Зарождение искусства первобытного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:16, доклад

Описание работы

До недавнего времени учёные придерживались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие - схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.

Файлы: 1 файл

основы мировой культуры и искусства.docx

— 255.29 Кб (Скачать файл)

В древнем Египте размышляли о значении ремесла, учёбы и искусстве. Искусство имело высокий социальный статус, он был божественного происхождения. Сущность людей в этом мире - приготовиться к смертельной жизни, котрая основывается на мифах и разноцветных картинках.  Египтяне верили ,что душа умерших людей живет дальше и иногда посещает их. Поэтому они тщательно охраняли тело умершего и хранили его в крепком сооружении.

Искусство Древнего Египта было создано народом, который  был творцом одной из древнейших культур человечества и в течение  нескольких тысячелетий играл важнейшую  роль в истории Средиземноморья, восточной Африки и Передней Азии. Это искусство было наиболее передовым  и наиболее совершенным среди  искусств различных народов Древнего Востока. Египетский народ первым в  мире создал монументальную каменную архитектуру, замечательный своей  реалистической правдивостью скульптурный портрет, прекрасные изделия художественного  ремесла. Египетское искусство было новым и большим шагом вперед после первобытного искусства. Среди  многих его достижений главным было изображение человека с несравненно  большей степенью реалистической конкретности, чем то было в искусстве предшествующего  исторического этапа. Египетское искусство  впервые стало изображать человека в сопоставлении и в связи  с другими людьми. Оно изобрело приемы наглядного рассказа, строго продуманного построения действия. Наконец, египетское искусство открыло и утвердило интерес к индивидуальности человека, не раз на протяжении своей долгой истории создавая образы, полные глубокой значительности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

             Древняя Индия.

 

  Древняя Индия – относиться к числу первых мировых цивилизаций, и принесла мировой культуре наибольшее количество духовных ценностей. Находки археологов свидетельствуют о наличии в Древней Индии человеческого общества уже в период каменного века. Первые датированные остатки бронзовой культуры, найденные в долине реки Инд, относятся к началу 3-го тыс. до н. э. Считается, что древнейшее классовое общество существовало в долине Инда во 2-й половине 3-го тыс. до н. э. - 1-й половине 2-го тыс. до н. э. (Хараппская цивилизация).

  Страна, расположенная  близ рая

 

  Города дравидов располагались вдоль берегов Инда, там, куда впервые вступили пришедшие из-за гор земледельцы. Дальше на юго-восток начиналась страна джунглей, там не было больших поселений и лишь маленькие деревни колонистов постепенно продвигались в глубь тропического леса. Освоение джунглей было трудным делом: только сильная родовая община могла расчистить участок влажной, переплетенной лианами чащи. Такие общины вместе возделывали землю и поровну делили урожай между сородичами: они жили так же, как древние охотники, которых нужда приучила к равенству и братству.

 

   Индская цивилизация

   Древнейшая в Южной Азии цивилизация называется Индской, так как она возникла в районе реки Инд в Северо-Западной Индии (ныне в основном территория Пакистана). Она датируется примерно XXIII—XVIII веками до н. э. и таким образом может считаться третьей по времени появления древневосточной цивилизацией. Как и первые две—в Месопотамии и Египте, — расположена она в бассейне великой реки, и, очевидно, становление ее было связано с организацией высокоурожайного поливного земледелия.

   Шида- исконное  божество давидов

  Шива входит  в число трех главных божеств  индуизма – Брахмы, Вишну и  Шивы. Все три бога являются  проявлением единой божественной  сути, но за каждым закреплена определённая «сфера деятельности». Так, Брахма является создателем мира, Вишну — его хранителем, Шива — его разрушителем, но он же воссоздаёт его заново. Почитание Шивы возникло ещё во времена дравидов – коренных жителей Древней Индии, у кого Шива возглавлял главный пантеон богов, являлся демиургом, управителем мира, также образцом йогина достигшего духовной самореализации.

   

    Пришествие царей

 

.  В начале I тысячелетия до нашей эры страна ариев, «Арьяварта», была страной маленьких укрепленных поселков, затерянных в глубине джунглей. Арии были хозяевами этой страны, а покоренные туземцы - плебеями-шудрами и рабами; арийский порядок был везде одинаков и везде, в Индии, Греции или Риме, везде были господа-завоеватели и склонявшиеся перед ними рабы. Однако со временем господ становилось всё больше, а военной добычи - всё меньше, и пехотинцам-вайшьям пришлось, в конце концов, взяться за мотыги и стать землепашцами. Земля вокруг поселка была поделена и превратилась в собственность.

  <<Ведийский период>>. Становление государств Xlll-Vll вв. до н. э.

 

  Основными источниками по истории Северной Индии конца II—начала I тысячелетий до н. э. являются древнейшие памятники индийской религиозной литературы — веды. Они представляют собою сборники гимнов, напевов, жертвенных формул и заклинаний, а также обширные сочинения, посвященные истолкованию священного ритуала. Веды были созданы на языке, принадлежавшем к индоевропейской семье (и слово «веда» родственно, например, русскому «ведать»). Сам факт их составления свидетельствует о появлении в Индии индоевропейских племен. По языку, религии и мифологии веды обнаруживают особое сходство с иранской «Авестой».

  <<Буддийский период>> Vl-lll вв. до н. э.

 

    Середина I тысячелетия до н. э. ознаменовалась крупными переменами в экономике и социальных отношениях, в политическом строе и культуре Северной Индии. Об этих переменах дают возможность судить как археологические источники, так и письменные, в частности произведения буддийского канона. Традиция относит жизнь Будды и его ближайших учеников к данному, периоду, и наиболее ранние буддийские "памятники действительно восходят к V—IV вв. до н. э. Священные книги буддизма связаны с другими областями Индии, нежели ведийская литература. Сам Будда был родом из небольшого олигархического объединения шакьев, расположенного на территории современного Непала, а легенды о его странствиях и проповедях упоминают преимущественно Северо-Восточную Индию.

 

  Будда

 

  Гаутама Будда (Шакьямуни) - исторический основатель религии и философии буддизма, один из самых значительных деятелей, внесших свой вклад в развитие мирового духовного самосознания. При том, что фигура Гаутамы имеет прямую принадлежность к культуре Древней Индии. У Гаутамы Будды две биографии. В одной отражена судьба реального человека, другая представляет собой собрание мифов, легенд, притч и преданий, со временем значительно оттеснивших историческую фигуру основателя буддизма.

 

  Пришествие Будды

 

  В лесах Древней Индии было много пещер и укрытий, где жили отшельники, поклонявшиеся разным богам; одни из них молились и изнуряли себя постом; другие, принимая различные позы-асаны, впадали в гипнотический полусон. Некоторые из отшельников - их звали йоги - достигли совершенства во владении своим духом и телом, они могли надолго задерживать дыхание и останавливать сердце, а потом пробуждаться к жизни - впрочем, их уже мало интересовала жизнь. Йоги стремились достигнуть «освобождения» и вечного покоя - и этого же пытался достичь Будда.

 

 Философия буддизма

 

   Философия буддизма была рождена самим духом Древней Индии, в которой к тому времени, сложилась наиболее богатая мировая культура поиска «истины» - поиска духовного освобождения, просветления. Культура эта столетиями создавалась лесными отшельниками, йогинами и аскетами, практиковавшими различные методы медитации и искавшими способы обрести истину. В число этих отшельников на протяжении семи лет входил и Будда. В философии буддизма воплотился его духовный опыт переживания истины.

 

 <<Классическая эпоха развития>> (ll в. до н. э.- V в. н. э.)

 

  Конец эпохи древности характеризуется ростом крупного землевладения. Деревни — путем пожалований или покупки — переходили в собственность монастырей, храмов и отдельных брахманов. Владельцами селений могли стать и разбогатевшие купцы. Сосредоточившие в своих руках землю деревенские старосты из представителей самоуправления превращались в мелких помещиков, в деревне распространялось кабальное должничество и аренда. Эти процессы роста крупного землевладения и расширения крестьянской зависимости в конце периода древности рассматриваются в историографии как главные признаки перехода к новой социально-экономической формации — феодальной.

Культура Древней  Индии

 

  В Северной Индии первой половины I тысячелетия до н. э. в процессе слияния арийских и местных традиций формировались основы древнеиндийской культуры. Культура Древней Индии в своём истоке, неразрывно связанна с Хараппской цивилизацией предшествовавшей арийской. В III—II тысячелетии до н. э., а возможно, и раньше в долине Инда существовала одна из величайших цивилизаций древности. Наука узнала об этой малоизвестной культуре древней Индии намного позже, чем о других цивилизациях, — в 20-х гг. XX в., — и вписать её в мировую историю оказалось не легко: слишком много трудных и неразрешимых вопросов задала она исследователям.

Литература Древней  Индии

 

  Центральное место в древнеиндийской культуре принадлежит памятникам религиозной литературы. Древнейшие из них — веды — не только были поздно записаны, но и впоследствии передавались преимущественно от учителя к ученику в устной форме. При этом за многие столетия язык стал настолько отличаться от разговорного, что нередко заучивались наизусть обширные книги практически без всякого понимания их смысла. Сложившаяся среди брахманов сложная система запоминания и точного воспроизведения, литературных текстов оказала значительное влияние на весь характер образования и науки в Древней Индии.

 

Архитектура и искусство

 

  Строительство из кирпича и камня начинается в основном в послемаурийскую эпоху. Сохранившиеся памятники связаны прежде всего с буддизмом, например пещерные монастыри Западной Индии. Высеченные в скалах залы достигают площади около 500 кв. м при высоте около 15 м. Характерно их внутреннее оформление, воспроизводящее традиции деревянного зодчества (перекрытия и прочие элементы, излишние в постройках из камня и тем более в пещерах). Из наземных построек самые значительные находятся в Санчи. Всемирно известные памятники индийской живописи находятся в Аджанте (Западная Индия).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Античность: культура и античное искусство.

  Древние народы и цивилизации оставили нам богатое наследство. Античное искусство, родившееся в Древней Греции и Древнем Риме, послужило родоначальником всего последующего западного искусства. Слово "античный" происходит от латинского "антиквус", что в переводе на русский означает "древний". Впервые термин "античность" был использован примерно в XV веке в Италии, во время формирования новых настроений эпохи Возрождения.

На протяжении всей эпохи античности укреплялось представление об античном искусстве, античной культуре в самом  широком проявлении как об идеальном, недостижимом образце для подражания. Античные греческие и римские  произведения привлекали мастеров эпохи  Возрождения не только как образчики  высочайшего мастерства, но и своей  идеологической подоплекой, возвышающей образ человека и утверждающей высочайшую ценность свободы. Таково было великое мировоззрение античности.

Точкой отсчета начала Эпохи античности принято считать первые Олимпийские игры, проведенные в 776 до н. э. Исчезновение эпохи античности относят к падению Рима в 776 году до нашей эры. Античную эпоху подразделяют на несколько исторических периодов, каждому из которых была характерна самобытная культура и своеобразное искусство.

У истоков античности лежит  Крито-микенский период (конец III—II тысячелетия до нашей эры), во время которого зародились первые основы государственного строя, возникновение письменного языка, налаживание связей с древними цивилизациями Востока. Этот период закончился завоеванием Крита ахейцами и дорийцами.

Именно ахейцы дали начало великой цивилизации Древней  Греции. Начался огромный Полисный период античности, который разделялся на гомеровский период, периоды греческой  архаики, греческой классики и эллинизм.

Эгейское искусство

 

  Эгейцы - это племена, населявшие Балканский полуостров, побережье Малой Азии и многочисленные острова Эгейского моря в 4000-5000 тысяч лет назад. Предположительно, их язык составлял собственную лингвистическую группу, не имевшую отношения к индоевропейской семье языков, на которой говорят практически все современные народы Европы.

Эгейские племена были достаточно разнородны. Основную их часть  составляли хетты, которые постепенно отделились от эгейской группы народностей  и создали во 2-м тысячелетии  до нашей эры Хеттское царство (Малая  Азия). Другие многочисленные представители  эгейцев - пеласги, предположительно предшественники  древнегреческих народностей. Археологические  свидетельства о них известны с 3-го тысячелетия до нашей эры.

Пеласги были вытеснены греками-ахейцами, о чем пишет Геродот: "Афиняне изгнали пеласгов из Аттики — справедливо ли или несправедливо они поступили — этого я не знаю, и могу лишь передать, что рассказывают другие."

Основой существования эгейцев  было море, поскольку они жили на малоплодородной земле, и расчитывать на сельскохозяйственную деятельность не приходилось. Активное освоение моря привело эгейцев на остров Крит, который и стал фактически центром всей эгейской культуры во время Минойской цивилизации.

 

  Эгейское искусство стало известно относительно недавно, с конца XIX века. К открытым к настоящему времени выдающимся памятникам эгейской культуры относятся: Кносский дворец, фресковые росписи, оригинальная вазопись.

 

Гомеровский период античности

 

XI-VIII века до нашей эры.

Период с конца I тысячелетия до нашей эры по VIII век до нашей эры сегодня называют"гомеровским периодом", так как основным источником информации об этих временах являются сочинения Гомера, в частности, "Илиада" и "Одиссей".

Гомеровская Греция - это  своего рода "темные века" в истории  цивилизации, который длился около 400 лет и закончился с возникновением греческих полисов периода архаики. Данных об этом периоде чрезвычайно мало. Известно, что произошел полный упадок культуры и искусств, была утрачена даже письменность. Остатки микенской цивилизации были окончательно уничтожены.

Гомеровский период характеризовался развитием существующих социумов от первобытно-общинного строя к  классовому рабовладельческому обществу. Складывалась тенденция, при которой  вожди племен и их ближайшее окружение  постепенно присваивали себе лучшие земли и обращали в рабство  наиболее бедных соотечественников. Умение обрабатывать железо привело к бурному развитию ремесел с конца VIII века до нашей эры.

Информация о работе Зарождение искусства первобытного общества