Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 17:39, дипломная работа
цель работы – анализ многообразия молдавского народного танца, для достижения которой нужно последовательно разрешить задачи исследования:
Изучить, систематизировать и обобщить теоретический материал по выбранной теме;
Проследить историю возникновения и развития молдавского народного танца;
Выделить культурные связи молдавского народа с танцевальными культурами других народов;
Классифицировать молдавский народный танец;
Дать характеристику основным жанрам и группам молдавских народных танцев;
Проследить взаимосвязь танца с жизнью народа, воплощённую в манере исполнения и характере народных танцев;
Поставить хореографический номер на основе изученной танцевальной лексики.
Введение.
Глава 1. Возникновение и распространение молдавского народного танца.
1.1. Древняя основа молдавской народной хореографии.
1.2. Распространение молдавских народных танцев и их соприкосновение с другими танцевальными культурами.
1.2.1. Факторы, способствовавшие обмену танцев.
1.2.2. Сущность понятия «жок».
Глава 2. Классификация молдавских танцев.
2.1. Классификация по сюжетному принципу.
2.1.1. Танцы в молдавских обрядах.
2.1.1.1. Описание наиболее распространённых танцевальных обычаев.
2.1.1.2.Танцы в свадебных обрядах.
2.1.2. Характеристика бытовых танцев.
2.1.2.1. Характеристика наиболее распространённых бессюжетных танцев.
2.1.2.2. Многообразие сюжетных танцев.
2.2. Классификация по особенностям композиции.
2.3. Районирование и стилистические особенности молдавских народных танцев.
2.4. Классификация по возрастному признаку.
Глава 3. Танец как отображение жизни народа.
3.1. Социальный характер молдавского народного танца.
3.2. Манера исполнения молдавских танцев.
Глава 4. Хореографическая лексика молдавских танцев.
Глава 5. Применение полученных знаний на практике. Постановочная работа.
5.1. Подбор музыкального и хореографического материала для молдавского народного танца.
5.2. Постановка молдавского народного танца на основе разработанного композиционного плана.
5.3. Либретто.
5.4. Описание основных движений и рисунков танца.
5.5. Световая партитура.
5.6. Костюмы исполнителей.
Заключение.
Список литературы.
3. На вытянутой левой руке юноша держит вытянутую левую руку девушки. Правые руки на высокой II позиции.
Девушка слегка сзади юноши
1. Правая рука юноши во II позиции, правая рука девушки на ладони юноши, локти присогнуты. Левая рука девушки на правом плече юноши, левая рука юноши на своей талии, опущена, на II или на высокой II позиции.
Исполнители стоят лицом друг к другу
Во всех положениях, кроме последнего, в правой руке юноши лежит левая рука девушки, в левой руке юноши – правая рука девушки.
1. Руки юноши на талии девушки, руки девушки на плечах юноши.
2. Руки на плечах друг друга.
3. Юноша и девушка стоят друг против друга на расстоянии на расстоянии вытянутых рук. Руки соединены внизу.
4. Руки партнёров соединены на уровне II позиции.
5. Вальсовое положение.
6. Руки присогнуты в локтях и соединены на уровне талии, на уровне плеч (локти опущены вниз), выше уровня головы. В последнем положении руки могут быть соединены ладонь в ладонь.
7. Руки соединены перед собой в скрещенном положении.
Исполнители стоят правым боком друг к другу
1. Руки соединены на уровне плеч (левая рука согнута) или опущены.
2. Вытянутые правые руки на правых плечах партнёров. Левые руки на талии, за голову или на высокой II позиции. Корпус и головы откинуты друг от друга. Взгляд обращён к партнёру (приложение 2к).
3. Правая рука юноши на талии девушки с левого бока, правая рука девушки на левом плече юноши. Левые руки на талии, опущены, на II или на высокой II позиции. Правая рука юноши может быть на левом плече девушки или рука девушки на плече юноши. Корпус откинут. Взгляд обращён к партнёру (приложение 2л).
4. Вытянутые вперёд правые руки двух юношей соединены. Свободные левые руки на талии, на затылке, во II или высокой II позиции. Исполнители могут стоять левым плечом друг к другу, в таком случае руки меняются.
1.4. Положения в массовых танцах (в линии или круге)
В массовых танцах юноши и девушки часто держат в руках различные предметы: платки, шали, палки, ветви деревьев, ленты и т.д.
Движения рук в массовых танцах позволяют не только образовывать различные танцевальные композиции, делая их непрерывными, но являются также средством создания интересных орнаментов, передающих национальный колорит.
Юноши и девушки стоят рядом
1. Соединённые руки свободно опущены вниз или подняты вверх, или на уровне II позиции (локти вытянуты). В последнем случае исполнители стоят на расстоянии вытянутой руки.
2. Соединённые руки согнуты в локтях, кисти чуть выше плеч, локти вниз, иногда могут быть прижаты к корпусу. Руки могут покачиваться из стороны в сторону или вниз – вверх.
3. Руки лежат на плечах соседних партнёров, локти вытянуты.
4. Руки держатся за пояса соседей, левая рука сверху правой.
5. Руки соединены с руками стоящих через одного, перекрещены спереди. Могут находиться внизу, перед корпусом, наверху (прямые или согнутые в локтях).
6. Так же, перекрещены сзади, руки юноши сверху рук девушки.
7. Руки лежат сзади на талии соседей.
8. В мужских танцах – соединены и вытянуты вперёд, корпус наклонён.
9. Отведены назад.
10. Юноши и девушки стоят рядом. Держат друг друга под руки. Руки на талии могут быть прижаты к корпусу или не прижаты.
11. Юноши и девушки стоят рядом. Держат друг друга одной рукой за талию.
Юноши и девушки стоят друг за другом
1. Держат обе руки на талии впереди стоящего партнёра.
2. Держат обе руки на плечах впереди стоящего партнёра.
3. Держат одну руку на плече впереди стоящего партнёра. Другая рука может находиться внизу, на талии, наверху, может быть прямой или согнутой в локте.
2.1. Танцевальные ходы и шаги
Простой пружинистый шаг
Исходное положение: VI позиция ног.
Музыкальный размер – 2/4.
Затакт – слегка присесть на левой ноге, правую ногу слегка оторвать от пола.
«1» - шаг правой ногой вперёд на всю стопу, обе ноги резко вытягиваются в коленях.
«И» - резко присесть на правой ноге, левая нога слегка отрывается от пола.
«2» - повторить движение счёта «1» с другой ноги.
Так же исполняется характерный шаг назад.
Простой пружинистый шаг с переменой ног
Исходное положение: VI позиция ног.
Музыкальный размер – 2/4 или 6/8.
Затакт – слегка присесть на левой ноге, правую ногу слегка оторвать от пола.
«1» - шаг правой ногой вперёд на всю стопу, обе ноги резко вытягиваются в коленях.
«И» - резко присесть на правой ноге, левая нога слегка отрывается от пола.
«2» - опустить левую ногу в VI позицию и резко вытянуть колени.
«И» - слегка присесть на правой ноге, левая нога отрывается от пола.
Затем движение исполняется с другой ноги.
Простой пружинистый шаг может исполняться вперёд – в сторону. Тогда правой ногой шаг не вперёд, а вперёд – в сторону, накрест левой. Корпус поворачивается правым плечом вперёд, а голова слегка наклоняется к правому плечу. Когда левая нога делает шаг вперёд – в сторону накрест правой, то корпус поворачивается левым плечом вперёд, а голова слегка наклоняется к левому плечу.
Простой пружинистый шаг вперёд через каблук
То же, что движение №1 и №2, но шаги исполняются с каблука. Шаг начинается через небольшое приседание. Колено вытянуто. Нога перекатывается с каблука через всю стопу на полупальцы.
Двойной характерный шаг
«И-1» - то же, что в движении №1, тяжесть тела на левой ноге.
«И» - резко присесть в VI позиции, тяжесть тела на левой ноге.
«2» - слегка оторвать и опустить правую ногу в VI позицию.
«И» - присесть на правой ноге, левая нога поднимается к щиколотке правой ноги.
Затем движение исполняется с другой ноги.
Затакт – слегка присесть на левой ноге, правую ногу слегка оторвать от пола.
«1» - резко вытягиваясь, переступить вперёд на каблук правой ноги, левая нога слегка отрывается от пола.
«И» - резко опуститься на левую ногу, правая стопа у левой щиколотки.
«2» - резко переступить на полупальцы правой ноги в VI позицию, колено слегка согнуто, левая нога слегка отрывается от пола.
«И» - повторение движения счёта «И».
Движение исполняется на месте и с продвижением в любую сторону.
На счёт «2» возможно переступание на полупальцах правой ноги назад в VI позицию.
Шаг вперёд с подниманием другой ноги назад
Исходное положение: VI позиция ног. Руки на талии.
Музыкальный размер – 6/8.
Затакт – небольшое приседание на двух ногах. Корпус и голова слегка наклонены вперёд.
«1» - шаг правой ногой вперёд с каблука на всю стопу (центр тяжести перенести на правую ногу).
«2» - подняться на полупальцы правой ноги (колено вытянуто), одновременно поднять левую ногу, согнутую в колене, голову откинуть назад и повернуть к левому плечу.
«3» - опуститься с полупальцев на всю стопу (колено сгибается).
«4» - шаг левой ногой с носка на всю стопу (центр тяжести перенести на левую ногу, голову слегка опустить вниз).
«5» - подняться с приседания, вытянуть левую ногу в колене, корпус слегка откинуть назад, голову наклонить и повернуть к правому плечу.
«6» - слегка присесть на левой ноге, корпус и голову наклонить вперёд.
Движение повторяется. Оно может исполняться на месте и с небольшим продвижением в сторону. Для этого нужно делать первый шаг не вперёд, а вперёд – в сторону (правой ногой влево, а левой вправо).
Среди вариантов этого движения есть следующие: шаг вперёд делается в приседании и при возвращении нога остаётся впереди, может подниматься в воздух на 450.
Это движение хорошо комбинируется с другими элементами.
Переменный шаг
Исходное положение: I позиция ног.
Музыкальный размер – 2/4 или 6/8.
«И» - слегка присесть на левой ноге, правую ногу открыть вперёд.
«1» - шаг правой ногой вперёд с носка на всю стопу.
«И» - приставить левую ногу на полупальцы к правой ноге в I позицию.
«2» - шаг правой ногой вперёд с носка на всю стопу, слегка приседая на ней. Левую ногу провести через I позицию вперёд.
«И» - продолжить движение с левой ноги.
Движение может исполняться также вперёд – в сторону. Тогда правой ногой исполняется шаг влево или вправо с переступанием, затем левой ногой шаг вправо или влево с переступанием.
Переменный шаг может исполняться и с каблука.
Характерная особенность этих движений – лёгкая пружинистость. Все они исполняются в танце «Хора» в медленном и среднем темпах. Некоторые в быстром темпе в «Сырбе» и «Молдовеняске».
Тройной шаг
Исходное положение: I позиция ног.
Музыкальный размер – 2/4 или 6/8.
«1» - шаг правой ногой вперёд с носка на всю стопу.
«И» - шаг левой ногой вперёд с носка на всю стопу.
«2» - шаг правой ногой вперёд с носка на всю стопу.
«И» - слегка приподнять левую ногу вперёд.
Шаги навстречу друг другу.
Исходное положение: III позиция ног. Лицом друг к другу, руки соединены на уровне I позиции.
Музыкальный размер – 6/8.
Затакт – слегка присесть на левой ноге, правую ногу поднять вперёд на 300, голову слегка наклонить вперёд.
«1» - шаг на полупальцы правой ноги друг к другу с наружной стороны стопы, левая нога сгибается и поднимается на 450. Соединённые руки отвести в стороны до уровня плеч. Корпус слегка наклонить влево, головы поднять друг на друга.
«2» - пауза.
«3» - шаг левой ногой назад друг от друга на всю стопу.
«4» - правую ногу приставить к левой ноге в I позицию, корпус прямо.
«5» - пауза.
«6» - затактовое движение с другой ноги.
Плавный боковой шаг с одной ноги на другую.
Исходное положение: VI позиция ног. Руки на талии или согнуты в локтях, кисти чуть выше плеч.
Музыкальный размер – 6/8.
«1» - боковой шаг вправо на II позицию, левая пятка отрывается от пола, корпус чуть наклоняется вправо.
«2» - пауза.
«3» - левую ногу приставить в VI позицию, слегка приседая и выпрямляя корпус.
«4-6» - повторить движение снова вправо или влево.
Движение может исполняться с одной ноги (тогда оно приобретает характер своеобразного хода) или из стороны в сторону (при этом правила исполнения сохраняются).
Плавный боковой шаг легко комбинируется с другими элементами. Исполняется в медленном и среднем темпах. Руки могут находиться во всех положениях, предусмотренных для массовых танцев.
Шаг в сторону с выносом ноги накрест
Исходное положение: III позиция, правая нога спереди. Руки на талии.
Музыкальный размер – 6/8.
«1» - шаг правой ногой вправо, выворотно, через полупальцы на всю стопу, колено правой ноги вытянуто.
«2» - Левую ногу через I позицию провести вперёд вправо и поднять на 350, одновременно на правой ноге подняться на полупальцы. Колени и стопы обеих ног вытянуты, корпус слегка откинут влево, голова наклонена к левому плечу.
«3» - опуститься с полупальцев на всю стопу, левая нога опускается.
«4-6» - то же с другой ноги.
Движение может повторяться. Исполнение этого элемента должно быть плавным, без рывков. Исполнитель как бы покачивается на волнах.
Это движение хорошо сочетается с плавным шагом в сторону, с шагом на одну ногу, с дорожкой.
Исполняется движение на месте, иногда с небольшим продвижением вперёд. В этом случае правая нога, а затем левая открываются не в сторону, а в сторону – вперёд по диагонали.
Боковой ход в сторону
Исходное положение: III позиция, правая нога впереди. Голова повёрнута вправо
«1» - шаг правой ногой в сторону с носка на всю стопу (колено и стопа вытянуты, корпус откинут влево), левая стопа приводится к правой икре сзади (колено отведено в сторону, стопа вытянута).
«2» - пауза.