Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 17:39, дипломная работа
цель работы – анализ многообразия молдавского народного танца, для достижения которой нужно последовательно разрешить задачи исследования:
Изучить, систематизировать и обобщить теоретический материал по выбранной теме;
Проследить историю возникновения и развития молдавского народного танца;
Выделить культурные связи молдавского народа с танцевальными культурами других народов;
Классифицировать молдавский народный танец;
Дать характеристику основным жанрам и группам молдавских народных танцев;
Проследить взаимосвязь танца с жизнью народа, воплощённую в манере исполнения и характере народных танцев;
Поставить хореографический номер на основе изученной танцевальной лексики.
Введение.
Глава 1. Возникновение и распространение молдавского народного танца.
1.1. Древняя основа молдавской народной хореографии.
1.2. Распространение молдавских народных танцев и их соприкосновение с другими танцевальными культурами.
1.2.1. Факторы, способствовавшие обмену танцев.
1.2.2. Сущность понятия «жок».
Глава 2. Классификация молдавских танцев.
2.1. Классификация по сюжетному принципу.
2.1.1. Танцы в молдавских обрядах.
2.1.1.1. Описание наиболее распространённых танцевальных обычаев.
2.1.1.2.Танцы в свадебных обрядах.
2.1.2. Характеристика бытовых танцев.
2.1.2.1. Характеристика наиболее распространённых бессюжетных танцев.
2.1.2.2. Многообразие сюжетных танцев.
2.2. Классификация по особенностям композиции.
2.3. Районирование и стилистические особенности молдавских народных танцев.
2.4. Классификация по возрастному признаку.
Глава 3. Танец как отображение жизни народа.
3.1. Социальный характер молдавского народного танца.
3.2. Манера исполнения молдавских танцев.
Глава 4. Хореографическая лексика молдавских танцев.
Глава 5. Применение полученных знаний на практике. Постановочная работа.
5.1. Подбор музыкального и хореографического материала для молдавского народного танца.
5.2. Постановка молдавского народного танца на основе разработанного композиционного плана.
5.3. Либретто.
5.4. Описание основных движений и рисунков танца.
5.5. Световая партитура.
5.6. Костюмы исполнителей.
Заключение.
Список литературы.
«И» - небольшой боковой шаг правой ногой вправо.
Боковой ход в сторону
Исходное положение: III позиция, правая нога впереди. Голова повёрнута вправо
«1» - шаг правой ногой в сторону с носка на всю стопу (колено и стопа вытянуты, корпус откинут влево), левая стопа приводится к правой икре сзади (колено отведено в сторону, стопа вытянута).
«И» - опустить левую ногу в III позицию сзади на полупальцы, правую ногу вытянутую поднять в сторону.
«2-И» - повторить движения.
Тройной шаг
«1» - шаг правой ногой вперёд с носка на всю стопу.
«И» - шаг левой ногой вперёд с носка на всю стопу.
«2» - шаг правой ногой вперёд с носка на всю стопу или подставить правую ногу сзади левой.
«И» - пауза или releve.
Музыкальный размер – 2/4.
Начинается сбор винограда:
«1И» - посмотреть на гроздь;
«2И» - взять её рукой;
«1И» - срезать;
«2И» - положить в корзину.
Девушки заводят круги переплетающейся дорожкой с releve и выходят на круг. В кругу продолжают исполнять дорожку, но теперь вправо – влево. Отходят назад простыми пружинистыми приставными шагами с поворотом корпуса друг к другу.
Заходя обратно в круг, ставят корзины и, образовав «корзинку» и сильно прогнувшись, продвигаются вправо пружинистыми приставными шагами с двойным releve на счёт «1И» и «4И».
Мужская часть (приложение 7):
Музыкальный размер – 4/4.
Основной ход девушек – припадания по VI позиции и «pas de bouree» с выносом ноги на каблук:
«1» - сидя в едином plie на полупальцах обеих ног, правая нога выносится на каблук вперёд – в диагональ. На мгновение вес тела переносится на неё.
«И» - возвратить вес тела на левую ногу.
«2» - подставить правую ногу на полупалец к левой ноге в III позицию, перенести на неё вес тела.
«И» - возвратить вес тела на левую ногу.
Мужчины же исполняют комбинацию №1 на едином plie:
«1» - ноги развёрнуты вправо, корпус – на зрителя. Одновременно со скачком на опорной правой ноге левая нога исполняет jete вперёд на 900 и сгибается в колене, оставляя бедро поднятым на том же уровне.
«И-2» - переступить на левую, затем на правую ногу.
«1 – И-2» - повторить ещё раз.
«1 – и-2 – И-1 – и-2» - 2 голубца с согнутыми ногами и окончанием в двойной притоп.
На 4 такта: 4 pas d bouree с выносом ноги на каблук по чётным точкам.
На 2 такта: 2 pas de chat с шага вперёд накрест. Ноги при этом отбрасываются от колена назад.
«1» - tombe правой ногой накрест левой.
«И» - перескочить на левую ногу, развернув при этом корпус и ноги в прежнее положение.
«2» - перескочить на правую ногу, левая поднимается коленом вверх.
«И» - пауза.
«1» - бег с продвижением назад с левой ноги, колено поднимается высоко.
«И» - бег с продвижением назад с правой ноги, колено поднимается высоко.
«2» - бег с продвижением назад с левой ноги, колено поднимается высоко.
«И» - пауза.
«1» - перескочить на правую ногу.
«И» - шаркающим движением провести левую ногу к колену опорной ноги.
«2» - скачок на правой ноге.
«И» - удар каблуком левой ноги по VI позиции.
На 2 такта повторить всё с левой и правой ноги.
«1И» - жесткий соскок в VI позицию.
«2» - eshape во II позицию.
Общая пляска (приложение 8):
Основные ходы:
Припадания по VI позиции;
Pas de bouree с выносом ноги на каблук;
Бег с высоким подниманием коленей;
Jete – coupe;
Переплетающаяся дорожка;
2 бегунца с правой и левой ног, перескок и 4 хода toumbe с выносом ноги на каблук (см.далее);
Pas de basque на едином плие и полупальцах.
Основные комбинации:
Продвигаясь вперёд и держась в парах руками, девушки исполняют № 2 (описание дано за девушку, стоящую справа); колени при исполнении комбинации поднимаются высоко, сохраняется единое plie:
«1» - перескочить на правую ногу, левая нога приходит в положении вытянутой стопой к колену, корпус отворачивается друг от друга.
«И» - удар каблуком левой ноги по VI позиции.
«2 – И» - повторить как на «1 – И».
«1» - перескочить на левую ногу.
«И» - перескочить на правую ногу.
«2» - перескочить на левую ногу (при этом поворачиваясь друг к другу).
«И» - шаркающим движением «к себе» привести правую ногу сокращённой стопой к колену левой.
Повторить всё с другой ноги, но вместо последнего шаркающего движения исполняется удар каблуком левой ноги по VI позиции.
Когда корпус исполнителей отвёрнут друг от друга, то свободные руки открыты. Когда же корпус исполнителей повёрнут друг к другу, то свободные руки закрыты на талии.
На 2 такта: синкопированный «штопор» с окончанием в двойной притоп.
Затем toumbe с выносом ноги на каблук:
«1» - соскочить на всю стопу согнутой в колене правой ноги, одновременно приподнять над полом сокращённую в стопе левую.
«И» - переступить на каблук левой ноги;
«2» - вернуть центр тяжести на согнутую в колене правую ногу;
«И» - переступить на каблук левой ноги;
Повторить движение ещё на один такт (2 раза), затем на два такта с другой ноги, остановиться с ногой на каблуке.
1 такт: с притопа юноши подают корзины, оставленные девушками.
1 такт: девушки подают юношам руки, отвечая таким же двойным притопом.
Все отходят назад комбинацией №3:
«1» - перескочить на левую ногу, согнутая правая при этом поднимается высоко коленом.
«И» - удар каблуком правой ноги по VI позиции.
«2» - перескочить на полупалец присогнутой правой ноги.
«И» - перескочить на левую ногу, согнутая правая при этом поднимается высоко коленом.
«1» - удар каблуком правой ноги по VI позиции.
«И» - перескочить на полупалец присогнутой правой ноги.
«2» - перескочить на левую ногу, согнутая правая при этом поднимается высоко коленом.
«И» - удар каблуком правой ноги по VI позиции.
«1» - перескочить на правую ногу, согнутая левая при этом поднимается высоко коленом.
«И» - удар каблуком левой ноги по VI позиции.
«2» - перескочить на полупалец присогнутой левой ноги.
«И» - перескочить на правую ногу, согнутая левая при этом поднимается высоко коленом.
«1» - удар каблуком левой ноги по VI позиции.
«И» - жёсткий перескок на левую ногу.
«2» - притопом приставить правую ногу к левой.
Комбинация №4 «Прессование винограда»:
«1» - шаг правой ногой накрест – вперёд на вытянутую ногу и высокие полупальцы, левая нога приходит на cou-de-pied сзади;
«И» - опуститься с полупальцев на всю стопу и plie. Левая нога осталась на cou-de-pied.
«2и» - подставить левую ногу сзади правой, которая отрывается и поднимается коленом вверх;
«1и» - шаг в сторону правой ногой, левая поднимается коленом вверх;
«2и – 1и – 2и» - повторить с левой ноги.
Движение исполняется на постоянной рессоре.
Комбинация №5 «Сложный ключ»:
«1» - перескочить на левую ногу, согнутая правая при этом поднимается высоко коленом.
«И» - удар каблуком правой ноги по VI позиции.
«2» - перескочить на полупалец присогнутой правой ноги.
«И» - перескочить на левую ногу, согнутая правая при этом поднимается высоко коленом.
«1» - удар каблуком правой ноги по VI позиции.
«И» - жёсткий перескок на правую ногу.
«2» - притопом приставить левую ногу к правой.
Комбинация №5:
«1и – 2и» - «блинчик» вправо.
«1и – 2и» - шаг с каблука левой ноги в attitude с соскоком.
«1 – И» - шаг на левую ногу с подскоком в повороте влево.
«2 – И» - два шага с левой ноги вперёд – в диагональ.
«1и – 2и» - pas de bouree с выносом ноги на каблук.
2.5. Световая партитура.
Номер начинается при приглушённом свете (утро). Центр сцены освещается чуть сильнее. Когда девушки начинают собирать виноград, свет прибавляется и до конца номера остаётся полный свет.
2.6. Костюмы исполнителей.
Мужской костюм (приложение 9).
Белая рубашка навыпуск свободного покроя с воротником - стойкой из домотканого материала или поплина. Широкий рукав собирается на вышитой манжете. На груди и рукавах так же отделана вышивкой.
Жилет – безрукавка из белой шерсти на подкладе из тонкого хлопка богато вышит народным орнаментом и отторочен мехом. Прямой, без застёжки, открытый и короткий.
Узкие белые брюки из плотной шерсти заправлены в сапоги.
Пояс из плотной шерсти бордового цвета.
На ногах чёрные сапоги.
На голове чёрная шляпа с узкими полями.
Женский костюм (приложение 10).
Белая блузка из домотканого материала или поплина, на груди и на рукавах отделана красным, жёлтым, зелёным и чёрным орнаментом.
Нижняя юбка из белой хлопчатобумажной ткани собрана на талии на резинке. Длина юбки – чуть ниже колен. На 7-9 см от низа изделия юбка расшивается орнаментом.
Поверх нижней юбки спереди и сзади надевают катринцы – передники из плотной шерсти бордового цвета. Катринцы, надеваемые сзади, шире, чем спереди. Обе катринцы богато вышиты народным орнаментом и украшены паетками.
Узкий красный пояс из плотной шерсти украшен вышивкой и завязан с левой стороны бедра.
Косынка из лёгкой бордовой шерсти по краям отделан паетками и бахромой. Примерно до пояса у всех девушек опущены справа и слева косы, на концах которых завязаны красные банты.
На шее – цветные бусы, на ногах – белые носки с каймой и красные туфли на среднем каблуке.
Заключение.
Искусство молдавского народа отличается богатым многообразием. Широко известны молдавские дойны. В них поётся о страданиях и чаяниях народа. Захватывая слушателей, невольно подчиняет своим ритмом жизнерадостная музыка танцев. Богат словесный фольклор, устное поэтическое творчество народа. Кому не известна жемчужина народного творчества, вошедшая в мировую сокровищницу, «Миорица». Своеобразен цикл исторических гайдуцких баллад. Изящество и богатство молдавского фольклора привлекало внимание А.С. Пушкина, М. Горького.
Повествуют о прошлом молдавского народа созданные им архитектурные памятники. Воплощением большого творческого труда являются произведения прикладного искусства – резьба по дереву, ковроткачество, вышивки.
В данной же работе речь шла о многообразии молдавской народной танцевальной культуры.
Анализируя многообразие молдавского народного танца, прежде чем приступить к изучению его основных элементов, в теоретической части работы было дано описание истории возникновения и распространения народной молдавской хореографии, социальной и бытовой почвы развития танца, а, отсюда, и различных классификаций молдавских народных танцев.
Самобытность и оригинальность молдавской народной хореографии обусловлено, прежде всего, тем, что на неё в разные времена оказывали влияние национальные культуры многих соседних народов.
Ещё на стадии зарождения молдавской народности северофракийские племена гетов и даков, жившие на территории современной Молдавии, подвергались влиянию античных культур греков и римлян. Выделившись из числа романских народов, молдаване, являясь носителями дако-римской культуры, вступили в общение с южно - славянскими племенами – украинским, польским, болгарским, цыганским и т.д. Воспринимая танцевальную культуру других народов, он переосваивал её в своём национальном стиле. Но все эти танцы остаются чисто молдавскими, потому что ни у одного из вышеперечисленных народов нет подобных танцев, а если таковые и имеются, то называются молдавскими.
Способствовали распространению танцев их широкому обмену бродячие музыканты лэутары, пастухи чабаны, но излюбленным местом всех путешественников и местных жителей были ярмарки.