Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 01:00, реферат
История украинской культуры читатьВопрос № 2. Истоки украинской культуры.
Сложные и многогранные процессы происхождения
народов и их культур постоянно привлекают к себе внимание.
За свою многовековую историю украинский народ создал
История украинской культуры читатьВопрос № 2. Истоки украинской культуры.
Сложные и многогранные процессы происхождения
народов и их культур постоянно привлекают к себе внимание.
За свою многовековую историю украинский народ создал
7
великую культуру, сделал значительный вклад в культуру
мировую. Украинская культура прошла сложный путь.
Истоки украинской культуры относятся к временам
первобытного общества. Это одна из древнейших
европейских культур. На нынешней украинской земле люди
появились около 300 тысяч лет назад. Вся территория
современной Украины уже была заселена в позднем
палеолите (35 - 40 тысяч лет назад). Около 8 тысяч лет назад
начался новый, каменный, век - неолит. Он длился на
территории Украины до III тысячелетия до н. э. В этот период
человечество пережило глубокие изменения, нежели за
предыдущее 2 - 3 млн. лет. Люди нашли новые способы
добывания пищи. Тогда произошел переход первобытных
людей от собирательной формы хозяйственной деятельности
к производящей, более продуктивных форм хозяйственной
деятельности - мотыжного земледелия и скотоводства.
Наиболее ранними
территории Украины считаются племена трипольской
культуры (по названию села Триполье на Киевщине). Эта
культура сложилась на Правобережной Украине и
развивалась на протяжении IV - III тысячелетий до н. э. (1500
- 2000 гг.).
Происхождение трипольской культуры еще
окончательно не выяснено. Современная наука не установила
этногенетической связи трипольских племен с последующими
племенами на территории Украины. Поэтому называть
трипольцев непосредственными родоначальниками
украинского народа, древними украинцами не имеет сегодня
достаточных оснований. Украинский народ вышел на
историческую арену позднее - в средневековые времена.
Древние культуры еще не носят национальный характер.
Но культура имеет свои законы развития. Она
наследственна. И если трипольцы не являются прямыми
предшественниками украинцев, то целый ряд элементов их
8
культуры стал органической частью культуры украинского
народа. Это - система хозяйства, декоративная роспись домов,
характер орнамента
можно говорить, что украинская культура является
оригинальным синтезом автохтонных предыдущих культур и
внешних культурных взаимовлияний.
Древнейшим народом на украинском древе, который
сохранила история, были киммерийцы. Они занимали
территорию между Тиром (Днестром) и Танаисом (Доном), а
также Крымский и Таманский полуострова. Исторические
памятники этих племен относятся к IX - первой половине VII
вв. до н. э. Для киммерийцев характерно было кочевое
скотоводство, высокая культура бронзы и керамики с цветной
инкрустацией. Киммерийские мастера одними из первых на
территории Украины начали выплавлять железо.
Скифы оставили после себя достаточно много
культурных памятников. Их находят на юге Украины в
курганах, где хоронили скифских царей. Для культуры
скифов характерна керамика, изобразительное искусство,
которое имело зооморфный характер. Его основой было
изображение оленя, барана, коня, фантастического грифона,
горного козла.
Традиции скифского искусства продолжили сарматы -кочевники с Востока. Они завоевали и ассимилировали
большую часть скифов и хозяйничали в причерноморских
степях почти 400 лет - со II в. до н. э. до II в. н. э. Скифы и
сарматы и на западе фракийцы послужили непосредственным
этническим субстратом для украинцев.
На побережье Черного и Азовского морей греки в
середине VII в. основали города -государства: Ольвию,
Херсонес, Пантикапей, Феодосию. Они существовали здесь
на протяжении почти тысячелетия. Их упадок приходится на
рубеж III - IV вв. н. э.
9
Греческие города-государства стали прямым
источником античных традиций в украинской культуре.
Вместе с греческой колонизацией, на территорию
Причерноморья и Поднепровья пришло письмо. Отсюда берет
свое начало письменный период украинской истории.
Значительную роль в культурной жизни греческих
поселенцев играли литература, музыка, театр, живопись,
скульптура. В I в. до н. э. - III в. н. э. греческие города-государства подчинялись Риму, поэтому существенно влияла
на развитие украинской культуры римская античность.
На рубеже нашей эры как самостоятельная этническая
общность сформировались славяне. С III в. до н. э. до II в. н. э.
праславянам была характерна так называемая зарубинецкая
культура (от с. Зарубинцы на Переяславщине). Носители
зарубинецкой культуры были оседлыми земледельцами, но
занимались и скотоводством. Население владело рядом
развитых ремесел, знало выплавку железа, кузнечное дело.
Посуду изготавливали на гончарном круге из местных глин.
Во II в. н. э. зарубинецкая культура прекратила свое
существование. На смену ей пришла черняховская культура
(от с. Черняхово, ныне Кагарлицкого района Киевской
области). Наряду с ней существовала и киевская культура.
Во второй половине I тысячелетия в разных районах
Украины существовали волынцевская (VI - VIII вв.),
роменская (VIII - X вв.) и другие культуры. Люди были
объединены в
древлян, полян, уличей, тиверцев, белых хорватов, северян.
Древние славяне достаточно хорошо знали природу
своего края. Но неумение правильно объяснять явления
окружающего мира привело к появлению языческой религии -политеизму (многобожие). Главным богом восточных славян
был Перун - бог грома и молнии. Пользовались уважением в
то время Стрибог - бог ветра и непогоды, Сварог - бог-кузнец,
Ладо - бог домашнего очага. Кроме того, люди верили в таких
10
богов как Велес, Ярило, Коляда и др. С помощью этих богов
они познавали мир, осмысливали времена года, изменения в
природе, свою взаимосвязь с ней. Славяне думали, что их
родословная происходит от богов. Основу язычества
составляло обожествление сил природы, солнца как
источника жизни, земли как кормилицы всего живого.
Для мировоззрения древних славян был характерен
антропотеокосмизм, то есть неразделенность сфер людского,
божественного и природного, понимание мира как никем не
созданного, мира - как вечно живого огня, который
размеренно угасает и размеренно загорается.
Еще до введения христианства на Руси развивалась
монументальная архитектура - строились языческие
рубленные из дерева храмы.
Языческая религия дала миру великие ценности и
своеобразную культуру.
Христианство на Руси было принято в 988 г. (главные
причины его принятия - социально- политические), но
языческое мировоззрение продолжало еще долго
сосуществовать с
двоеверия (сочетание славянских верований и обычаев с
православными).
Принятие христианства на Руси имело огромное
значение: оно оказало влияние на все стороны жизни Руси
(помогло установить
культурные связи со странами христианского мира);
способствовало становлению городской культуры в
преимущественно сельскохозяйственной по роду
деятельности стране, ориентировало человека на духовные
преобразования, стимулировало его приближение к
христианским идеалам; способствовало развитию разных
видов искусства.
11
Вопрос № 3. Синкретизм первобытной культуры.
Дифференциация социальных отношений (семья, род,
племя).
Историческая наука предлагает два пути изучения
первобытной культуры. В соответствии с первым,
первобытная культура разделяется по социальному признаку
на несколько эпох:
-первобытное человеческое стадо;
- родовой строй (включающий в себя матриархат и
патриархат);
-высшую демократию.
Второй путь предполагает разделение всей истории
первобытной культуры на эпохи в соответствии с
материалами, из которых изготавливались орудия труда и
оружие, а именно:
1) каменный век, в свою очередь подразделяющийся на
древнекаменный (палеолит), среднекаменный (мезолит),
новокаменный (неолит);
2) век бронзы;
3) век железа.
Многочисленные
нас, что первобытная культура представляла собой
изначальную синкретическую целостность, составляющими
компонентами которой были орудия труда, эмпирические
знания, верования, предметы быта, нравственные нормы,
традиции и обычаи, наскальные рисунки и скульптурные
изображения. Эта синкретическая нерасчлененность
первобытной культуры убедительнее всего подтверждается
наскальными рисунками, найденными в разных регионах
планеты. Почти все рисунки и изображения животных
испещрены ударами заостренных предметов видимо,
каменными наконечниками копий и стрел. Их следы дают
основания для вывода, что сами рисунки были сделаны не для
получения эстетического наслаждения, а из более
12
утилитарных соображений. Эти изображения имели не
эстетический, а магический смысл. Первобытный художник,
почти все время занятый поисками пропитания и охотой,
высекал и рисовал животных только для совершения
магических обрядов, так как охотники племени были
убеждены, что поразив изображение во время обряда, они
удачно поразят животное на настоящей охоте.
Синкретизм первобытной человеческой деятельности
находил также свое выражение в следующих основных
признаках:
- единстве человека и
осваиваемой им природной
- неосознанности различий между реальностью и
нереальностью (бытием или небытием);
- отсутствием развитых форм социального
самосознания;
- доминировании чувственного восприятия мира и
основанного на нем воображения.
Разумеется, художественная деятельность в этих
условиях также носила синкретический характер и не
делилась на роды, жанры, виды. Все ее результаты имели
прикладной, утилитарный характер, но при этом у них
сохранялось и ритуально-магическое значение. Просто
«большая часть продуктов человеческой деятельности в силу
синкретизма последней приобретала художественное
значение. Это явление получило название художественной
коннотации, означающей наличие утилитарных предметов и
действий дополнительного, сопутствующего значения».
Синкретический характер первобытной культуры
породил миф (от греческого «мифос» - предание,
повествование) и мифологическое мировоззрение.
Важнейшим этапом в развитии человека стало
изобретение языка. Вместо сигнального языка животных,
способствующего их координации на охоте, люди получили
возможность выражать языком абстрактные понятия «камень
13
вообще», «зверь вообще». Такое применение языка привело к
возможности обучать потомство словами, а не только
примером, планировать действия до охоты, а не во время ее и
т. д.
Восходящие к Энгельсу марксистские представления о
раннем первобытном обществе содержат предположение, что
первоначально половые отношения между людьми внутри
коллектива были беспорядочными (промискуитет). Однако
эта идея не является общепризнанной . Тем более, что даже у
человекообразных обезьян полного промискуитета не
наблюдается. Так или иначе, неконтролируемое проявление
полового инстинкта, даже когда оно не вело к открытым
столкновениям между соперниками, мешало единству
формирующейся общины. Коллективная охота требовала
сплоченности всех еѐ участников. Поэтому возник запрет на
половые отношения между членами коллектива в период,
предшествовавший охоте, и самой охоты. Подавление
возможности удовлетворения полового инстинкта внутри
одной праобщины заставляло еѐ членов искать половых
партнеров в других. Завязывание половых отношений между
членами разных праобщин сделало возможным полный
запрет половых отношений между членами каждого из
первобытных коллективов (экзогамия). Так каждая
праобщина превратилась в род, и на смену промискуитету
пришѐл групповой дуально-родовой брак. Члены родов,
составлявших дуальную организацию, жили раздельно. В
этих условиях человек
всю жизнь принадлежал к
в котором родился, то есть к тому, к которому принадлежала
его мать. Поэтому первоначальные роды были материнскими.
Два или несколько ближайших родов стали объединяться в
племя. Роды возглавляли старейшины.
Естественным кормильцем человека была его мать —
вначале она его вскармливала своим молоком, затем вообще
брала на себя обязанность обеспечивать его пищей и всем
14
нужным для жизни. Эту пищу должны были добывать на
охоте мужчины — братья матери, принадлежавшие к еѐ роду.
Так стали образовываться ячейки, состоявшие из нескольких
братьев, нескольких сестер и детей последних. Они жили в
общинных жилищах.
Лишь затем возникла парная семья — образование