Идеи ренессанса в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 01:00, реферат

Описание работы

История украинской культуры читатьВопрос № 2. Истоки украинской культуры.
Сложные и многогранные процессы происхождения
народов и их культур постоянно привлекают к себе внимание.
За свою многовековую историю украинский народ создал

Файлы: 1 файл

История украинской культуры читатьВопрос.docx

— 326.25 Кб (Скачать файл)

версии. В необитаемой  земле, позднее получившей название

Скифия, от брака Зевса  и дочери Борисфена (Днепра)

рождается первый человек  -  Таргитай. Три его сына

становятся родоначальниками различных частей скифского 

народа: от старшего  -  Липоксая  -  происходят авхаты, от

среднего  -  Арпоксая  -  катиары и траспии, от младшего  -Колаксая  -  паралаты. При сыновьях Таргитая с неба падают

золотые предметы  -  плуг с ярмом, секира и чаша. При 

попытке двух старших братьев  приблизиться к ним золото

воспламеняется, но с приближением младшего огонь гаснет, и 

Колаксай овладевает священными атрибутами. Это 

воспринимается как знамение. Колаксай и его потомство 

становятся  владыками  Скифии. Колаксай делит Скифию на

три царства между своими сыновьями, причѐм в наибольшем

из них хранится священное  золото, которому скифские цари

ежегодно приносят жертвы. С этими реликвиями связан,

согласно Геродоту, какой-то ритуал, воспроизводимый на

ежегодном скифском празднике: человек, заснувший с ними

под открытым небом, менее  чем через год неизбежно умирал.

37

На оставшийся срок жизни  ему давалось столько земли,

сколько он объезжал за день верхом. По Диодору, супругой

Зевса становится рождѐнная  землѐй дева, имеющая ниже

пояса змеиное тело. Среди  потомков их сына Скифа названы 

братья  -  Пал и Нап, родоначальники и эпонимы двух ветвей

скифов. У Валерия Флакка божество, от которого ведѐтся 

мифическая генеалогия, именуется  Юпитером, а его супруга 

характеризуется как нимфа  с "полузвериным телом и двумя 

змеями" и отождествляется  с античной Горой. Сын их носит 

имя Колакс. Иначе излагается этот миф во второй

геродотовой и в эпиграфической версиях. Главное 

действующее лицо, отождествлѐнное  с Гераклом, приходит в 

Скифию после совершения ряда подвигов. По Геродоту,

утомлѐнный герой засыпает, и в это время у него пропадают 

лошади. Отправившись на поиски, Геракл обнаруживает

пещеру, в которой обитает  фантастическое существо  -полуженщина-полузмея. Она сообщает, что лошади

похищены ею, и соглашается  вернуть их лишь при условии,

что герой вступит с  ней в брачную связь. От этого  союза 

рождаются три сына  -  Агафирс, Гелон и Скиф,

родоначальники одноимѐнных  народов, обитавших в 

Причерноморье. Геракл, уходя  из Скифии, оставляет супруге 

один из двух своих луков  и пояс с прикреплѐнной к нему

чашей и ставит условие, чтобы  по достижении сыновьями 

зрелости они попытались натянуть этот лук и опоясаться этим

поясом. Он наказывает сделать  владыкой Скифии того, кто 

сумеет выполнить это  задание, и изгнать из страны

остальных. Победителем в  этом испытании становится

младший брат Скиф, от которого ведут свой род скифские

цари. Согласно эпиграфической версии, придя в Скифию,

Геракл побеждает в  борьбе Аракса (божество одноимѐнной 

реки, скорее всего  -  Волги) и вступает в брак с его дочерью 

Эхидной. От этого брака  рождаются Агафирс и Скиф.

38

Зевс-Юпитер, фигурирующий в  некоторых редакциях,

видимо, тождествен Папаю-Зевсу, входящему в скифский

пантеон, тем более что  имя Папай большинством

исследователей трактуется как "отец", т.е. соответствует  той 

роли прародителя, которую  этот персонаж играет в 

мифической генеалогии. Во второй геродотовой и 

эпиграфической версиях  он не фигурирует, но в известной 

мере подразумевается, поскольку  в главной роли здесь 

выступает Геракл  -  согласно античной традиции, сын Зевса.

Супруга Папая-Зевса в  разных версиях мифа характеризуется 

различно; если суммировать  эти данные, то она предстаѐт в 

качестве божества, связанного с земной и водной стихиями,

что позволяет  отождествить еѐ с богиней Апи. Апи, по

Геродоту,  -  тоже супруга  Папая-Зевса и связана с водой (еѐ

имя возводится к иранскому  корню со значением "вода") и 

землѐй (Геродот отождествляет  еѐ с Геей, т.е. Землѐй).

Видимо, это хтоническое  божество, воплощение нижнего 

мира (что подтверждается еѐ змеевидным обликом), и в то же

время порождающая стихия (она  -  прародительница скифов и 

тождественна античной Горе). Супруг этой богини Папай 

должен, видимо, трактоваться как божество неба: брак неба

как мужского начала с  землѐй как началом женским  -общеиндоевропейский  мифологический мотив.

Рождѐнный от этого союза  персонаж, носящий в 

сохранившихся версиях мифа имена Таргитай, Геракл или 

Скиф, тождествен, скорее всего, Гераклу, включѐнному 

Геродотом в скифский пантеон. Рассказ о его приходе в 

Скифию, заменяющий в некоторых  редакциях повествование 

о его рождении, трактуется как отражение в мифе факта 

участия в скифском этногенезе пришлого компонента.

Существенно, однако, что  мотив прихода представлен в 

наиболее эллинизованных версиях, где скифский персонаж

отождествлѐн с греческим  героем и где события скифского 

мифа включены в контекст биографии последнего. В таких 

39

условиях логика повествования  требовала замены мотива

рождения мотивом прихода  извне. В скифской мифологии 

этот  персонаж имеет двойную  природу: он и первый человек,

и божество, входящее в пантеон. Возможно, акт его рождения

трактовался в Скифии как  следующая стадия космогенеза:

происхождение средней зоны космоса  -  мира людей,

персонификацией которого мог  мыслиться  этот бог. В 

некоторых версиях есть указания на мотив борьбы этого 

персонажа с хтоническими силами (победа над Араксом и 

др.), т.е. в данном образе ощущаются  черты культурного 

героя. С этим же сюжетом  связан, видимо, рассказ Страбона о 

Геракле, помогающем богине, обитающей в пещере, победить

каких-то гигантов. В богине можно узнать супругу скифского 

Геракла, какой еѐ описывает  вторая геродотова версия

генеалогического мифа. По данным геродотовой и 

эпиграфической версий, супруга  героя  -  порождение водной

стихии (дочь Аракса), связана  с землѐй (обитает в пещере) и 

имеет полузмеиный облик. Еѐ характеристика, таким образом,

тождественна характеристике женского персонажа 

предыдущего поколения скифской мифической генеалогии.

Скорее всего, в обеих  ролях (матери и супруги Таргитая-Геракла) выступает одна и та же богиня. Видимо, в скифском

мифе имелся плохо понятый  античными авторами, но

присущий иранской мифологии  мотив инцеста первого 

человека с собственной  матерью, богиней земли (совершенно

тождественна скифской схема  зороастрийского мифа о 

Гайомарте и его матери Спандармат).

По скифскому мифу, Таргитай-Геракл  -  отец трѐх или 

двух сыновей (в версии Флакка этот мотив прямо не выражен,

но легко реконструируется). Имена трѐх братьев из первой

геродотовой версии  -  Липоксай, Арпоксай и Колаксай  -имеют  во второй части слова общий элемент, передающий

иран. "владыка, царь", а  в первой части, согласно наиболее

аргументированному толкованию, содержат корни, имеющие 

40

значение соответственно "гора", "глубь" и "солнце". В мифе о 

трѐх братьях, таким образом, моделируется трехчленная по

вертикали структура мира, включающая верхний мир (небо,

солнце), нижний мир (земную и  водную глубь) и горы как 

средний, связующий их элемент. Эта структура соотносится с 

различными трѐхчленными структурами, присущими 

социальной и политической организации скифского 

общества: с институтом трѐх царей, правящих Скифией, с 

наличием среди жрецов-гадателей  трѐх главных, с сословно-кастовой стратификацией. "Роды" паралатов, авхатов и 

катиаров и траспиев, ведущие  своѐ происхождение от трѐх

братьев, одни исследователи (Э. Бенвенист, Б. Н. Граков и 

др.) трактуют как различные  скифские племена, другие (Ж.

Дюмезиль, Э. А. Грантовский)  -  как социальные категории 

(касты). То же относится  к палам и напам в версии  Диодора. 

Соответственно содержанием  этой части мифа является

этиология либо этноплеменной, либо сословно-кастовой

структуры скифского общества. Мотив ритуального 

испытания братьев при  первом толковании призван 

обосновать политическое господство одного из племѐн, при 

втором -  социальную иерархию скифского общества, близкую 

той, которая известна у  других индоиранских народов.

Фигурирующие в испытании  священные атрибуты

соотносятся с этими социальными  категориями: плуг с ярмом 

символизирует земледельцев и скотоводов, секира  -  воинов,

чаша как инструмент жертвоприношения  -  жрецов.

Испытание, описанное во второй геродотовой версии, носит 

ярко выраженный "профессиональный" характер, т.е.

призвано определить, кто  из братьев является представителем

военного сословия; именно ему вручается власть над 

Скифией. Поэтому, скорее всего, данная версия повествовала

о происхождении сословной  иерархии в скифском обществе.

Существует гипотеза, что  миф об этом испытании 

представлен на ритуальных сосудах  из скифских курганов: на

41

сосуде  из Куль-обы изображены последствия попытки 

каждого из братьев натянуть отцовский лук, а на сосуде из

Частых курганов - вручение младшему из сыновей отцовского

лука как символа власти и изгнание двух старших. Имеется  в 

источниках и указание на цветовой символизм социальных

групп (связь белого цвета  со жречеством, красного  -  с 

воинами). Ежегодный праздник, связанный с почитанием

упавших с неба атрибутов, прежде всего, по-видимому,

подчѐркивал богоданный характер царской власти и 

социальной организации  скифов. Возведение в 

эллинизованных версиях  мифа к трѐм (двум) братьям трѐх

(двух) неродственных народов  следует, скорее всего, 

трактовать как следствие  греческой обработки. У Валерия 

Флакка упоминается сражение между Колаксом и Апром,

тождественными, видимо, Колаксаю и Арпоксаю из рассказа

Геродота, и гибель Колакса. Это служит косвенным 

указанием на существование  в скифском мифе мотива борьбы

между соперничающими братьями и убийства победителя-младшего. (Можно  полагать, что этот мотив представлен,

например, на гребне из кургана  Солоха.).

Об остальных божествах  скифского пантеона известно

очень мало. Имя Ойтосир (Гойтосир) не имеет общепринятой

иранской этимологии. Единственное основание для 

интерпретации этого персонажа  -  отождествление его с 

Аполлоном  -  заставляет большинство исследователей видеть

в нѐм солярное божество. Что касается Аргимпасы 

(Артимпасы), то исследователи,  принимающие второе из 

приведѐнных чтений еѐ имени, отождествляют еѐ с иранской

Арти . По данным античных авторов, с культом этой богини

связан институт скифских женоподобных гадателей-энареев .

Скифское имя божества, отождествлѐнного Геродотом с 

эллинским Аресом, не известно, но имеются более или менее 

подробные сведения о форме  его культа. Геродот описывает 

посвящѐнные ему огромные алтари-жертвенники из хвороста.

42

На вершине алтаря водружался старинный железный меч-акинак, служивший  символом божества. Ему ежегодно

приносили в жертву лошадей, рогатый скот и каждого сотого

пленника. Это явно военное  божество. Почитаемый только

скифами царскими  Тагимасад  отождествлѐн Геродотом с 

Посейдоном. Не вполне ясно, какая сторона образа

эллинского божества послужила  причиной для такого

отождествления: связь его  с морской стихией или его 

функции покровителя коневодства (последняя значительно 

ближе к скифскому образу жизни).

По Геродоту, Скифия имеет  форму правильного 

квадрата, что отражает, видимо, космологические 

представления, поскольку  квадрат есть одна из простейших

реализаций идеи организованного, упорядоченного

пространства. Сходные представления  присущи 

древнеиндийским и зоро-астрийским космологическим 

представлениям. Южной границей "скифского квадрата"

является море, а северной  -  мифические Рипейские горы,

достигающие, по утверждениям некоторых авторов, небес.

Все крупные реки Скифии текут  с севера на юг, отчего

страна мыслится имеющей  наклон к югу, от гор к морю. Это 

представление служит инструментом для согласования

горизонтальной и вертикальной космологических моделей 

путѐм отождествления понятий  верх  -  горы  -  север и  низ  -море  -  юг. У подножия Рипейских гор обитает 

справедливейший народ  -  аргиппеи , а за горами, у Северного 

моря  -  обитель блаженных  гипербореев. Пространство

получает здесь качественно  неоднородную характеристику:

северная сторона воспринимается как носительница

положительных качеств. Доступ в страну блаженных 

затруднѐн тем, что путь туда лежит через области обитания

одноглазых людей - аримаспов  и стерегущих золото грифов.

Мифология сарматов. С 4-3 вв. до н.э. скифов с 

востока начинают теснить  племена сарматов, родственные 

43

обитавшим  в скифское время за Доном савроматам. По

легенде, рассказанной Геродотом, савроматы произошли от

союза юношей из племени скифов царских с амазонками. В 

этом мотиве принято видеть отражение высокого положения 

женщин в сарматском обществе. К рубежу н.э. сарматы 

Информация о работе Идеи ренессанса в Украине