Идеи ренессанса в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 01:00, реферат

Описание работы

История украинской культуры читатьВопрос № 2. Истоки украинской культуры.
Сложные и многогранные процессы происхождения
народов и их культур постоянно привлекают к себе внимание.
За свою многовековую историю украинский народ создал

Файлы: 1 файл

История украинской культуры читатьВопрос.docx

— 326.25 Кб (Скачать файл)

постоянных пар на более  или менее продолжительный срок.

Она  превратилась в моногамную  семью  —  пожизненное 

единобрачие отдельных пар.

Специалисты в настоящее  время в основном считают,

что во времена палеолита  и неолита  —  50–20 тысяч лет  тому

назад  —  социальное положение  женщин и мужчин было

равным, хотя ранее считалось, что сначала господствовал 

матриархат.

Изменение экономики с  чисто присваивающей на

производящую привело  и к изменению общества. У 

земледельческих племен типом  поселения стала деревня, в 

которой проживала одна община, которая из родовой 

превращалась в  соседскую. Большие общинные дома отошли

в прошлое, и в каждом доме теперь проживала одна

патриархальная  семья. Собственность  на землю была

коллективной  —  внутри коллектива отдельные люди или 

семьи владели участками  земли, которые можно было

обрабатывать, но нельзя передать другому в пользование. У 

одних общин земельные  участки ежегодно

перераспределялись, у других перераспределение 

происходило один раз в  несколько лет, у третьих, возможно,

участки раздавались в  пожизненное землепользование.

Орудия труда, жилище, домашняя утварь, одежда, украшения,

хозяйственный инвентарь  находились в частной 

собственности, но пережитки  общинного пользования 

сохранялись до нашего времени.

Важным элементом общественной организации были

мужские союзы. Мужская часть  общины выбирала вождя из

15

числа мужчин, которые выделялись из общей массы личными 

талантами, знаниями, богатством и щедростью. Сначала такие 

люди (так называемые  бигмены) были влиятельны благодаря 

своим личным качествам, а  затем власть вождей стала 

передаваться по наследству. Результатом этих процессов 

стало появление привилегированных  слоев общества  —

вождей, жрецов, а также  наиболее удачливых в 

хозяйственной деятельности. Возникло имущественное 

неравенство. Вожди начали требовать приношений себе от

рядовых общинников.  Захваченные  в войнах между 

племенами пленные становились  рабами.

Сначала соседние роды и племена  обменивались тем,

что им давала природа: солью, редкими камнями и т. п.

Дарами обменивались как  целые общины, так и отдельные 

люди; это явление получило название дарообмена. Одной из

его разновидностей был «немой обмен». Затем выделились

племена земледельцев, скотоводов и тех, кто вѐл 

земледельческо-скотоводческое хозяйство, и между 

племенами с разной хозяйственной  ориентацией, а 

впоследствии и внутри племен, развивался обмен продуктами

их труда.

Некоторые исследователи  полагают, что племена 

охотников, не принявшие аграрного  образа жизни, начали

«охотиться» на крестьянские общины, отнимая еду и 

имущество. Так сложилась  дуальная система производящих

сельских общин и грабящих их дружин бывших охотников.

Вожди  —  предводители охотников постепенно перешли от

набегового грабежа крестьян к регулярным

регламентированным поборам (дани). Для самозащиты и 

защиты подданных от набегов  конкурентов строились 

укреплѐнные города.  Последним  этапом догосударственного

развития общества стала  так называемая  военная 

демократия.  Стали возникать  вождества  («автономная 

политическая единица, включающая в себя несколько 

16

деревень или общин, объединенных под постоянной властью 

верховного вождя»)  —  политические единицы, включающие

в себя несколько деревень или общин, объединенных под 

постоянной властью верховного вождя. Племена стали 

объединяться в союзы  племен, которые постепенно стали 

преобразовываться в народности.

Вопрос № 4. Первобытное  искусство.

Древнейшие сохранившиеся  художественные

произведения были созданы  же в первобытную эпоху,

примерно 60 тысяч лет тому назад. В то время люди ещѐ не

знали металла и орудия труда изготовляли из камня; отсюда и 

название эпохи  -  каменный век.  Люди каменного века

придавали художественный облик  предметам повседневного 

обихода -  каменным орудиям  и сосудам из глины, хотя в этом

не было практической необходимости. Зачем они так 

поступали? На этот счѐт мы можем  строить лишь

предположения.

Одной из причин возникновения  искусства считают 

человеческую потребность  в красоте и радости творчества,

другой  -  верования  того времени. С поверьями связывают 

прекрасные памятники  каменного века  -  написанные

красками, а также выгравированные  на камне изображения,

которыми  покрывали стены  и потолки подземных пещер  -пещерные росписи. Люди того времени  верили в магию: они 

считали, что с помощью  картин и других изображений можно 

воздействовать на природу. Считалось, например, что нужно 

поразить стрелой или  копьѐм нарисованного  зверя, чтобы 

обеспечить успех настоящей  охоты.

Точное время создания пещерных росписей до сих пор 

установить не удалось. Самые  прекрасные из них были

созданы, по мнению учѐных, примерно 20-10 тысяч лет назад.

В то время большую часть  Европы покрывал толстый слой

льда; пригодной для обитания оставалась лишь южная часть 

17

материка. Ледник медленно отступал, а вслед за ним 

двигались на север первобытные  охотники. Можно 

предположить, что в тяжелейших условиях той поры все силы

человека уходили на борьбу с голодом, холодом и хищными 

зверями. Тем не менее он создавал великолепные росписи. На

стенах пещер изображены десятки крупных животных, на

которых тогда уже умели  охотиться; среди них встречались  и 

такие, которые будут приручены  человеком  -  быки, лошади,

северные олени и другие. Пещерные росписи сохранили 

облик и таких зверей, которые  позднее совсем вымерли:

мамонты и пещерные медведи.

Первобытные художники очень  хорошо знали 

животных, от которых зависело само существование людей.

Лѐгкой и гибкой линией передавали они позы и движения

зверя. Красочные аккорды  -  чѐрное, красное, белое, жѐлтое  -производят чарующее впечатление. Минеральные  красители 

смешанные с водой, животным жиром и соком растений,

сделали цвет пещерных росписей особенно ярким. Для 

создания таких  больших  и совершенных произведений тогда,

как и сейчас, надо было учиться.

Наряду с пещерными  росписями и рисунками в ту пору

изготовляли разнообразные  изваяния из кости и камня. Их

делали с помощью примитивных  инструментов, и эта работа

требовала исключительного  терпения.

За каменным веком следовал бронзовый (он получил 

своѐ название от широко распространѐнного  тогда сплава

металлов -  бронзы). Бронзу было гораздо легче обрабатывать,

нежели камень, еѐ можно  было отливать в формы и 

шлифовать. Поэтому в бронзовом  веке изготовляли всякого 

рода предметы обихода, богато украшенные орнаментом и 

обладающие высокой художественной ценностью.

Орнаментальные украшения  состояли большей частью из

кругов, спиралей, волнистых  линий и тому подобных

18

мотивов. Особое внимание уделяли  украшениям  -  они были

крупного размера и  сразу бросались в глаза.

Больше всего древнейшей живописи найдено в Европе.

По понятным причинам она  хорошо сохранилась на стенах

заброшенных пещер, входы  в которые оказались наглухо 

заваленными тысячелетия  назад. В течение тысячелетий 

самой природой в них поддерживалась одна и та же

температура и влажность. Поэтому хорошо сохранилась не

только настенная живопись, но и многие другие

свидетельства деятельности человека, включая четкие следы 

босых ног взрослых и, что  особенно впечатляет,  -  детей  на

сыром полу некоторых пещер.

Переход от охоты к земледелию и скотоводству

способствовал развитию новых  тенденций в искусстве.

Появились изображения, передающие более сложные и 

отвлечѐнные понятия; сильнее, чем прежде, развилось 

декоративно-орнаментальное направление, сложившееся уже 

в палеолите (украшение бытовых  предметов, жилища,

одежды). В эпохи неолита  и энеолита и отчасти в бронзовом 

веке у древних племѐн распространяется искусство, во

многом связанное с  земледельческой мифологией: крашеная

керамика с орнаментами (сложные криволинейные, главным 

образом спиральные, прямолинейно-геометрические узоры,

нередко в сочетании с  изображениями животных и 

стилизованными человеческими  фигурами). Наряду с 

декоративной орнаментикой у многих земледельческих 

племѐн существовала жизненно выразительная скульптура.

Зодчество неолита и энеолита представлено архитектурой

общинных поселений (многокомнатные сырцовые дома,

жилища с каркасной  основой из прутьев и глинобитным 

полом и т.  д.). В эпоху  неолита появились также первые

мегалиты и свайные  постройки.

В осмыслении первобытного искусства  остаѐтся много 

неразрешѐнных проблем и  спорных вопросов. Однако нет 

19

сомнения в том, что  древний человек совершил ряд  открытий

в технической и художественной областях, что произведения

древнего искусства отражают сложную духовную жизнь 

наших далѐких предков, свидетельствуют  о наличии у них 

высокоразвитого эстетического  чувства. В искусстве ХХ  –

ХХ1 вв. оказались вновь  актуальными лаконичные и 

выразительные формы первобытного искусства.

Вопросы для самоконтроля.

1.Назовите источники   культуры самого древнего населения  на 

территории Украины.

2. Что такое палеолит?

3. Какие особенности археологических  культур Вы знаете?

4. Проанализируйте стоянки  первобытных людей.

5. В чѐм особенности  познепалеолетического жилища?

6. Что вам известно о  Каменной могиле?

7. В чѐм сущность специфики  дифференциации социальных 

взаимоотношений?

8. Раскройте особенности  религиозных представлений и  верований.

9. Какие характерные особенности  палеолитической пластики,

образовательного и музыкального искусства?

Темы докладов, рефератов  и фиксированных выступлений:

1.  «Каменная могила»  -  культурная памятка позднего  палеолита на 

Украине.

2. Культура времен меди, бронзы и железа в Европе.

Тема № 2. Трипольская культура.

(2 часа)

План

1.  Автохтонная культура  охотников. Первые земледельческие 

племена на территории Украины.

2. Памятники трипольской  культуры в Украине. Мировое 

значение культуры Триполья.

3. Искусство трипольцев: 

20

а) технический и художественный уровень керамического 

производства;

б) семантика живописно-орнаментальных мотивов;

в) антроморфная пластика;

г) письменность, жилищное строительство, календарь.

Вопрос № І. Первые земледельческие  племена на

территории Украины.

Впервые человек появляется на территории Украины в 

период раннего палеолита (200.000 лет до н.э.  -  100.000

лет до н.э.). Найдены стоянки  человека в Южном Крыму (

стоянки Киик-Коба), в Приазовье (Амбросеевка), на

Волыни, на Житомирщине и  в других местах. В период

среднего палеолита (100.000 лет до н.э.  -  40.000 лет до

н.э.) число стоянок увеличивается. В Крыму  -  Чокурча,

Староселье, над Днепром -  Кодак, над Донцом -  Деркул, и 

многие другие. В период позднего палеолита (40.000  -15.000 лет  до н.э.) почти вся территория Украины  была

заселена людьми. Известны такие стоянки: на Днестре  -Молодовое 5, Городок, Радомышль, на территории Киева -Кирилловка, на Десне  -  Мизин, Новгород-Северский,

Пушкари, на Полтавщине - Гинцы  и др.

В период палеолита люди занимались охотой и 

собирательством, открыли  способ добывания огня.

Основой социального устройства был матриархат.

В переходной период мезолита (10.000  -  7.000 лет до

н.э.) начало развиваться рыболовство, была приручена 

собака, человек изобрел  лук. Стоянки этого периода 

обнаружены в Крыму  -Таш-Аир, Мурзак-Коба, Замиль-Коба, на нижнем Днестре -  Гребенки и другие. В  мезолите

началось формирование первобытной  племенной 

организации.

В неолите (7.000  -  3.000 лет  до н.э.) население 

территории Украины переходит  к земледелию  -  тут сеют

просо, ячмень, пшеницу, овес; одомашнивают крупный 

21

рогатый скот, овец, коз, коней, развивается скотоводство,

Люди изготовляли глиняную посуду, ткани.

Неолитические памятники  есть по всей Украине.

Наиболее интересны Мариупольский  Могильник и 

наскальные рисунки Каменной Могилы возле 

Мелитополя.

Выдающейся достопримечательностью духовной и 

материальной культуры древнейшего  населения Украины 

является Каменная Могила, расположенная в степи 

поблизости с. Терпиня  Мелитопольского района

Запорожской области. В еѐ гротах обнаружено больше

тысячи рисунков разного  времени, на которых изображено

15 видов животных, разнообразные  сцены охоты. Фигуры 

выполнены как в реалистичной, так и в схематической 

манере. Некоторые из рисунков еще и до сих пор хранят

остатки красной краски.

Родоплеменной строй у  древнейших жителей 

украинских земель сложился еще во время мезолита.

Археологические находки  характерных изготовленных из

камня и глины, доказываю  о распространении среди 

Информация о работе Идеи ренессанса в Украине