Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 17:39, дипломная работа
цель работы – анализ многообразия молдавского народного танца, для достижения которой нужно последовательно разрешить задачи исследования:
Изучить, систематизировать и обобщить теоретический материал по выбранной теме;
Проследить историю возникновения и развития молдавского народного танца;
Выделить культурные связи молдавского народа с танцевальными культурами других народов;
Классифицировать молдавский народный танец;
Дать характеристику основным жанрам и группам молдавских народных танцев;
Проследить взаимосвязь танца с жизнью народа, воплощённую в манере исполнения и характере народных танцев;
Поставить хореографический номер на основе изученной танцевальной лексики.
Введение.
Глава 1. Возникновение и распространение молдавского народного танца.
1.1. Древняя основа молдавской народной хореографии.
1.2. Распространение молдавских народных танцев и их соприкосновение с другими танцевальными культурами.
1.2.1. Факторы, способствовавшие обмену танцев.
1.2.2. Сущность понятия «жок».
Глава 2. Классификация молдавских танцев.
2.1. Классификация по сюжетному принципу.
2.1.1. Танцы в молдавских обрядах.
2.1.1.1. Описание наиболее распространённых танцевальных обычаев.
2.1.1.2.Танцы в свадебных обрядах.
2.1.2. Характеристика бытовых танцев.
2.1.2.1. Характеристика наиболее распространённых бессюжетных танцев.
2.1.2.2. Многообразие сюжетных танцев.
2.2. Классификация по особенностям композиции.
2.3. Районирование и стилистические особенности молдавских народных танцев.
2.4. Классификация по возрастному признаку.
Глава 3. Танец как отображение жизни народа.
3.1. Социальный характер молдавского народного танца.
3.2. Манера исполнения молдавских танцев.
Глава 4. Хореографическая лексика молдавских танцев.
Глава 5. Применение полученных знаний на практике. Постановочная работа.
5.1. Подбор музыкального и хореографического материала для молдавского народного танца.
5.2. Постановка молдавского народного танца на основе разработанного композиционного плана.
5.3. Либретто.
5.4. Описание основных движений и рисунков танца.
5.5. Световая партитура.
5.6. Костюмы исполнителей.
Заключение.
Список литературы.
Так, например, с особенной лёгкостью танцуют в Олонештах, в Теленештах сильно акцентируют удар, в Сусленах, Леово, Костуленах исполняют прыжки с большей силой, в Лозово танцуют, не форсируя удара, не усиляя прыжков, в Сороках резко, с большой чёткостью очерчен жест и т.д. Усвоение этой манеры требует более настойчивой тренировки, чем изучение самих движений.
Интересной особенностью в исполнении народных танцев является широкое проявление импровизации. Хорошо владея тем или иным основным ходом, особенно юноши стараются вводить в него украшения, осложняющие эти движения, показывая этим своё уменье танцевать, свою виртуозность. Например, в «Сырбах» девушки продвигаются единым ходом, а юноши исполняют своеобразные движения.
Важную роль в ритмической организации движений, а так же в выявлении поэтического смысла танца стали играть и играют до сих пор киуитурь – гигиканье, односложные выкрики, призывающие к более темпераментному исполнению танца и стригэтурь - короткие лирические, юмористические, либо сатирические четверостишия.[27] Стригэтурь – это одно из проявлений народного юмора, они имеют сходство с русскими частушками, но отличаются от них тем, что не поются, а произносятся в ритме исполняемого танца. Стригэтурь очень остроумны: они содержат в себе и критику, и шутку. Пользуясь рифмованными фразами, ведущий в танце подсказывает следующую фигуру, определяет, что нужно исполнять дальше.[28]
Позднее стригэтурь развились в своеобразную устную народную поэзию. В них высмеивались и бичевались жадные попы, дьячки, богачи, лодыри и пьяницы, подбадривались танцующие, с мягким юмором рассказывалось о влюблённых.
Кыту-й лумя ши пэмынтул,
Ну-й ка попа дэ флэмынду!
Ел ынгроапэ дой-трей морць
Ши ыць я дойспрезече злоць;
Ши читеште-о сфынте карте
Ши-ць я вака чя ку лапте,
Ши-ць читеште-ун сэриндар
Ши-ць я грыул дин хамбар!
- Хай, Иоане, ла прэшит!
- Ну пот кэ м’ам болвэнит.
- Хай, Иоане, ла мынкаре!
- Унде-й лингура чя маре?!
Фрунзэ верде грыу мэрунт,
Дэ ындгрэгостит че сынт
Ну вэд ярба пе пэмынт
Ши нич луна’н чер мергынд.
ГЛАВА 4. Хореографическая лексика молдавских народных танцев.
Молдавские танцы отличаются друг от друга особенностями их движений. Каждому данному танцу присущ свой основной ход. Обычно это чаще других повторяющееся сочетание движений. При изучении местных особенностей резко бросается в глаза наличие танцев, бытующих только в данном селе и не имеющих широкого распространения в других районах. В большинстве эти танцы очень сложны по их элементам, ритмической основе, самобытности приёмов, совершенно неповторимой манере. Трудность их быстрого усвоения является причиной того, что они не распространяются далеко за пределы своего села, у себя же на месте они доступны, так как их начинают танцевать обычно с детства.
Знакомясь с основными движениями молдавских танцев, первым из них по распространённости нужно назвать «шаг с подскоком». Он очень разнообразен по его видам – подскок простой со сгибанием ноги, подскок с подбиванием ноги, то же с выносом ноги, то же с переступанием и т.д. Шаг с подскоком присущ подавляющему большинству танцев. В зависимости от характера танца меняется масштаб этого движения. Он имеет все оттенки, начиная от прыжка с большим стремлением вверх и вперёд, кончая простым шагом, когда подскок незаметен, а является внутренним ощущением танцующего (скрытый подскок).
Распространённым приёмом является «шаг с выносом ноги». Обычно он сочетается с другими движениями, с боковыми шагами, переступанием, шагами с подскоком. Часто встречается «боковой шаг», он входит в число распространённых комбинаций, удобен для перемещения в целых замкнутых построениях.
Для многих молдавских танцев свойственно продвижение «дорожкой» боковым ходом с той особенностью, что одна нога всё время становится то впереди, то сзади ведущей ноги (или в обратной последовательности), в то время как ведущая нога беспрерывно шагает прямо, по заданной линии, в данном направлении. Этот ход наделяется в зависимости от танца различными оттенками, в него вводятся иногда удар, прыжок. «Дорожки» занимают значительное место и в гагаузских и болгарских танцах. Широко распространён в танцах простой танцевальный бег, чаще всего состоящий из мелких шагов. Во многих танцах употребляется «тройной шаг», согласно специфике танца, с различными акцентами (на разную долю такта).
Нужно считать одной из главных особенностей молдавских народных танцев широкое применение синкопических образований, особенно они присущи мужским танцам «Бэтута», танцам людей старшего возраста – «Жокул бэтрынилор», встречаются они в «сырбах» и «болгарясках». Мужским танцам свойственны усложнённые прыжки с выносом ног, прыжки с выносом и переменой ног, так называемые «ножницы», прыжки с поворотом колена, прыжки с двух на одну, с одной на две ноги. Встречаются в танцах своеобразные «ключи» (отдалённо они имеют сходство с венгерскими «ключами»), прыжки с ударом пятки о пятку (типа «голубец»). Иногда включаются в сочетание движений «шаги на пятку», однако они далеко не так распространены, как их обычно применяют за пределами Молдавии, и меньше всего их можно встретить в основном молдавском танце «Молдовеняска».
Самым распространённым из связующих движений, дающих возможность перейти на другой ход, является «притоп», обычно это три шага с ударом, реже встречается двойной притоп. В мужских танцах встречаются приседания сухие, резкие, не на всю глубину, без разведения колен в стороны, обычно отдельные приседания чередуются с длительным ходом, состоящим из неприсядочных движений. В принятых сочетаниях движений никогда не встречаются больше трёх приседаний, исполняемых подряд. В гагаузских и болгарских танцах в отдельных комбинациях увеличивается число приседаний, они исполняются более глубоко.
Для целого ряда танцев, особенно для «сырб», своеобразным является сочетание определённого довольно длительного хода с одним ударом, при повторении – с двумя, при третьем повторении – с тремя ударами. Иногда в такой же периодичности исполняемый ход сочетается вместо ударов с таким же числом приседаний.
Обычное сочетание движений (комбинация), повторяющееся в данном ходе, занимает два, четыре, иногда восемь тактов так же, как и в танцах других народов, не считая односложных приёмов передвижения. Исключительной особенностью молдавских танцев являются трёхтактовые сочетания движений с их кажущейся «ассиметрией».
Итак, переходим непосредственно к изучению хореографической лексики молдавских народных танцев.
1. Исходная позиция - обе руки свободно опущены вниз (приложение 2а).
2. Первая позиция в чистом виде для молдавского танца не характерна. Встречается в парном танце, когда исполнители, стоя лицом друг к другу, держатся за руки.
3. Вторая позиция: обе руки свободно раскрыты в стороны по линии плеч, кисти направлены вперёд и слегка вверх (приложение 2б).
4. Третья позиция: встречается в массовом танце; исполнители, держась за руки, поднимают их вверх.
5. Четвёртая позиция рук – кисти собранными четырьмя пальцами спереди, а большим пальцем сзади, обхватывают талию. Локти рук направлены в стороны и чуть вперёд (приложение 2в).
6. Пятая позиция рук – руки сложены перед грудью.
7. Шестая позиция рук – руки ладонями приложены сзади к затылку, локти направлены в стороны и чуть отведены назад.
1. Руки в исходной позиции.
2. Руки на II позиции.
3. Обе руки, согнутые в локтях, лежат ладонями сбоку на талии.
4. Руки на высокой II позиции (между II и III позициями).
5. Руки подняты вверх, локти присогнуты, ладони вперёд, пальцы вверх, кисть в свободном состоянии и аккомпанирует движению.
6. Одна рука на талии, другая на высокой II позиции или в положении 5. Голова приподнята и повёрнута к плечу руки, лежащей на талии (приложение 2г).
7. Обе руки за спиной на пояснице.
8. Одна рука приложена ладонью сзади к затылку, локоть направлен в сторону и чуть отведён назад. Другая рука на талии или на II позиции. Голова приподнята и чуть повёрнута к плечу руки, лежащей на талии (приложение 2д).
9. Обе руки держатся за проймы жилета.
Положения рук часто зависят от композиции и содержания танцев. Необходимо отметить, что в молдавских танцах руки очень активные, сильные, открываются резко, переходят из одного положения в другое энергично. Кисть руки подвижна. У юношей часто сжимается в кулак, заламывается вверх или раскрывается веером. У девушек кисть более мягкая.
Корпус у танцующих подвижен. Он часто сгибается вперёд и назад, откидывается от партнёра или резко наклоняется к нему.
Плечи исполнителей свободны. Они дополняют движение ног поворотами вперёд и назад, поднимаются вверх, создавая впечатление непрерывной тряски. Такое ощущение подчёркивается прыгающей на плечах юношей свободной в покрое жилеткой и украшениями из мелких бус и мелких монет у девушек. Движение головы органически вписывается в свободный и энергичный стиль исполнения. Она часто поворачивается вправо и влево, наклоняется. Иногда исполнители покачиваются или потряхивают головой.
Исполнители стоят рядом
Девушка стоит справа от юноши.
1. Соединённые правая рука юноши и левая рука девушки опущены вниз, свободные руки на талии или опущены.
2. Исполнители стоят рядом на расстоянии вытянутой руки. Внутренние руки партнёров ладонью лежат на плечах друг друга, левая рука девушки находится сверху правой руки юноши. Внешние руки на талии, за голову, опущены, на II позиции или на высокой II позиции. Корпус и голова откинуты друг от друга (приложение 2е).
3. Внутренние руки согнуты в локтях и соединены чуть выше плеч, внешние руки в таком же положении, на талии или опущены.
4. Правая рука юноши на талии девушки, левая рука девушки на правом плече юноши. Внешние руки на талии, опущены, за головой, на II позиции или на высокой II позиции. Голова обращена к партнёру или вперёд.
5. Правая рука юноши на талии девушки, левая рука девушки на талии юноши. Рука девушки под рукой юноши. Внешние руки на собственной талии, на II или на высокой II позиции. Голова и взгляд танцующих обращены на партнёра или вперёд (приложение 2ж).
6. Правая рука юноши на талии девушки, левые руки соединены перед собой, правая рука девушки на собственной талии, за головой или на второй позиции. Голова и взгляд обращены друг к другу.
7. Руки перекрещены впереди на уровне талии (левая рука девушки сверху). Локти не прижаты. Корпус откинут друг от друга. Голова и взгляд обращены к партнёру (приложение 2з).
8. Юноша правой рукой держится за пояс девушки, девушка левой рукой держится за пояс юноши. Свободные руки на талии.
Юноша слегка сзади девушки
1. Юноша правой рукой держит девушку за поднятую вверх, закруглённую в локте правую руку. Левые руки на талии, опущены или соединены на уровне талии (приложение 2и).
2. Правая рука юноши на правом плече девушки, левая рука юноши опущена, на талии или на высокой II позиции. Руки девушки за спиной, на талии или опущены.