Становление академической школы в европейской традиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

В таком случае, самой истории искусства для них как бы и не существует. Она является лишь малоинтересной пропедевтикой для новейшего положения искусства, в котором манера явно победила натуру. Между тем в академической традиции есть важная проблема, сближающая позицию Вазари, Беллори, Ван Мандера, Зандрарта и многих других теоретиков.

Содержание работы

Введение 2
Глава I. Первые академии 16
Платоновская Академия 19
Академия Леонардо да Винчи 31
Флорентийская Академия 31
Академия Баччо Бандинелли 31
Глава II. Академия Рисунка во Флоренции и Академия св. Луки в Риме 31
Академия Рисунка во Флоренции 31
Академия св. Луки в Риме 31
Академия Карраччи 31
Глава III. Распространение академической школы в Европе 31
Академия в Севилье 31
Академия в Антверпене 31
Академия в Нюрнберге 31
Венская академия 31
Академии в Гааге 31
Королевская Академия в Париже 31
Копенгагенская академия 31
Лондонская Академия 31
Глава IV. Развитие эстетических принципов академической школы 31
Глава V. «Всеобщее мастерство» 31
Академическое художественное образование в современной культуре 31
Отношение к традиционализму и ретростилизации 31
Художественное образование в цеховой и академической традиции 31
«Подражательность» и «манерность» 31
Штудии и индивидуальная манера 31
Развитие представлений о профессиональной традиции от Ренессанса к Просвещению 31
Глава VI. Академическая теория и «искусства подражания». 31
Глава VII. Гильдии, Академии художеств, галереи — трансформация понятия шедевра в европейской культуре 31
Заключение 31

Файлы: 1 файл

реферат искусство.doc

— 1.36 Мб (Скачать файл)

75 Barasch M. Theories of Art. From Plato to Winckelmann. London; New York: New York Univ. Press, 1985.  P.229-230.

76 Michel O. Rome. VI. Accademia di S Luca. Grove Art Online. Oxford University Press, 2006. http// www. groveart.com.

77 Мастера искусства об искусстве… Т. 2. С. 286-287.

78 Barasch M. Theories of Art. From Plato to Winckelmann...P. 296-297.

79 Barasch M. Theories of Art. From Plato to Winckelmann…P.298.

80 Alberti R. Origine e progresso dell’ Accademia del Disegno di Roma. Rome, 1607; ed. Heikamp D. Firenze, 1961.

81 См. Golzio V. L’Accademia di S Luca come centro culturale e artistico nel ’700 //Atti del I congresso nazionale di studi roman.: Rome, 1929. V. I. P. 749–67.

82 L’Accademia nazionale di S Luca. Rome, 1974.

83 Maylender M. Storia delle Accademie d'ltalia.                                                                                                                                                                                                                                                                                      

84 Turner A. R. The Vision of Landscape in Renaissance Italy. Princeton, 1966. PP. 116–18, 131–2, 175–8 Como U. da. Girolamo Muziano, 1528–1592: Note e documenti. Bergamo, 1930.

85 Мастера искусства об искусстве. Т. 3. С. 25. Сонет был приписан Мальвазиа Агостино Карраччи, но, скорее всего является собственным сочинением Мальвазиа.

86 Среди сочинений Мальвазиа:

Lettera a Monsignor Albergati … in ragguaglio d’una pittura fatta ultimamente dal Signor Giovan Andrea Sirani. Bologna, 1652; Felsina pittrice: Vite de’ pittori bolognesi, 2 vols (Bologna, 1678); ed. G. Zanotti. 2 v. Bologna, 1841; [Lettera] Agl’Illustrissimi Signori Confaloniere e Senatori dell’Assonteria di Militia e Magistrati per gli pittori…Bologna, 1685; Le pitture di Bologna che nella pretesa e rimostrata in hora da altri maggiori antichitа ed impareggiabile eccellenza nella pittura, con manifesta evidenza di fatto rendono il Passaggero disingannato ed instrutto. Bologna, 1686; Il Claustro di S Michele in Bosco di Bologna dipinto dal famoso Ludovico Carracci e da altri maestri usciti dalla sua Scuola. Bologna, 1694;

87 Donahue K. The Ingenious Bellori // Marsyas, I. .1941. P. 107-138.

88 Admiranda romanarum antiquitatum ac veteris sculpturae vestigia … (Rome, до 1692); Le pitture antiche delle grotte di Roma e del Sepolcro de Nasonii … (Rome, 1706);

89 Цит. По: Donahue K. The Ingenious Bellori // Marsyas, I. .1941. P. 107.

90 Переведена на английский: "The Idea of the Painter, Sculptor and Architect, Superior to Nature by the Selection from Natural Beauties." Holt E., ed., A Documentary History of Art (Garden City, N.Y., 1958), II, pp. 94-106; Panofsky E., Idea: A Concept in Art Theory (New York, 1968), pp. 154-175.

  1. 91 Vite, pp. 201 ff.

92 Среди сочинений Беллори: Le vite de’ pittori, scultori, et architetti moderni (Rome, 1672); ed. E. Borea, intro. G. Previtali (Turin, 1976) [включает L’idea … как преисловие]; Gli onori della pittura, e scultura (1677); Vite di Guido Reni, Andrea Sacchi e Carlo Maratta (Rouen, Bib. Mun., MS. 2506); ed. M. Piacentini (Rome, 1942); Descrizzione delle immagini dipinte de Raffaelle d’Urbino … (Rome, 1696); Vita di Carlo Maratta (Rome, 1731)

93 Среди сочинений Пачеко: Arte de la pintura: Su antigьedad y grandeza. Seville, 1649/R Madrid, 1990.

Descripciуn de verdaderos retratos de ilustres y memorables varones, ed. J. M. Asensio. Madrid, 1886/R Madrid, 1983.

J. M. Asensio, ed.: Pacheco: Sus obras artнsticas y literarias. Seville, 1886.

Artists’ Techniques in Golden Age Spain: Six Treatises in Translation, trans. Z. Veliz. Cambridge, 1986.

94 См.: Карель ван Мандер. Книга о художниках. М.; Л., 1940. Цит. по: Мастера искусства об искусстве. Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов в семи томах. В 7 тт. : Искусство, 1966–1970. Т. 3. М., 1966. С. 367.

95 Среди сочинений Де Пиля: перевод: C.-A. Du Fresnoy: De arte graphica (Paris, 1668) as L’Art de peinture de Charles-Alphonse Du Fresnoy, traduit en franзais, avec des remarques nйcessaires et trиs amples (Paris, 1668, 2/1673)

Dialogue sur le coloris (Paris, 1673); Eng. trans. as Dialogue upon Colouring (London, 1711)

Le Cabinet de Monseigneur le Duc de Richelieu (Paris, 1676)

Conversations sur la connaissance de la peinture et sur le jugement qu’on doit faire des tableaux; oщ par occasion il est parlй de la vie de Rubens (Paris, 1676)

Lettre d’un Franзais а un gentilhomme flamand (Paris, 1676)

Lettre d’un Franзais а un gentilhomme flamand, ou: Le Banquet des curieux (Paris, 1676); repr. as ‘Le Banquet des curieux’ in Rev. Univl. A., iv (1856), pp. 47–65 [incl. response]

Dissertation sur les ouvrages des plus fameux peintres (Paris, 1681)

La Vie de Rubens (Paris, 1681)

L’Abrйgй de la vie des peintres …  avec un traitй du peintre parfait (Paris, 1699), Eng. trans. as The Art of Painting and the Lives of the Painters (London, 1706)

Cours de peinture par principes avec un balance de peintres (Paris, 1708/R 1989); Eng. trans. as The Principles of Painting (London, 1743/R 1969)

96 Мастера искусства об искусстве. Т. 3. С. 410-411.

97 «The Works of Sir Joshua Reynolds», Vol. II, London, 1798, pp. 229-234; Vol. Ill, Notes, X, LIV; «The Literary Works of Sir Joshua Reynolds», Vol. II, London, 1892.

98 Вазари Дж. Жизнеописания… Т. 1. 196.

99 Стоглав. Спб., 1863. С. 128.

100 Жизнеописание Джованни Чимабуе, флорентинского живописца // Vasari G. Vite dei piщ eccelenti pittori, scultori ed architetti. A cura di G. Milanesi. (1906). Firenze, 1985. Vol. 1–10. Vol. 1. P. 250; Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих: В 5 тт. / Пер. А.И. Венедиктова и А.Г. Габричевского; под ред. А.Г. Габричевского. М.: ТЕРРА, 1993. Т. 1. С. 194

101 Там же.

102  Вазари Д. Жизнеописания Т. 1  С. 196

103 Вазари Д. Жизнеописания Т. 1  С. 7

104 Vasari G. Le opere… V. 1 P. 482. Вазари Д. Жизнеописания … Т.  1. С. 378

105 Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения. В 3 тт. М.: Искусство, 1956. Т. 1: Искусство Проторенессанса. С. 82.

106 Вазари Д. Жизнеописания Т. 2. С. 165-166

107 Vasari G. Le opere… V. 4.Р.9. Вазари Д. Жизнеописания .Т .3. С .6

108 Вазари Дж. Жизнеописания… Т. 2. С. 166.

109 Арган Дж. К. История итальянского искусства. Т. 1. С. 218.

110 Арган Дж. К. История итальянского искусства. Т. 1. С. 218.

111 Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения: Курс лекций / Пер. с нем. В 2 тт. М.: Искусство, 1978. Т. 1; XIV и XV столетия. С. 48

112 Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения: Курс лекций / Пер. с нем. В 2 тт. М.: Искусство, 1978. Т. 1; XIV и XV столетия. С. 50.

113 Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. С. 27.

114  Так написала Галина Плетнева о Зарине. Сов. живопись,5.С. 123.

115 Дворжак   М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Т. 2 .М.: Искусство. 1978. С. 37.

116 Овсянников М.Ф. Искусство и капитализм. - М.: Искусство, 
1979.С. 156.

117 Свидерская М. И. Европейский классицизм XVII века. Исходные понятия// Русский классицизм второй половины XVIII - начала XIX века. М., Изобразительное искусство, 1994. С. 25-32.  http://msviderskaya.narod.ru/

118 Spon J. Voyage d’Italie, de Dalmatie, de Grèce et du Levant. 3 V. Lyon, 1678; Wheler G. Journey into Greece. L., 1682; Pococke R. A Description of the East and Some Other Countries. V. 1- 2. L., 1743–5; Dalton R. Antiquities and Views in Greece and Egypt. L., 1751; Comte de Caylus. Recueil d’antiquités. V. 1-7. P., 1752–67; Laugier M.-A. Essai sur l’architecture. P., 1753; Winckelmann J. J. Gedanken über die Nachahmung der griechischen Werke in der Malerei und Bildhauerkunst. Dresden, 1755; Le Roy J.-D. Les Ruines des plus beaux monuments de la Grèce. P., 1758; Stuart J. , Revett N. The Antiquities of Athens. V. 1-4. L., 1762–1816; Winckelmann J. J. Anmerkungen über die Baukunst der alten Tempel zu Girgenti in Sicilien. Leipzig, 1762; Idem. Geschichte der Kunst des Alterthums. Dresden, 1764; Major T. The Ruins of Paestum. L., 1768; Riou S. The Grecian Orders of Architecture. L., 1768; R. Chandler and others. Ionian Antiquities. V. 1-4. L., 1769–1881; Piranesi G. B., Piranesi F. Différentes vues … de Pesto. Rome, 1778; Barthélémy J.-J. Voyage du jeune Anacharsis en Grèce dans le milieu du quatrième siècle avant l’ère vulgaire. V. 1-5. P., 1787.

119 Голицын Д.А. Описание знаменитых произведениями школ и вышедших из оных художников и о пр. Цит. по: Каганович А.Л. Антон Лосенко и русское искусство середины XVIII столетия. М., 1963. С.310. См. также: Лисицына Т.А. Язык искусства в русской культуре второй половины XVIII века // Тезисы докладов Международной конференции «Екатерина Великая: Эпоха российской истории» в память 250-летия со дня смерти Екатерины II (1729—1796) к 275-летию Академии наук. СПб., 1996. С.251—254

  1. 120 Альберти Л.-Б. Десять книг о зодчестве. Пер. В.П. Зубова. М., 1935–1937. Т. 1–2. См. раздел о терминологии в исследовании исследователя, переводчика и комментатора трактатов: Зубов В.П. Архитектурная теория Альберти // Леон Батиста Альберти.  
    М., 1977. С. 50–149.

 

121  См.: Gombrich E.H.,The Style all’antica: Imitation and Assimilation // Studies in Western Art; Acts of the Twentieth International Congress of the History of Art. V. II. Princeton, 1963. P. 31-41.

122 Европейское искусствознание анктивно применяет термин неоклассицизм для конца 18 в., в момент возникновения неоготики («готического возрождения» в англоязычной традиции) уместно говорить о новой форме обращения к классике («греческое возрождение», палладианство и др.). Антикизация становится новой стилистической модой, а не просто источником форм для «большого стиля» как это было в классицизме, поэтому мне кажется уместным введение В. С. Турчиным определения неоклассицизм для ампира, который прежде в нашей литературе рассматривался как завершающий этап классицизма. Кстати, многие формы нашей классицизирующей линии в архитектуре 2-ой пол. 18 века находятся в русле европейского палладианства, их тоже уместнее относить к неоклассицизму.

123 Перевод Н. Б. Брюлловой-Шаскольской. Рукописный отдел ГРМ, ф. 31, д. 279, л. 94. Цит. по: Ацаркина Э. Н. Карл Павлович Брюллов. Жизнь и творчество. М., 1963. С. 63.

124 Примечание А. С. Пушкина к «Фракийским элегиям» Виктора Теплякова // Пушкин-критик. М., 1950. С. 446.

125 К. П. Брюллов в письмах, документах и воспоминаниях современников. С. 81.

126 Рамазанов Н.А. Материалы для истории художеств в России. Кн. 1. М., 1863. С. 177.

22 Цит. по: Мастера искусства об искусстве. М., 1970. Т.7. С. 332.

127  Шиллер Ф. Сочинения Т.6 С. 265

128 Интервью И. Лубенникова. См. "Юность". № 6. 1988. С.63.

129 "Юность". № 6. 1988. С.65

130 Крючкова В.А. Антиискусcтво. Теория и практика авангардистских движений. М.: Изобр. искусство, 1985. С. 129.

131 Деготь Е., Левашов В. Разрешенное искусство //«Искусство» //10. 1988. С. 59.

132 Свидерская М. И. Цивилизаторская природа академизма // http://msviderskaya.narod.ru/

133 Но и здесь есть почти неприметный новый оттенок: полученный по наследству от учителя способ работы, это уже не ченниниевский “хороший прием” (buono modo), но “истинный метод работы (il vero modo dell'operare). Учитель показывает путь к истине, по которому каждый движется сам, а потому не имитация манеры, а бесконечное совершенство в подражании природе является целью. И ученики, “соревнуясь с учителями, легко их перегоняют, поскольку всегда не так уж трудно достичь того, что однажды было найдено другими.”. См.: Жизнеописания Пезелло и Франческо Пезелли, флорентинских живописцев // Vasari G. Le opere… Vol. III. P. 35–36; Вазари. Жизнеописания… Т. 2. С. 69 (перевод уточнен).

134 Жизнеописания Пезелло и Франческо Пезелли, флорентинских живописцев Vasari G. // Le opere… Vol. 3. P. 35. Nota 1.

135 Материалы к истории Академии наук. Т. 1. Спб., 1885. С. 76—77.

136 Сборник Русского Исторического Общества. Т. XI. Спб., 1873. С. 561—562.

137 Урванов И.Ф. Краткое руководство к познанию рисования и живописи историческаго рода, основанное на умозрении и опытах. Сочинено для учащихся художником И.У. СПб., 1793. С. 10.

138 Крючкова В.А. Проблема изображения в трудах Эрнста Гомбриха // Проблема наследия в теории искусства. М., 1984. С. 241.

139 А. Морозов. Что делать? // Искусство. 1989. № 1. С. 5.

140 Голицын Д. А. О пользе, славе и пр. художеств//История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. М., 1964. Т.2 С.765—767.

141 Голицын Д. А. Описание знаменитых произведениями школ и вышедших из оных художников// Каганович А.Л. Антон Лосенко и русское искусство середины XVIII столетия. М., 1953. С.308—316.

142 Чекалевский П. П. Разсуждение о свободных художествах с описанием некоторых произведений Российских Художников. Издано в пользу Воспитанников Императорской Академии Художеств Советником Посольства и оной Академии Конференц Секретарем Петром Чекалевским. СПб., 1792. Переиздано: М.. 1997)

143 Урванов И.Ф. Краткое руководство к познанию рисования и живописи историческаго рода, основанное на умозрении и опытах. Сочинено для учащихся художником И.У. СПб., 1793

144 Иванов А.М. Понятие о совершенном живописце, служащее основанием судить о творениях живописней, и Примечание о портретах. СПб., 1789: Виен И. Диссертация о влиянии анатомии в скулптуру и живопись. Объясненное доказательствами, извлеченными из преданий Искуства и из самой Опытности, по существующим творениям славнейших Художников претекших веков и наших премяи Сочинение Ивана Имена. Изданное в пользу питомцев С.П. Академии Художеств. СПб., 1789.

145 В. Левашов//Искусство. 1989. № 3. С. 10.

146 Ильенков Э. В. Искусство и коммунистический идеал. М., 1984. С. 5.

147 Свидерская М. И. Цивилизаторская природа академизма // http://msviderskaya.narod.ru/

148 Мастера искусства об искусстве. Т. 3. С. 52.

149 Цит. по: Памятники византийской литературы IV–IX веков. М., 1968. С. 27.

150 Цит. по: Мастера искусства об искусстве... Т. 1. С. 207.

151 Кант И. Сочинения. В 6 тт. М., 1966. Т. 5. С. 295.

152 Лазарев В. Н. Старые европейские мастера. М., 1974. С. 11.

153 Кант И. Сочинения... Т. 5. С. 323.

154 Там же. С. 335.

155 Эккерман И.П. Разговоры с Гете. М.; Л., 1934. С. 292.

156 Эккерман И.П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни. М., 1981. С. 194.

157 Матюшин А.А. Учение Гете о природе гения // Философия искусства в прошлом и настоящем. М., 1981. С. 224.

158 Гегель Г.-В.-Ф. Эстетика... Т. 2.

159 Эстетика. Словарь. М., 1989. С. 109.

160 См.: Бенуа А. Русская живопись. Спб., 1901. Фриче В. Очерки по искусству, .М., 1923.

161 См.: Мутер Р. История живописи. Пер. с нем., т. II, Спб., 1902, стр. 132; его ж е, История живописи в XIX в.. Т. I. Спб., 1899. С. 66—67 и далее.

162 Цит. по: Коваленская И. Н. Русский классицизм. Живопись. Скульптура. Графика. М. 1964. С. 57.

163 См.: Д. Дидро, Собр. соч. Т. VI. С. 217—218.

164 Голицын Д. А. Описание знаменитых произведениями школ и вышедших из оных художников. Цит. по: Каганович А.Л. Антон Лосенко и русское искусство середины XVIII столетия. М., 1953. С.309.

165 Эккерман И.П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни / Пер. с нем. Н. Ман. М.: Худ. лит-ра, 1981.

166 Гегель Г. В. Ф. Эстетика. M., 1968. Т. 4. С.78-79.

167 Ломоносов М. В. Избранные философские произведения. М., 1950.С. 452.

168 Билярский Н. Материалы для биографии Ломоносова. Т. II. Спб. 1865. С. 205.

169 Евангулова О. С. Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII в. Проблемы становления художественных принципов Нового времени. М., 1987.

170 Петров П. Н. Сборник материалов для истории Императорской С.-Петербургской Академии художеств за сто лет ее существования. Ч. 1. СПб, 1864. С. 635.

171 Schlosser-Magnino J., von. La letteratura artistica. (1924). Firenze, 1967. Р. 62.

172  Bialostocki J. The Renaissance Concept of Nature and Antiquity // Studies in Western Art. Acts of the Twentienth International Congress of the History of the Art. Princeton, 1963. Vol. II, P. 19–31.

173 Соколов М.Н. Мистерия соседства. К метаморфологии искусства Возрождения. М., 1999. С. 61, 456.

174 Цит. по: Евангулова О. С. Русские теоретики о “художествах подражания” в их отношении к натуре// Вестник Московского университета. Сер. 8. История. N 2. 1998. C.8.

175 Голицын Д. А. О пользе, славе и пр. художеств. Цит. по: Памятники мировой эстетической мысли. Эстетические учения XVII—XVIII веков. М., 1964. Т.2. С.766.

176 Panofsky E. Idea. A Concept in Art Theory (1924). N.Y., 1968. Издан русский перевод: Панофский Э. Idea: К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма. СПб, 1999.

177 Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих: В 5 тт. М., 1993. Т. 2. С. 166.

178 Borinski K. Die Antike in Poetik und Kunsttheorie. Leipzig, 1914. S. 89.

179 Schlosser-Magnino J., von. La letteratura artistica. Manuale delle fonti della storia dell’ arte moderna.Firenze, Wien, 1967. Р. 78.

180 Antal F. Florentine Painting and Its Social Background: The Bourgeois Republic Before Cosimo de’Medici’s Advent to Power: XIV and Early XV Centuries. L., 1974. P. 274.

181 Цит. по: Петров М.Т. Итальянская интеллигенция в эпоху Ренессанса. Л., 1982. С. 68, прим. 30.

182 Curtius E.R. European Literature and the Latin Middle Ages. N.Y., 1953. P. 37. N. 2.

183 Barasch M. Theories of Art. From Plato to Winckelmann. London; N.Y., 1985. P. 24.

184 Мастера искусства об искусстве. Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов в семи томах. Т. 2: Эпоха Возрождения. М., 1966. С. 32.

185Вазари Д. Жизнеописания… Т. 1. С. 579.

Информация о работе Становление академической школы в европейской традиции