Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 12:07, дипломная работа
Цель исследования – состоит в выявлении и определении основ техники исполнения восточного танца bellydance с последующим применением результатов исследования в педагогической деятельности, поскольку пластика bellydance дает возможность иной, более широкой и разнообразной координации движения и освоение нового пластического языка профессиональным исполнителям. Задачи исследования
- изучение и анализ истоков возникновения восточного танца bellydance;
- определение факторов, способствующих происхождению, формированию и развитию восточного танца bellydance;
- определение влияния на развитие техники bellydance хореографического фольклора Египта, стран Персидского залива;
- определение и описание основ техники исполнения восточного танца bellydance.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..с.2
Глава I. Истоки возникновения восточного танца bellydance.. . . . . . . ..с.7
I.1. Древние истоки женского танца.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с.7 I.2. Возникновение восточного танца bellydance.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с.13
I.3.Эволюция техники исполнения восточного танца bellydance.. . . . . . . . .с.17
Глава II. Влияние хореографической культуры Египта и стран Персидского залива на технику восточного танца bellydance.. . . . . . . . .с.22
II.1. Народные танцы Египта. .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с.22 II.2. Народные танцы стран Персидского залива.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с.34 II.3. Особенности техники и манеры исполнения восточного танца bellydance. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с.38
Глава III. Основы техники исполнения восточного танца bellydance.с.43
III.1. Основы постановки корпуса, головы, рук, ног в восточном танце bellydance.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с.43 III.2. Базовые системы движений восточного танца bellydance.. . . . . . . . . . с.46 III.2.1. Движения головы.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . с.48 III.2.2. Движения рук.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . с.49 III.2.3. Движения грудной клетки.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с.52 III.2.4. Движения бедер.. . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с.53 III.2.5. Шимми (тряска).. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с.57
III.3. Использование элементов классического танца при изучении восточного танца bellydance . . . . . . . . . . . .с.60
III.4. Работа с атрибутами в восточном танце bellydance.. . . . . . . . . . . . . . .с.65
III.4.1. Работа с шалью. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..с.65 III.4.2. Работа с тростью. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с.67 III.4.3. Работа с шамаданом. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . .. . . . . . . . с.69 III.4.4. Работа с саблей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с.71
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с.73
Библиография. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . с.76
Список терминов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с.79
Язык танца универсален -- понятен людям всей планеты, он не нуждается в переводе. Он проявляется как одна из форм наглядного свидетельства единства происхождения человечества. "Человечество едино, - писал В.Вернадский, - и хотя в подавляющей массе это сознается, но это единство проявляется формами жизни, которые фактически его углубляют
и укрепляют незаметно для человека, стихийно, в результате бессознательного к нему устремления'' (6).
По неизвестным пока причинам примерно с 2500 года до н.э. началось катастрофическое высыхание Сахары. Под натиском наступавшей пустыни населявшие ее народы стали уходить в разных направлениях. "В южных и юго-западных районах дальнейшее развитие было сильно заторможено из-за местных специфических условий и глубокой изоляции, в которой они оказались, отрезанные от остального мира великой пустыней. Там же, где условия 6ыли наиболее благоприятны -- на востоке, в долине Нила, те же
народы в контакте с другими создали одну из величайших культур древнего мира культуру Египта'' (7). Согласно принятой периодизации, история Древнего Египта представлена: Древним 2900-2270, Средним 2100-1700 и Новым царством 1550-1090 годы до н.э.
В начале V тысячелетия до н.э. в Юго-Западной Азии происходят события, которые оказали большое влияние на историю человечества: один за другим там образовывались культурные центры. Некоторым из них суждено было стать источником возникновения самодовлеющих цивилизаций, "которые принято называть по долинам рек, определивших их ареал, -- цивилизации Инда, Ефрата, Нила" (8).
Рост населения, его расслоение, выделение из состава земледельческих общин родоплеменной знати, ее обогащение в результате грабительских войн и торговли способствовали возникновению древнейших городов центров отдельных маленьких государств. Динамизм развития первых великих цивилизации стремительно расширял ареал распространения энеолитической культуры. В IV- III тысячелетиях до н.э. на Крит пришел народ, тесно связанный с культурой Анатолии и Сирии. Для жилья и погре6ений использовались в основном пещеры, и только в Магасе, Кноссе и Фесте строились дома. При 6лизительно в 3000 -2200 годах до н.э. на Крит из Азии двинулась новая волна колонизации (9). Похоже, что примерно до 1 тысячелетия до н.э. Передняя Азия, Ближний Восток и Египет представляли собой энергетический пульсар , из которого на огромные расстояния распространялась мировая энергия. В благоприятных для культурного развития регионах она создавала новые очаги процветания.
Египет, Месопотамию, долину Инда, цивилизации микенцев, хеттов и минойцев, Атлантиду А. Галанопулос и Э.Бэкон причисляют к цивилизациям "того великолепного периода истории, который все легенды наделяют чертами золотого века, когда роскошь, плодородие, процветание и обмен товарами и культурами как будто обещали безоблачное и бесконечное
счастье всему человечеству. Все цивилизации этого периода относятся к великому 11 тысячелетию между 2000 и 1000 годами до н. э., хотя одни возникли раньше, а другие просуществовали немного дольше'' (10).
В культах и обрядах этих цивилизаций сосуществовали, взаимно проникая друг в друга, элементы различных культурных эпох. Одни и те же мотивы обретали в разных регионах узнаваемый и в то же время иной о6лик.
Танцы змей
Как известно, в культе Богини- Матери змея ассоциировалась с самыми важными сторонами жизни уже у охотничьих племен эпохи палеолита, а затем мезолита. У земледельческих племен этот культ проявляется еще более зримо. Например, один из обликов Богини- Матери индейцев хуичолей покровительницы тыквы, бобов и овец -- дождевая змея. Женские богини, олицетворяющие четыре части света, также были дождевыми змеями (11). В данном случае возможна еще одна версия магической значимости числа 4 в женском культе и, соответственно, магии креста. Согласно исследованиям А. Лосева, "3меевидность всегда указывает на близость к земле и на пользование ее силами'' (12).
Судя по археологическим и этнографическим данным, ритуалы и танцы змей имели широкое распространение и отличались необычайным разнообразием, но вместе с тем имели и много общих черт. Как и у мезолитических охотников, у земледельцев и скотоводов образ змеи создавался руками и всем корпусом: можно сравнить изображения на бушменской фреске, на фреске Джааббарена в Сахаре и амратской статуэтки додинаистического Египта (13). В некоторых танцах женщины, стоя или сидя на месте, имитировали движения змеи корпусом и руками. Девушки племени койта (Новая Гвинея) исполняли танец, "при котором ноги их почти неподвижны, а травяные юбочки колышутся из стороны в сторону сги6анием и кружением верхней части тела вокруг бедер'' ( 14 ).
Танцам змей придавали особое магическое значение на Крите. На печати кольца из Сопаты (15) изображен женский ритуальный танец с проползающими над головами и перед вытянутыми вверх руками исполнительниц змеями. Змеевидна и вся пластика свивающихся тел танцовщиц. Змеям придавалось магическое значение и в других великих цивилизациях бронзового века 11 тысячелетия до н.э. -- Египте,
Месопотамии, долине Инда. В рудиментарном виде движения схожие с теми, что изображены на кольце из Сопаты, до сегодняшнего времени исполняются в женских арабских танцах, называвшихся египетскими. В них вибрация бедер и грудей, постепенно разрастаясь, переходила в змееобразные движения всего тела. Однако во всех случаях основу танцев составляли динамичные движения бедрами. Они были характерны для самых отдаленных регионов эпохи бронзы. Круговые движения бедрами, сопровождавшиеся сильными вращениями головы, о чем можно судить по отлетающим в разные стороны украшениям прически, подчеркнуты в изображении пляшущих "девушек-мухоморов'' на петроглифах Пегытмеля (16). На противоположном краю света, в Древней Мексике, энергичные движения бедрами при чуть наклоненном вперед корпусе поддерживались разнообразными, широкими по амплитуде движениями рук.
Пластично изги6ая спины, танцуют бедрами и животом девушки Юго-3ападной Африки. Немало общего обнаруживает "Рогатая Богиня'' Сахары с "Белой Дамой'' из Юго-3ападной Африки. Изо6раженные на этих фресках женщины принадлежат к европейскому типу. В данном регионе обнаружено немало других персонажей европейского типа, резко отличающихся от бушменских, в том числе так называемый "фараон'' (голова -- в профиль, глаз и плечи -- в фас) и воин, голова которого повернута в профиль, два глаза и плечи в фас, бедра в профиль в движении, противоположном повороту головы (17). Позднее в Египте они сложатся в систему строгих правил и на протяжении столетий станут основой для создания произведений монументального искусства. Ни на одном изображении танцев Древнего Египта не фиксируются движения бедрами. 3ато .на Крите, где эти каноны подчинялись законам отображения изменчивой, динамичной жизни, пульсирующие движения всего женского тела составляли основу самых значительных обрядовых танцев.
I.2 Возникновение восточного танца Bellydance
Арабский танец или вellydance уходит своими корнями в глубокую древность, когда люди были гораздо ближе к Матери-Земле, жили в гармонии с природой и всем сущим. Его корни так глубоки, что сегодня мы не можем сказать с полной уверенностью, откуда он возник. Зато очевидно то, что этот танец рос, развивался, что-то терял, что-то приобретал, вбирал в себя многовековой опыт Земли, которая как нельзя лучше знает, что нужно для здоровья и поддержания гармоничных форм.
По сути дела, вellydance существовал и существует во многих танцах мира, отличаясь лишь определенными особенностями и элементами, например в танцах народов Индии, Африки, Австралии, Океании и др. Арабский танец как будто впитал в себя все эти движения и синтезировал все необходимое в нечто особенное и своеобразное. Действительно, он содержит в себе опыт многих поколений. Это живой эпос, музыка, песня и танец Земли.
Бытует несколько версий и предпосылок возникновения вellydance, благодаря которым мы можем отследить, каким образом был создан этот танец. По одной из версии считается, что корни этого танца уходят в древний мир, и несут ритуальный характер. Он исполнялся жрицами, как ритуал подготовки женщин к деторождению. Движения были сосредоточены в области живота и таза, которые укрепляли и тонизировали мышцы. (19)
Так же известно, что в древнем Египте существовал культ поклонения Змее. Жрицы этого культа, считали змею покровительницей женщин, и этот культ был так распространен, что даже получил специальное название «ofislatreia» (от др. греч. ofis- змея и latreia-поклонение). Ритуал состоял из танца, зачаровывающий и в тоже время опасный танец поклонения змее или обряд поцелуя змеи. Удивительное свойство передвижения змеи по земле, за счет постоянных ритмичных сокращений мощной мускулатуры, схожи с родовым процессом. Танец, имитирующий телодвижения змеи, есть обращение к таинству родов - символу постоянного обновления. К тому же, это еще и прекрасная тренировка внутренних и внешних мышц живота, что заранее подготавливает женщину к родам, делает ее гибкой, выносливой, здоровой и красивой.
И еще одна интересная версия. Согласовано ей этот танец был создан на основе древнеегипетского, ныне не существующего танца annahlya или танца изгнания пчелы, попавшей в одежды танцовщицы. Действительно, арабский танец отличается многообразием трясок, сотрясений всем телом и отдельными его частями, как будто вибрацией тела исполнитель пытается выгнать эту пчелу. Даже музыка во время таких трясок, напоминает жужжание пчелы. Еще древние считали, что танцевальная музыка и ритмика носят духовный и даже сакральный (обрядовый) смысл. Так и эти хаотические движения издревле символизировали женскую природную эмоциональную стихию. Из Хаоса возникла вся Земля, из Хаоса возникла Вселенная.
Считается, что первыми, кто вынес танец вellydance на улицы и превратил его в театральные выступления, были цыгане. Первые цыгане были родом из Индии и разговаривали на языке, в основе которого лежал язык хинди. Около V веке н.э. в результате местных притеснений, отсутствия работы, а иногда и гонений, цыгане начали мигрировать на запад, в Афганистан и Персию. Оттуда некоторые двинулись на север, в Турцию, и дальше в Европу, а другие пошли на юг, по побережью, пока не достигли Египта и др. частей Северной Африки. Чтобы прокормить себя во время странствий, они зарабатывали на представлениях для людей из тех общин, где они останавливались. Цыгане оставили культурный след повсюду, где поселялись, и очарование их манеры танца до сих пор заметно в Центральной Азии, где веками процветали исламские колонии. Особенно это ощущается в Турции и Египте. В результате культурной разобщенности полов, мусульманским женщинам разрешались развлечения и праздники, только в тесном кругу других женщин. В представлении участвовали только танцовщицы и музыканты, которых называли chengis от подобного арфе инструмента (chang), или от турецкого слова chingene-цыган, они танцевали в купальнях (банях), гаремах и других общественных местах для женщин. Они создали художественный стиль, который лег в основу многих движений современного танца живота. Движения бедрами, колебания тела, а также использование во время танца покрывала и музыкальных тарелочек для пальцев sagat, которые пользовались большим уважением и популярностью до конца XIX столетия. C упадком Оттоманской (Османской) империи настал упадок и танцевальных трупп цыган.(20)
По мере того как цыгане продолжали мигрировать к Югу в Египет, происходили изменения в отношении характера аудитории. Представления уже не предназначались только для женщин. Цыгане танцевали для публики на торжествах, свадебных процессиях и перед кофейнями, а также на базарах. Их репертуар, который носил название ghawazee, представлял собой смесь музыки и танца, включающие только им свойственные телодвижения, местные танцы и импровизированные представления с использованием покрывал, свечей, тростей и сабель. Есть предположение, что именно такой публичный танец дал толчок к использованию монет в костюмах исполнителей. Когда цыгане танцевали, люди бросали к их ногам монеты в качестве «чаевых». Из-за отсутствия надежного места для хранения заработанных денег, цыгане пришивали монеты к своей одежде для большей безопасности.
Два стиля, которые по всей видимости, сильнее всего повлияли на современный восточный танец bellydance, это ghawazee (араб. цыгане) и фольклорный египетский танец, baladi ( араб. родина). Хотя египтяне уверены, что bellydance происходит от фараонов, бытует мнение, что он был привнесен из Индии в 10-м веке цыганами и уже оттуда разошелся по миру. (21)
Вaladi означает "родина" или "родной город". Raqs baladi танцевали во многих деревнях по всему Египту. Обычно его танцевали в доме, женщины и для женщин. В основном фигуры были основаны на движениях бедер. Движения рук были довольно просты и бессистемны. Танцевали босиком, и в целом танец производил довольно тяжеловесное впечатление. Танцовщиц baladi ещё так же называли avalem, в отличии от цыган avalem танцевали в домах на каких либо мероприятиях, также умели играть на различных инструментах, и были знакомы с поэзией. Очень часто выступали со свечами на голове shamadan или также avalem.
I.4Эволюция техники исполнения восточного танца bellydance
В 1893 году американский импресарио Сол Блум привез на Всемирную ярмарку в Чикаго труппу исполнителей народных танцев из Северной Африки и придумал термин «bellydance» (22). А также именно в Голливуде был придуман и создан кабаре костюм, который кардинально отличался от народных костюмов Среднего Востока, он состоял из расшитого поетками лифа и прозрачной юбки с набедренным, расшитым поетками, поясом.
Во
многих западных странах,
В начале 20-го века Каир стал крупным городом с населением в треть миллиона человек, из которых 20% не были египтянами. Большинство иностранцев в Каире были торговцами. Танец baladi эволюционировал вместе с урбанизацией населения. Когда сельские жители приезжали в город, они были незащищены от влияния разных культур и результатом были изменения в стиле танца. Танец baladi, под влиянием Запада, и танцев Греции, Турции, Северной Африки, Персии (змеевидные руки), Индии (движения головы), других стран Среднего Востока и, возможно, через контакт с ghawazee превратился в новый вид танца, известный как raks sharqi. (23) Так же, на этот стиль повлиял и балет, правда, в очень облегченной форме. Новый танец стал смешением стилей и деталей костюма, приспособленным для индивидуального женского представления. Люди часто, под "raks sharqi", подразумевают "женский сольный танец", отличая его от групповых фольклорных танцев. В современной форме "bellydance" иногда называется "cabaret". Обычно этот термин употребляется, когда говорят о выступлении в ресторане или ночном клубе. Костюм для выступлений в стиле "кабаре" по-арабски называется bedleh (лиф, пояс и юбка, украшенные бисером). Этот стиль танца и костюма появился после того, как в Голливуде использовали восточный танец в таком виде, как Восток представляется в Западных фантазиях. Голливуд способствовал популярности Восточного танца на Западе в течение 40-х и 50-х годов, и результатом был выпуск большого количества альбомов. Голливудский образ был адаптирован профессиональными танцовщицами Среднего Востока и после, опять, уже в таком виде, разошелся по миру.
Информация о работе Основы техники исполнения восточного танца bellydance