Идеи ренессанса в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 01:00, реферат

Описание работы

История украинской культуры читатьВопрос № 2. Истоки украинской культуры.
Сложные и многогранные процессы происхождения
народов и их культур постоянно привлекают к себе внимание.
За свою многовековую историю украинский народ создал

Файлы: 1 файл

История украинской культуры читатьВопрос.docx

— 326.25 Кб (Скачать файл)

первобытных людей не только примитивных культов,

связанных с эпохой охоты  и собирательства, но и более 

развитого  --  поклонение предкам, который на то время 

был связан с идеей материнства, рода и его 

прародительницы, и, достоверно, отвечал матриархальным

принципам организации общественных отношений.

Во  время неолита, которое  для Восточного Европы

датируется 4--3 тыс. до н.э., культуры жителей украинских

земель выразительно распределялись на два типа:

автохтонную охотничью и  заимствованную

земледельческую. Первые земледельческие  племена 

появились из устья  Дуная. Их принято относить к 

культуре с линейно-ленточной  керамикой. Достоверно

известно, что именно они  принесли на наши земли 

22

культурные злаки, которые  в диком виде встречались 

только в субтропической зоне Азии и Африки. От этих

племен традиции земледелия были унаследованы и 

представителями буго-днестровской охотничьей

культуры, но дальше на север  и восток они в эпоху 

неолита не распространились.

В эпоху энеолита земли  Украины начали

распределяться на зоны трех хозяйственных типов.

Правобережье стало колыбелью  трипольской 

земледельческой культуры, а  степной юг  --  скотоводства,

связанного с племенами  так называемой ямной культуры,

которые вели кочевой способ жизни в степях от Днестра 

до Зауралья. В лесах  и лесостепях рядом с охотниками и 

рыболовами встречались  и представители скотоводства

(среднеостоговская культура 4--3 тыс. до н.э.).

Вопрос № 2. Трипольская  культура.

Трипольская культура (рум. Cultura Cucuteni, укр.

Трипільська культура, Кукутені культура)  —  энеолитическая

археологическая культура, распространенная в VI—III тыс. до

н. э. в Дунайско-Днепровском  междуречье. На смену 

трипольцам пришли индоевропейские  народы Ямной 

культуры. Трипольская культура была распространена в 

эпоху энеолита на территории правобережной Украины, в 

Молдавии, в восточной  Румынии (Кукутень), а также в 

Венгрии. Трипольская культура  —  энеолитическая (медно-каменный век).

Название «Трипольская культура»  получила в честь села

Триполье Киевской губернии, где в 1897 году археолог

Викентий Хвойка обнаружил  материальные остатки 

неолитической культуры (сегодня  село Триполье находится в 

составе Киевской области, а  точнее, в Обуховском район, что 

в сорока километрах от Киева).

23

По периодизации Т. С. Пассек выделяются 3 этапа 

развития трипольской  культуры:

·  Ранний этап  — (Триполье А)-  вторая половина

VI  —  начало первой  половины V тысячелетия до н. э. 

Жилища  —  землянки и  небольшие наземные

глинобитные «площадки». Орудия делались из кремня,

камня, рога и кости; медных изделий немного (шилья,

рыболовные крючки, украшения); лишь Карбунский

клад в Молдавии отличается богатством медных

изделий. Кухонная керамика имеет примесь шамота,

песка, шероховатую поверхность (горшки, миски),

орнамент в виде насечек, налепов, столовая посуда

украшена каннелированным (горшки, кувшиновидные 

сосуды, чашки, черпаки) и  углубленным орнаментом

(«фруктовницы», грушевидные  сосуды, крышки).

Много статуэток, изображающих сидящую женщину,

меньше  —  зооморфных фигурок; известны глиняные

креслица, модели жилищ, украшения. Обнаружено

единичное погребение в жилище (Лука-Врублевецкая).

·  Средний этап — (Триполье В — Триполье С1)-вторая половина V-П тыс. до н. э. Ряд поселений на

мысах укреплѐн валами и рвами. Увеличилась площадь 

поселений, иногда жилища располагались  по кругу.

Встречаются двухэтажные  дома. Известны модели

жилищ  с двускатной крышей и круглыми окнами.

Обработка кремня совершенствуется, появляются

мастерские по изготовлению орудий. Начинается

добыча медного сырья (руда и самородная медь), а 

также выплавка металла на территории между 

Днестром и Днепром. Увеличивается  количество и 

ассортимент медных изделий (топоры, ножи, кинжалы,

тѐсла, шилья, украшения). Появляется расписная 

керамика. Кухонная керамика иная  —  с примесью в 

массе толчѐных раковин или  песка, полосчатым

24

сглаживанием и «жемчужным»  орнаментом. Меняется

форма статуэток  —  стоячие  фигурки с округлой

головкой, наряду с женскими есть и мужские 

изображения. Найдены погребения в жилищах.

·  Поздний этап  — (Триполье С2)-  3150—2650 до

н. э. Расширяется территория трипольской культуры за

счѐт продвижения племѐн на север  и восток. Небольшие 

поселения располагаются  на укреплѐнных местах, наряду

с небольшими наземными жилищами встречаются 

землянки. Продолжает развиваться  добыча и обработка 

металла. Уменьшается количество расписной керамики,

появляется посуда округлой формы  с примесью песка и 

толчѐных раковин с  орнаментом по краю венчика 

(защипы, оттиски, верѐвочки,  наколы). Совершенствуется 

обработка кремния, много  шлифованных кремниевых

топориков. Распространены женские  статуэтки 

удлинѐнных пропорций  со схематизированной головкой и 

слитыми ногами. Известны грунтовые  и курганные 

могильники. В Поднепровье  найдены погребения по

обряду кремации. Погребальный инвентарь: кремнѐвые 

серпы, каменные боевые топоры-молоты, медные

кинжалы, шилья, ножи, украшения: браслеты, , медные,

каменные и стеклянные бусы; керамика: шаровидные

амфоры, чаши, миски, антропоморфные статуэтки.

Для трипольской культуры характерны высокий 

уровень развития хозяйства  и развитые общественные

отношения. Во времена этой культуры произошло 

значительное увеличение плотности населения в ареале еѐ

распространения. Трипольские  посѐлки чаще всего 

располагались на пригодных  для земледелия пологих 

склонах, возле воды. Их площадь  достигала нескольких

десятков, а в некоторых  случаях  —  200—450 гектаров.

Они состояли из наземных глинобитных  жилищ,

разделѐнных иногда внутренними  перегородками или 

25

двухэтажных. Часть помещений, служившая для жилья,

отапливалась печами, открытыми  очагами, имела круглые 

окна, часть использовалась под кладовые. В таких домах,

вероятно, жила одна или несколько  семей. Посѐлок 

использовался около 50 лет, до истощения окружающей

его земли (чернозѐмы тогда  ещѐ не образовались), потом 

обязательно сжигался по особому  ритуалу, а племя 

переселялось на новое  место. Племенами управляли 

вожди, существовали также  и верховные вожди союзов

племѐн.

В период с 5.500 по 4.000г. до нашей  эры на Земле 

произошла так называемая земледельческая революция  –

переход от собирания растений к их выращиванию, от

охоты на животных к их разведению. И племена 

трипольской культуры  перешли  к главной статье своей 

экономики – сельскохозяйственному  производству если не

первыми, то во всяком случае гораздо раньше, чем жители

других регионов планеты. Условия-то оптимальны.

Исследователи утверждают (и  для этого есть все 

основания), их сельское хозяйство  было настолько 

развито, что продукцию  некуда было девать: Трипольская 

цивилизация является одним  из первых земледельческих 

обществ, которое решило проблему продовольствия.

Продуктов хватало не только для себя: в огромных

количествах они экспортировались другим цивилизациям

того времени.

Трипольцы были не только грамотными

земледельцами, но и талантливыми ремесленниками. На

ранних этапах большинство  их орудий труда были

каменными, но в 3600-3150г.г. до н. э. у них уже были

мастерские по обработке  главного неолитического сырья –

кремня, который использовался  для наконечников стрел,

серпов, скребков, топоров  и других незаменимых в 

хозяйстве вещей. 

26

Мир принялся осваивать бронзу в конце III

тысячелетия до нашей эры. Трипольские бронзовые 

изделия  датируются V тысячелетием  –  уже в то время у 

них было большое количество медных орудий высокого

качества, на которых не было ни газовой пористости, ни

усадочных дефектов, ни трещин.

Редко какому народу не хотелось бы приписать себе

изобретение колеса. Однако факт остаѐтся фактом  –  в то

время как мир считает, что самое древнее изображение 

колеса находится на шумерских  фресках юга 

Месопотамии (3200 г. до н.э.), на трипольских 

керамических фигурках колесо присутствует (если верна 

датировка) в 5000 годах до  нашей эры. И изображение 

коня в материалах Триполья встречается гораздо чаще,

чем в иных культурах того времени. Так же, как и 

статуэтки других домашних животных  –  коров, быков,

свиней, кошек, собак.

Вопрос № 3. Искусство трипольцев.

Как и культура, мировой  феномен трипольцев  –  их

огромные города с чѐткими  рядами двухэтажных коттеджей,

грамотно спланированными  улицами, широкими площадями.

Всѐ это трипольцы не могли  откуда-то скопировать  –  ведь

размеры европейских городов  того времени в десятки раз 

меньше:  если где-то жило человек 500, их города

насчитывали около 10.000 жителей. Многие исследователи не

сомневаются в том, что  именно трипольцы создали первую в 

мировой истории городскую  цивилизацию.

Были у трипольцев, конечно, и одноэтажные дома,

"мазанки". Как  зайдѐшь,  справа  -  печь, слева  -  лавка  с 

посудой, прямо – на самом  видном месте – алтарь.

На трипольском домашнем алтаре обязательно 

присутствовали глиняные фигурки тех Высших Сил, которым 

они поклонялись:  Богини-матери  –  символа материнства и 

27

плодородия,  быка  –  символа обработки земли и  богатства,

змеи  –  символа изворотливости,  голубя  –  символа неба.

Сакральные представления  трипольцев воплощены не только

в глиняных статуэтках, но и  в узорах на керамике  –

повсеместно встречаются  изображения солнца, спирали,

креста, круга, волн, "всевидящего  ока Судьбы". Эти 

представления в общих  чертах сходны с мировоззрением

народов более поздних  –  античных греков, скифов, кельтов,

славян. Собственно, ничего удивительного  в этом нет  –

сходно всѐ языческое  мировосприятие:  трѐхъярусное деление 

мира, поклонение силам природы, Небу, Земле, Воде, культ 

Великой Матери. На трипольских  фигурках богиня Мать-Земля иногда представлена с поднятыми руками  –  как и 

славянская богиня плодородия Мокошь, как и Софиевская

Оранта. Культ Богини-Матери общий для Трипольской 

цивилизации и родственной  ей цивилизации Крита.

Однако, при всѐм сходстве древних сакральных воззрений,

трипольское общество шло  своим путѐм, создало и развило 

собственные религиозные  представления и собственные 

ритуалы. Например, популярный "китайский" символ инь-ян

–  две змеи, образующие бесконечный коловорот гармонии и 

движения, похоже, впервые  встречается всѐ-таки у 

трипольцев.

Особенное место в жизни  трипольцев занимал Храм. Он

был ярко раскрашен, с орнаментом, высокими  арками,

крестообразным алтарѐм  и жертвенной чашей. Н.Бурдо,

которая занималась реконструкцией сакрального комплекса 

Триполья, пришла к выводу, что в основе трипольского храма 

лежала идея Возрождения, достигаемая через определѐнные

ритуалы для достижения высшей цели  –  бессмертия

человеческой души.

Письменность  изменялась в зависимости от периода 

развития общества.

Ученые определяют несколько  видов письменности:

28

1.  Пиктографическое;

2.  Идеографическое;

3.  Логографическое. 

Вопросы для самоконтроля.

1. Назовите первые племена  земледельцев на территории Украины.

2. Какие археологические  памятки найдены возле с.Триполья 

Киевской обл.?

3. Как была территориальная  расположена трипольская культура?

4. В чѐм состоит мировое  значение трипольской культуры?

5. Как вы понимаете понятие  «матриархат»?

6. Проанализируйте домашние  промыслы и общинные ремесла 

трипольцев.

7. Каким был технический  и художественный уровень 

керамического производства?

8. Объясните семантику  живописно-орнаментальных мотивов 

трипольцев.

9. В чѐм особенности  антропоморфной пластики?

Темы докладов, рефератов  и фиксированных 

выступлений:

1. Домашние промыслы и  общинные ремесла трипольцев.

2. Памятки трипольского  строительства.

Тема 3. Скифо-сарматская культура и культура античных

городов-полисов

(2 часа)

План.

1.  Скифские племена  на украинских землях: быт, обычаи  и 

традиции скифов.

2. Скифо-сарматское искусство:  архитектура, пластика и 

художественные изделия.

Украины.

29

Вопрос № 1. Скифские племена  на украинских землях:

быт, обычаи и традиции скифов.

О первом из этих племен  -  «людей киммерийских»  -узнаем из «Одиссеи»  Гомера. Их памятники IX  -  первой

половины VII в. до н. э найдено  на просторах от Волги до

Дуная. Происхождение киммерийцев  специалисты связывают 

с поздними племенами срубной  культуры. В VIII-VII вв. до н.

э ираноязычные киммерийцы проникают  на территорию

Передней и Малой Азии, громят войска местных князей,

опустошают их земли (при 722-715гг.  -  государство Урарту в 

Закавказье, в 705г. - ассирийского царя Саргона II).

Ведущее место в хозяйстве  киммерийцев занимало

Информация о работе Идеи ренессанса в Украине