Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 12:29, дипломная работа
Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне развитого человека – воспитание людей, владеющих основами наук, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой. Сейчас необходимы люди мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Еще одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь каждому ученику, развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ученика. «Все начинается со школы.
Введение 3
1.Психолого-педагогические особенности сельской школы 6
1.1.Объект исследования – сельская школа 6
1.2 Задачи и принципы организации внеклассной работы в сельской школе 10
1.3. Основные формы внеклассной работы 15
1.4.Внеклассные занятия в сельской школе 20
1.4.1 Задачи внеклассных занятий в сельской школе 20
1.4.2 Главные принципы внеклассной работы 23
1.4.3 кружки декоративно-прикладного искусства 24
2.Технология изготовление изделий из бисера 25
2.1. История бисероплетения 25
2.2. Материалы, инструменты и приспособления для бисероплетения 28
.Технология плетения бисером 28
2.4. Коржын, вышивка коржына бисером 38
3. Методика организации кружка «Бисерок» в сельской школе 41
3.1.Программа кружка «Бисерок» 41
3.2. Пояснительная записка 43
3.3. Календарно- тематическое планирование кружка «Бисерок» 45
3.4. Разработка занятия кружка «Бисерок» 53
Заключение 55
Список использованных источников 57
При выполнении данной дипломной работы мы проанализировали существующие в педагогике подходы к формированию эстетической культуры личности; определили роль и место внеурочной работы по развитию эстетического вкуса учащихся; разработали методические материалы, определяющие последовательность и методы обучения технологии изготовления изделий плетенных и вышитых бисером; экспериментально проверили возможность развития эстетического вкуса учащихся в процессе занятий в кружке по декоративно – прикладному искусству «бисероплетение» и вышивка бисером. Мы считаем, что поставленная цель над работой «Организовать кружок по декоративно – прикладному искусству, способствующий развитию творчества у детей, обучающихся в сельских школах» была выполнена.
В процессе работы мы столкнулись с такими трудностями, как оценивание результатов развития творческих способностей, определение критериев развития детей сельской школы.
Мы разработали ряд методик для определения уровня эстетического развития учащихся и применили их в экспериментальном исследовании.
Нами разработаны рабочая программа кружка «Бисерок», тематическое планирование, которые можно использовать в общеобразовательных школах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1 «Казахстан на пути ускоренной
экономической, социальной и
2 Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 17.06.1999 года.
3 Государственная программа
4 Концепция образования Республики Казахстан до 2015 года
Концепция эстетического воспитания и художественного образования учащихся Казахстана.//УК № 25-26,14 августа 1996года.
5 Государственный
6 Программы по технологии для
5-7 классов общеобразовательной
школы с русским языком
7 Технология. Программы для 8-9 классов общеобразовательной школы с русским языком обучения. – Алматы, 2004
8 Технология: учебник для 5 класса общеобразовательной школы /К. Устемиров, Б. Калназаров, Г. Чимкеева, М. Ирсимбетов. – Алматы: Атамұра, 2001. – 192 с., илл.
9 Технология: учебник для 6 класса общеобразовательной школы /К. Устемиров, Н. Адамкулов, С. Асанова, Д. Альмагамбетова, Т. Амреева, А. Копнинов. – Алматы: Атамұра, 2002. – 176 с.
10 Технология: Учебник
для 7 класса общеобразовательной
школы /К. Устемиров, Н.
11 Технология. Методическое
руководство: для учителей 5 класса
общеобразовательной школы/
12 Технология. Методическое
руководство: для учителей 6 класса
общеобразовательной школы/
104с.
13 Технология. Методическое
руководство: для учителей 7 классов
общеобразовательной школы/
14 Горячева Н.А. Методическое
пособие к учебнику «Декоративн
15 Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 175с.
16 Гусакова М.А. Бисероплетение. Учеб. пособие для учащихся пед. училищ. - М.: Просвещение, 1977. – 176с.
17 Козяев Е.Л. Технология маркетри // Школьные технологии: научно – практический журнал школьного технолога.- М.,№3.- 2003. – С.1218 – 139.
18 Миронова Г.П. Изделия из бисера // Школа и производство: научно – методический журнал. – М.: Педагогика, - №7. –1989. – С. 70 – 72.
19 Белецкая Л.Б. Флористика / Л.Б. Белецкая, К.А. Боброва. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2003.
20 Изучение личности
учащегося и ученических
21 Карибаева Е.Л. В союзе с образованием: (проблемы деревень Казахстана): Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Жарык, 1987. – 240с.
22 Кривицкий К. Школьникам о бисере. Книга для чтения. М., «Просвещение», 1975.
23 Гуляева Л.М. Рукоделие
и творческая активность
24 Проблемы развития
сельских школ/Под ред. А.И.
25 Краткий словарь по философии. М., 1982, с. 47 – 48, 398 – 402.
26 Скатерщиков В.К. Об эстетическом вкусе. М., «Знание», 1974. 96с.
27 Б.Р. Казыханова. Прикладное искусство казахского народа, 1973.
28 Выгодский Л.С. Воображение
и творчество в детском
29 Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учеб. пособие по спец. курсу для студентов пед. институтов. – М.: просвещение, 1985. – 176с.
30 Крутецкий В.А. Психология - М. 1980 год.
31 Немов Р.С. Психология - М. 1990 год.
32 Основы педагогического мастерства. Подласый И.П. Педагогика. В 2 кн. - М. 1999 год.
33 Анастази А. Психологическое тестирование. 2 книга. М., Педагогика, 1982.
34 Возрастная и педагогическая психология // Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 1984. С. 220 – 245.
Немов Р.С. Психология. Часть II. М., Просвещение, Владос, 1994. С. 114 – 307
35 Психологический словарь. // Под ред. А.В. Петровского. М., 1990.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., Владос, 1996. С. 99 – 243.
36 Способности и интересы. // Под ред. Н. Д. Левитова, В.А.Крутецкого. М., 1962.
39 Муравьев Е.М. Общие основы методики преподавания технологии в общеобразовательных учреждениях. Учебное пособие для студентов педвузов по спец. «Технология и предпринимательство». — Шуя; Изд-во Шуйского пединститута, 1996 — 156 с.
Инструкционная карта
Последовательность пошива коржына
Раскрой коржына
№ |
Последовательность операции |
Изображение |
1 |
Выравнить ткань по долевой нити |
|
2 |
Разложить на изнаночную сторону ткани элементы коржына, (основы, середины, оборки) подклада |
|
3 |
Обвести детали коржына с припусками 2 см. на шов. |
|
4 |
Вырезать детали. |
|
5 |
Закрепить аппликацию. |
|
6 |
Обвести и вырезать по контуру |
Приложение 3
Использование национального орнамента и вышивки бисером на уроках технологии.
Казахское народное декоративно-прикладное искусство исследовалось в историко-этнографическом аспекте в работах многих ученых: Х.Аргынбаева, А.Маргулана, С.Касиманова, У.Джанибекова, М.С.Муканова, М.Мендикулоа, К.Акишева, Т.Басенова и др. Многие современные исследователи народных ремесел и декоративно-прикладного искусства выделяют в каждом народном творчестве общечеловеческие, национальные и местные проявления. Основным источником в формировании национального стиля является народное искусство, корни которого уходят в глубокую древность и которое передавалось из поколения в поколение, через столетия благодаря особенностям духовной структуры каждого этноса. Орнамент (лат.ornamentum - украшение) - украшение, построенное на ритмическом чередовании и сочетании геометрических или изобразительных элементов, создаваемых по той или иной системе закономерности (симметрии, ритма и т.д.), в сочетании представляющих определенный орнаментальный стиль или же синтез разных стилей. Орнамент как выражение интеллектуального и эстетического взгляда людей на многообразие окружающей природы представляет собой лишь одну из форм декоративного искусства. Общечеловеческие проявления в искусстве могут быть объяснимы в первую очередь самой природой человека и его связями с окружающим миром, т.е. человеку, где бы он ни жил, присуща сходность в понимании и объяснении мира. Многие примеры этому наблюдаются при изучении орнамента различных народов. Например, зооморфные мотивы, и особенно конкретное их проявление в узоре "бараньи рога" в орнаментике различных народов объяснимы сходностью их экономического уклада жизни в прошлом. Орнамент появился еще в глубокой древности - несколько тысячелетий назад. Люди заметили, что при повторных и последовательных движениях в трудовой деятельности сил и энергии затрачивается меньше, чем при беспорядочных. Отсюда появилась понятие о пользе в работе упорядочивающего начала, которое в последствии было названо ритмичным движением или ритмом. Древние люди задолго до появления гончарного круга пробовали украшать свои глиняные сосуды рядами вмятин. Любуясь природой, человек давно заметил в ней бесконечное множество интересных, причудливых форм и цветовых оттенков, например: узоры на крыльях бабочек, птиц, узоры на змеиной коже или на спины гусениц, рисунки листьев различных растений и их плодов. Природа для человека стала источником создания оригинальных орнаментальных композиций. Таким способом делались первые украшения на предметах. Со временем человек научился отражать свои зрительные впечатления штрихами на различных материалах: камне, кости, дереве. Затем изображения стали переносить на бытовые вещи, сохраняя закономерные ритмическое начало орнамента. Украшалась одежда, утварь дома и т. д. В разные эпохи в разных странах создавались своеобразные украшения в виде орнаментов, непохожие друг на друга. Они бережно передавались из поколения в поколения. Орнаментальные композиции, как украшения предметов (изделий), складывались в рамках общей культуры народа в тесной связи с особенностями жизненного уклада, трудовой деятельности, а также имеющихся природных материалов. Казахский орнамент, запечатлевший своеобразную летопись народа, выражает отношение к миру. Роль и значение узора в жизни казаха можно сравнить только с песней и словом. Как песня, так и народный узор были постоянным аккомпанементом всей жизни казахов. Белоснежная кошма юрт украшена узором, узором затканы бау и баскуры юрты, узорчаты ковры и сумки на стенах, украшен узором свадебный женский головной убор, переливаются серебром узора седла степных скакунов. Местные (локальные) проявления в ремеслах и декоративно-прикладном искусстве объясняются некоторыми причинами экономического и исторического характера. Выделяются следующие факторы, способствовавшие появлению и развитию казахского орнаментального искусства.
Характер орнамента зависит от материала, формы и назначения орнаментируемой вещи, а также от техники его выполнения. Орнаментальное украшение может быть живописным или скульптурным, заимствующим свои формы от внешних форм животных, растений и др., путем их упрощения и обобщения. Орнамент служит украшением предметов декоративно-прикладного искусства, широко применяется в архитектуре и книжной графике. Исполняется орнамент средствами рисунка, живописи, скульптуры в зависимости от материала - на бумаге, на ткани, дереве, металле, кости, камне и т. д. Мир, окружавший кочевника, опоэтизирован в узоре. Орнамент молчаливо свидетельствует о совершенном эстетическом чувстве, которое развивалось на протяжении столетий. В орнаменте народ решил одну из сложнейших задач искусства - проблему своеобразного художественного синтеза, выражавшего отношение к вселенскому миру, являясь в то же время художественно-эстетическим средством оформления своей жизненной среды. Окружающая действительность своеобразно опоэтизирована в гамме узоров. Утварь, посуда, оружие, одежда, - все любовно покрывается орнаментом. Это объясняется тем, что до Октябрьской революции у казахского народа не были развиты такие виды изобразительного искусства, как живопись, графика, скульптура. Ислам запрещает изображение всех живых существ, включая человека, свои поэтические представления народ мог выразить лишь в орнаменте. Характер орнамента всегда гармонировал с формой одежды или предметом, на который наносили узор, и соответствовал материалу, из которого он изготовлялся.
В технике изготовления казахских узорных войлоков сохранился термин "ою" - углублять. Орнамент на кошмах получают, как известно, не углублением, а врезыванием узора в войлок другого цвета. Тем не менее термин "ою", происхождение которого связано с древней техникой наскального искусства и камнерезного мастерства, сохранился до сих пор. Орнамент является средством выражения человеческого взгляда на окружающую природу, эталоном его художественного вкуса и мерилом мастерства создателя произведения искусства. Узоры, создающие в комплексе орнаментальный рисунок, передаются из поколения в поколение, становятся традиционным, подлинным достоянием народа. Изделия народного творчества представляют особую художественную ценность тем, что в них сочетание самых различных орнаментальных мотивов создает единое смысловое целое, отражающее поэтику народных представлений о строении мира, смысле жизни и т.д. они бесспорное свидетельство тому, что запрещение исламом изображения живых существ привело к условностям и схематизации в изображении. Но, приспосабливаясь к материалам, и пожеланиям заказчиков, ограниченные даже рамками орнаментального искусства, народные мастера создавали свои индивидуальные варианты, разрабатывали нередко и собственную систему орнаментации.