Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 17:39, дипломная работа
цель работы – анализ многообразия молдавского народного танца, для достижения которой нужно последовательно разрешить задачи исследования:
Изучить, систематизировать и обобщить теоретический материал по выбранной теме;
Проследить историю возникновения и развития молдавского народного танца;
Выделить культурные связи молдавского народа с танцевальными культурами других народов;
Классифицировать молдавский народный танец;
Дать характеристику основным жанрам и группам молдавских народных танцев;
Проследить взаимосвязь танца с жизнью народа, воплощённую в манере исполнения и характере народных танцев;
Поставить хореографический номер на основе изученной танцевальной лексики.
Введение.
Глава 1. Возникновение и распространение молдавского народного танца.
1.1. Древняя основа молдавской народной хореографии.
1.2. Распространение молдавских народных танцев и их соприкосновение с другими танцевальными культурами.
1.2.1. Факторы, способствовавшие обмену танцев.
1.2.2. Сущность понятия «жок».
Глава 2. Классификация молдавских танцев.
2.1. Классификация по сюжетному принципу.
2.1.1. Танцы в молдавских обрядах.
2.1.1.1. Описание наиболее распространённых танцевальных обычаев.
2.1.1.2.Танцы в свадебных обрядах.
2.1.2. Характеристика бытовых танцев.
2.1.2.1. Характеристика наиболее распространённых бессюжетных танцев.
2.1.2.2. Многообразие сюжетных танцев.
2.2. Классификация по особенностям композиции.
2.3. Районирование и стилистические особенности молдавских народных танцев.
2.4. Классификация по возрастному признаку.
Глава 3. Танец как отображение жизни народа.
3.1. Социальный характер молдавского народного танца.
3.2. Манера исполнения молдавских танцев.
Глава 4. Хореографическая лексика молдавских танцев.
Глава 5. Применение полученных знаний на практике. Постановочная работа.
5.1. Подбор музыкального и хореографического материала для молдавского народного танца.
5.2. Постановка молдавского народного танца на основе разработанного композиционного плана.
5.3. Либретто.
5.4. Описание основных движений и рисунков танца.
5.5. Световая партитура.
5.6. Костюмы исполнителей.
Заключение.
Список литературы.
В танцах, исполняемых по кругу, в процессе развития рисунка танцующие разъединяют круг и некоторое время продвигаются в разъединённом построении.
Строя весь танец на кругах, часто финал его разрешают, продвигаясь по прямой линии. Очень типичным для большинства танцев, в которых главный элемент рисунка круг, является образование двух концентрических кругов; в один из них становятся девушки, в другой – юноши. Интересным развитием рисунка является возникновение из одного большого круга многих кругов, заполняющих всю площадку и превращение их снова в один общий круг. Во многих танцах, особенно исполняемых на жоках, бросается в глаза бытующий в народе приём – выход одной пары на середину замкнутого круга. Обычно эта пара кружится в центре. При образовании многих концентрических кругов распространённым приёмом является продвижение танцующих в различных направлениях. В некоторых танцах мы встречаем ход всех кругов в одном направлении (Чеколтенская сырба).
Для болгарских и гагаузских танцев характерно деление общего круга на две части: одну его половину составляют девушки, вторую – юноши; образование двух симметрично расположенных кругов: одного, составленного девушками, другого – юношами.
Касаясь структурных особенностей молдавских танцев, как одну из очень распространённых, надо назвать форму запева и припева (форма «Рондо»). Это выражается в чередовании изменяющейся части с постоянно повторяющейся, неизменяемой частью («Молдовеняска», «Кырлигул», «Поама» и др.). Иногда повторяющаяся часть – «припев» - меняет рисунок, но в ней настойчиво повторяются движения, которыми решён этот «припев», как, например в танце «Поама». В нём танцевальный ход – прессование – давка винограда возникает после каждой новой фигуры не только в кругу, но и в построении колоннами.
Фигура в народных танцах может занимать различное количество тактов. Это объясняется тем, что танцующие исполняют его с возрастающим увеличением. Они как бы наслаждаются танцем, отсюда идёт ускорение темпа, слаженный, спаянный коллектив по мере продвижения увеличивает разгон, затем снова изменяется темп, меняется рисунок, танцующие переходят к исполнению других движений и т.д. Развитие танца обычно определяет ведущий. В массовых молдавских танцах всегда имеется ведущий.
Рисунок танцев обычно зависит от темы, лежащей в основе танца. Анализируя танец, можно увидеть, чем подсказан тот или иной художественный приём. Так, например, в танце «Сфределушул» невольно чувствуешь, что в отдельных моментах рисунок напоминает ход буравчика, в «Ицеле» - ремизку ткацкого станка, всё строится на линиях и переплетении этих линий. В «Коасе» характерно продвижение по диагонали. Для танца «Пэсэцелул» типичны воротца с проходящими через них парами, как будто беспрерывно сыплется просо; этот приём подсказан сыпучестью зерна.[26]
2.3. Районирование и стилистические особенности молдавских народных танцев.
Повседневные занятия людей, их образ жизни, мысли, чувства всегда накладывают отпечаток на весь облик человека, его манеру держаться и двигаться, а следовательно, проявляются и в танце. Немаловажное влияние на формирование стилистических особенностей танцев оказывают географические, климатические и экономические условия, хореографическое искусство соседних народов. Всё это явилось причиной того, что танцы северных районов во многом отличаются от танцев южных районов страны. Отсюда возникает необходимость определять молдавские танцы и по признаку стиля. По этому признаку можно выделить три основных района их распространения: центральный, северный, южный.
Центральная часть Молдавии самая богатая в танцевальном отношении. Здесь получили распространение наиболее характерные для молдаван виды танцев. В Страшенском, Каларашском, Оргеевском, Котовском, Ново-Аненском, Дубоссарском, Тираспольском, Унгенском, Ниспоренском районах чаще всего исполняются «Сырба», «Бэтута», «Русяска», «Кадрилул», «Пэдурецул», «Цэрэняска», «Чобэняска», «Булгэряска», «Раца», «Барабой», «Кырлигу», «Брыул, «Копэчелул», «Молдовеняска», «Хора», «Сысыякул», «Еленуца», «Шарампой».
Танцам этого района свойственны полётная лёгкость и в то же время стремительность исполнения. Здесь можно встретить рисунки, характерные как для северных, так и для южных районов, поэтому в центральной части больше всего танцев смешанного типа.
В северной части (Бричанский, Дондюшанский, Сорокский, Флорештский, Единецкий, Рыбнинский районы) танцуют «Хангул», «Коасу», «Оляндру», «Рацу», «Сысыякул», «Кошерул», «Цыгэняску», «Полку», «Суружиул», «Арканул», «Кирияк», «Сфределушул».
Движениям танцев этого района присущи сравнительная плавность, мягкость исполнения. Значительное влияние славянских (русского, украинского, польского) и еврейского народов проявляется как в характере движения, так и в рисунке танца. Здесь часто исполняются парные танцы, движения которых отдалённо напоминают основной ход «мазурки», украинского «гопака» и «казачка», русской «кадрили», еврейского «фрейлехс».
Танцы южной части Молдавии (Вулканештский, Кагульский, Чадыр-Лунгский, Комратский районы) отличаются чрезвычайной быстротой темпа, подчёркнутой остротой движений, украшенных сложными синкопированными образованиями.. Основные рисунки танцев – круг, линия, полукруг. Чаще встречаются «Тэбэкэряска», «Алунелул», «Брыул», «Ицеле», «Ынвыртита», «Здроболянка», «Богяна», «Хора», причём последняя здесь исполняется в ускоренном темпе (2/4).
2.4. Классификация по возрастному признаку.
Необходимость деления танцев по возрастному признаку обусловлена, в первую очередь, тем, что танцы различных возрастных групп сильно отличаются друг от друга и никогда не исполняются на жоке друг рядом с другом.
Танцы молодёжи обычно характерны новыми рисунками, развитой реакцией, большей непосредственностью, вместе с этим в них продолжаются традиции, воспринятые от пожилых. Если типичными для репертуара юношей являются танцы из раздела «Бэтутэ» - танца с ударами, то танцы девушек можно отнести к разделу типа «Хора».
Наряду с танцами молодёжи значительное место в народном репертуаре занимают танцы людей старшего возраста, которые отличаются очень сложной техникой, большой подвижностью и чёткостью.
Детские танцы не представляют собой значительного раздела. Сюда обычно входят «хоры», исполняемые в среднем темпе, доступные танцы из репертуара взрослых в облегчённой редакции, «Барабой» («Дикая морковка»), «Бэецелул» («Мальчик»), «Мынз бэлац» («Белый жеребёнок»), «Шоричел» («Мышонок»), «Рындуника» («Ласточка») и танцы цветов.
ГЛАВА 3. Танец как отображение жизни народа.
3.1. Социальный характер молдавского народного танца.
Танец – явление социальное. В нём нашли отражение положение людей в обществе, их взаимоотношения.
Танцы отразили, к примеру, усилившуюся к концу XIX века дифференциацию крестьянства. В тех сёлах, где население состояло из более зажиточных жителей, называвшихся мазилами, и безземельных крестьян (царан), устраивались два жока – один для мазил, другой для царан.
Каждая отдельная группа людей, объединенная общим образом жизни, выражала свои мысли, чувства, стремления в определённых танцах. Отсюда появился такой танец, как «Рэзешаска». Его название произошло от слова «резеш», которым первоначально именовались крестьяне- общинники, владевшие землёй. К концу XIX века большинство резешей разорились и превратились в безлошадных крестьян бедняков. К тому времени танец «Резешаска» исполнялся уже довольно редко и в большинстве случаев как танец стариков.
Но особенно велика была разница между танцами бояр и танцами трудового народа. Она ощущалась уже тогда, когда на первый взгляд ещё казалось, что они исполняли одни и те же национальные танцы и даже в определенные праздники танцевали вместе.
В период господства турок во всём образе жизни бояр, одежде, развлечениях и в том числе танцах, чувствовалось гораздо большее, чем у простого народа, турецкое влияние. Оно выражалось в явной примеси ориентальности в элементах быта, в движениях танца.
А в ходе русско-турецких войн уже во второй половине XVIII века через русских офицеров в быт молдавских бояр постепенно начали проникать и западные влияния. Русская аристократия была к тому времени хорошо знакома с западной музыкальной и танцевальной культурой.
На петербургской сцене ставились итальянские оперы и феерические балеты. Обучение музыке и танцам стало одним из основных элементов в образовании аристократов. Многие из них учились у французских, немецких и других иностранных специалистов. На пышных балах, приёмах, ставших нормой жизни высшего общества, танцевались модные западные танцы – менуэт, гавот, контрданс, алеманда и другие, исполнение которых требовало специальной, длительной подготовки.
По своей технической сложности бальные танцы мало отличались от танцев сценических, поэтому воспитанники кадетских корпусов, где особенно хорошо было поставлено обучение танцам, нередко выступали в придворных выступлениях с участием иностранных знаменитостей.
Находясь в Молдавии, русские офицеры и здесь стремились вести тот же образ жизни, что и в столице. Во время пребывания главной ставки князя Потёмкина в Дубоссарах, Яссах и Бендерах там постоянно устраивались праздники, балы, представления с балетом. Молдавская знать, которая также нередко принимала участие во всех увеселениях князя, впервые тогда познакомилась с роговыми и симфоническими оркестрами, мимическими представлениями и балетами.
Уподобить свою резиденцию в Яссах европейскому двору во время русско-турецкой войны(1806- 1812 гг.) и генерал Прозоровский, требуя у молдавской денег на её содержание.
С присоединением в начале XIX века Бессарабии к России и установлением более тесных связей со странами Запада молодые бояре стали обучаться принятым в высшем свете манерам. Они учились, в частности, говорить по-французски и танцевать модные европейские бальные танцы.
Для этого из Петербурга и Европы приглашались учителя французского языка, музыки, светских манер, танцмейстеры. Среди учителей танцев было немало шарлатанов, которые, рекламируя такие небывалые танцы, как «Полька Одесская», «Аруцезе», «Тамбурелло», «Менуэт любви», «Мамадерский танец», «Танец цветов», «Танец фаворит» и др., одурачивали неискушённых в европейском образе жизни молдаван.
В 1852 году в Кишинёве был открыт танц - класс, руководимый бывшим артистом Императорских театров Величкиным, некогда «окончившим курс» в Санкт-Петербургском театральном училище. «Первым делом делом его было сроднить местную национальную пляску с одним из общеупотребительных танцев. Он составил джок - кадриль, и это сочетание убедило местных зрителей, что он не чета местным плясунам».
Другим примером подобного рода может служить «выписка из Петербурга танцора Прокофия Иванова для обучения молдаван приличным танцам». И уже к 30-м годам XIX века молодое поколение бояр предпочитает молдавским танцам французскую кадриль, контрданс, мазурку, вальс. На балах появляются духовые оркестры.
Но в сёлах и на городских площадях, как и прежде, простой народ устраивал свои жоки под оркестры народных инструментов.
3.2. Манера исполнения молдавских народных танцев.
Раскрывая образ своего народа, все молдавские танцы отличаются друг от друга национальной танцевальной манерой, присущей народам, создавшим эти танцы, характером эмоционального проявления, своей музыкой.
Все молдавские танцы отличаются тем, что их исполнители часто переходят от собранного состояния к открытым и вместе с тем не лишённым сдержанности позам. Танцующие строго согласуют движения между собой в одном общем связанном построении. Типичным является исполнение движений от себя со стремлением вперёд, вверх; это сочетается с вводимыми в танец склонениями, редкими приседаниями. Народ прибегает к этим приёмам, подчёркивая стремительность и жизнерадостность танца.
Говоря о стремительности молдавских танцев, необходимо указать на то, что неверное представление о ней часто приводит к развязанности, разболтанной подвижности, завышенным темпам, противоречащим их естественной природе. Молдавская подвижность сочетается со скромностью, присущей народным танцам. Исследователи, описывая народные танцы, отмечали, что, какие бы ни были танцы, танцующие никогда не впадали в дикость, всегда присутствовало чувство меры.
Типичной молдавской манерой исполнения, особенно основных ходов, является едва заметная пружинность – колебание вверх-вниз. Эта пружинность воспринимается как фон, на котором исполняются все остальные движения. Она представляет собой как бы аккомпанемент, сопровождающий главную «мелодию».
К танцевальной манере надо отнести способность танцующих в разных районах по-своему окрашивать одни и те же движения. Если сравнивать с речью, то это аналогично местному говору. В каждом селе по-своему, в своей манере «произносятся» танцевальные движения.