Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 12:29, дипломная работа
Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне развитого человека – воспитание людей, владеющих основами наук, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой. Сейчас необходимы люди мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Еще одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь каждому ученику, развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ученика. «Все начинается со школы.
Введение 3
1.Психолого-педагогические особенности сельской школы 6
1.1.Объект исследования – сельская школа 6
1.2 Задачи и принципы организации внеклассной работы в сельской школе 10
1.3. Основные формы внеклассной работы 15
1.4.Внеклассные занятия в сельской школе 20
1.4.1 Задачи внеклассных занятий в сельской школе 20
1.4.2 Главные принципы внеклассной работы 23
1.4.3 кружки декоративно-прикладного искусства 24
2.Технология изготовление изделий из бисера 25
2.1. История бисероплетения 25
2.2. Материалы, инструменты и приспособления для бисероплетения 28
.Технология плетения бисером 28
2.4. Коржын, вышивка коржына бисером 38
3. Методика организации кружка «Бисерок» в сельской школе 41
3.1.Программа кружка «Бисерок» 41
3.2. Пояснительная записка 43
3.3. Календарно- тематическое планирование кружка «Бисерок» 45
3.4. Разработка занятия кружка «Бисерок» 53
Заключение 55
Список использованных источников 57
3 Учебно-технические кружки или кружки-курсы.
Цель данных кружков - овладение учащимися каким-либо видом труда, начальная профессиональная подготовка в этой области трудовой деятельности. Примерами таких кружков могут быть кружки мотоциклистов, кружки кройки и шитья и др. Они отличаются от других технических кружков более строгим содержанием учебной работы. 3анятия учебно-технических кружков ведутся по учебным программам, утвержденным ведомствами, отвечающими за подготовку таких специалистов, ученики изучают теорию по специальности (спецтехнологию) и проходят практическое обучение данному виду деятельности. 3авершаются занятия учащихся в таких кружках-курсах, как правило, сдачей экзаменов по теоретическому курсу и квалификационной пробой по практическому обучению.
4.Кружки декоративно-
Эти кружки наряду с углублением и расширением технологических знаний и умений учащихся удовлетворяют эстетические интересы и потребности, развивают художественные способности детей. Здесь учащимся представляется очень большой простор для творчества, для реализации своих творческих замыслов. Ученики сами выбирают объекты своего творчества, определяют технику исполнения замысла и т. д. Работа кружков также завершается выставками творчества учащихся,
Наряду с техническими кружками в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования могут быть организованы и другие творческие объединения учащихся. Примером такого объединения может быть конструкторское бюро (КБ) учащихся. Оно образуется из интузиастов-учащихся, обычно, старших классов. Ученики могут разрабатывать и выполнять рабочие чертежи изделия, которые изготовляются на занятиях по технологии,
5 Олимпиады
по технологии в сельской
В содержание соревнования входит решение технических задач и выполнение практических заданий по технологии (с учетом учебной программы). При подведении итогов практических работ учитываются: соответствие изделия чертежу, правильность применяемых приемов работы, затраченное на работу время, соблюдение правил техники безопасности. По итогам олимпиады также производится поощрение победителей и всех участников.
6. Организация выставок творческих работ учащихся кружка. Это важная составная часть всей работы по развитию детского декоративно-прикладного творчества. Выставки творчества учащихся, с одной стороны, подводят итог этой работы, а с другой, - показывают ее уровень.
Проведение выставок предполагает большую организационную работу:
- создание комиссии по организации и проведению выставки;
- разработки требований к экспонатам выставки;
- подбор экскурсоводов;
- оформление экспонатов и т. д.
Для того чтобы учащиеся сельских школ смогли хорошо запомнить и если надо, то и применить полученные знания по труду, существуют в сельских школах и закрепленных к ним учреждениях (кружки, секции, различные творческие комнаты и т.д.) – все это относится к комплексу внеклассных мероприятий. Давайте рассмотрим несколько из них подробней.
Творческая комната – это не столько помещение, сколько форма внеклассной работы. Методика и организация этой работы позволяет привлечь многих учащихся всех возрастов к самым различным видам самостоятельной творческой деятельности, поддерживать и развивать интерес к ней в течение длительного времени. Творческих комнат в сельской школе может быть несколько: физическая, химическая, техническая, творческая, художественная и т.д. Все они характеризуются следующими чертами: в творческую комнату может пройти ученик любого класса, независимо от успеваемости и уровня развития, во всякое время учебного года и включиться в работу, установив свой ритм; в творческой комнате учащиеся различного возраста получают начальную трудовую подготовку, имеющую профессиональную направленность, например в творческой обучаются навыкам работы различными ручными инструментами и на станках, а так же навыкам конструирования и т.д.; организация и методика работы в творческой комнате могут быть самые различные в зависимости от поставленной учителем конечной цели, что открывает ему путь к педагогическому творчеству.
В большинстве случаев творческие комнаты не предполагают дополнительных помещений в школе. Для них используются обычные учебные мастерские и кабинеты: утром – урок, во второй половине дня – свободная творческая деятельность.
Надо признать, что далеко не каждый учитель сможет организовать творческую комнату – нужны и высокая квалификация и опыт руководства самостоятельной творческой работой учащихся с выходом на конкретный продукт, надо самому владеть каким-либо видом творчества. В каждой школе всегда есть один-два учителя, квалификация и интересы которых к такой работе позволяет создать творческие комнаты. Это, в общем-то, и не такая уж сложная вещь – было бы желание.
В некоторых сельских школах существуют и по две творческие комнаты. Опишем работу, имеющую прямое отношение к учителю труда или просто умельца.
Первая творческая комната организована на базе кабинета рисования и черчения и предназначена для изготовления недействующих изделий – макетирования, лепки, вышивания, бисероплетения и т.п. Задача – ознакомить как можно большее количество учащихся с широким кругом видов труда, поддерживать постоянный интерес в течение всего учебного года к практической самостоятельной творческой деятельности.
Этой задаче соответствовала организация работы. Она ведется по темам, на каждую из которых отводится полтора – два месяца. Спустя полтора – два месяца проявляется закономерность, связанная с неустойчивостью интересов школьников в начальный период самостоятельной работы. В творческой комнате ребят становится все меньше. Для того, чтобы ребята вернулись надо «запустить» в ход другую тему попроще и интересней, не имеющую ничего общего с предыдущей.
При такой организации работы выполняются три условия: Ученик
может включиться в работу, когда ему удобно, и заниматься столько, сколько захочет и по любой из предложенных тем; каждый получает начальную подготовку по нескольким видам труда; учитель постоянно проявляет инициативу в руководстве работой, что способствует росту его квалификации. В течение всего года у учащихся поддерживается интерес к самостоятельной работе, в творческой комнате всегда много детей. Если учитель видит, что какая-то тема не заинтересовала их, он может сменить ее на другую.
Отметим такую особенность работы творческих комнат, как отсутствие списков учеников, постоянно их посещающих. Наша задача – дать учащимся попробовать свои силы в самых разных видах труда. Пусть каждый сам решает, когда, сколько и какой творческой комнате ему работать, пусть идет естественный отбор на основе природных предположений к тому или иному виду труда. Все это вырабатывает самостоятельность, инициативу, приучают планировать свое время, помогает выявлению и развитию склонностей и способностей.
Однако в организации работы по данной методике для учителя есть трудность – изготовление таблиц. Не каждый сможет и будет делать их в год по несколько десятков. В своей работе можно использовать так же иллюстрации из журналов и книг.
Но, как уже говорилось, никаких самых лучших и единственных правильных систем обучения не существует. Хотя организация работы по таблицам дает значительный эффект, но для второй творческой полноты она не применима, поскольку ее назначение другое: изготовление действующих изделий (модели, технические устройства, макеты узлов и т.п.).
Подводя итог сказанному, перечислим
преимущества творческих комнат: все
учащиеся имеют абсолютно равные
возможности в отношении
1.4 Внеклассные занятия в сельской школе.
1.4.1 Задачи внеклассных занятий в сельской школе.
Последние годы стали очень популярны занятия декоративно-прикладным творчеством. Возрос интерес к национальным ценностям, художественным традициям своего народа. Поиски новых средств выразительности приводят к желанию вникнуть в истоки национальной культуры. Главные цели, которые ставятся при реализации блоков учебной программы, содержащих элементы декоративно-прикладного искусства – это обучение приемам выполнения осваиваемых видов художественных работ;
эстетическое воспитание, развитие творческой активности.
Учитывая условия школ сельских местностей, а, также базируясь на знаниях и умения полученных на уроках, мы предлагаем технику бисероплетения на занятиях кружка в сельской школе. Она вызывает у учащихся неизменный интерес к творчеству.
Полученные учащимися знания и умения пригодятся им в жизни, а формируемые при этом такие важные качества личности, как настойчивость, терпение, аккуратность в труде, творческая фантазия будут способствовать успеху в любой работе.
Немаловажно развитие творческих способностей учащихся сельских школ. Распространение декоративно-прикладных кружков художественной самодеятельности в деревнях и сёлах.
Широкое распространение во внеклассной работе со школьниками получили кружковые и клубные занятия. Они носят общественно полезный характер, и вместе с тем их назначение в том, чтобы расширять и закреплять знания, умения, навыки, развивать индивидуальные способности учеников. Клубно-кружковые занятия могут решать различные задачи: углубление познавательных интересов, развитие технического творчества, формирование художественных способностей учащихся.
В предметных кружках раздвигаются границы школьных программ, но и усложняется методика приобретения знаний. Устойчивые познавательные интересы, жажда научного познания у большинства участников позволяют педагогам выдвигать перед ними сложные проблемы, предлагать задачи повышенной трудности, подводить к самостоятельным теоретическим обобщениям. В атмосфере научных поисков и творческого сотрудничества школьники приобщаются к исследовательским методам, познают радость собственных открытий.
Такие кружки в среде школьников весьма популярны. И это естественно: в век научно-технического прогресса у юных усилилась тяга к технике, велико желание поскорее “взять ее в руки”, испробовать свои силы в создании аппаратов и механизмов. Для учителей – руководителей кружков это прекрасная возможность оказывать благотворное влияние на поведение и учебную деятельность школьников.
Очень важно, чтобы кружковая
работа охватывала, возможно, больше учащихся,
поскольку она значительно
Урок, даже самый удачный, имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускает отвлечений, даже когда группа (класс) остро интересуется каким-либо вопросом, ибо есть установленный план. Другое дело – внеклассные занятия, в которых учитель не связан жесткими временными и плановыми рамками.
В обязанности учителя технологии могут быть внесены руководство кружком технического творчества, клубом по интересам, факультативом, связанным с инвариантными направлениями технологии, и т.п. Эта деятельность является продолжением целенаправленной работы по развитию творческих возможностей и способностей школьника, формированию его как личности.
Будучи органически связанной, с учебной деятельностью, внеклассная работа в отличие от нее строится по принципу добровольности, а ее содержание должно отвечать личным интересам школьника.
Такой подход дает возможность всесторонне учитывать их запросы, индивидуальные наклонности, дифференцировать тематику занятий, исходя из уровня развития сельских школьников. Вместе с тем следует учитывать, что, хотя самодеятельность и активность учащихся при внеклассной работе больше, чем на уроках, и действительно интересы подростков главенствуют, нельзя исходить только из желаний учащихся. Учитель должен выполнять свою направляющую роль хотя бы потому, что он лучше знает, что понадобится