Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 12:07, дипломная работа
Цель исследования – состоит в выявлении и определении основ техники исполнения восточного танца bellydance с последующим применением результатов исследования в педагогической деятельности, поскольку пластика bellydance дает возможность иной, более широкой и разнообразной координации движения и освоение нового пластического языка профессиональным исполнителям. Задачи исследования
- изучение и анализ истоков возникновения восточного танца bellydance;
- определение факторов, способствующих происхождению, формированию и развитию восточного танца bellydance;
- определение влияния на развитие техники bellydance хореографического фольклора Египта, стран Персидского залива;
- определение и описание основ техники исполнения восточного танца bellydance.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..с.2
Глава I. Истоки возникновения восточного танца bellydance.. . . . . . . ..с.7
I.1. Древние истоки женского танца.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с.7 I.2. Возникновение восточного танца bellydance.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с.13
I.3.Эволюция техники исполнения восточного танца bellydance.. . . . . . . . .с.17
Глава II. Влияние хореографической культуры Египта и стран Персидского залива на технику восточного танца bellydance.. . . . . . . . .с.22
II.1. Народные танцы Египта. .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с.22 II.2. Народные танцы стран Персидского залива.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с.34 II.3. Особенности техники и манеры исполнения восточного танца bellydance. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с.38
Глава III. Основы техники исполнения восточного танца bellydance.с.43
III.1. Основы постановки корпуса, головы, рук, ног в восточном танце bellydance.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с.43 III.2. Базовые системы движений восточного танца bellydance.. . . . . . . . . . с.46 III.2.1. Движения головы.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . с.48 III.2.2. Движения рук.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . с.49 III.2.3. Движения грудной клетки.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с.52 III.2.4. Движения бедер.. . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с.53 III.2.5. Шимми (тряска).. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с.57
III.3. Использование элементов классического танца при изучении восточного танца bellydance . . . . . . . . . . . .с.60
III.4. Работа с атрибутами в восточном танце bellydance.. . . . . . . . . . . . . . .с.65
III.4.1. Работа с шалью. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..с.65 III.4.2. Работа с тростью. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с.67 III.4.3. Работа с шамаданом. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . .. . . . . . . . с.69 III.4.4. Работа с саблей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с.71
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с.73
Библиография. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . с.76
Список терминов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с.79
Dabka
Одним из самых распространенных фольклорных танцев стран Персидского Залива и за их пределами является танец dabka. Он является неотъемлемой частью фестивалей и различных мероприятий арабского народа на протяжений веков. В этом танце принимают участие и мужчины, и женщины. Dabka исполняется в основном в линиях. Первый танцор линии считается ведущим, одной рукой он ведёт за собой остальных танцоров, задавая им комбинации, исполняемые ногами, другую руку он держит над головой, крутя четки или носовой платок. Не смотря на общие черты, у каждой страны в исполнении этого танца применяются свои распространенные движения и комбинации. Dabka включает в себя почти все хореографические элементы выше перечисленных танцев Аравийского полуострова. (36) В восточном танце bellydance очень часто можно встретить музыкальные фрагменты танца dabka, и задача исполнительниц выделить их хореографически.
Khaliji
Khaliji – в переводе с арабского означает «залив». Это еще один из самых распространенных танцев Персидского залива и за его пределами: Ливан, Иран и Египет. Это и стиль танца, и музыкальный ритм. Танец исполняется женщинами, во многом -- это импровизация. Этот танец носит бытовой характер. Движения танца представляют собой имитацию движений из жизни арабских женщин. Бытует несколько версий происхождения этого танца. Одна из них говорит о том, что танец был создан кочевниками, бедуинами. Считалось, что после длительного пути караван останавливался в оазисе и женщины первым делом предавались омовению. После этого они наряжались в чистые одеяния, в яркие, широкие платья без набедренного пояса, которые называются tob или abaya, а также надевали всевозможные украшения. Такой танец состоит из плавных и активных движений. Много движений исполняется головой, такие например как перебрасывание длинных волос из стороны в сторону, которые имитируют сушку волос, тряска плечами и работа запястий акцентируют внимание на бижутерии женщины. В танце также присутствует партер, где женщины опускаясь на колени акцентируют работу головой (волосами), также присутствуют прыжки с перебиранием ног.
Существует
и вариант khaliji, по восприятию кажущийся сухим
и колким: основной шаг, похожий на
припадание, имитирует хромающею женщину,
которую в наказание за непослушание забивают
камнями. Такая версия происхождения распространена
у арабов суннитского ответвления ислама.
Ритм khaliji -- 3/4 с двумя тяжелыми ударами и паузы. Он называется в Саудовской Аравии khaliji, или ритм adany (из Йемена). Следует отметить, что существует не один khaliji-ритм, этот танец представлен во многих странах Персидского залива. В Саудовской Аравии и в Катаре танец называется raqs khaliji (танцы в Персидском заливе), а в Кувейте он называется samri (saumri), а в ОАЭ он называется aks el nasha'ar .
Все эти фольклорные танцы имеют большое влияние на технику восточного танца bellydance. Так как именно фольклорные движения, арабских танцев, несут в себе базовую систему bellydance.
II.3 Особенности техники и манеры исполнения восточного танца bellydance
Туреский bellydance -- танец, берет свое начало от искусства цыган Турции, затем он развивался при гаремах султанов, а в начале XX века – в театрах Стамбула. В наше время продолжает процветать в Турции, а также в Европе и США. Однажды он был описан как танец, который способен «растопить камень». Разнообразные виды искусств в Турции подверглись влиянию древних греков, римлян и персов, а позже – сельджуков, монголов, народов Средней Азии и египтян. Оттоманская Империя включала в себя Балканы, Грецию, Анатолию, Египет, южную Европу, Сирию, Палестину, Алжир и Кипр, и это повлекло за собой изменения во всех сценических искусствах. Однако, наибольшее влияние на музыку и танцы, bellydance, оказали цыгане, пришедшие с Балкан, Греции и Египта. “Сengis” (танцовщицы) и “koceks” ( танцовщики) развлекали публику. Это никогда не были турки или турчанки, так как представители турецкого народа считали недостойным такое занятие (на исполнителей народных танцев это не распространялось). Это могли быть цыгане, греки, албанцы, армяне, черкесы или евреи. Самыми умелыми и прославленными танцорами были турецкие цыгане. Во времена турецкой оккупации Египта с 1517 года до начала XX века происходил интенсивный культурный обмен между египетскими и турецкими исполнителями. Музыка и танцы Турции также обогащались внутри гаремов, где оказывались исполнительницы из Среднего Востока, Африки, Европы и даже представительницы англо-говорящих культур. Женщины из гаремов, демонстрировавшие танцевальные способности обучались в дальнейшем искусству Терпсихоры и становились придворными танцовщицами Оттоманской Империи. В начале XX века гаремы в Турции были упразднены. Нуждаясь в работе, некоторые из таких специально обученных танцовщиц начали танцевать для публики. Их танцы оказали влияние на уже меняющийся вид искусства европеизированных театров начала XX века.
Изучение турецкого bellydance следует начать с музыки. Типичное турецкое танцевальное представление будет состоять из подборки различных музыкальных стилей. Выражение “Oyun Havalari” означает танцевальную музыку (как правило, восточную танцевальную музыку) и это общее выражение для музыкальных стилей, которые могут содержаться в Восточном танцевальном шоу. Они называются Арабеска и Ромэн Гавази.
Арабеска - это смешанная музыкальная форма, которая сочетает в себе классическую турецкую музыку с арабской. Некоторые из таких музыкальных форм использовались танцовщицами многие десятилетия.
«Ромэн Гавази» в буквальном переводе означает «цыганская» музыка, где используются вариации размеров 2/4, 4/4 и 9/8. Часто используется турецкий chiftitelli, темп- от среднего до довольно быстрого. Заметим, что chiftitelli также существует и в других стилях турецкой музыки, не только в восточном. Размер 9/8 определяет самое глубокое отличие арабской восточной музыки от турецкой. Этот размер присутствует в турецкой классической, восточной и фольклорной музыке. Для танца это семейство асимметричных ритмов варьируется от очень медленных до очень быстрых. Наиболее предпочитаемая версия в Турции- когда делаются акценты на счет 1, 3, 5, 7, 8 (девятый удар не прослушивается). Можно считать заслугой Евы Серник и американского барабанщика Брэда Сидки Сидуэлла знакомство американских танцовщиц с цыганским ритмом 9/8 и его дальнейшее использование в турецком «Oriental Show». До совсем недавнего времени американским танцовщицам, работающим в турецком стиле или так называемом «Американском кабаре-стиле», была наиболее знакома другая версия размера 9/8. Эта версию сейчас называют «кабаре карсилама».
В турецкое восточное танцевальное шоу музыканты включают многие музыкальные части, существующие в египетском аналоге, а именно- быстрое вступление, быстрый финал, таксимы ( импровизации, не содержащие ритма) и барабанные соло. Используются некоторые ритмы египетской музыки 2/4 и 4/4, такие как mfsmudi saghir(baladi), ayub и maksum . Среди инструментов часто присутствует дарбука, тамбурин ( на нём играют вертикально), уд (разновидность лютни), най, канун, кларнет, саз ( также разновидность лютни), сагаты (цымбалы, одеваемые на пальцы рук), деревянные ложки, зурна, давул, цимбал, баглама, аккордеон и скрипка. В последнее время также используются электронный орган и синтезаторы.
Турецкий bellydance похож на египетский, но он не так утончен и изыскан, не столь элегантен, но не менее выразителен. Ему недостает сдержанности и предсказуемости, но это восполняется спонтанностью и страстностью. Оба стиля выразительны, оба игривы. Турецкий bellydance - напористый, страстный и намного более энергичный, танцовщицы даже иногда подпрыгивают. Они используют тряски плечами и бедрами (шимми), прогибы в спине, круговые движения плечами, волнообразные движения всем телом, при изоляции головы, грудной клетки и бедер ( так называемые „нарезки”, поднятия, сбросы, полукруги, полные круги и „восьмерки”) Также- движения животом : волны, вибрации и отдельные „удары”. Танцовщицы поднимают колени, делают батманы или выбросы ног, иногда- высокие. Используют много вращений. Турецие танцовщицы до сих пор танцуют с шалью под медленную музыку или средний ритм. Костюмы оставляют много открытого тела, на них – обилие бисера, подчеркивающее активную работу бедер. Многие танцовщицы танцуют в обуви на высоком каблуке, и это тоже влияет на амплитуду движений бедер. До совсем недавних пор все турецкие танцовщицы во время исполнения танца играли на сагатах. Партерные движения до сих пор весьма популярны в Турции, и они довольно акробатичны, такие мостик, шпагат, тряски на полу и т.д. Как правило, исполнение танце идет под живую музыку, и часто это импровизация. Есть особенность, характерная исключительно для турецкого танца bellydance--это использование группы жестов цыганского происхождения. До недавнего времени музыка цыган ghawazee была важной и даже неотъемлемой частью oriental- show.
Сейчас многие турецкие танцовщицы имитируют египетский стиль и предпочитают египетскую восточную танцевальную музыку, а также арабскую поп-музыку. И это неблагоприятно сказывается на турецком bellydance. Танец движим музыкой, а арабская музыка дает другое настроение и другую «энергию». Когда турецкие танцовщицы накладывают свой танец на арабскую музыку, он теряет оригинальный колорит. Популярность египетского стиля также происходит от того, что сейчас мало танцуют с сагатами и некоторые танцоры теряют музыкальность. К сожалению, многие танцовщики из других стран, интересующиеся турецким стилем, смотрят в интернете видео, где танцуют уже в «новом турецком стиле» и думают, что таким турецкий bellydance был всегда.
За последние два десятка лет в Турции лучшими исполнительницами восточного танца были Несрин Топкапи, Тулай Карака, Сема Йилдез и Биргуль Берай.
Турция немилосердна к танцовщицам, которые рано или поздно стареют. Это не похоже на ситуацию в Египте, где знаменитейшие танцовщицы продолжают выступать в возрасте 50-60 лет и даже старше. Очень популярные турецкие танцовщицы нынешних дней -- Асена и Дидем (цыганка по происхождению ), обе они учились у Семы Йилдез, но сейчас они внедряют египетский стиль в свой танец. Многие другие танцовщицы делают то же самое. Присутствие многих нетурецких танцовщиц может быть и является причиной того, что сложный ассиметричный размер 9/8 сейчас не так распространен, как ранее. Несмотря на эту тенденцию в стиле, победительницей очень популярного танцевального конкурса «Oryantal Star 2007», транслируемого по телевидению, стала Рейан, женщина, которая танцевала в традиционном и истинно турецком цыганском стиле. Значит, судьи предпочли аутентичное исполнение, и это хороший знак.
Глава III: Техника исполнения восточного танца bellydance.
III.1 Основы постановки корпуса, головы, рук, ног в восточном танце.
Как и в любых других танцах, в bellydance есть свои основы, и они имею как сходство, так и отличия от других танцев. До начала XX века и стремительного роста bellydance исполнительницы этого танца танцевали в народной манере исполнения, почти всегда на одном месте. Главной задачей исполнителя является передача ритмов и музыки посредством своего тела. Из этого следует, что корпус должен иметь естественное вертикальное положение. Корпус в танце принимает активное участие, все его части могут акцентировать музыкальные удары и ритмы, поэтому тело не должно быть напряженным и вытянутым как в других танцах. Стоя в вертикальной позе нужно следить за тазобедренным суставом, рекомендуется не выпячивать его назад и прогибать поясницу. Если вы не акцентируете музыку тазобедренным суставом, то он должен быть втянут и поясница должна иметь ровное положение.
При наклонах корпусом вперед на 90 градусов грудная клетка должна вытягиваться в перед, но при элементах движения таких как «бочка на 360 градусов» корпус должен быть расслаблен. Положения головы, в современном bellydance, очень разнообразны. До того как bellydance был вынесен на сцену и исполнители ознакомились с первой точкой зала, точкой зрителей, танец исполнялся в небольшом пространстве где зрители сидели по кругу. Так как танцовщица исполняла в основном свой танец стоя, а зрители сидели вокруг, то голова исполнительницы была чуть опущена. Отсюда и есть это положение головы с чуть опущенным подбородком к грудной клетке. Так же голова часто «смотрит» вниз, но не на пол, а на бедра, когда исполнительница ими акцентирует музыку.
Как и в случае с остальными движениями bellydance, ключ к выразительному исполнению движений рук и кистей – изолирование. Для начала нужно поработать над движениями, которые изолируют плечи, локти, запястья и пальцы. Чтобы исполнить «змеиные руки», например, необходимо включить в работу все эти части тела. И в каждом месте следует усердно прорабатывать собственное изолированное движение, до тех пор, пока оно не станет ровным и не сможет органично перейти в следующее. Не нужно забывать, что положения и движения рук проистекают из солнечного сплетения, и включает в себя работу мышц грудной клетки и спины.
Каждое положение рук по-своему влияет на исполнительницу и её зрителя. Одни положения рук придают величавости, другие «замедляют» или наоборот «убыстряют» танец. Некоторые позы рук дают возможность вызвать энергию и послать ее в зрительный зал. Другие положения рук являются просто сопровождающими и нужны действию бедер или лица. Также можно обнаружить, что существуют положения, которые просто уравновешивают корпус в танце при наклонах. Есть и положения рук называемые «рамки» Когда танцовщица заключает что-либо в «рамки», это попадает в фокус зрительского внимания. Можно заключить в рамки рук лицо или бедра (бедро).
Творческая визуализация – одно из необходимых условий чарующего движения. Нужно представлять, видеть мысленным взором все формы, все очертания, которые могут создать руки и кисти. Это могут быть изящные, легкие штрихи к танцу, волны, восьмерки, воображаемые шарики энергии, которые вы держите в руках и отдаете зрителям. Обращение к природе, подражание движению бабочки, птицы, ветра или волн. Различная жестикуляция, передающая смысл песни или чувств. Руки имеют положения, взятые с фольклора и балета, очень распространена III классическая поза рук и смешанные позы I и II. Основное положение рук в стороны: руки занижены, локти на уровне талии, кисти ладонями в пол, локти при этом тоже должны смотреть в пол.
Информация о работе Основы техники исполнения восточного танца bellydance