Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 12:07, дипломная работа
Цель исследования – состоит в выявлении и определении основ техники исполнения восточного танца bellydance с последующим применением результатов исследования в педагогической деятельности, поскольку пластика bellydance дает возможность иной, более широкой и разнообразной координации движения и освоение нового пластического языка профессиональным исполнителям. Задачи исследования
- изучение и анализ истоков возникновения восточного танца bellydance;
- определение факторов, способствующих происхождению, формированию и развитию восточного танца bellydance;
- определение влияния на развитие техники bellydance хореографического фольклора Египта, стран Персидского залива;
- определение и описание основ техники исполнения восточного танца bellydance.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..с.2
Глава I. Истоки возникновения восточного танца bellydance.. . . . . . . ..с.7
I.1. Древние истоки женского танца.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с.7 I.2. Возникновение восточного танца bellydance.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с.13
I.3.Эволюция техники исполнения восточного танца bellydance.. . . . . . . . .с.17
Глава II. Влияние хореографической культуры Египта и стран Персидского залива на технику восточного танца bellydance.. . . . . . . . .с.22
II.1. Народные танцы Египта. .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с.22 II.2. Народные танцы стран Персидского залива.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с.34 II.3. Особенности техники и манеры исполнения восточного танца bellydance. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с.38
Глава III. Основы техники исполнения восточного танца bellydance.с.43
III.1. Основы постановки корпуса, головы, рук, ног в восточном танце bellydance.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с.43 III.2. Базовые системы движений восточного танца bellydance.. . . . . . . . . . с.46 III.2.1. Движения головы.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . с.48 III.2.2. Движения рук.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . с.49 III.2.3. Движения грудной клетки.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с.52 III.2.4. Движения бедер.. . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с.53 III.2.5. Шимми (тряска).. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с.57
III.3. Использование элементов классического танца при изучении восточного танца bellydance . . . . . . . . . . . .с.60
III.4. Работа с атрибутами в восточном танце bellydance.. . . . . . . . . . . . . . .с.65
III.4.1. Работа с шалью. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..с.65 III.4.2. Работа с тростью. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с.67 III.4.3. Работа с шамаданом. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . .. . . . . . . . с.69 III.4.4. Работа с саблей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с.71
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с.73
Библиография. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . с.76
Список терминов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с.79
Raks Sharqi в переводе с арабского означает «Танец Востока». Свое начало этот восточный танец берет в конце XIX века и в начале XX века. Вдохновленная Голливудом египетская киноиндустрия добавила в танец сверкания блесток и звон монет. В музыке стали использоваться западные мотивы, смешиваясь с местным колоритом. Знаменитые исполнительницы XX века создавали и синтезировали его. С полной уверенностью можно сказать, что матерью этого стиля является Бадия Масабни.
Бадию Масабни по праву называют крестной матерью восточного танца. Она родилась в Сирии, но в начале XX века переехала в Египет и стала зарабатывать на жизнь в качестве танцовщицы и актрисы. В 1926 году, накопив достаточно средств, она открыла в Каире первый мюзик-холл. Надо сказать, что Каир в то время был центром развлекательной индустрии Востока, некий аналог Голливуда. Бадия назвала свое заведение «Казино Опера» (в истории оно стало так же известно, как «Казино Бадии», «Кабаре мадам Бадии»). В этом ночном клубе можно было услышать прекрасное пение, посмотреть восхитительные танцы, а также понаблюдать за представлением различных фокусников. Казино Бадии быстро начало завоевывать популярность: его с удовольствием посещал не только арабский бомонд, но и гости со всего мира.
Одним из главных вкладов Бадии Масабни в развитие восточного танца было обогощение существующих традиций в его исполнении. Так, например, в те времена танцовщицы использовали ограниченный набор движений руками, Бадия же предложила поднимать их над головой и делать ими плавные движения (змеиные ручки). Также мадам Масабни первая заговорила об использовании большего пространства сцены во время представления (традиционно девушки танцевали, не сходя с места). Использование заранее продуманной хореографии вместо импровизации, танцы с различным реквизитом (например, с платком) - это тоже заслуга Бадии. Возможно, ее вдохновили представления Айседоры Дункан (1877-1927) в Париже. Правда, существует общепринятое мнение, что основу популярности использования платков и стандартных сейчас костюмов (состоящих из бра и пояса с юбкой) заложили голливудские фильмы.
Еще одна великолепная идея Бадии Масабни касалась музыки - она предложила добавить «классические» музыкальные инструменты к традиционной схеме из бубна (riqq), барабана (derboukka) и нея (nay, ney - подобие флейты), зурны (zurna – семейство габоя).
И именно из «Казино Опера» начался путь двух легендарных звезд восточного танца, обученных самой Бадией Масабни. Они были самыми известными и выдающимися танцовщицами в середине 20 века. Их имена - Самия Гамаль и Тахия Кариока.
Самия Гамаль родилась в 1924
году в небольшом египетском городке Вана.
Вскоре вся семья переехала в Каир и поселилась
рядом со знаменитым базаром Кхан-эль-Кхалили.
Жизнь Самии изменилась после знакомства
с Бадией Масабни, которая предложила
девушке присоединиться к труппе. Через
некоторое время она стала солисткой и
представила публике более свободный
и усовершенствованный стиль танца. Вскоре
Самия включила в свои сольные выступления
элементы из классического балета и латиноамериканских
танцев. Одной из первых она стала танцевать
на высоких каблуках. В 1949 году король
Египта Фарук провозгласил Самию Гамаль
"Национальной танцовщицей Египта".
В начале 50-х годов Самия приезжает в США.
Она появляется на обложке Life, дает представления
в The Latin Quarter , ультрамодном
в то время Нью-Йоркском ночном клубе.
Тахия Кариока была и остается
одной из ярких легенд восточного танца.
Ее даже называли "Мерлин Монро арабского
мира". Она родилась в 1915 году в городе
Исмайла. В юные годы она брала уроки классического
танца у Т.Ивановой, которая была приглашена
в Египет королем Фарук, для обучения
его дочерей классическому танцу. Позже
ее танец увидели на улице Мохамеда Али,
каирском эквиваленте Бродвея. Ее назвали
"Кариока" в честь одноименного бразильского
танца, который Тахия часто исполняла
в 30-х годах, работая в "Казино мадам
Бадии". Это был некий вариант самбы,
популяризованный в 30-х годах американскими
звездами Фредом Астером и Джинжер Роджерс.
Соперничество в "Казино Опера" было сильным, особенно с Самией Гамаль, которая также танцевала там в начале своей карьеры. Но слава Тахии быстро выросла в 30-40-е годы, так что даже Король Египта Фарук пригласил ее танцевать на своей свадебной церемонии. Ее стиль очень сильно отличался от танцев сильнейшей конкурентки - Самии Гамаль. Ее энергичная хореография эффектно соединила элементы традиционного baladi и более современного "cabaret dance". Слияние стилей было ее собственным изобретением. Она создала свой танцевальный словарь поворотов, движений руками, бедрами, который на десятилетия вошел и стал базовой основой в восточном танце bellydance.
В те годы многие танцовщицы, помимо выступлений на сцене, выступали в качестве героинь фильмов. Экранным дебютом Тахии была маленькая роль в Doctor Farhat (1935), ознаменовавшей начало актерской карьеры, в течение которой она снялась в более чем 120 фильмах. Кроме этого она играла в театре и снималась в "мыльных операх". К середине 40-х годов Тахия Кариока была признана звездой экрана, а к 1950 годам, с помощью своих ролей, приобрела имидж роковой женщины. (24)
Современный вариант raks sharki, это как визитная карточка профессиональной танцовщицы. Этот танец сопровождается богатой инструментальной музыкой, в которой изменяются ритмы и инструменты, акцентируя фольклорные вставки. Исполнительница восточного танца должна эти акценты выразить хореографически, и показать свои знания в области народных танцев Ближнего Востока. Можно сказать, что raks sharqi - это восточный танец, с элементами европейских музыкальных мотивов и хореографический микст: балета, модерна, джаза и египетского фольклора.
Глава II: Влияние хореографической культуры стран Персидского Залива на формирование техники bellydance
II.1 Народные танцы Египата
Faraonik dance
Древнеегипетское искусство стало очень модным, появилось множество стилизаций и подражаний художественному стилю Древнего Египта в различных видах искусства. В хореографии также появились танцы подражающие древнеегипетскому стилю, в основе которых лежит изобразительное искусство (фрески, скульптуры и т.д.) Древнего Египта. Танцы в этом стиле получили название faraonik.
Семь тысячелетий
назад древние египтяне уже имели высокоразвитое
искусство, что запечатлено на фресках
древних храмов и усыпальниц.
Времена фараонов оставили нам так же
и свидетельства бытования в те времена
различных танцев: некоторые были весьма
сложными в их состав входили акробатические
элементы, другие – очень торжественными,
третьи – живыми и динамичными. На рисунках,
обнаруженных в храмах и захоронениях,
изображены танцоры, прохаживающиеся
колесом, стоящие на руках или выгнутые
«мостиком». Танцы в основном исполнялись
группами, костюмы исполнителей иногда
представляли собой не более чем своего
рода кожаный пояс с фетишами и амулетами,
оберегающими от злых сил, они являлись
дополнением к основному костюму(25).
Детальное изучение изображений танцовщиц показало, что художники часто копировали ряд различных шагов в исполняемых некоторых танцах, и часть из этих танцев даже были восстановлены. Движения египетских танцев в основном получали названия тех движений, в реальной жизни которым подражали танцоры. Например, существовали движения «продвижение животного», «добыча золота» и «удачный захват лодки».
Танцевальные труппы профессиональных исполнителей нанимали для выступлений на званых обедах, пирах в богатых домах и даже иногда в религиозных храмах.
Танец в Древнем Египте являлся чем-то большим, нежели приятным времяпрепровождением. Археологи и сейчас находят изображения женских фигур Додинастического периода, возможно, богинь или жриц, танцующих с руками, поднятыми выше головы. Акт танца, несомненно, был важной частью религиозного ритуала и празднований в Древнем Египте.
Музыкальные и танцевальные выступления были значительной частью светской и религиозной жизнью Древнего Египта (26). Этот важный аспект жизни египтян запечатлен ими еще во время Додинастического периода: церемониальные дощечки и каменные сосуды указывают на важность музыки в самый ранний из периодов древнеегипетской истории. Значимость музыки в повседневной жизни Египта подчеркивает огромное количество музыкальных инструментов, выставленных в музеях по всему миру.
Ритмы и древнеегипетские музыкальные инструменты очень отличаются от современных, используемых в ориентальной музыке. Судя по древним произведениям искусства, египтяне использовали арфы, флейты, струнные инструменты, напоминающие современный saz (лютня с длинным грифом), рамочные барабаны и систрумы (систрум – это вид погремка, атрибут египетской богини Изиды). В связи с тем что не сохранилось иных свидетельств того, какими же были танцы времен фараонов, судить о них можно лишь по настенным росписям и барельефам. Глядя на них, можно предположить, что они были довольно статичными. Единственное, в что можно с уверенностью предположить, так это то, что музыка и ритм играли в них важную роль. Ритм подчеркивался хлопками в ладоши и различными ударными инструментами, некоторые танцоры аккомпанировали себе деревянными хлопушками.
Разнообразие инструментов, на которых играли древние египтяне, велико. Это были трещотки из слоновой или обычной кости, арфы и лютни, ударные инструменты типа барабанов, систров, тарелок.
В Древнем Египте существовало четыре основных типа музыкальных инструментов это:
-- самозвучащие инструменты (идиофоны): трещотки, систры, тарелки и колокольчики. Эти инструменты обычно использовались в религиозных культах, обрядах и церемониях.
-- ударные с мембраной (мембранофоны). Это тамбурины, на которых обычно играли на пирах, общественных сборах и т. п., и барабаны - для военных процессий и религиозных ритуалов.
-- духовые (аэрофоны). Инструменты типа флейт, двойных кларнетов, двойных гобоев, труб и горнов. Их главным образом использовали для исполнения армейских и военных гимнов. Самый ранний пример aerophones была флейта из тростника.
-- струнные (хордофоны) были трех типов: арфа, лютня и лира, которую принесли с собой азиатские завоеватели.
В Древнем Египте танцы можно подразделить на: священные, воинские, светские, гимнастические. Примером воинского танца может служить танец под названием «Танец с бамбуковой палкой», который демонстрировал мастерство танцоров в использовании бамбуковой палки в качестве самозащиты. Для того чтобы изгонять злых духов, были танцы оленя и павлина, в которых танцовщицы выражали любовь к природе и ее красоту, выраженную в различных формах.
Немецкий исследователь А. Файдмана считает что: «Танец во времена фараонов имел очень большое значение для древних египтян. Особенно для выражения радости. Обычно танцовщицы создавали специальные танцы ко времени сбора урожая. Были танцы для выражения их глубокой благодарности и восхищения по случаю возобновления жизни. Танцовщица начинала танец медленно, плавными движениями, как будто она медитировала или была погружена в молитвы. Затем движения становились сильнее и энергичнее, выражая силу и жизненность плодородия; затем она возвращалась к плавным медитирующим движениям».(27)
В конце XIX – начале ХХ века европейское и американское общество были зачарованы раскопками и открытиями в Египте. Мир Древнего Египта интриговал и пленял, и модные тенденции, распространяющиеся тогда в обществе, были связаны с этой «вновь» открытой культурой.
Безусловно, чтобы поставить танец в данном стиле, необходимо начать с изучения культуры Древнего Египта, в особенности культов богинь Хатор, Баст и Изида: в религиозных ритуалах где большое место занимал танец. Почувствовав «вкус» этой культуры, можно точнее и убедительнее интерпретировать ее в танце. Когда Дэлилю Флинн спросили о том, как она сочиняет свои танцы фараонов, вот какой был ответ: «Чтобы создать выразительный танец, мне нужно думать как древняя египтянка. Я пытаюсь стать ею, читая филологические и религиоведческие материалы о Древнем Египте, сочинения ученых о повседневной жизни египтян, изучаю иероглифы, посещаю храмы Египта и медитирую для вдохновения. Я изучаю одежду, делаю ее, ношу ее, постигаю суть движения. Я шью, рисую, плету бисером. Я слушаю музыку, которую слушали тогда. Для египтян все их боги и богини живы. Я же воскрешаю их со страниц истории и они начинают жить для меня. У всего есть смысл, суть. Я – артист, я должна быть окрещена, погружена полностью».(28)
Айседора Дункан однажды сказала: «У культур нет движений, есть только их повторные открытия».Айседора Дункан, а позже Руфь Дэнис были вдохновлены на создание своих танцев в древнеегипетском стиле. Впрочем, сценические работы тех лет следует рассматривать скорее как своего рода инновацию и талантливое творение вдохновленных мастеров танца, поскольку в то время их танец был полностью основан на представлениях американцев и европейцев о том, какими были древние цивилизации или какими хотелось их видеть. Поэтому танцы А. Дункан и Р. Дэнис в древнеегипетском стиле нельзя назвать возрождением древнего танца в его исторической сущности и подлинности.
Ghawasee
Ghawasee –танец египетских цыганских, их поселение находиться на юге Египта. Это танец со своим собственным четко различимым стилем, передаваемым от матери к дочери. Мужчины семьи, как правило аккомпанируют выступлениям женщин на праздниках, свадьбах и частных вечеринках обеспечивают материально всю семью. Музыка, танец и культурные атрибуты египетских цыган заметно отличаются от культуры народа saidi, исторически населяющего эту территорию. Ассортимент движений ghawasee более ограничен и однообразен, чем в других фольклорных танцах. Танцовщицы компенсировали однообразие лексики, разнообразием движениями кистей рук и многообразием ритмов которые издают сагаты.
Народность ghawasee происходит от цыган осевших в Египте и является самым известным народам, танцующим в Египте. Женщины ghawasee зовутся «ghawasee», а мужчины «ghazee». Они не похожи на египтян и считается, что их женщины — самые красивые. Ghawasee живут в любой большой деревне Египта, особенно на севере страны, а также в городах дельты Нила. Женщины ghawasee веками танцевали на улицах, на базарах и праздниках, свадьбах. Это были самые известные танцовщицы Египта. Стиль этого танца был не слишком изысканным, но полным цыганского темперамента.(29)
Упоминания о ghawasee в египетских хрониках можно найти только за последние 200 лет. Одной из причин недостатка данных о танцорах и их танце является игнорирование культуры ghawasee религиозными деятелями ислама. Хотя в Коране специально и не упоминается о мирских танцах, каким является bellydance, многие толкователи Корана сумели подвести под bellydance религиозную основу. Танцы, пение и музыка для мусульман регулируются сложным набором социальных норм и классифицируются в соответствии с их жанром (семейные торжества, выступление на улице и т.д.). Ghawasee которые танцевали на улицах с непокрытой головой, конечно же вызывали неудовольствие религиозных деятелей того времени, и о них было запрещено писать.
Ghawasee – это и знаменитые танцовщицы, упоминания о которых очень часто встречаются в отчетах западных путешественников по Египту, начиная с XVIII века. Говорят, что ghawasee - это неистощимый источник Египетского восточного танца. Сто пятьдесят лет назад, профессиональных танцовщиц Каира и его окрестностей называли ghawasee. Сегодня этим термином в Египте называют танцовщиц сельской местности, которые все ещё выступают в традиционном стиле, ничего не добавив к своему репертуару от классического балета, латиноамериканских танцев или современного танца, как это сделали «восточные танцовщицы» египетских ночных клубов… Ghawasee работают с различными аксессуарами, и не только с сагатами. Из ритмов для ghawasee часто используют malfuf ( 3-ех ударный ритм на 2/4) или быстрый saidi (5-ти ударный ритм на 4/4). И вообще отличительная черта стиля - танцовщица рассказывает жестами о том что поется в песне. Из одежды - обтягивающее платье saidi (без широких рукавов), на бедра платок, или кафтан, который одевается поверх широких брюк и рубашки. Шаль с бахромой или даже две завязывается вокруг бедер.
Информация о работе Основы техники исполнения восточного танца bellydance