Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 12:29, дипломная работа
Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне развитого человека – воспитание людей, владеющих основами наук, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой. Сейчас необходимы люди мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Еще одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь каждому ученику, развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ученика. «Все начинается со школы.
Введение 3
1.Психолого-педагогические особенности сельской школы 6
1.1.Объект исследования – сельская школа 6
1.2 Задачи и принципы организации внеклассной работы в сельской школе 10
1.3. Основные формы внеклассной работы 15
1.4.Внеклассные занятия в сельской школе 20
1.4.1 Задачи внеклассных занятий в сельской школе 20
1.4.2 Главные принципы внеклассной работы 23
1.4.3 кружки декоративно-прикладного искусства 24
2.Технология изготовление изделий из бисера 25
2.1. История бисероплетения 25
2.2. Материалы, инструменты и приспособления для бисероплетения 28
.Технология плетения бисером 28
2.4. Коржын, вышивка коржына бисером 38
3. Методика организации кружка «Бисерок» в сельской школе 41
3.1.Программа кружка «Бисерок» 41
3.2. Пояснительная записка 43
3.3. Календарно- тематическое планирование кружка «Бисерок» 45
3.4. Разработка занятия кружка «Бисерок» 53
Заключение 55
Список использованных источников 57
детям в самостоятельной жизни. Веди иногда та или иная информация по современному производству, о высоких технологиях, новых направлениях развития науки и техники никак не совпадает с темой занятий по технологии в школьных мастерских. При внеклассной деятельности учитель способен пробуждать интерес школьников, формировать их активность, развивать техническое мышление, рациональный подход к решению возникающих проблем.
Отдельно следует сказать о широких возможностях учителя технологии в формировании у школьников интереса к изобретательской и рационализаторской деятельности, научно-техническому творчеству. Именно внеклассная работа с сельскими школьниками способна успешно культивировать те качества, без которых творческая личность может не состояться, целенаправленно развивать навыки рационального мышления. В жизни всегда есть место творчеству. Это незыблемый закон развития человеческого общества, всей нашей цивилизации. Внеклассная деятельность учителя технологии в этом направлении может коренным образом повлиять на взгляды и представления будущего члена общества, помочь ему развить дремлющие способности и наклонности.
Таким образом, внеклассная работа в сельской школе носит ярко выраженный воспитывающий характер. Следует подчеркнуть, что для ее успеха необходима целенаправленная деятельность учителя технологии по развитию интеллектуально-творческого потенциала юного человека как одного из основных условий подготовки личности к успешному и социально значимому функционированию в современном обществе.
К такой целенаправленной деятельности следует относить не только кружковую работу в сельской школе, чтобы не сузить искусственно рамки внеклассной деятельности учителя технологии. Трудно переоценить в этой связи роль таких проверенных многолетней практикой форм внеклассной работы, как конкурсы профессионального мастерства, встречи с интересными людьми, тематические вечера, “круглые столы” (диспуты), обзоры достижений науки и техники, видеопутешествия и т.д. Заметим, что многие из названных форм возможны для использования в любой школе. А это значит, что творчество педагога может реализоваться в самой отдаленной от больших культурных центров в школе. Интеллект и профессионализм нельзя ограничить никакими пределами.
Наконец, необходимо поговорить
о третьем направлении
будут вытесняться утилитарными, если будут огрубляться нравственные категории, еще долго наш рынок будет ближе к “дикому”, чем к цивилизованному.
Во внеклассной деятельности учителя технологии могут быть заложены огромные возможности для реализации и воспитательных, и развивающих, и формирующих активную жизненную позицию школьников задач. Вот почему этой стороне повседневной работы школьного учителя трудового обучения необходимо уделять первостепенное внимание как главной составляющей гуманистической воспитательной системы.
Главными задачами внеклассной работы по технологии являются:
1.4.2 Главные принципы внеклассной работы. Внеклассные занятия по технологии строятся на основе тех же общих принципов обучения и воспитания, как и уроки. Однако практика внеклассных занятий в общеобразовательных учреждениях выработала некоторые особые, характерные для данных занятий принципы организации учебной работы.
Главными принципами организации внеклассной работы по технологии являются:
- Добровольность выбора
формы и содержания занятий.
Реализация этого принципа
- Массовость внеклассных
занятий по охвату учащихся. Этот
принцип требует от
- Опора на самодеятельность
и инициативу учащихся. Этот принцип
является логическим
- Общественно-полезная
направленность и творческий
характер видов работы. Воспитание
в процессе внеклассных
- Подчинение всех внеклассных
занятий по технологии общим
задачам учебно-воспитательной
1.4.3 Кружки
декоративно – прикладного
Практическая деятельность работы кружка определяется его программой, на основании которой руководитель разрабатывает перспективно-тематический план.
Занятия должны обеспечивать творческое и художественное развитие учащихся в сельской школе, носить воспитывающий характер. Здесь открывается широкая возможность для использования фантазий и творчества учащихся.
Руководитель должен определить конкретные изделия, выполнение которых связано не только с той или иной технологической обработкой, но и с художественным оформлением (отдельные детали, вышивка и др.) Эти изделия должны найти практическое применение в быту, школьной жизни, оформлении интерьера и т.д. Технология обработки таких изделий должна быть несложной, а время, затраченное на их изготовление, — минимальным, чтобы учащиеся смогли быстрее увидеть результат своего труда. Это способствует развитию их интереса, стремлению к самостоятельности.
С первых занятий важно приучать детей к аккуратности в работе, разъяснять, что данный вид деятельности не терпит торопливости, неряшливости и даже небольшие дефекты могут испортить внешний вид и качество изделия. Помимо качеств важным показателем работы является время, затраченное на изготовление изделия.
Одним из главных принципов
организации занятий кружка является
чередование разнообразных
Теоретические сведения должны содержать основные данные, связанные с процессом изготовления изделий (технология обработки образцов, основные свойства материалов и другие вопросы). Изложение их должно предшествовать практическим занятиям, быть логически связанным с изучаемым материалом и одновременно помогать в решении воспитательных задач.
В беседах должны найти отражение следующие вопросы: историческое развитие декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов, основанных на народном искусстве и национальных традициях. Такие беседы вызывают интерес к изучению культуры родного края, его традиций и обычаев, способствуют эстетическому воспитанию сельских школьников.
2. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ БИСЕРА.
2.1 История развития бисероплетения
Бисер это маленькие, окрашенные в разные цвета стеклянные или металлические зерна- бусинки, круглые или многогранные, имеющие сквозное отверстие. Модификацией бисера удлиненной цилиндрической формы является изобретенный в восемнадцатом веке во Франции стеклярус, который использовали для вышивки огромных дворцовых панно, из- за чего стеклярус еще называют французскими обоями. Мелкий бисер применяли для вышивки, отделывая им кисеты, кошельки, сумочки. Крупный бисер использовался для украшения одежды. Из бисера плели кружева. Для прочности они нашивались на сугажную тесьму. И при необходимости их можно было перешить, не повредив основу. Кружевами из бисера украшали воротники, манжеты, пояса, пелерины, головные уборы. Для этих целей бисер подбирался неярких цветов, в тон с одеждой. Отделка придавала ей изысканность и изящество. На рубеже ХIХ-ХХ веков бисер стали использовать в городском женском костюме. Бисер прекрасно вписался в стилистику модерна, и им стали украшать сумочки, шляпы, платья, пелерины, накидки. (На цветной вклейке представлено одно из таких расшитых бисером и стеклярусом платьев.) Многочисленные подвески и бахрома из бисера на платьях той эпохи похожи на струящиеся каскады воды или трепещущие на ветру языки пламени. Издревле использовался бисер и в русском национальном костюме, и в украинском, и многих других. Как правило, это был геометрический орнамент с многократно повторяемым рисунком. Он сплетался в длинную бисерную ленту, которая носилась или как съемное украшение, или нашивалась на пояс, головной убор.
В некоторых национальных костюмах, например, в костюмах народов Скандинавии, используются очень красивые кружевные воротники и отделки, как это показано на фотографии 1953 года датской королевской семьи в национальных гренландских костюмах. Немногие знают, что бисер использовали и для отделки интерьеров. Так, по свидетельству МИ. Забелина, в покоях Московского Кремля «стены клейстеровали мукой и по этому грунту насыпали стеклярусом. В 1689 году в комнате царицы Натальи Кирилловны стены обили полотном, выгрунтовали мелом и насыпали стеклярусом по зеленой Земле». Одним из самых интересных памятников стеклярусного шитья, по мнению авторов книги «Бисер и стеклярус в Россию», является серия из двенадцати панно, украшающая стены Стеклярусного кабинета Китайского дворца в Ораниенбауме. Бисером выкладывали небольшие картины на воске — бисеринки вдавливали иглой в гладкую восковую пластинку, и внешне работа отличалась от вышивок бисером только желтоватым фоном. К сожалению, до нас дошло очень немного работ на носке, объясняться это может как их недолговечностью и хрупкостью, так и малой распространенностью. После художественного безвременья 60-х — 90-х годов прошлого века, эпохи утилитарно-дидакгических взглядов на большое искусство и непризнания малого, прикладного, обозначается на рубеже ХХ века поворот в сторону искания того, что единственно ценно во всяком искусстве, т. е. красоты. Глаза, утомленные серыми буднями, как будто раскрываются на другую жизнь, на солнечный блеск, на радугу тонов, на всю яркость и радость красок, на все, что какими-то роковыми судьбами люди разучились замечать и чувствовать. Тонкое очарование старины захватывает, уводит глубже в свой мир, и постепенно проявляются детали забытой жизни, жизни красивой, потому что изощренный вкус хотел видеть красивым все, что человек имел около себя. Вопрос о ненужности красоты в практической жизни не мог встать при тех артистических настроениях, которыми была пронизана жизнь наших дедов, когда и дворянское гнездо, и крестьянская изба являлись художественно-прикладным ателье, которое украшало домашнюю обстановку тканьем, набойкой, резьбой и вышивкой глубоко национального и в то же время личного вкуса, личного творчества. И, кажется, немногие из малых художеств были когда-нибудь так хорошо забыты, как позабыл конец ХIХ-го века любимое прежде бисерное художество, которое внесло прелести в интимную обстановку людей начала того же века. Не далее как в девяностых годах прошлого столетия даже антикварные торговцы не считали бисер предметом достойным внимания и лишь немного ранее бисер получил права гражданства в Европе; а у нас по указке из Европы, после того как один из московских торговцев продал однажды за границу большую партию русского бисера.