть».
Приложение 7. «Основные рисунки танца. Мужская часть».
Приложение 8. «Основные рисунки танца. Общая пляска».
Приложение 9. «Мужской костюм».
Приложение 10. «Женский костюм».