Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 12:29, дипломная работа
Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне развитого человека – воспитание людей, владеющих основами наук, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой. Сейчас необходимы люди мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Еще одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь каждому ученику, развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ученика. «Все начинается со школы.
Введение 3
1.Психолого-педагогические особенности сельской школы 6
1.1.Объект исследования – сельская школа 6
1.2 Задачи и принципы организации внеклассной работы в сельской школе 10
1.3. Основные формы внеклассной работы 15
1.4.Внеклассные занятия в сельской школе 20
1.4.1 Задачи внеклассных занятий в сельской школе 20
1.4.2 Главные принципы внеклассной работы 23
1.4.3 кружки декоративно-прикладного искусства 24
2.Технология изготовление изделий из бисера 25
2.1. История бисероплетения 25
2.2. Материалы, инструменты и приспособления для бисероплетения 28
.Технология плетения бисером 28
2.4. Коржын, вышивка коржына бисером 38
3. Методика организации кружка «Бисерок» в сельской школе 41
3.1.Программа кружка «Бисерок» 41
3.2. Пояснительная записка 43
3.3. Календарно- тематическое планирование кружка «Бисерок» 45
3.4. Разработка занятия кружка «Бисерок» 53
Заключение 55
Список использованных источников 57
Основной дидактический принцип работы кружка - обучение в предметно-практической деятельности. Одной из форм организации учебной деятельности является упражнение, заключающееся в многократном выполнении необходимых действий. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный, экскурсии.
С целью выявления уровней
I уровень - репродуктивный с помощью педагога;
II уровень - репродуктивный без помощи педагога;
III уровень - продуктивный
IV уровень - творческий
Конечным результатом выполнения программы предполагается выход учащихся на III – IV уровни обученности; участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.
Декоративно-прикладное искусство – особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определенное место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего – в его духовном мире.
Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно- художественного постижения мира.
Кружковые занятия по декоративно-прикладному искусству – педагогически организованное общение с учащимися, в ходе которого они вовлекаются в процесс совместного мышления, совместной деятельности, это сотворчество, создающее наиболее благоприятные условия для формирования художественной культуры ребенка, развития его эстетического вкуса.
В программе “Технология”
отводится мало времени изучению
различных видов декоративно
– прикладного искусства, поэтому
целесообразно перенести
Занятия кружка «Бисерок» призваны научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные и трудоёмкие приёмы вышивки бисером и бисероплетения, но и развивать их творческие способности, учат понимать красоту декоративного искусства и окружающего мира, формируют у учащихся нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
Средний возраст учащихся - 11-15 лет. У детей этого возраста хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление, зарождается понятийное мышление на базе жизненного опыта, неподкреплённое научными данными, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки. В социальном плане свойственны высокая самооценка (часто адекватная), стремление к самоутверждению (зачастую через негативные поступки), культ силы в дружбе, критическое отношение к взрослым. Это период формирования групп, большое значение приобретают взаимоотношения со сверстниками. На данном возрастном этапе существует опасность возникновения смысловых барьеров и мотивационного кризиса (школьной дезадаптации).
Программа рассчитана на 1 год обучения. Количество детей в группе 12 – 15 человек. Режим работы кружка – 1 раз в неделю по 2 часа с перерывом 10 мин.
Основной дидактический принцип работы кружка - обучение в предметно-практической деятельности. Одной из форм организации учебной деятельности является упражнение, заключающееся в многократном выполнении необходимых действий. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный, экскурсии.
3.3 Тематическое планирование кружка «Бисерок»
Таблица 1 – Тематический план работы в кружке бисероплетения «Бисерок» для учащихся сельской школы.
Первое полугодие.
Раздел |
Тема |
Содержание работы |
Задачи развития |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
Ожидаемый результат | ||
технология |
Сроки | |||||||
Введение 2ч. |
Возникновение и развитие бисероплетения. Техника безопасности при работе с бисером |
Ознакомление с техникой бисероплетения. Изучение народного творчества |
сентябрь |
Проявлять интерес, бережное отношение к прикладному искусству как к сокровищнице духовного, нравственного, эстетического опыта народа. |
Беседа по теме занятия, рассматривание образцов. |
Проведение беседы с детьми, демонстрация образцов изделий, сообщение познавательных сведений. |
Возникновение интереса к данному виду прикладного искусства, уважительное отношение к труду мастера. | |
Обучение бисеропле-тению. Первые шаги. 2ч. |
Виды бисера и техники бисероплетения |
Основные приемы параллельного плетения. |
сентябрь |
Обучение ручной работе данной техникой плетения бисером |
Выполнение тренировочных упражнений |
Объяснение нового материала,
демонстрация приемов работы. Контроль
над соблюдением |
Освоение навыков | |
Техника безопасности при работе с проволокой. Изготовление простейших плоских фигурок: А) пирамида Б) грибок В) рыбка Г) барбарис
Д) божья коровка Е) зайчик Ж) ящерица 14ч. (7 занятий)
Плоские фигуры персонажи из сказок. А) крот, мышь (на выбор) Б) Мальвина В)Буратино Г) Айболит В) обезьяна Д) сова Е) попугай 22 ч. (11 занятий)
Работа над панно «Морское дно» А)Акула Б)дельфин В) различные рыбки Д) водоросли 14ч. (7 занятий)
|
Плетение простых несложных фигурок техниками «Жгутик», «Крестик», «Ромбик», «Цепочка», «Ромбик», «Треугольник». |
Плетение несложных плоских фигурок бисером. Обучение использованию различных техник.
|
Сентябрь
|
Обучение ручной работе данной техникой плетения бисером.
|
Выполнение тренировочных
|
Объяснение нового материала, демонстрация приемов работы. |
Освоение навыков плетения бисером. | |
Плетение простых несложных
фигурок с применением |
Сентябрь |
Обучение технике «Жгутик», «Крестик», «Ромбик», «Цепочка», «Ромбик», «Треугольник» плетения бисером. |
Записи и зарисовки в тетрадях. Выполнение тренировочных упражнений. |
Объяснение нового материала, демонстрация приемов плетения. Записи и зарисовки в тетрадях.
|
Освоение навыков плетения техникой. | |||
Плетение простых плоских |
Плетение несложных плоских фигурок бисером. Обучение использованию различных техник |
Октябрь |
Обучение ручной работе различными техниками плетения бисером. |
Выполнение записей в тетради, выполнение тренировочных упражнений |
Объяснение нового материала, демонстрация приемов работы. Контроль над соблюдением технологической последовательности и правил безопасной работы. |
Освоение навыков плетения бисером. | ||
Виды и способы плетения бисера. |
Освоение различных техник бисероплетения, плетение различных фигурок |
Ноябрь |
Применение разнообразных способов плетения бисером. |
Выполнение тренировочных упражнений |
Объяснение нового материала, демонстрация приемов работы. Контроль над соблюдением |
Применение различных техник бисероплетения. | ||
Плетение более сложных |
Способы выполнения объемных работ по выплетанию бисера.
Приемы плетения фигурок из бисера. |
Декабрь
Декабрь |
Обучение ручной работе различными техниками плетения бисером.
Таблица: композиционная схема построения. |
Записи в тетрадях, выполнение тренировочных упражнений.
Записи в тетрадях. Плетение бисером. |
Объяснение нового материала с демонстрацией образцов и приемов работы.
Объяснение нового материала с демонстрацией образцов и приемов работы. |
Ознакомление с технологией выполнения панно.
Выполнение плетения фигурок для панно из бисера. | ||
Оформление общего панно по теме «Плоские фигурки» 2ч
Подведене итогов за первое полугодие. 2 ч. |
Законы и средства композиции.
|
Законы композиции: сочетаемость, гармония формы и цвета, типизация, композиционный центр; средства композиции: ритм, симметрия, асимметрия, равновесие, контраст, нюанс.
|
Декабрь |
Эскизы для бисерного панно: предметной, сюжетной и декоративной. Компоновка фигурок для панно. |
Записи в тетрадях. Оформление панно.
Выполнение ручных работ. записи в тетрадях. Плетение. |
Объяснение нового материала с демонстрацией наглядности.
Полный контроль над работой детей. Проверка результатов работы на различных этапах.
|
Усвоение законов и средств композиции. | |
ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ. | ||||||||
Плетение простейших цветов. 8ч. (4занятия) |
Объёмные цветы. Плетение цветов. Композиции цветов из бисера. |
Ручная работа с техниками плетения бисера. |
Январь |
Ручная работа с в технике бисероплетения. Компоновка фигурок. |
Выполнение эскиза. Плетение простейших цветов. |
Объяснение нового материала. Записи в тетрадях. Контроль над ходом работы. |
Изготовление композиции «Весенний букет». | |
композиция «Весенний букет» 10ч. (5занятий) |
Композиция из сплетенных цветов и листочков: А) «Незабудки» Б) «Ромашки» |
Плетение лепестков для цветов и листьев. |
Январь |
Ручная работа в технике бисероплетения. Компоновка фигурок. |
Выполнение работ. Плетение лепестков, листиков. |
Объяснение нового материала. Записи в тетрадях. Контроль над ходом работы. | ||
Композиция «маки» (5цветов)
8ч. (4занятия) |
плетение лепестков (25шт), цветков, листиков(20шт) для композиции |
Ручная работа по бисероплетению. |
Февраль. |
Плетение заготовок для |
Выполнение ручных работ. записи в тетрадях. Плетение. |
Полный контроль над работой детей. Проверка результатов работы на различных этапах. |
Изготовление цветочной | |
Компози-ция «колоколь-чики» (5цветов)
12ч. (6занятий) |
плетение лепестков (25шт), цветков, листиков (20шт) |
Ручная работа по бисероплетению. Плетение отдельных деталей. |
Февраль. |
Плетение заготовок и деталей для композиции. |
Выполнение ручных работ. записи в тетрадях. Плетение. |
Полный контроль над работой детей. Проверка результатов работы на различных этапах. |
Изготовление цветочной композиции. Развитие творческого потенциала. | |
Изготовление тычинок Оформление композиции. |
Март. | |||||||
Компози-ция «васильки»(5-7шт.) 12ч. (6занятий)
|
плетение лепестков (25шт), цветков, листиков (20шт) Оформление композиции. |
Ручная работа по бисероплетению. Плетение отдельных деталей. Оформление букета. |
Март. |
Плетение заготовок для Выполнение ручных работ. |
Выполнение ручных работ. записи в тетрадях. Плетение. |
Демонстрация и объяснение способов плетения цветков. Оказание консультативной помощи. |
Изготовление цветочной | |
Компози-ция «фуксии» (5-7цветов) 16 ч. (8занятий)
|
Изготовление верхнего яруса цветов |
Знания, полученные на предыдущих занятиях, повторяются и закрепляются в процессе творческой работы. |
Март.
Апрель. |
Проявление фантазии в процессе выполнения творческих работ. Ручная работа |
Самостоятельная творческая работа.
|
Проверяются окончательные результату изготовления изделия. Контроль соблюдения ПБР. Оказание консультативной |
Изготовление цветочной компози | |
Изготовление нижнего яруса цветов | ||||||||
Выполнение листьев (25 шт.) | ||||||||
Изготовление тычинок | ||||||||
Оформление букета. | ||||||||
Компози-ция «Василь-ки» (5-7цветов)
12ч. (6занятий) |
плетение лепестков (25шт), цветков, листиков (20шт) |
Ручная работа по бисероплетению. Плетение отдельных деталей. Оформление букета. |
Апрель. |
Выполнение ручных работ. записи в тетрадях. Плетение. |
Выполнение ручных работ. записи в тетрадях. Плетение. |
Полный контроль над работой детей. Проверка результатов работы на различных этапах. |
Изготовление цветочной | |
Компози-ция «камелии» (5цветов) |
Изготовление цветков |
Ручная работа по бисероплетению. Подготовка работ к выставке. Участие в выставке |
Май. |
Закрепление полученных знаний |
Развитие творческого потенциала детей. |
Полный контроль над работой детей. Проверка результатов работы на различных этапах. |
Оформление букета. | |
Изготовление листьев |
Оформление букета. |
Развитие художественного |
Организация выставки работ учащихся. Отбор экспонатов на сельскую выставку декоративно – прикладного творчества. |
Развитие художественного вкуса, чувства композиции. | ||||
Участие в выставке. |
Оценка творческого труда. Художествен-ный взгляд на творческие работы. | |||||||
Подведение итогов за второе полугодие. 2 ч. |
май |
Обобщение знаний о пройденном материале. Беседы, викторины, игры. |
Цель занятия:
Учебная: Знакомство с бисероплетением. Исторические сведения. Знакомство с видами бисероплетения.
Развивающая: способствовать возникновению интереса у учащихся к данному виду декоративно – прикладного искусства, формирование нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве.
Воспитательная: формирование
уважительного отношения к
Наглядность:
Декоративные панно, вышитое в технике бисероплетения. Иллюстрации. Слайды: «Презентация работ, изготовленных в технике бисероплетения».
Оборудование и материалы:
Для изготовления изделий из бисера используются различные материалы и приспособления: бисер - шарики разных размеров, чаще правильной круглой формы со сквозным отверстием. Нанизываемый на нити, лески, проволоки. Иногда при помощи иглы.
Используемая литература:
Воронов В.С. О крестьянском искусстве: Избранные труды. – М., 1972. Лобачевская О.А. Плетение из соломки. – М., 2000.
Методы:
Рассказ, объяснение, беседа, демонстрация, анкетирование.
Организация и ход занятия:
Руководитель отмечает учащихся, пришедших на занятие.
Предлагает ответить на вопросы анкеты. Приложение 2
2 Беседа о видах декоративно – прикладного искусства
с демонстрацией наглядности.
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
Руководитель дополняет ответы учащихся, демонстрирует изделия, изготовленные в разных техниках (вышитые украинские рушники, хохломскую роспись, чеканку, резьбу по дереву и т.д.)
Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно- художественного постижения мира.
3 Объяснение темы занятия с демонстрацией наглядности.
Возникновение и развитие аппликации соломкой:
Почти шесть тысяч лет назад благодаря счастливому случаю возникло стеклоделие. И с того момента стеклянные бусы различных форм, размеров и цветов стали использовать как украшение. Родина бисера – Древний Египет, именно оттуда пошло название «бисер». По-арабски фальшивый жемчуг из непрозрачного стекла назывался «бисера», а во множественном числе – «бисер».
Благодаря совершенствованию технологии изготовления стекла, бусы становились все мельче. И вот, наконец, появился бисер, которым украшали одежды фараонов и древнеегипетских принцесс.
Яркие, многоцветные изделия из бисера и стекляруса получили в России чрезвычайно широкое распространение. Красивый и прочный материал в течении более двух веков использовался с успехом при оформлении интерьеров, для отделки народных костюмов и предметов назначения, его можно было бы увидеть в дворцовых залах, в помещичьих усадьбах, деревенских избах.
Рассматривание образцов бисероплетения (в оформлении мастерской),
Слайдовый просмотр через компьютер.
Существует несколько приемов низания. Рассмотрим некоторые из них, наиболее удобные для создания украшений. Низание «КРЕСТИК» предполагает работу двумя иглами с двух концов одной нити. В итоге получается украшение с небольшими отверстиями между бисеринками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение работы, отметим, что, постигая сущность красоты предметов и явлений природы, выражая ее определенными изобразительными средствами, учащийся использует технические средства какого-либо вида искусства и, тем самым, как бы оформляет идеальный художественный образ в соответствующую материальную форму, что, собственно, и представляет его зримую эстетическую ценность. Здесь школьник одновременно получает эмоциональный заряд от познавания самой натуры и процесса ее практического оформления. Поэтому, перед учителем в сельской школе стоит задача в процессе обучения обеспечить оптимальное соотношение эмоциональных и рациональных начал и разработать адекватную этому соотношению методическую систем‚ учитывающую психолого-физиологические особенности возрастных групп сельских школьников. Осознавая важность данного вопроса, мы проанализировали содержание программы образовательной области технология и пришли к выводу, что изучению видов и технологий декоративно-прикладного искусства отводится второстепенное место. Декоративно-прикладное искусство - особый мир художественного творчества. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда занимает определенное место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но, прежде всего в его духовном мире. Кружковые занятия по декоративно-прикладному искусству в сельской школе педагогически организованное общение с учащимися, в ходе которого они вовлекаются в процесс совместного мышления, совместной деятельности, это сотворчество, создающее наиболее благоприятные условия для формирования художественной культуры ребенка, развития его творчества.
Внеклассная работа по технологии
призвана развивать самодеятельность,
творчество, способности, интересы и
склонности учащихся. Внеклассные занятия
позволяют правильно