Борьба с несовершеннолетней преступностью в годы Великой Отечественной войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2015 в 15:14, реферат

Описание работы

Борьба с несовершеннолетней преступностью, детской беспризорностью и безнадзорностью занимала значительное место в деятельности органов внутренних дел в годы войны. Это обуславливалось тем, что работа с несовершеннолетними и подростками в годы Великой Отечественной войны резко изменилась, получила новое содержание и требовала постоянного внимания со стороны органов внутренних дел, учебных учреждений и общественных организаций.

Файлы: 1 файл

Борьба с несовершеннолетней преступностью в годы Великой Отечественной войны.docx

— 231.27 Кб (Скачать файл)

кандидат исторических наук, доцент Ломтев Юрий Андреевич

Ведущая организация

ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»

Защита состоится 26 декабря 2006 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.181.03 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» по адресу: 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 6205.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет».

Автореферат разослан 25 ноября 2006 г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат исторических наук, доцент

В.И. Баинова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Дети в России всегда являлись объектом заботы и внимания общества, так как они определяют будущее развитие страны. Однако за последнее десятилетие наметилась тенденция духовного обнищания нации, упала значимость семьи как основного института формирования нравственности, духовности подрастающего поколения. В связи с этим примерно из 30-ти миллионов детей, подростков и молодых людей сегодня около 7-ми миллионов не заняты ни учебой, ни работой, лишены источников нормального существования и развития.1 Семьсот тысяч детей в РФ являются социальными сиротами, Многие из них пополняют ряды преступников. По данным МВД РФ, каждое десятое преступление совершается подростками или при их соучастии.

На улицах крупных городов страны появляется все больше беспризорных и безнадзорных детей. В этой связи автор данного исследования считает целесообразным всесторонне рассмотреть вопрос о борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью в годы Великой Отечественной войны. В этот период были разработаны комплексные мероприятия по ликвидации социальных явлений (таких, как детская беспризорность, безнадзорность и преступность). Наше исследование имеет практическое и научное значение, так как позволяет всесторонне изучить исторический опыт, который может быть использован и сегодня в решении подобных проблем. Актуальность предпринятого нами исследования обусловлена еще и тем, что вопрос о борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью на Южном Урале в годы Великой Отечественной войны (19411945) до сих пор не получил всестороннего освещения в исторической науке.

Объектом исследования является детская беспризорность и безнадзорность на Южном Урале в 1941-1945 годах.

Детская безнадзорность — ослабление или отсутствие наблюдения за детьми и подростками (их поведением и занятиями) и воспитательного воздействия на них со стороны родителей или лиц, их заменяющих. Детская беспризорность — это отсутствие у детей и подростков постоянного места жительства, опреде-

1 Полянских, К.Г. К проблеме о  иесте детских и юношеских общественных объединений в жизненном пространстве современного подростка /11 Г. Полянских // Подросток и общественные объединения ' реалии детст-■а. - Орск; Оренбург: Изд-во ОГТИ, 2003. - С. 5.

ленных занятий, семейного или государственного попечения и систематического воспитательного воздействия в результате потери родителей, ухода из семьи, бегства из воспитательного учреждения и по другим причинам. Беспризорность и безнадзорность могут быть как сопутствующими, так и самостоятельными явлениями.

Предмет исследования — мероприятия советских государственных и партийных органов по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью на Южном Урале в годы Великой Отечественной войны.

Хронологические рамки обозначены достаточно четко - период Великой Отечественной войны, внесший существенные изменения в жизнь советских детей, которые по разным причинам в 1941-1945 гг. стали беспризорными и безнадзорными.

Территориальные рамки охватывают регион Южного Урала. В его состав в 1941*1945 гг. входили четыре административно-территориальные единицы - Башкирская АССР и три области: Чкаловская (с 1957 года - Оренбургская), Челябинская и Курганская (выделившаяся из восточных районов Челябинской в самостоятельную область 6 февраля 1943 года).

В годы войны Урал стал «арсеналом» и «кузницей» страны и внес существенный вклад в победу над немецко-фашистскими захватчиками. Он давал фронту 40% всего оружия и боеприпасов.2 В производстве были заняты женщины, что повлекло за собой рост детской безнадзорности на Южном Урале, особенно в областях, где были сконцентрированы металлургическое производство и тяжелое машиностроение (Челябинская и Чкаловская), Только за 1942 год в Челябинской области было выявлено 8184 беспризорных и 3229 безнадзорных детей/ Поэтому автор решил ограничить территориальные рамки Чка-ловской и Челябинской областями, в исследование также включены данные по Курганской области (так как в начале войны она входила в состав Челябинской области). Данные о беспризорных и безнадзорных в Башкирской республике

1 Футорянский, л.И. Оренбуржье - на имя Победы (60 лет разгрома фашистской Германии) / Л.И. Футоря некий. - Оренбург Издательство ООИПКРО, 2004. - С. 29. ' ОГАЧО. Ф. П-2!!, Оп. 3. Д, 462. Л. 69,

нами не рассматривались, так как имеющийся обширный материал может стать объектом специального исследования.

Цель работы: исследовать экономические, правовые и социокультурные аспекты борьбы с беспризорностью и безнадзорностью детей на Южном Урале в годы Великой Отечественной войны.

В соответствии с поставленной целью определены задачи исследования:

— проанализировать причины, повлиявшие на увеличение числа беспризорных и безнадзорных детей на Южном Урале в 1941-1945 гг.;

— осуществить анализ изменений в нормативных документах СНК СССР, постановлений ВКП(б), произошедших в годы Великой Отечественной войны, затрагивающих интересы детей-сирот, детей, взятых на воспитание или воспитывающихся в детских учреждениях;

— на основе широкого привлечения ранее не вводившихся в научный оборот архивных источников проанализировать и систематизировать мероприятия по борьбе с детской безнадзорностью и беспризорностью, проводимые на Южном Урале;

— рассмотреть вопрос о взаимосвязи детской безнадзорности и беспризорности с ростом детской преступности;

— выявить причины бегства детей-сирот из специальных детских учреждений, что порождало так называемую «возвратную» беспризорность.

Степень изученности проблемы. Историографический анализ темы проведен на основе хронологического принципа. Также учтена общая изученность проблем народного образования в годы Великой Отечественной войны как наиболее важного смежного вопроса. Такой подход к историографии обусловлен тем, что до настоящего времени изучаемая автором тема не рассматривалась как самостоятельная проблема исторического исследования. В своей работе мы придерживались традиционного деления историографии на четыре периода, чтобы не умалять достижений исследователей старшего поколения, так как каждый период, безусловно, влиял на изменение представлений исторической науки и исследователей на материалы о Великой Отечественной войне в целом.

Накопительный период историографии темы мы связываем с появлением первых публикаций фактического материала, отраженного в газетно-журналь-ных статьях. В них эмоционально излагались вопросы борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью на основе четкой идеологической направленности, но отсутствовал глубокий анализ и научное обобщение наблюдаемых фактов, явлений, процессов, что делало их лафосными и во многом спорными.

Первые попытки осветить вклад оренбуржцев в бессмертную Победу были сделаны уже в 1943 году, когда появилась небольшая брошюра К .А. Карпенко «Чкаловцы в боях за Родину». В ней содержались конкретные факты борьбы наших земляков с фашистскими захватчиками.4 Но как первые исторические работы, так и информация периодики в силу незавершенности событий не обладали исследовательским характером.

С середины 50-х годов историки получили доступ к более широкому кругу документальных источников, развернулась публикация архивных и статистических данных. Это связано с XX съездом КПСС, который положил начало новой эпохе в истории страны. Как следствие произошедших перемен, в научный оборот было введено много нового фактического материала, расширена проблематика исследований на тему Великой Отечественной войны (1941-1945 годов).® В конце 50-х годов появляются статьи, речи, выступления видных деятелей государственных и партийных органов, а также отделов образования разных уровней. В целом эти работы похожи на рапорты достижений и свершений советской школы в годы войны. Но в этот период времени выходят и фундаментальные издания по истории войны, прежде всего, это шеститомная «История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 годов». Однако освещение общих проблем войны не позволил авторам остановиться на частных вопросах. Соответственно особых изменений в изучении советской школы во-

4 ФуторянскнА. Л.И. Оренбуржье - во имя Победы (60 лет разгрома фашистской Германии) / Л.И. Футорянскнй. - Оренбург: Ишатмьство ООИПКРО, 2<ХМ. — С. 11.

9 Прганод В.П. Стадо н речи № нарочному сбркювйиию/ВТ! Потемю«.-М.; Л.: Учгкдоь -С. 117-124; Бубнов, А.С Стшм и речи о кцюдном обршомм« /АС. Еубнов. - М: Илгвпиьспю АПН РСФСР, 1959. - С. 11-18; Дсйико, ММ 40 лет из(ЮДИг>го обраюгиигия е СССР /ММ Де»{ие»ау - М: Учпецпо, 1957 - 276 Мщыкаой, ЕЛ Нарщке обрвдова-мк ■ СССР/ ЕН Ммынский - М; АПН РСФСР. 1952. - 257 с.

енного времени и тем более вопроса о борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью так и не произошло.

Серьезные попытки изучения истории общеобразовательной школы РСФСР в 1941-1945 годах были осуществлены исследователями только во второй половине б0-х — начале 70-х годов XX века. Однако история школы этого времени освещалась предельно сжато, неполно, описательно. Материалы по борьбе с беспризорностью и безнадзорностью или отсутствуют, или утверждается, что эти проблемы полностью решены благодаря заботе'партии и правительства, а также самоотверженности советских людей. Подобный подход отразился и в трудах исследователей по проблемам истории Великой Отечественной войны в Оренбуржье.6

Только в конце 70-х - середине 80-х годов XX века появились первые обобщающие историко-педагогические исследования, которые содержат, помимо материалов о выполнении Закона о всеобуче, организации досуга детей, и некоторую информацию о детской беспризорности и безнадзорности, В частности, появление школ с продленным днем было, по мнению С.А. Черника, эффективной мерой ликвидации детской безнадзорности,7

В этот же историографический период тема детской беспризорности и безнадзорности звучит особенно остро со страниц произведений научно-популярной литературы и сравнительно нового жанра — документальной беллетристики.® Публицистические произведения и документальные повести позволяют понять положение детей в годы Великой Отечественной войны не с позиции сухой статистики, а на основе живого свидетельства, что для историка не менее ценно. Из исторических работ, на наш взгляд, особого внимания заслу-

* ВезверкииЯ, А-Зг В едином боевоч лагере : Очерк о работе Оренбургской областной партийной организации в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 / А А Вегверхний. - Челябинск: Южно*Уральское издательство, 1965. - 86 с^

т Черни к, С.А. Совлекая школа в годы Великой Отечественной войны / С.А. Чернтк. - М. : Издательство «Педагогика», 1975. Черник, С.А. Советски общеобразовательная школа в соды Великой Отечественной войны / С.А. Черник. - М.: Издательство «Педагогика», 1984. - 120с.

* Дети военной поры t сост. Э. Максимова - М. : Политиздат, 19&S. - 352с.; Бвкин, B.C. Детдомовское сороковые : документальная повесть /B.C. Бвкин. - М : Молодая Гвардия, 1991. - 203с.

s

жиает исследование A.M. Синнцына.9 Отдельная глава монографии посвящена всенародной заботе о детях, оставшихся без родителей.

Из исследований, касающихся Уральского региона, следует отметить сборник «Урал — фронту», где есть раздел «Народное образование и здравоохранение», в котором обозначена проблема беспризорных и безнадзорных детей, в частности, говорится об улучшении работы детских домов в регионе.10

Итак, с конца 80-х годов XX века начался новый этап историографии, который продолжается и сейчас. Уже с начала 90-х годов XX века научные исследования стали более критическими, кроме того, школу стали рассматривать как один из составляющих факторов культуры и важных показателей эффективности социальной политики в годы войны (В.В. Дрыночкин, Г.Г. Загвоздкин, C.B. Кузнецова, A.B. Сперанский). В это время заметно возрос интерес ученых к проблемам народного образования на Южном Урале (B.C. Болодурин, Г.В. Ко-раблева, И.Ф. Плотников, A.B. Федорова, P.P. Хисамутдинова)." В их научных работах отражаются вопросы осуществления всеобщего обязательного обучения, деятельности национальных школ и эвакуированных детских учреждений и многие другие вопросы. Признанным специалистом по истории Южного Урала периода Великой Отечественной войны является профессор Л.И, Футорян-скнй.'* Леонид Иосифович изучал школьную статистику (количество учителей, ушедших в начале войны на фронт, движение кадров в Чкаловской области и

* Снннцын, A.M. Всенародная помощь фронту : О патриотических движениях Советского народа а годы Великой Отечественной войны 1941-1945 / A.M. Снннцын. -М.: Вссннэдат. 1985,- 341 с.

10 Урал - фронту / под ред. A it. Митрофановой. - М., 1985. - С 233-254.

" Болщфрнк, B.C. Историк образования л Оренбуржье • учебное пособие. - Оренбург : Издательство ОГПУ, 2000; Федорова, A.B. Оренбург в годы Великой отечественной войны / A.B. Федорова. - Оренбург : Оренбургское книжное издательство, 1995. - 213с.; Хнсачутдинова, P.P. Школы г. Чкалова в годы Великой Отечествен, ной войны: материалы XXI преподавательской и XXXIX студенческой науч.-практ. конф. / P.P. Хисамутдинова -Оренбург; Издательство ОГПУ. 1997. - С, 25-29; Ее же Первый учебный год в школах г. Чкалове. Образова* нне в Оренбуржье : историв н современность / P P. Хнсамутдинова - Оренбург; Издательство ОГПУ. 1997. - С. 25*27; Сперанский. A.B. В горниле испытаний : Культура Урала в годы Великой Отечественной войны (1941-

1945)/A.B.Сперанский.-Екатеринбург: ИздвтальстаоУрОРАН. 1996.-348с.

13 Футорвнскнй, Л.И. История родного крав / Л.И. Футорянсыи. - Челябинск; Южно~Уральсвое книжное кхда-тельспо. I9&S. - 276с,; Он же. Путь теонх сверстников материалы по истории комсомольской организации Оренбуржья /Л.И. футоряиский. - Оренбург: Иад-во «Южный Урал», I99S.- 31с.; Он жв. Оренбуржье - во имя Победы (60 лет разгрома фашистской Германии) / Л.И. футорянский. - Оренбург ; Издательство ООИПКРО. 2004,- 110с.

Информация о работе Борьба с несовершеннолетней преступностью в годы Великой Отечественной войны