Зарождение искусства первобытного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:16, доклад

Описание работы

До недавнего времени учёные придерживались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие - схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.

Файлы: 1 файл

основы мировой культуры и искусства.docx

— 255.29 Кб (Скачать файл)

К концу эпохи Древнего царства ycилилось влияние крупной аристократии, центральная власть ослабела. Во время I промежуточного периода (2150-1950 до н. э.) Египет раскололся на несколько враждующих династий, а пирамиды другие гробницы подверглись разграблению.

Древний Египет. Среднее царство

В эпоху Среднего царства (1950-1785 до н. э.) единство Египта было восстановлено, а его столица перенесена из находящегося чуть выше Дельты Мемфиса в Фивы, что в Верхнем Египте. Расположенная  неподалеку Долина царей стала местом погребения многих владык, а в двух районах Фив - Карнаке и Луксоре - один за другим вырастали прекрасные храмы и величественные памятники.

К тому времени религия  приобрела весьма высокоразвитые формы, открыв возможность загробной жизни  не только для царей, но - при должной  подготовке - и для любого египтянина. Вероятно, именно этим объясняется  новый обычай класть в захоронения  деревянные фигурки воинов, ремесленников  или слуг, чтобы они сопровождали господина в загробном мире. Эти  фигурки (ушебти) во многом помогли  нам представить повседневную жизнь  древних египтян.

Поздний период Среднего царства  отмечен правлением сильных и  удачливых фараонов. Они усмирили аристократию, осуществили крупные  ирригационные проекты и распространили владычество Египта на юг, покорив  Нубию. Однако с наступлением II промежуточного периода (1785-1570 до н. э.) страна вновь вошла в полосу раздоров и упадка, а вершиной всех бед стал захват Дельты Нила азиатскими кочевниками, гиксосами.

Новое царство

Древний Египет. Новое царство (1570-1075 до н. э.) было последней великой  эпохой в истории египетской цивилизации. Она же дала стране ее самых знаменитых представителей. Для Древнего Египта это еще была и эпоха непрерывных  конфликтов с Ближним Востоком - поначалу в качестве великой державы, а ближе к концу уже в  качестве жертвы. Толчком к этому  в немалой мере послужили гиксосы. Египтяне переняли у них новые  приемы ведения войны (в частности, боевые колесницы) и, изгнав ненавистных  чужаков, оттеснили их до пределов Палестины  и Сирии, превратив Египет в великую  империю, размеры которой колебались в разное время.

Все эти события придали  Новому царству особую атмосферу. К  примеру, больше внимания стали уделять  возвеличению фараона как земного  завоевателя и меньше - его освященному  традицией божественному образу. Судя по письменным источникам, политическая жизнь приобрела более сложный  характер. К числу самых выдающихся личностей Нового царства относится  царица Хатшепсут, которая изображалась со всеми царскими атрибутами, вплоть до привязанной к подбородку фальшивой  бороды. Ряд энергичных правителей расширил границы Египетской империи до плодородной излучины Евфрата. Вершины своего могущества и благополучия Египет достиг при фараоне-воине Тутмосе III (1479-1426 до н. э.). А из переписки Аменхотепа III (1390-1353 до н. э.) с его преемником Аменхотепом IV, сохранившейся на глиняных табличках в Амарне, мы узнаем о широких дипломатических связях Древнего Египта с владыками всего Восточного Средиземноморья и Ближнего Востока.

Единый  бог - Древнего Египта

Однако правление Аменхотепа IV (1353-1336 до н. э.) вошло в историю небывалой религиозной революцией, которую осуществил сам фараон. Аменхотеп низверг несметную рать египетских богов, не пощадив даже могущественного Амона-Ра, чье имя включалось в имя фараона. Египтянам было велено поклоняться единому богу в образе солнечного диска или Атона. В ознаменование этого фараон сменил свое прежнее имя на Эхнатон и основал в Амарне новую столицу. Древний Египет

Скрытый смысл этих событий остается неясным по сей день, и если одни историки превозносят Эхнатона как  первого владыку, учредившего культ  единого всесильного бога (монотеизм), то другие осуждают его как нетерпимого  фанатика. Супруга фараона Нефертити, по-видимому, активно участвовала  в этой революции, которая осуществлялась силами всевластной чиновничьей  касты и прославлялась бесчисленными  надписями и монументами. Религиозный  авторитет Эхнатона был так велик, что об открытом сопротивлении не было и речи, но в обществе тлели  угли недовольства.

Возможно, серьезный урон престижу Эхнатона нанесло его пренебрежение  делами империи. Пока он занимался вопросами  религии, союзники и сателлиты Египта один за другим пали под натиском врагов. Так или иначе, вскоре после смерти фараона его революции пришел конец, а его имя вызывало такую  ненависть, что было вычеркнуто из всех тогдашних списков правителей Древнего Египта. Надписи были стерты, а монументы  разрушены, чтобы навеки уничтожить память о нем.

Тутанхамон

   Взойдя на трон мальчиком восьми лет и процарствовав лишь несколько лет (1332-1323 до н. э.), Тутанхамон вряд ли стал бы заметной фигурой в египетской истории, если бы не одна случайность. Фараон XVIII династии Древнего Египта, муж одной из дочерей Эхнатона — фараона-реформатора. Тутанхамон, умерший в возрасте 18-ти лет, стал одним из самых известных владык Древнего Египта благодаря тому обстоятельству, что его гробница оказалась единственным царским погребением, дошедшим до нас и неразграбленным.  
Он взошел на престол в возрасте 9 лет и не оставил сколько-нибудь значительного следа в истории Египта: нам известно лишь, что в его царствование в стране начался процесс реставрации старых религиозных культов, которые в правление Эхнатона были отвергнуты ради верховного солнечного божества — Атона. Тутанхамон, чье имя первоначально звучало как «Тутанхатон», изменил его, подчеркнув тем самым свое стремление к возрождению древнего культа Амона. В правление Тутанхамона Египет постепенно восстанавливал свое международное влияние, пошатнувшееся в период правления фараона-реформатора. Благодаря полководцу Хоремхебу, который позже стал последним фараоном XVIII династии, Тутанхамон укрепил позиции Египта в Эфиопиии и Сирии. Его могло ожидать блистательное будущее, но он неожиданно умер, не оставив после себя наследника-сына. 

Фараоны-воители  древнего Египта

Глубоко увязший в ближневосточных  войнах Египет снова стал великой  империей при фараонах-воинах Сети I (1290-1279 до н. э.) и Рамзесе II (1279-1213 до н. э.). Рамзес осуществил грандиозные строительные проекты, завершив колонный зал в Карнаке и скальные храмы Абу-Симбела. Его хвастливые надписи и колоссальные изваяния красноречиво говорят о беспредельной мании величия.

Однако войны Рамзеса истощили силы Египта, и вскоре после его  смерти начался период долгого заката. Заключительный этап наступил в X веке до н. э., когда отечественные династии начали чередоваться c чужеземными - ливийской, нубийской, а 660-х г.г. - ассирийской. Последним усилием имперской воли Египет покорил Сирию, но лишь затем, чтобы в 605 г. до н.э. потерпеть сокрушительное поражение о Вавилона при Кархемише и лишиться всех ближневосточных владений.

Окончательный упадок древнего Египта

В 525 г. Египет стал частью Персидской империи. Затем страну завоевал Александр Великий (356-323 до н. э.).  Его преемником стал один из его военачальников - Птолемей, чья династия правила вплоть до 30 г. до н. э. Птолемеи оставались греками по языку и культуре, и этот период отмечен постепенной эллинизацией Египта.

Конец независимости Египта пришел со смертью Клеопатры, и хотя некоторые  египетские культы оказали заметно  влияние на религиозное брожение позднеримского мира, старая египетская цивилизация постепенно угасла, и  на смену ей пришла греко-римская  культура. Культура древнего Египта кратко

Искусство древнего Египта: росписи

Стены гробниц были оштукатурены и покрыты цветными рисунками  — росписями, росписи - важный элемент  искусства древнего Египта. На них  изображали, как боги древнего Египта ведут умершего в загробный мир, и рисовали сцены потусторонней  жизни, которую древние египтяне представляли себе как продолжение  земной жизни, только более счастливой.

Вот мы видим, как знатный  древний египтянин охотится на птиц в густых зарослях папируса. В другой гробнице изображён пир в доме знатного египтянина. Красивые женщины  в чёрных париках сидят перед  низкими столиками с едой и  напитками. В руках у них цветы  лотоса. Их развлекают акробаты и музыканты. В третьей гробнице на стене нарисована жатва. Загорелые на солнце крестьяне  собирают урожай. Погонщики гонят  быков по колосьям, чтобы обмолотить их. 
 
Художники развивали изобразительное искусство древнего Египта, они рисовали согласно строго установленным правилам. Голову человека и его тело изображали в профиль (сбоку), а плечи были развёрнуты прямо. Глаз рисовали всегда прямо.

Росписи делали также во дворцах  и домах богатых людей древнего Египта. Но они сохранились не везде.

Скульптура. Искусство  древнего Египта

Искусство захоронения в  древнем Египте - было сложным ритуальным действом. В гробницу клали много  ценных вещей и маленькие фигурки  людей: прислуги, повара, пивовара, крестьянина, надсмотрщика за рабами, рабов. Считалось, что эти статуэтки будут работать вместо своего хозяина в загробном  мире.

В отдельном помещении  стояла статуя умершего. Древние египтяне считали, что в эту статую вселится душа человека после смерти. Поэтому  статую старались сделать очень  похожей на умершего. Скульпторы высекали статуи из твёрдого и мягкого камня. Гранитные статуи богов и фараонов полировали до блеска. Они исполнены  величия и покоя. Статуи, сделанные  из мягкого камня, раскрашивались разными  красками.

Однажды во время раскопок археологи нашли прекрасную скульптуру — голову египетской царицы Нефертити. Когда её выкопали из песка, то увидели, что у неё нарисован только один глаз. Второй глаз художник специально не закончил, чтобы в скульптуру преждевременно не вселилась душа живого человека. Монументальные скульптуры - одни из прекраснейших образцов искусства древнего Египта.

Скульптуры гигантских размеров и барельефы — выпуклые изображения, высеченные на каменной плите, — сохранились  также в храмах богов. Религия  играла огромную роль в жизни древний  египтян, что нашло свое отражение  и в искусстве древнего Египта.

Египетские мастера создали  множество прекрасных, простых и  величественных скульптур, ничего подобного  не знала ни одна из позднейших эпох. Изваяния из окрашенного дерева или  шлифованного камня отличает особое достоинство. Фараонов изображали обычно в одной и той же позе, чаще всего стоя, с руками, вытянутыми вдоль тела, и с выставленной вперёд левой ногой. Несмотря на идеализацию, портреты верно передавали неповторимые черты человека. В изображениях простых  людей было больше жизни и движения, нежели в торжественных статуях  властителей. 

Искусство мумифицирования  в древнем Египте

В отдельном помещении  гробницы находился саркофаг с телом. Считалось, что каждый человек имеет  две души: Ба и Ка. Душа Ба вылетает из тела после смерти, как птица, и попадает на небо. Душа Ка — это  двойник человека.

Чтобы обеспечить бессмертие, необходимо сохранить тело умершего. Для этого тело бальзамировали: из него вынимали внутренние органы и  погружали на 70 дней в раствор  соды, после этого обматывали бинтами, пропитанными ароматическими смолами. 
Внутренние органы клали в отдельные сосуды. Мумию помещали в разрисованный гроб — саркофаг, сделанный по форме тела.

В саркофагах учёные нашли  папирусы с текстами молитв, которые  составляют «Книгу мёртвых». Книга  мертвых - один из бесценнейших образцов литературного искусства древнего Египта.

Несмотря на то, что египтяне верили в загробную счастливую жизнь  и бессмертие души, они очень горевали, когда умирали их близкие. На статуе молодого Рахотепа написано обращение  к богу вечного солнца Атуму, полное печали и страха:О Атум, что это  значит, что я собираюсь в пустыню? Ведь там нет воды, нет воздуха, она глубокая-глубокая! Она тёмная-тёмная, она вечная-вечная!

Искусство строительства  храмов в древнем Египте

Рассмотрение искусства  древнего Египта невозможно без упоминания архитектуры и в частности  исскуства строительства храмов и пирамид. Жилищем богов считались  храмы. Там стояли их каменные изваяния. Перед статуями богов находились столики-жертвенники, на которые складывали приношения богам. В жертву богам  приносили цветы, овощи, гусей, телят. Фараоны дарили храмам много золота и драгоценностей.

Египетские храмы были окружены могучими стенами и в  плане имели вид прямоугольника с двумя башнями при входе. К храму вела дорога между рядами статуй сидящих сфинксов. Вокруг святилища  поднимался целый лес колонн, сделанных в виде пучков лотоса и папируса. Стены храмов украшали барельефами и росписями. Дома простых людей и даже дворцы вельмож и царей строили из малопрочного необожжённого (сырцового) кирпича. Поэтому они плохо сохранились. Зато храмы и гробницы строили из камня. Это объясняется тем, что земную жизнь египтяне считали временной, а загробную — вечной.

Величайшее и самое  поразительное сооружение этого  рода входит в знаменитый ансамбль пирамид в Гизе. Это пирамида фараона  Хеопса. Её высота 146 метров и в ней  может свободно уместиться, например, Исакиевский собор. На самом деле пирамида состоит сплошь из камня, внутри неё находится лишь небольшая  погребальная камера и ведущие к  ней коридоры, которые после погребения царя были замурованы. Впрочем, это  не помешало грабителям найти дорогу к укрытым в пирамиде сокровищам; не случайно, позднее от строительства  пирамид пришлось отказаться. Теперь гробницы стали вырубать в скалах, а входы в них искусно маскировали.  

Из пирамид и мастаба  крупных вельмож на берегах Нила складывались целые "города мёртвых". Неподалёку, обычно на другом берегу Нила, возвышались храмы в честь  богов. В их колонные дворы и залы вели огромные ворота, образованные двумя  массивными, сужающимися кверху каменными  блоками, т.н. пилонами. К воротам  вели дороги, обрамлённые рядами сфинксов - статуй с телом льва и человеческой или бараньей головой. Колонны повторяли  формы распространённых тогда в  Египте растений - папируса, лотоса, пальмы. Как густой лес стоят они в  огромных храмах Луксора и Кариака, которые были основаны примерно в 16-14 веках до нашей эры. В наше время  стал особенно знаменит высеченный в  скале храм в Абу-Симбеле. Строительство  Ассусианской плотины грозило ему  затоплением. Для спасения храма  была проделана гигантская работа: скалу, в которой высечен храм, распилили на куски и снова  собрали в безопасном месте на высоком берегу Нила. 

Информация о работе Зарождение искусства первобытного общества