Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:16, доклад
До недавнего времени учёные придерживались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие - схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.
Конфуций составил модель идеального совершенного человека - "цзюнь-цзы". Важнейшие качества которого — гуманность (чжень) и чувство долга (и). Долг — это моральная обязанность, которую гуманный человек в силу своих добродетелей накладывает на себя. Чувство долга обусловлено знанием и высшим принципом, а не расчетом. "Благородный человек" — это умозрительный социальный идеал, своеобразное звено между Небом и обществом. Но с ростом авторитета конфуцианства этот абстрактно-утопический идеал все более становится обязательным эталоном для подражания, усиливается стремление приблизиться к нему. Конфуцианство стало официальной идеологией династии Хань (З в. до н.э.- 3 в. н.э.). Вместе с тем превращение его в официальную догму существенно изменили конфуцианство - буква, внешняя сторона, подавила дух учения. Важно было не столько быть, сколько казаться - вот тогда и сложились эти нормы и стереотипы поведения человека в зависимости от занимаемой должности, то что получило название "китайских церемоний".
Отталкиваясь от
сконструированного им социального
идеала, Конфуций сформулировал основные
принципы социального порядка
Конечной и высшей целью управления Конфуций провозгласил интересы народа. Из трех важнейших элементов государства на первом месте стоит народ, на втором - божества, на третьем - государь. Но народу свои собственные интересы не понятны, поэтому важна роль мудрых правителей.
Важная основа социального порядка, по Конфуцию, - строгое повиновение старшим. Любой старший - отец, чиновник, государь - это непререкаемый авторитет для младшего, подчиненного, подданного. Слепое повиновение его воле, слову, желанию - это элементарная норма для младших. Государство — это большая семья, а семья — это малое государство. Авторитет старших покоится на культе предков - как мертвых, так и живых. Конфуцианство придало ему смысл символа социального порядка, превратив в первейшую обязанность каждого китайца - сыновью почтительность (сяо).
Семья, основанная на культе предков и сяо, признавалась сердцевиной общества. Интересы семьи были выше интересов отдельной личности, которая рассматривалась только как часть семьи. Ничего личного, чего бы не могла знать семья. Общее, а не личное - высшая ценность. Отсюда постоянная тенденция к росту семьи, к совместному проживанию большого числа близких родственников. Символом кланового единства был родовой храм и могилы предков.
КУЛЬТУРА МЕСОПОТАМИИ.
Передняя Азия с ее разноплеменным населением занимала в древности обширные пространства земли от Персидского залива между Средиземным, Черным и Каспийским морями. Она разделялась по диагоналям реками Евфратом и Тигром, текущими с северо-запада на юго-восток и впадающими в Персидский залив. Область между Тигром и Ефратом получила название Двуречья или Месопотамии. В плодородной долине южной части Двуречья сложились такие ранние государства. как Шумер, Аккад и Вавилон. В северной части сформировалась Ассирия, расположенная по среднему течению Тигра. На восточном побережье Средиземного моря существовали Финикия и Палестина. В Малой Азии и Северной Сирии располагалась горная страна Хеттов и хурритское государство Митанни. В горных районах к северо-востоку от Тигра Находились Урарту и Иракское государство. Эти земли ныне принадлежат разным странам: северная часть Двуречья - Сирии, остальная ее часть - Ираку, а области Закавказья входили в бывший СССР.
Если Древний Египет представлял империю со всеми вытекающими отсюда последствиями, то несколько иная ситуация сложилась в Месо-потамии (Двуречье) с ее двумя большими реками — Евфратом и Тигром, имеющими несколько притоков. В дополнение к египетской цивилизации цивилизация месопотамская представляет особый тип существовавшей на древнем Ближнем Востоке сельскохозяйственной цивилизации, основанной на ирригации. Возделываемые районы были в меньшей степени зависимы друг от друга, чем в долине Нила, и поэтому здесь, в Шумере, ок. 3000 г. до н.э. возникли первые города-государства, которыми правили цари-жрецы. Именно в регионе Двуречья и Евфрата впервые, за исключением Египта, сложились начальные формы классового общества и древнейшего государства, т.е. не было воздействия других более развитых обществ. Важнейшие государства: Ур, Эриду, Ларе, Ниппур, Лагаш, Урук, Сиппар. Богатству своему они обязаны развитию ремесла и торговли. Эпоху ранних династий в Уре, Уруке, Лагаше и Кише называют золотым веком Шумера или «первым расцветом Шумера». Здесь производили предметы из золота, мечи, цветное стекло. Свободные члены общин были еще и владельцами значительной части земли. Владыки городов возводили дворцы, храмы и гробницы. Шумеры заложили основания для позднейшего хозяйственного и культурного развития Месопотамии.
Шумеры изобрели
колесо к повозке, гончарный круг
и бронзу, создали клинописную
письменность. Шумеры изобрели цветное
стекло (около 2400 г. до н.э.), на высоком
уровне находилось ювелирное искусство.
Влияние шумеров благодаря
Дух месопотамской культуры отражает сокрушающую силу Природы. Человек не склонен переоценивать свои силы, наблюдая столь могущественные силы природы, как гроза или ежегодное наводнение. Не случайно житель Месопотамии говорил о грозе, что «ее ужасные вспышки света покрывают землю, словно ткань». Еще более страшные последствия вызывало наводнение. Окруженный такими силами, человек видит, как он слаб, с ужасом осознает, что он вовлечен в игру чудовищных сил. Его собственное бессилие вызывает в нем отчетливое осознание трагических возможностей.
В шумерской цивилизации уже были заложены начала науки, которая, будучи вписанной в религиозное мировоззрение, была его служанкой. В силу этого научная деятельность была подчинена культу традиций и ориентировалась на недосягаемые образцы прошлого. Шумерские мыслители стремились выяснить сущность природы и собственной цивилизации, они создали оригинальную концепцию «Ме», смысл которой до сих пор не установлен окончательно. В общем плане «Ме» представляют собой совокупность различных закономерностей и правил, обеспечивающих функционирование элементов как природы, так и шумерской цивилизации. Все законы и правила созданы великими богами, однако они существуют вне богов, они проявляются в движении неживой и живой материи, которая является безличной и вечной. В законах «Ме», согласно шумерским мыслителям, содержится вся мудрость и наука. В мифе о том, как царица небес и царица Урука Инанна украли божественные законы «Ме», сохранился список свыше ста этих законов, связанных с шумерской цивилизацией. До сих пор расшифровано свыше половины этих законов. Здесь самые разные понятия: правосудие, мудрость, героизм, вражда, искусство и боевое знамя, проституция и священное очищение, музыкальные инструменты и искусство писца, мир, победа, доброта и пр.
Искусство.
В силу особенностей
строительного материала, распространенного
в Месопотамии, архитектура Месопотамии
представлена в основном культовыми
постройками и дворцами правителей.
Скульптура в этом регионе не получила
столь большого развития, как в
Египте, в связи с дефицитом
природного камня.
Однако достаточно хорошо представлена
мелкая пластика, применявшейся в основном
для декорирования бытовых предметов.
Скульптура миниатюрных размеров подразделена
по материалу на скульптуру из минералов
и металлопластику.
Литературные произведения
В начале III тыс. до
н. э. литература народов передавалась
устно, к этому периоду восходит часть
шумерских эпических песен, дошедших до
нас в записях XIX-XVIII вв. до н. э. (циклы о
Энмеркаре, Лугальбанде, Гильгамеше и др.)
Вероятно, к XXII в. до н. э. относится и аккадская
эпическая поэма о Гильгамеше. С этого
же времени получают поэтическое оформление
некоторые официальные надписи Памятники
старой вавилонской, а отчасти и шумерской,
главным образом культовой, литературы
переписывались вплоть до I в. до н. э. За
небольшим исключением, вся литература
народов древнего Двуречья — стихотворная.
Литературные произведения народов Месопотамии
представлены в основном мифами, сказками,
песнями, религиозными, фольклорными и
светскиим произведениями.
Архитектура.
Городское строительство развивалось весьма бурно начиная с шумерских времен. Города по периметру окружались массивной стеной, но застраивались хаотично. Жилые дома были прямоугольными одно-двухэтажными, обязательно с внутренним двориком. Шумеры уже использовали такие архитектурные элементы как арка, купол, пилястры, фриз и др. Основными строительными материалами служили камень и сырцовый кирпич. Применение необожженного кирпича обусловило то, что большинство построек дошло до нас в сильно разрушенном виде. Наиболее значимыми постройками были культовые здания и дворцы. Для украшения фасадов и внутренних интерьеров применялись барельефы, монументальная скульптура, росписи. Особенно полно представлены материалы по архитектурным сооружениям Персеполя.
Культовые здания строились в каждом крупном городе, как правило, в центре и посвящались богу покровителю города. Храм строился в виде горы, как места обитания бога, поэтому основным типом храма в Месопотамии был зиккурат – многоступенчатая пирамида с зданием храма наверху. Храмы обычно возводились на возвышенностях. Для создания оптического эффекта устремленности вверх нижние ступени зиккурата окрашивались в тёмные цвета, а верхние в светлые цвета. Ступени зиккурата и территория вокруг него украшалась зелёными насаждениями.
Дворцы правителей Месопотамских государств начиная с шумеров и заканчивая персами представляли из себя сочетание парадных покоев и крепости. Они были весьма обширны и хорошо укреплены, строились как правило на открытом возвышенном месте, на специально созданной ровной террасе. Предназначались не только для царя и его семьи, но и для многочисленной свиты и прислуги. Состояли из множества обширных помещений предназначенных для административных нужд, для бытовых занятий и увеселений.
Вся культура шумеров
(которая очень сильно смогла
сказаться на развитии
Культура Древнего Египта.
Цивилизация Древнего Египта просуществовала
почти три тысячи лет, оставив
потомкам величественные памятники
и сказочные сокровища. Египет стал
колыбелью второй (после шумерской)
великой цивилизацией в мировой
истории. Она зародилась в долине
Нила несколькими веками позднее
шумерской цивилизации в
Один греческий историк по праву назвал Египет "даром Нила". Люди здесь всегда селились на узких полосках земли по обоим берегам реки, несущей свои воды через сотни километров пустыни к дельте, где, разделившись на множество протоков, она впадает в Средиземное море.
Воды Нила ежегодно поднимались и опускались, оставляя в пойме слой плодородного ила и позволяя строить сложные оросительные системы. Это сделало Древний Египет богатейшей житницей, кормившей население страны и производившей огромные излишки продовольствия, на которых зиждилась сложная общественная система и невиданные по размаху строительные проекты. Документальная история Древнего Египта начинается примерно с 3000 г. до н. э., когда царь Верхнего (южного) Египта Менес, или Нармер, объединил страну, покорив Нижний Египет (Дельту). Примечательно, что этот союз остался нерушимым на тысячи лет (если не считать непродолжительных периодов смуты), и Менес стал основателем первой из 33 египетских династий. Последняя династия прервалась в 30 г. до н. э., когда Клеопатра покончила с собой, позволив укусить себя ядовитому аспиду.
Разобраться в истории Древнего Египта легче всего, разделив ее на три основных периода длительной стабильности - Древнее, Среднее и Новое царства, отделенные друг от друга I и II промежуточными периодами, когда традиционный порядок в стране нарушался гражданскими войнами и чужеземными нашествиями. Разные историки называют разные даты начала и конца каждого периода, и большинство датировок до 2000 г. до н. э. весьма приблизительны.
Эпоху двух первых династий (3000-2600 до н. э.) называют Ранним царством, предшествовавшим Древнему царству. Но даже тем далеким временам уже были присущи многие непреходящие черты египетской цивилизации. Уже тогда царь был богоравным существом, хотя всем известный титул "фараон" (дословно "великий дом") вошел в употребление лишь во времена Нового царства. Сложная по структуре египетская религия уделяла огромное внимание загробной жизни, и египтяне изобрели множество способов мумификации своих почивших царей, чтобы обеспечить им достойное существование в потустороннем мире. В этот же период возникли и утвердились касты жрецов и чиновников.
Древнее царство
В эпоху Древнего царства
(2600-2150 до н. э.) Египет достиг вершины
стабильности и самоизоляции, надменно
не замечая окружающего мира. Почти
сразу же началось возведение каменных
монументов, из которых наиболее известны
грандиозные царские
Информация о работе Зарождение искусства первобытного общества