Организация работы кружка «Бисерок»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 12:29, дипломная работа

Описание работы

Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне развитого человека – воспитание людей, владеющих основами наук, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой. Сейчас необходимы люди мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Еще одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь каждому ученику, развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ученика. «Все начинается со школы.

Содержание работы

Введение 3
1.Психолого-педагогические особенности сельской школы 6
1.1.Объект исследования – сельская школа 6
1.2 Задачи и принципы организации внеклассной работы в сельской школе 10
1.3. Основные формы внеклассной работы 15
1.4.Внеклассные занятия в сельской школе 20
1.4.1 Задачи внеклассных занятий в сельской школе 20
1.4.2 Главные принципы внеклассной работы 23
1.4.3 кружки декоративно-прикладного искусства 24
2.Технология изготовление изделий из бисера 25
2.1. История бисероплетения 25
2.2. Материалы, инструменты и приспособления для бисероплетения 28
.Технология плетения бисером 28
2.4. Коржын, вышивка коржына бисером 38
3. Методика организации кружка «Бисерок» в сельской школе 41
3.1.Программа кружка «Бисерок» 41
3.2. Пояснительная записка 43
3.3. Календарно- тематическое планирование кружка «Бисерок» 45
3.4. Разработка занятия кружка «Бисерок» 53
Заключение 55
Список использованных источников 57

Файлы: 1 файл

Бисероплетение.doc

— 1.59 Мб (Скачать файл)

Бисер, как материал, более устойчив, нежели шелк или  шерсть, почти не чувствителен к влиянию света; и потому, если только работа не имеет каких- нибудь механических повреждений, доходит до нас в той именно красочной гамме, которая создана художницей-вышивальщицей прошлого века. Это роднит бисер с живописью по эмали и фарфору, которые также сохранили для вас колористические вкусы отдаленных поколений. Интерес к бисеру выразился в 1910 году устройством в Штутгарте выставки старинных и новых бисерных работ, где впервые эта область была представлена в общем виде и собраны многие разбросанные по частным коллекциям никому неизвестные и недоступные шедевры. В 1916 году галерея Лемерсье в Москве устроила на одной из своих выставок отдел бисера, составленный главным образом из коллекции АК. Пожарского. Московские музеи собирают бисерные вышивки наравне с другими предметами художественно бытовой старины; в собраниях Исторического музея можно видеть все стили и эпохи бисера в пору усадебной культуры и несколько вещей более ранних. Крупные стеклянные бусы предшествовали появлению собственно бисера, который, становясь по мере совершенствования техники все мельче, достиг наконец в эпоху расцвета знаменитых венецианских мастерских такой тонкости выработки, что в лучших старинных вышивках ряд бисеринок, нашитый на холст, оказывается равным толщине нитки того холста, на котором выполняется вышивка.

Стеклянные  бусы были известны уже в глубокой древности. Вероятно, они явились  на смену примитивнейшим украшениям чело, века: раковинам, зубам и позвонкам  животных, семенам растений, камешкам, глиняным шарикам. В гробницах древних  египтян найдены стеклянные бусы очень хорошей техники времен 18-ой династии. Высокое техническое совершенство бус заставляет предполагать длинный подготовительный период, и можно думать, что египтяне умели делать стеклянные бусы уже во времена 12-ой династии.

 Следующей ступенью технического успеха является бисер. Каирский музей хранит очень интересные одеяния из бисерной сетки: сетка низана голубым я зеленым бисером, непрозрачным, крупным, цилиндрической формы; в сетку вплетены бисерные изображения египетских божеств. С течением времени, с развитием техники и в угождение требованиям моды, которая всегда ищет новизны, бисер и бусы представляют все больше и больше разнообразия. Мастера нашли способы оживлять однотонный фон своих бус белым орнаментом из разных сочетаний полосок, зигзагов, колец, кружочков, пятнышек. До позднейших времен Римской империи, даже в эпоху Меровингов, египетские бусы остаются ходовым товаром, который идет из Египта через Массилию (нынешний Марсель) и Ольвию (близь устьев Буга), а позже через Аквилею в самые отдаленные страны Европы. В эпоху Римской империи знаменитые стеклянные фабрики Александрии дошли до высокой степени совершенства выделки пестрых бус с очень затейливым белым узором по цветному фону; александрийские бусы послужили впоследствии предметом подражания для Венеции, где такой тип был известен под названием  «милейоп» Рядом с выделкой бус всегда идет выделка бисера, который или перемешивается с крупными бусами в ожерельях, поднизках, серьгах, или самостоятельно употребляется для разных художественных рукоделий.  
Любовь к бисерным украшениям во всяких предметах обихода держится у населения Египта и до наших дней: на улицах Каира и Александрии.

 

2.2 Материалы,  инструменты и приспособления  для бисероплетения.

Для работы с  бисером понадобятся: сам бисер, стеклярус и мелкие бусы, иголки, нитки, нитковдеватель, ножницы.  
Бисер можно брать любой величины и цвета. Цветной бисер и стеклярус должны быть рассортированы в отдельные посудины —   стеклянные пузырьки, флаконы, пробирки с пробками. Раньше были специальные бисерницы маленькие плоские ящички с отделениями для каждого вида бисера. Теперь во время работы бисер раскладывают в маленькие блюдца розетки или высыпают на ворсистую ткань, с которой его легко можно набирать на иголку. Иголки нужно брать тонкие (№ 0 или 1), длинные с большим ушком, чтобы не перетиралась нитка. Если нет тонкой иголки, можно низать ниткой, конец которой смочен клеем или лаком для ногтей. Нитки применяют обычные катушечные (№ 30 или 40), шелковые и капроновые. Для придания нитке упругости ее вощат. Когда нитка заканчивается, ее конец закрепляют, пропуская иголку через несколько, ранее нанизанных бисеринок. Конец капроновой нитки аккуратно прижигают горя щей спичкой, а обыкновенную срезают ножницами.  Некоторые мастерицы нижут изделия с помощью нитковдевателя. Для работы бисером (как в технике вышивания, плетения и ткачества, так я низания) можно применять любой узор, взятый из вышивки по канве. После того как выбран рисунок, нужно перевести его на бумагу и составить рабочий узор. Сначала заготавливается «канва» в виде косой сетки (со сторонами ромба 1 х 1 см) для ажурных изделий и мелких клеточек (2 х 2 мм) для тканых. Затем на «канву» цветными карандашами или фломастерами наносится узор.

 

2.3 Технология  плетения бисером. Техника вышивания.

В наши дни бисер, стеклярус и бусы применяют в вышивках изделий, которые не требуют частой стирки и химической чистки. Можно нашивать каждую бусинку отдельно стежками шва «вперед иголку» и «за иголку» или «узелкового» шва. С помощью иголки на нитку нанизывается бусинка и прикрепляется к ткани вплотную одна к другой или на некотором расстоянии. Исполняют вышивку бисером довольно часто в сочетании с гладью, крестом и декоративными швами, шнуром, узенькой тесьмой и т.п. Вышивают по узору, нанесенному на ткань, или по канве, которую потом вытягивают. Бисеринки должны быть одного размера с большими отверстиями и плотно прилегать друг к другу.

Шитье «вприкреп»

На нитку, закрепленную на ткани узелком, с помощью иголки нанизывается необходимое количество бусинок. Нитка выкладывается по нанесенному узору и второй, рабочей ниткой прикрепляется к ткани стежками-перехватами в промежутках между бусинками. Этот вид вышивки применяется при вышивании узоров крестом, где каждая бисеринка соответствует кресту на узоре. Бусинки нашиваются на ткань правильными рядами, ровными или косыми стежками шва «полукрест». Вот что сказано о технике во французском руководстве по вышиванию 1840-го года: «Для того чтобы успешно вышивать бисером, надо сначала выбрать очень мелкую канву, редкую ткань или белый тонкий шелк, а также исключительно тонкие иглы. Перед собой ставят ящик с отделениями, по которым разложен бисер в соответствии с рисунком по цвету. Затем надо изучить рисунок, каждая клеточка которого соответствует одной бисеринке. Бисеринки нашиваются по клеточкам канвы по счету, в соответствии с рисунком. Вот и весь секрет этого вида рукоделия, которое требует бесконечно много внимания, времени и терпения». Воротнички, манжеты, вырез платья можно отделать несложной вышивкой в виде узкой тесьмы и использовать для этого рисунки для вышивки крестом по полотну или по канве. Кокетку платья и манжеты можно вышить бисером разных цветов вот такими медовыми» сотами. Платье и театральную сумочку нетрудно украсить, как это делали в начале века, бахромой из бисера, стекляруса и очень мелкого искусственного жемчуга. Закрепляют нитку, нанизывают нужное количество бусинок, затем иголку пропускают в предпоследнюю бусинку и протягивают нитку через весь ряд. Притягивают нитку, чтобы не провисали бусинки, и закрепляют ее в ткани. Так же нанизывают все последующие нити бахромы. Или бисером можно отделать кружево, как показано на рисунке рядом. В начале же века был очень распространен другой вид вышивки вышивание отдельных элементов (рисунков), сплетенных заранее. Мотивы могут быть самыми разными от геометрических фигур, до цветочков, сердечек, стрекоз и бантиков. Нижут мотивы на крепкую нить, а затем пришивают вприкреп. Вышивают бисером и по аппликациям. В этом случае любую нашитую аппликацию расшивают по собственному желанию бисером. Лучше всего для вышивки бисером подойдет аппликация, представляющая цветы или листья. В этом случае бисером можно вышить жилки, стебельки, тычинки и пестики. Изделие можно украсить фестонами из петель нанизанного бисера. При нанизывании бахромы ажурными зубчиками первый ряд нанизывается из трех бисерных петель. Для первой петли набирают на нитку нечетное количество бусинок, а для всех остальных — четное. Закончив первый ряд, нитку закрепляют на ткани и начинают низать второй ряд из двух петель. Сначала иголку с ниткой протягивают через несколько последних бусинок (обязательно четное количество) первого ряда, а потом набирают на одну бусинку больше для первой петли второго. Далее работают по этой же схеме.  
Техника вязания.

Для изготовления изделий из бисера широко применялось  вязание крючком или на спицах способ, почти забытый в наше время. Специалисты считают, что этот прием  изготовления бисерных вещей был  завезен» в Россию из Германии. Он оказался очень удобным при изготовлении изделий сложной формы  - таких, как круглые кошельки или кошельки в форме «кувшинчика», подстаканники и чехлы на трубки, зонты и подсвечники. Очень редко встречаются большие вещи,  - например, экран для камина, -  исполненные в технике вязания. При вязании бисером на спицах используется чулочная вязка, а крючком -  простые столбики без накида, но при этом одна нить представляет собой нанизанный ряд бисеринок в соответствии с вывязываемым рисунком, которую перед работой наматывали на специальный деревянный резной стерженек. Очень важно не ошибиться в низании узора, иначе в готовом изделии исказится орнамент. Бисерная низка провязывается так, чтобы бисеринки одна за другой оставались на поверхности изделия. При вязании крючком довольно часто встречаются спиралевидные узоры бисером или розетки с закрученными по спирали лепестками. Вывязывание таких розеток описано нами в разделе вязания тамбуром. Общее число столбиков, как правило, делится в таких розетках на 7, 8, 9 или 18. При вязании круга обычное прибавление столбиков в каждом ряду осуществляется по нескольким радиусам, причем Дополнительные столбики располагаются по отношению к предыдущему ряду с некоторым смещением. При вязании бисером довольно часто после вывязывания столбика отсчитывалась не одна, а несколько бисеринок, благодаря чему получалась рельефная вязка. При использовании воздушных петель получалась сетка, которую использовали для прикрепления замка к сумочке.

При вязании  на спицах на нитку нанизывается бисер  в соответствии с рисунком, причем каждой петле рисунка соответствует одна бусинка. Сетка для волос. Сначала вяжется полустолбик, при котором нить пропускается за цепочкой из воздушных петель перед бисеринкой предыдущего ряда (одна из нитей для вязания представляет собой нанизанные на плотную нитку бисеринки, которые пускаются в работу по мере их вхождения» в рисунок). Петля подхватывается и провязывается под бисеринкой, а следующая петля провязывается уже над цепочкой из воздушных петель за бисеринкой. Схема вязания сетки следующая:

1-й ряд: 1 воздушная  петля с бусинкой, 15 петель на  воздух, воздушная петля с бусинкой, повторить 14 раз от 7 петель на  воздух, петля с бусинкой.

 2-й ряд: 7 петель на воздух, петля с бусинкой, 12 петель на воздух, сделать полустолбик под 3-ей от конца ряда бисериной, *,  12 петель на воздух, петля с бусинкой, 12 петель на воздух, вывязать полустолбик под следующей бусинкой в 1-м ряду, повторить 14 раз от *.

3-й ряд: 15 петель  на воздух, петля с бисеринкой, 12 петель на воздух, вывязать полустолбик под ближайшей бисеринкой в предыдущем ряду, * 12 петель на воздух, петля с бисеринкой, 12 петель на воздух, полустолбик под бисеринкой предыдущего ряда, повторить 14 раз от *.

Далее свяжите  необходимое число рядов по аналогии с 3-м рядом, а закончите сетку следующим образом: 7 петель на воздух, петля с бусинкой, 7 петель на воздух, сделать полустолбик под ближайшей бисериной предыдущего ряда, , 15 петель на воздух, вывязать полустолбик под бусинкой в предыдущем ряду, повторив 14 раз от *.

Кошелек в форме кувшинчика. Такие изящные кошельки были популярны в прошлом веке. При этом из бисера исполнялось только «тулово» кувшинчика, а носик, ручка и горлышко вязались из шерстяных ниток. К горлышку крепилось металлическое колечко, которое при перемещении его на ручку открывало кошелечек, а при перемещении на горлышко -  вновь закрывало. Е.С. Юрова описывает монетницу подобного устройства с двумя отделениями. Оба отделения, связанные из бисера, соединялись нитяной сеткой с надетыми на нее двумя колечками, передвижением которых запиралось либо одно, либо оба ее отделения. При вязании бисером тулова кувшинчика может быть использован любой узор вышивки по канве.

                                                       Рисунок

1 -Кувшинчик  Горлышко кувшинчика начинают вязать резинкой 1 х 1, предварительно набрав на спицах 46 петель, включая 2 кромочные. Для образования носика кувшинчика следуйте следующему набору петель: 2-й ряд - 24 петли, 3-й ряд— 8,4-й—— 11,5-й - 14, 6-й -  17, 7-й - 30. Затем свяжите полных 20 рядов по 44 петли. Далее оборвите одну из нитей и нанижите на нее в соответствии с выбранным вами узором бисер и вяжите тулово чулочной вязкой. Закончив вывязывание орнамента нужной вам ширины, свяжите 9 рядов резинкой уже обычными нитками без бисера. В 10-м ряду провязывайте по 2 петли вместе и постепенно убавляйте количество петель. Петли последнего ряда не закрывайте, а осторожно проденьте в них нитку и стяните ее. Сшейте полученную заготовку и наденьте на горлышко металлическое колечко (замочек), а затем пришейте верхнюю часть ручки кувшинчика из связанного или сплетенного из нитей или бисерных низок шнура к нижнему краю горлышка, а нижнюю часть ручки - к тулову под колечком.

Тканые  изделия из бисера

Тканье  - одна из старинных техник изготовления украшений из бисера на станке с нитяной основой. Эта техника не столько сложна, сколько требует много времени. Для этого нужна дощечка или рама толщиной в 1 сантиметр, шириной 10 сантиметров и длиной 90 сантиметров. На концах набивают планку с прорезями для ниток основы или порожек высотой в 2 сантиметра. На порожках в шахматном порядке на расстоянии 2 миллиметров друг от друга забивают маленькие гвоздики для закрепления нитей основы. Нитей должно быть на одну больше, чем бусин в узоре (по ширине). Способом тканья изготовляют всевозможные цепочки, браслеты, сережки, пояса. Если «традиция плетения продолжается и в наше время в многочисленных кружках и школах прикладного искусства, пишет ЕС. Юрова в своей книге «Старинные русские работы из бисера»,— то значительно реже встречаются бисерные картинки, выполненные в технике ткачества. При этом каждый ряд бисерного узора нанизывался последовательно на нити основы, причем через каждую бисеринку проходило по две нити. Затем через эти нити пропускалась нить-утка и далее нанизывался следующий ряд бисера. Станок для бисерного ткачества представлен в музее искусств и ремесел в Гамбурге. Тканые изделия получались двусторонними и очень красиво выглядели на просвет. Поэтому они часто использовались для экранов к подсвечникам или масляным лампам. Характерной особенностью техники ткачества, в отличие от вышивки  и вязанья, является то, что бисеринки не вписываются каждая в клеточку, ограниченную нитями холста или элемента вязания, а довольно плотно прилегают друг к другу. При этом из-за их несферичности, рисунок, рассчитанный на выполнение по клеткам, может быть существенно искажен». У тканья бисером есть один недостаток: по бокам изделия видны нити основы. Елена Артамонова, автор книги «Украшения и сувениры из бисера».

Для детского творчества подходят наиболее простые по форме и объему бисерные изделия. При этом важна возможность учеников проявлять фантазию и трудолюбие. В разработанном кружке предлагается плетение несложных изделий бисероплетения и вышивания бисером. Предлагается вышивка коржына бисером.

Существует несколько  приемов низания. Рассмотрим некоторые  из них, наиболее удобные для создания украшений. Низание «крестик» предполагает работу двумя иглами с двух концов одной нити. В итоге получается украшение с небольшими отверстиями между бисеринками.

Как разновидность крестика существует параллельное низание. Оно выполняется также двумя иглами, но в отличие от предыдущего украшение получается плотным, так как не имеет отверстий между бисеринами. Помимо нити оно часто выполняется на леске или проволоке.

Мозаичное низание выполняется одной иглой. Желательно использовать рубленый бисер или бисер, как можно более приближенный к форме кубиков.

Результат смещения бисеринок па половину создает видимость мозаики. Это  плетение плотное, двустороннее, требующее во время работы постоянной подтяжки нити.

Ажурное низание получило свое название благодаря тому, что в нем бисер лежит не плотно, а ажурными ячейками. Оно выполняется одной или несколькими иглами. В данной книге мы рассмотрим технику работы одной и двумя иглами, дающую возможность выполнить практически все вариации этого приема. Ажурное низание — это простая и легко выполнимая схема, которая, впрочем, имеет большое количество вариантов, ее легко разнообразить, изменяя постоянное количество бисерин, заменяя их в определенных местах работы стеклярусом или бусинами.

Объемное низание предполагает как использование ранее изученных приемов в совокупности с некоторыми деталями, так и самостоятельной техники «жгут».

Тканное низание создает видимость полотна, выполненного из бисера. Бисерины располагаются вплотную, строго одна под другой, что достигается точным подбором размеров материала. Теперь рассмотрим каждый прием в отдельности.

Крестик

Последовательность  низания цепочки Для низания приемом «крестик» используют 2 иглы. Возьмите нить любой длины. Каждый ее конец вденьте в иглу. Выровняйте короткие концы. На середину нити наберите 4 бисеринки (рис.1).

 

Рис.1

Соедините их так, чтобы  обе иглы вышли из противоположных  отверстий крайней бисеринки (рис.2).

Рис.2 

Стяните концы нити для получения  крестика (рис.3).

—        Приемы низания

Информация о работе Организация работы кружка «Бисерок»