Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 19:36, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотреть скульптуру России и за рубежом в историческом контексте.
Задачи:
- рассмотреть концепт скульптуры как историческое явление;
- изучение материалов и инструментов, используемых при создании скульптуры и саму технику изготовления скульптуры малых форм;
- выявление основных аспектов методики преподавания скульптуры в системе высшего художественного образования;
- выполнение авторской скульптуры малых форм.
Введение
Глава 1. История развития скульптуры в России и за рубежом
Глава 2. Инструменты и материалы, используемые в работе. Технология изготовления скульптуры
2.1. Разработка творческих эскизов будущего изделия
2.2. Материалы и инструменты, используемые в работе
2.3. Последовательность выполнения скульптуры
Глава 3. Основные аспекты методики преподавания скульптуры в системе высшего художественного образования
Заключение
Список литературы
В условиях кризиса буржуазной культуры в 20 в. развитие скульптура принимает противоречивый характер и зачастую связано с различными модернистскими течениями и формалистическими экспериментами кубизма (А. П. Архипенко, А. Лоран), конструктивизма (Н. Габо, А. Певзнер), сюрреализма (Х. Арп, А. Джакометти), абстрактного искусства (А. Колдер) и т. п. Модернистские тенденции в скульптуре, порывающие с национальными реалистическими традициями, приводят к полному отказу от изображения действительности, нередко - к созданию декларативно антигуманистических образов.
СКУЛЬПТУРА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА.
Модернистским течениям последовательно противостоит советская скульптура, развивающаяся по пути социалистического реализма. Её становление неотделимо от ленинского плана монументальной пропаганды, на основе которого были созданы первые революционные памятники и памятные доски, а в дальнейшем многие значительные произведения монументальной скульптуры. В памятниках, сооруженных в 20-30-х гг. (В. И. Ленину, скульптор С. А. Евсеев, и С. М. Кирову, скульптор Н. В. Томский, - в Ленинграде; К. А. Тимирязеву, скульптор С. Д. Меркуров, см. илл., и Н. Э. Бауману, скульптор Б. Д. Королев, - в Москве; Т. Г. Шевченко в Харькове, скульптор М. Г. Манизер), в монументально-декоративной скульптуре, украшавшей крупные общественные здания, станции метрополитена. Центральными в скульптуре 20-30-х гг. становятся тема революции ("Октябрь" А. Т. Матвеева), образ участника революционных событий, строителя социализма. В станковой С. большое место занимают портрет ("Лениниана" Н. А. Андреева; работы А. С. Голубкиной, С. Д. Лебедевой, В. Н. Домогацкого и др.), а также изображение человека-борца ("Булыжник - оружие пролетариата" И. Д. Шадра), воина ("Часовой" Л. В. Шервуда), рабочего ( "Металлург" Г. И. Мотовилова). Развивается анималистическая скульптура ( И. С. Ефимов, В. А. Ватагин), заметно обновляется скульптура малых форм (В. В. Кузнецов, Н. Я. Данько и др.). В годы Великой Отечественной войны 1941-45 на первый план выступает тема Родины, советского патриотизма, коммунизма, идеи существовавшего строя, личностей эпохи воплотившаяся в портретах героев (В. И. Мухина, С. Д. Лебедева, Н. В. Томский), в напряженно-драматичных жанровых фигурах и группах (В. В. Лишев, Е. Ф. Белашова и др.).
Трагические события и героические свершения военных лет нашли особенно яркое отражение в скульптуре мемориальных сооружений 40-70-х гг. (Е. В. Вучетич, Ю. Микенас, Л. В. Буковский, Г. Йокубонис и др.). В 40-70-х гг. скульптура играет активную роль декоративного или пространственного организующего компонента в архитектуре общественных зданий и комплексов, используется при создании градостроительных композиций, в которых наряду с многочисленными новыми памятниками (М. К. Аникушин, В. З. Бородай, Л. Е. Кербель, А. П. Кибальников, Н. Никогосян, В. Е. Цигаль и др.) важное место принадлежит садово-парковой скульптуре, статуям на автострадах и подъездных путях к городу, скульптурному оформлению жилых кварталов и т. п. Для скульптуры малых форм, проникающей в быт, примечательно стремление эстетически индивидуализировать современный интерьер. Острое чувство современности, поиски путей обновления пластического языка характерны для станковой скульптуры 2-й половины 50-70-х гг. Общими для многих национальных школ советской скульптуры являются стремление воплотить характер современного человека - строителя коммунизма, обращение к темам дружбы народов, борьбы за мир. Те же тенденции присущи и скульптуре других социалистических стран, выдвинувшей ряд крупных мастеров (К. Дуниковский в Польше, Ф. Кремер в ГДР, А. Августинчич в Югославии, Ж. Кишфалуди-Штробль в Венгрии и др.). В западно-европейской скульптуре реакция против фашизма и войны вызвала активизацию наиболее прогрессивных сил, способствовала созданию произведений, проникнутых высоким гуманистическим пафосом (скульпторы М. Мадзакурати, Дж. Манцу в Италии, В. В. Аалтонен в Финляндии и др.). Скульптура передовых художников пропагандирует прогрессивные идеи современности, с особой широтой, эпичностью и экспрессией воссоздаёт исторические и современные события, в то время как представители различных модернистических течений порывают живую связь с реальностью, уходя от актуальных жизненных проблем в мир субъективной фантастики и формалистических экспериментов.
2. Виды скульптуры, технология изготовления
Различают две основные разновидности скульптуры: круглую скульптуру,
которая свободно размещается в пространстве, и рельеф, где изображение
располагается на плоскости, образующей его фон. К произведениям круглой
скульптуры, обычно требующей кругового обзора, относятся: статуя (фигура в рост), группа (две или несколько фигур, составляющих единое целое),
статуэтка (фигура, значительные меньшая натуральной величины), торс
(изображение человеческого
Формы рельефа варьируются в зависимости от его назначения и
положения на архитектурной плоскости (фриз, фронтонная композиция, плафон и т. д.). По высоте и глубине изображения рельефы подразделяются на низкие - барельеф, высокие - горельеф, углублённые и контррельефы.
По содержанию и функциям скульптура делится на монументально-декоративную, станковую и так называемую скульптуру малых форм. Хотя эти разновидности скульптуры развиваются в тесном взаимодействии, у каждой из них есть свои особенности.
Монументально-декоративная скульптура рассчитана на конкретное архитектурно-пространственное или природное окружение. Она носит ярко выраженный общественный характер, адресуется к массам зрителей, размещается, прежде всего, в общественных местах - на улицах и площадях города, в парках, на фасадах и в интерьерах общественных сооружений. Монументально-декоративная скульптура призвана конкретизировать архитектурный образ, дополнять выразительность архитектурных форм новыми оттенками. Способность монументально-декоративной
скульптуры решать большие идейно-образные задачи с особой полнотой
раскрывается в произведениях, которые называют монументальными и к которым обычно относят городские памятники, монументы, мемориальные сооружения. Величавость форм и долговечность материала соединяются в них с приподнятостью образного строя, широтой обобщения.
Станковая скульптура, прямо не связанная с архитектурой, носит более
интимный характер. Залы выставок, музеев, жилые интерьеры, где её можно
рассматривать вблизи и во всех деталях, являются обычной её средой. Тем
самым определяются особенности пластического
языка скульптуры, её размеры, излюбленные
жанры (портрет, бытовой жанр, ню, анималистический
жанр). Станковой скульптуре в большей
мере, чем монументально-
Скульптура малых форм включает широкий круг произведений, предназначенных преимущественно для жилого интерьера, и во многом смыкается с декоративно-прикладным искусством. К скульптуре малых форм принадлежат также монеты, медали и геммы.
2.1 Разработка творческих эскизов будущего изделия
Тема данной курсовой работы «Музыкант». При разработке эскизов на ум приходят старые военные фильмы, в которых очень ярко и точно изображен этот образ. Это и молодые парни, которые только попали на войну, и уже бывалые вояки, которые стараются не унывать. На войну они брали не только оружие, но и музыкальные инструменты. Для того, чтобы приступить к созданию скульптуры необходимо разработать эскиз будущего изделия на бумаге в нескольких вариантах. После того, как рисованный эскиз будет окончательно готов, необходимо его выполнить в небольшом размере из пластического материала (глины или пластилина) - это делается для того, чтобы на черновом варианте понять с какими трудностями придется столкнуться при выполнении уже самой скульптуры.
2.2 Материалы и инструменты
Важен и сложен вопрос выбора материала для скульптуры, связь материала с содержанием и формой, допустимость перевода одного и того же произведения в различные материалы. Создавая скульптурное произведение, мастер мыслит его в определенном материале.
По большому счету
скульптуры можно делать из
чего угодно. Классическая скульптура
- мраморная скульптура. Именно этот
великолепный материал - роскошный
внешне и удобный в обработке
- использовали художники
Материалы для изготовления моделей скульптур:
1.Пластилин, гипс, пластик, дерево.
2. Воск, парафин, стеарин; технический желатин, столярный клей.
3. Полистирол (пенопласт) - ячеистый пластик.
Лучший материал для
лепки — глина, особенно если
речь идет о крупных
Моя скульптура изготовлена из глины, т. к. для меня это более удобный материал. Основу из металлического каркаса я не делала. Он не понадобился, потому что фигура музыканта сидит и является устойчивой.
2.3 Последовательность выполнения скульптуры
Самый лучший инструмент
при работе с глиной — рука (ладонь, пальцы).
Для снятия излишнего материала применяются
петли, которые можно сделать из обычной
проволоки, лучше латунной или из нержавеющей
стали. В некоторых местах, особенно при
работе с неживым материалом (например,
складки одежды), применяют стеки (стека),
которые делают металлическими или из
прочной древесины с пропиткой их маслом,
чтобы не прилипали глина, пластилин.
Станок для больших скульптур
имеет вращающуюся крышку на роликах.
Размер его должен быть таким, чтобы работа
находилась на уровне глаза стоящего скульптора.
На уровне глаза располагается и натурщик
(поэтому для него ставится стул на подставке).
Работать лучше в комнате
с верхним освещением или при рассеянном
свете. Необходимо предусмотреть также
место для отхода и обозрения работы.
Каркас выполняется из металла, что лучше, или из дерева и должен быть прочным и устойчивым. При работе с небольшим бюстом с использованием пластилина или эглина удобно поверх деревянной крестовины прикрепить для фиксирования головы скульптуры кусок многожильного кабеля. Он дает возможность изменять наклон и поворот головы, что важно при поиске композиции и ракурса. Кресты на проволочках, изображенные на рисунке, применяются для удерживания глины. Но в своей работе каркас я не использовала.
Работая с глиной, ее вынимают из емкости для хранения так, чтобы оставались углубления и выступы, тогда она в этих местах будет различной по мягкости. Глину кладут плотно вокруг каркаса, а дальше — так, чтобы она формовалась легко. В перерывах скульптуру держат под влажной тряпкой. Засушенные места лучше срезать.
3. Основные аспекты методики преподавания данной дисциплины
Скульптура как один из видов изобразительного искусства представляет собой благодатную почву для развития творческого воображения студентов, для формирования их художественного и эстетического вкуса. На протяжении столетий наряду с рисунком, живописью и композицией она является одной из основных академических дисциплин в системе художественного образования. Творческая деятельность в области объемной пластики не дается легко в силу физических, материальных и временных затрат связанных с ее созданием. Занятия скульптурой наиболее плодотворно активизируют воображение студентов в процессе создания эстетически ценных художественных образов в процессе творческой деятельности. Активная работа над образом способствует раскрытию внутреннего духовного богатства студентов, проявлению их индивидуальных особенностей и накоплению творческого опыта.
Специфические изобразительные и выразительные возможности скульптуры с точки зрения ее форм и проявлений, а также функциональных характеристик, весьма многообразны. Творческая деятельность студентов на занятиях скульптурой, организованная педагогом с учетом индивидуальности психологических типов, механизма творческого процесса и особенностей его протекания у каждого из них, будет способствовать развитию их способностей и формированию творческого воображения.
Если представить преподавание скульптуры как целостную методическую систему, то она должна будет обладать такими качествами как:
• оптимальное сочетание методов обучения с внедрением новых технологий и форм организации обучения;
• использование системы творческих заданий и специальных упражнений, формирующих художественное воображение и направленных на освоение студентами поисково-творческой деятельности;
• интеграция обучения скульптуре с другими дисциплинами (рисунок, композиция, история искусств и т.д.), единство теории и практики, тесная взаимосвязь теоретических знаний, практических умений и навыков в работе с различными скульптурными материалами;
• использование известных в педагогике дидактических принципов и их взаимосвязь, то развитие художественного воображения у студентов в учебно-творческом процессе на занятиях по скульптуре будет более эффективным и качественным.
В работе со скульптурой, и особенно с переводом ее в пластические материалы, заложены большие развивающие возможности. Изучение теоретических основ скульптуры и использование возможностей различных материалов в процессе обучения студентов скульптуре является необходимым условием развития творческих способностей, в частности художественного воображения.
Информация о работе Скульптура России и за рубежом в историческом контексте