Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 17:39, дипломная работа
цель работы – анализ многообразия молдавского народного танца, для достижения которой нужно последовательно разрешить задачи исследования:
Изучить, систематизировать и обобщить теоретический материал по выбранной теме;
Проследить историю возникновения и развития молдавского народного танца;
Выделить культурные связи молдавского народа с танцевальными культурами других народов;
Классифицировать молдавский народный танец;
Дать характеристику основным жанрам и группам молдавских народных танцев;
Проследить взаимосвязь танца с жизнью народа, воплощённую в манере исполнения и характере народных танцев;
Поставить хореографический номер на основе изученной танцевальной лексики.
Введение.
Глава 1. Возникновение и распространение молдавского народного танца.
1.1. Древняя основа молдавской народной хореографии.
1.2. Распространение молдавских народных танцев и их соприкосновение с другими танцевальными культурами.
1.2.1. Факторы, способствовавшие обмену танцев.
1.2.2. Сущность понятия «жок».
Глава 2. Классификация молдавских танцев.
2.1. Классификация по сюжетному принципу.
2.1.1. Танцы в молдавских обрядах.
2.1.1.1. Описание наиболее распространённых танцевальных обычаев.
2.1.1.2.Танцы в свадебных обрядах.
2.1.2. Характеристика бытовых танцев.
2.1.2.1. Характеристика наиболее распространённых бессюжетных танцев.
2.1.2.2. Многообразие сюжетных танцев.
2.2. Классификация по особенностям композиции.
2.3. Районирование и стилистические особенности молдавских народных танцев.
2.4. Классификация по возрастному признаку.
Глава 3. Танец как отображение жизни народа.
3.1. Социальный характер молдавского народного танца.
3.2. Манера исполнения молдавских танцев.
Глава 4. Хореографическая лексика молдавских танцев.
Глава 5. Применение полученных знаний на практике. Постановочная работа.
5.1. Подбор музыкального и хореографического материала для молдавского народного танца.
5.2. Постановка молдавского народного танца на основе разработанного композиционного плана.
5.3. Либретто.
5.4. Описание основных движений и рисунков танца.
5.5. Световая партитура.
5.6. Костюмы исполнителей.
Заключение.
Список литературы.
Первые сообщения о молдавских свадьбах встречаются в письменных документах середины XVII века.
О свадьбе литовского князя Януса Радзивилла с дочерью молдавского господаря Лупула Водэ, происходившей в 1645 году, Кемени-Янус пишет следующее: «Свадьба была очень пышной. Ни в доме, ни за столами не было ни одной девушки, ни невесты, ни одной женщины, не было и танцев, танцы происходили на площади города.
Перед тем, как сесть за стол, примерно пятьдесят или шестьдесят боярынь, девушек, взявшись за руки, танцевали национальный танец, образуя то круг, то линию. Они были очень хорошо одеты, мужчины только смотрели на них и никто не принимал участия в танце. Перед ними, однако, как мог, прыгал один старый стольник с шапкой на голове и с палкой в руке»[21].
О танцах девушек накануне свадьбы в середине XVII века пишет и путешественник Павел Алеппский: «Девицы держатся за руки и кружатся кольцом по двору, украшенные разноцветными уборами, на волосах они носят венцы, сплетённые из золотых нитей… Кружась, они танцуют и хлопают в ладоши»[22].
О том, что танцы происходили на открытом воздухе и начинались отдельно мужчинами и женщинами, свидетельствует и Д. Кантемир: «На свадьбах перед венчанием есть обычай танцевать во дворе и на улице в два ряда – один женский, другой мужской. В каждом ряду избирают ведущего, человека старого и всеми уважаемого, который держит в руке позолоченный жезл, перевязанный вверху цветными лентами или большим, красиво вышитым полотенцем. При первом шаге ведущий тянет за руку остальных, которые должны идти за ним справа налево, второй ведущий, наоборот, слева направо, до тех пор, пока не встанут лицом друг к другу, после чего поворачиваются спиной, и каждый ряд движется извилистыми дугами так медленно, что его движение еле заметно.
Затем начинался общий танец, места в котором были строго распределены. Впереди шёл ведущий, вторым – венчальный, третьим – жених. В том же порядке распределялись места и в женском ряду. Затем следовали соответственно их рангу и званию бояре с их жёнами и дочерьми. Танец исполнялся в форме треугольника, квадрата или овала в зависимости от искусства ведущего.
Весь ритуал свадебных танцев сохранил свою старинную форму и в XIX веке. Сравним с предыдущими свидетельствами описание свадебных обрядов в Бессарабии Ив. Танским: «В самый день приезда жениха, ввечеру составляются танцы на половине жениха и в доме невесты: там, где остановился жених, танцуют только молодые люди, а в доме невесты только одни девушки. Протанцевав часа два – три часа порознь, жених отправляется со своей компанией в дом невесты и там составляются общие танцы, которые продолжаются до утра»
Однако к этому времени многие из древних свадебных обрядов, теряя свой первозданный смысл, превращались в своеобразные театрализованные танцевальные действия.
Так, в XIV-XV веках и даже в более позднее время в Молдавии были распространены похищения девушек с целью женитьбы, о которых мы узнаём из « ряда господарских указов, специально направленных против умыканий, которые рассматривались как преступление» .
Как своеобразная форма заключения брака, при которой жених и невеста заранее договаривались о похищении, организуемом с целью избежать свадебных расходов или же в случае несогласия родителей на брак, умыкания сохранились в отдельных случаях вплоть до XIX века. Но, как правило, они свелись к чисто условному танцевальному обряду, в котором имитировалось похищение невԵсты.
Происходило следующим образом. Подруги и друзья невесты, образуя длинную цепь, закрывали вход в дом. Друзья жениха должны были в танце прорвать эту цепь и войти к невесте. В других танцах подобного рода девушки прятали невесту, а друзья жениха должны найти её и привести к нему.
Старинный обряд угощения гостей курицей, носивший магический характер, со временем также свёлся к танцу, называвшемуся «песня курицы» («кынтекул гэиней»). Такая же революция произошла и с обрядом троекратного хождения вокруг стола, который превратился в круговой коллективный танец «де трей орь пе лынге масэ» (« трижды вокруг стола»).
В танцу выражалось и прощание с холостой жизнью. Невеста, жених и все гости брались за руки и, руководимые шафером, под звуки музыки медленными шагами выходили во двор, где начинались танцы, длившееся до глубокой ночи.
Весьма живописными были танцы с приданым («зэстря»).Все гости выстраивались, танцуя, в два ряда «нунул» и «нуна» ( посажённые отец и мать) в сопровождении старост, импровизируя замысловатые коленца, под музыку «хостропэц» выносили приданое невесты.
На второй день свадьбы обычно собирались только замужние женщины, которые после угощения пели и танцевали во дворе невесты «хору».
Но, пожалуй, самым значительным и красочным танцем на свадьбе до сих пор является «Хора маре» («Большая хора»), в которой принимают участие все присутствующие.
2.1.2. Характеристика бытовых танцев.
2.1.2.1. Характеристика наиболее распространённых бессюжетных танцев.
В бессюжетных танцах – «Хоре», «Сырбе», «Молдовеняске», «Бетуте», «Брыуле», «Ынвыртите», «Букурии» - нет ярко выраженной фабулы, но в них с наибольшей силой выражена эмоциональная энергия молдавского народа. Бессюжетные танцы имеют гораздо большее распространение, чем сюжетные.
Один из самых распространённых и древних танцев в Молдавии – «Хора». Его название произошло от греческого слова «хорос». Раньше «Хора» исполнялась под песенное сопровождение, что присуще, в основном, танцам, в которых принимали участие только женщины. Старинное понятие молдавской хоры означало не только вид кругового танца, но и хореографическое действо.
Танец «Хора», близкий к современному, сложился в IX-XIV веках. Первое описание молдавской «Хоры» даёт Д.Кантемир: «У молдаван характер танцев совсем иной, чем у других народов, ибо танцуют они не по двое или по четверо, как у французов и поляков, но в танцах принимает участие сразу много лиц, образуя круг или длинный ряд. Танцуют очень легко. Когда все, взявшись за руки, пляшут в кругу, двигаясь мерным и стройным шагом справа налево, тогда говорят, что танцуют хору».[23]
«Хора» начала XX века выглядела как церемониальный танец. Темп танца более степенный и сдержанный. Особенно это заметно в северных областях Молдавии: «…Парни и девки, взявшись за руки, составляют круг и медленно, плавно, слегка приседая в такт, движутся то направо, то налево, выделывая особые па. Это народный церемониальный танец для всех возрастов, вроде полонеза».[24] Во время исполнения «Хоры» в середине круга или полукруга находится оркестр.
В настоящее время «Хора» исполняется в умеренном темпе и уже затем переходит в другой, более быстрый танец «Сырбу» или «Молдовеняску». В южной части Молдавии ещё 20 лет назад можно было услышать крики: «Идём на хору!». И народ собирался на большой танцевальный праздник.
В мелодии хоры нет определённого конца, её продолжительность зависит от изобретательности и выносливости танцующих. В «Хоре» не бывает входящих в круг или полукруг солистов. Существует множество вариантов этого танца: он может называться по месту создания – «Хора де ля Бэльц» («Хора из Бельц»), по имени лица или события – «Хора Миресей» («Хора невесты»), «Хора нунций» («Свадебная хора»), «Хора фетелор» («Хора девушек») и т.д. Иногда слово «хора» опускается и танец называется просто «Нунтяска» («Свадебная»), «Флоричка» («Цветочек»).
Основные движения «Хоры» - тройной шаг, «дорожка», простые шаги с выносом ноги, плавные вращения в парах; основные рисунки – круги, полукруги, прямые линии. В Молдавии «Хора» («Хора маре») типична для южных районов.[25]
Последние два танца, кроме того, были восприняты и переосмыслены молдаванами от танцев соседних народов.
2.1.2.2. Многообразие сюжетных танцев.
Сюжетным танцам, как правило, свойственна определённая локальная ограниченность, так как само их происхождение обусловлено совершенно конкретными жизненными условиями и родом занятий людей. Являясь продуктом фантазии одного или, чаще, нескольких хореографов, сюжетные танцы первоначально исполнялись как своеобразные «концертные номера» на жоках или на других гуляньях. Но получив признание односельчан, они входили в повседневную художественную жизнь села и даже сразу нескольких сёл, обогащаясь в процессе исполнения всё новыми и новыми движениями.
Сюжетные танцы – самые многочисленные. Исполнялись как сольные и дуэтные, так и массовые танцы. Для того, чтобы ощутить многообразие первой группы танцев и художественных образов, остановимся на ряде примеров.
Как чистая, светлая песнь о любви возникает перед зрителями танец «Марица» (Каменского района). Девушка отказалась от богатства Нелюбимого, она танцует с бедным, но близким её сердцу юношей. В танце «Мэр пэдурец» («Лесное яблоко» - Сусленского района) показана красивая встреча девушки и юноши. В дуэте «Жок глумец» («Шуточный танец» - Бравичского района) противопоставляются ловкость, находчивость одного юноши и неуклюжесть, отсталость другого.
Блещет юмором танец – трио «Кирияк» (села Ванцино, Сорокского района). В нём две девушки тонко, остро высмеивают зазнайство «маменькиного сынка». В гагаузской «Кадынже» (дуэт) подчёркивается глубокое уважение к девушке; танец пленяет своей задушевностью. В болгарской «Тройке» - танце дружбы, поражает слаженностью движений троих исполнителей, танцующих всё время не разъединяя рук. Эти примеры относятся к группе ансамблевых танцев (исполняемых небольшим составом).
Сюжетные массовые танцы, в свою очередь, подразделяются на тематические группы. Значительный отдел среди них занимают танцы, тема которых подсказана трудовой деятельностью.
Труд по возделыванию винограда способствовал созданию танцев «Поама» («Виноград»), «Ла кулесул поамей» («Сбор винограда»), «Коардэ де вие» («Виноградная лоза»). Садоводство также нашло своё выражение в танцах «Ын грэдинэ» («В саду»), «Меришорул» («Яблочко»). Танцы «Сысыякул» (сарай для кукурузы), «Коаса» («Коса»), «Сэкэроайка» («Ржица»), «Пэсэцул» («Пшено»), «Моришка» («Мельничка»), «Бумбакул» («Хлопок») – раскрывают чувства и настроения тружеников полей.
Танец «Сысыякул» («Сарай для кукурузы») отображает процесс постройки такого сарая из веток и хвороста и радость по поводу богатого урожая. Участники двигаются по кругу, их переплетающиеся руки воспроизводят плетение сарая из веток. Затем девушки входят в круг, как бы принося и складывая в сарайчик кукурузу.
Ремесленный труд вызвал к жизни такие танцы, как «Ицеле» («Ремизка ткацкого станка»). Его художественные приёмы навеяны процессом тканья. Танец отображает процесс работы ткацкого челнока. Исполнители распределяются по парам. В каждой паре исполнители стоят лицом друг к другу. Пары стоят в двух колоннах, одна против другой. На протяжении танца пары меняются местами, переходя из колонны в колонну, на подобие снующего из стороны в сторону челнока.
В таком же плане получили своё решение танцы «Цесутул» («Тканьё»), «Пынза» («Полотно»), «Тэбэкэряска» (танец дубильщиков кож), «Сфределуш» («Буравчик»), «Жокул ферарилор» («Танец кузнецов»), «Фрынгия» («Верёвка»), «Фоарчеле» («Ножницы») и т.д. Нашли своё отображение танцах темы, идущие от специфики животноводства : «Чобэнашул» («Пастушок»), «Кырлэнашул» («Барашек»), «Мынзул» («Жеребёнок»).
Большой раздел героические мужские танцы –«Хайдучаска» (танец гайдуков), «Войничаска» (танец богатырей), «Арнэутул» (танец арнаутов).
Особое место занимают танцы, в которых народная фантазия обращается к явлениям природы: «Вынтул» («Ветер»), «Фулжерул» («Молния»), «Выртежул» («Вихрь»), «Збучум» («Волнение»).
Много танцев посвящено женщине - «Параскица», «Мериоара», «Катинкуца», «Цэрэнкуца» («Крестьяночка»), «Мититика» («Малютка»), «Иленуца». Большое место занимают танцы цветов – «Гиоцедул» («Подснежник»), «Трандафирул» («Роза»), «Бусуйок» («Василёк»), «Лилиякул» («Сирень»), «Оляндра» («Олеандр») и животных - «Оица» («Овечка»), «Раца» («Утка»).
К особой группе следует отнести танцы, выражающие искренние светлые чувства, например «Приетение» («Дружба»), «Веселие» («Веселье»), «Жок де драгосте» («Танец любви»).
Говоря о современном развитии сюжетных танцев, необходимо отметить, что главной их особенностью, наряду с освоением и совершенствованием наследия, является создание новых произведений на современную тематику.
Знакомясь с новыми произведениями, следует назвать такие, как «Бируинца» («Победа») Скулянского района, «Бумбакул» («Хлопок») Кагульского района, «Стелуца» («Звёздочка») Болотинского района, «Хора пэчий» («Хоровод мира») Волонтировского района.
В современном развитии необходимо подчеркнуть создание народных хореографических спектаклей. Так возникли «Соревнование» (Оргеевский район), «Молодёжь Молдавии в труде и отдыхе» (город Бельцы), «Колхозная осень» (город Тирасполь), «Колхозная свадьба», «Полевая бригада в полдень» (село Костулены, Ниспоренского района), «В нашем колхозе» (село Н. Жоры, Сусленского района), «На жоке» (Тараклийский район). Правда, не во всех этих новых произведениях творческий замысел нашёл вполне удовлетворительное решение, но в них показано современное, лучшее, передовое. Каждая из этих постановок – результат искренней творческой устремлённости.
2.2. Классификация по особенностям композиции.
Сравнительная устойчивость рисунков молдавских, главным образом, бессюжетных танцев позволяет разделить их на основные группы:
типа хоры – круговые, где исполнители держатся за кисти рук или за плечи;
типа брыул – основной рисунок – линия или полукруг, держатся за пояса или за плечи;
типа ынвыртиты – исполняются парами или небольшими группами (юноша или две девушки и наоборот);
танцы смешанного типа.
Самой распространённой фигурой в молдавских танцах является продвижение по кругу. В зависимости от характера танца по-разному замыкается круг. Самым распространённым способом крепления круга является, когда танцующий помещает кисти рук на края плеч, расположенных рядом. Замыкают также круг путём соединения кистей рук или мизинцев, этот последний приём более распространён в болгарских и гагаузских танцах. В суженных кругах помещают руки на пояснице танцующих рядом, в этом же положении часто за спиной соединяют кисти рук через одного, считая от себя.