Идеи ренессанса в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 01:00, реферат

Описание работы

История украинской культуры читатьВопрос № 2. Истоки украинской культуры.
Сложные и многогранные процессы происхождения
народов и их культур постоянно привлекают к себе внимание.
За свою многовековую историю украинский народ создал

Файлы: 1 файл

История украинской культуры читатьВопрос.docx

— 326.25 Кб (Скачать файл)

В) галицкая архитектурная  школа;

Г) иконописные традиции Галицко-Волынского государства.

Вопрос № 1. Историко-культурное значение

возникновения Галицко-Волынского государства.

На территории Галицко-Волынского княжества 

сформировалась самобытная культура, которая не только

унаследовала традиции Киевской Руси, но и вобрала в себя

множество инноваций из соседних стран. Большинство 

современных сведений об этой культуре дошли до нас в виде

письменных свидетельств и археологических артефактов.

Главными культурными  центрами княжества были

большие города и православные монастыри, которые 

одновременно играли роль основных  просветительских

центров страны. Ведущую роль в культурной жизни страны

занимала Волынь. Сам город  Владимир, главный город 

Волынского княжества, являлся  древней цитаделью 

Рюриковичей. Город прославился  благодаря князю Василию,

которого летописец вспоминал  как «книжника великого и 

философа, какого не было на всей земле и после него не

будет». Этот князь развил города Берестя и Каменец, создал

собственную библиотеку, построил немало церквей по всей

Волыни, которым дарил  иконы и книги. Другим

значительным культурным центром был Галич, известный 

своим митрополичьим собором  и церковью св. Пантелеймона.

В Галиче также была написана Галицко-Волынская летопись

и создано Галицкое евангелие. К самым большим и самым 

66

известным монастырям княжества  причислялись

Полонинский, Богородичный и  Спасский.

Об архитектуре княжества  известно немного.

Письменные источники  описывают в основном церкви, не

упоминая о светских домах  князей или бояр. Данных

археологических раскопок тоже немного, и их не хватает для 

точной реконструкции  тогдашних сооружений. Остатки 

храмов княжества и  записи в летописях дают возможность 

утверждать, что в этих землях оставались крепкими традиции

архитектуры Киевской Руси, но чувствовались новые веяния

западноевропейских архитектурных  стилей.

Изобразительное  искусство  княжества находилось под 

сильным влиянием византийского. Галицко-Волынские иконы 

особенно ценились в Западной Европе, многие из них попали

в польские храмы после  завоевания княжества. Искусство 

иконописи галицко-волынских  земель имело общие черты с 

московской иконописной  школой XIV—XV веков. Хотя

православные традиции не поощряли развитие скульптуры в 

связи с борьбой с идолопоклонничеством, на страницах 

Галицко-Волынской летописи упоминаются скульптурные

шедевры в Галиче, Перемышле  и других городах, что 

свидетельствует о католическом влиянии на мастеров

княжества. Моду в декоративном искусстве, особенно в 

обработке оружия и военных  приспособлений, диктовали 

азиатские страны, в частности  Золотая Орда.

Развитие культуры в Галицко-Волынском  княжестве

способствовало закреплению  исторических традиций

Киевской Руси; на протяжении многих веков они сохранялись 

в архитектуре, изобразительном  искусстве, литературе, в 

летописях и исторических произведениях. Но в то же время 

княжество попало под влияние  Западной Европы, где 

галицко-волынские князья и знать искали защиты от агрессии

с востока.

67

Вопрос № 2. Особенности  развития культуры.

Особенности развития культуры Галицко-Волынского

княжества. Культура Галицко-Волынского княжества 

является составной частью культуры Руси. При этом она 

заметно отличается от культуры других земель, имея

собственные самобытные черты  и оригинальность. Даже

после монголо-татарского нашествия  на протяжении века

Галицко-Волынская Русь не отставала в своем культурном

развитии от соседних государств, а в ряде случаев стала 

родиной творческих достижений, которые обогатили всю 

тогдашнюю восточноевропейскую  культуру.

Культура Галицко-Волынского княжества была

открытой для влияний  западной и восточной культур, но при 

этом не теряла своей восточнославянской специфики.

Большое влияние на культуру региона имела 

православная церковь, которая, несмотря на политические

неурядицы, сохраняла основные культурные традиции.

Культура Галицко-Волынского княжества стала одной 

из составных частей формирования украинской культуры.

Несмотря на то, что черты  культуры Галицкой и 

Волынской земель имеют различия, их развитие происходило 

одновременно, а процессы были одинаковыми. Это позволяет 

ученым рассматривать  культуру Галицко-Волынского

княжества как целостный  феномен.

Образование.  Для нужд государства,

распространения и утверждения  христианской веры

требовались грамотные и  образованные люди. Образование в 

Галицких и Волынских  землях продолжало традиции и 

Киевской Руси. При церквях, особенно при монастырях,

епископских кафедрах существовали школы. К ним 

принимали мальчиков с 7 лет. Пройдя курс обучения, они 

работали писарями в княжеской  или епископской канцелярии,

становились священниками или  продолжали дело отцов.

68

Распространенным было и  обучение на дому, особенно для 

детей бояр, обитавших в  загородных усадьбах.

В Галицкой и Волынской  землях также существовали

библиотеки при монастырях и княжеских палатах, где можно 

было углубить свои знания. Есть сведения о большой 

библиотеке князя Владимира  Васильковича.

Найденные предметы для письма, надписи на стенах

церквей, бересте, вещах, оружии и орудиях труда (метки)

свидетельствуют, что среди  ремесленников, купцов, бояр и 

дружинников была распространена грамотность. Бронзовые и 

костяные писала для писания  на восковых таблицах

археологи нашли в Звенигороде, Перемышле, Галиче, Бересте 

(Бресте) берестяные грамоты  -  в Звенигородке и Бресте.

Сохранились и пергаментные грамоты князей.

О значительном распространение  образования, по

крайней мере среди состоятельных  слоев населения Галицко-Волынского княжества, косвенно свидетельствуют  памятники 

древнерусской письменности XII-XIII вв. Ни в одной 

летописи, кроме Галицко-Волынской, невозможно найти 

такого количества упоминаний о писцах, княжеских 

канцеляриях, архивах, грамотах, завещаниях, купчих и т.п.

Литература  и летописания.  До нашего времени не

сохранились памятники светской литературы Галицко-Волынской Руси, хотя их существование несомненно. К таким 

произведений некоторые  исследователи относят «Повесть об

ослеплении Василька».

Летописание в Галицко-Волынском  княжестве имело 

свои особенности. Одни исследователи  считают, что оно было

продолжением традиций киевских летописцев. Другие

утверждают, что здесь  существовала совершенно иная

традиция: написание отдельных  повестей, своеобразных

светских житий князя, которые впоследствии были

объединены в единое произведение.

69

Ранней летописной достопримечательностью края

является «Повесть об ослеплении Василька», написанная

1097г. неизвестным автором.  В ней рассказывается о 

трагической судьбе требовлянского князя Василька

Ростиславовича, которого ослепил  волынский князь.

Самой ярким памятником летописания  Галицко-Волынского княжества является «Галицко-Волынская 

летопись». Она была найдена  в 1809 г. выдающимся русским 

историком М.Карамзиным.

Особенностью летописи является то, что она сначала 

была литературным произведением  без разделения на годы.

Хронологию в ней проставили впоследствии переписчики, но

с большими ошибками. Кроме  художественной

самобытности, она выделяется своим глубоким содержанием.

Летописцы, которых, по мнению ученых, было не менее 5,

умело передают черты своего времени, детали неспокойного

времени.

Летопись состоит из двух основных, различных по

объему и характеру  частей: Летописца Данила Галицкого 

(повествует о событиях 1205-1258 гг) и Волынской 

летописи(1258-1290 гг.) Летопись создана из отдельных 

повестей, которые были объединены позднейшими 

составителями. Центральной  частью произведения является

жизнь князя Даниила Галицкого.

Летопись дает широкую  картину событий и соседних

земель: Венгрии, Польши, Литвы, других русских княжеств,

Орды. Сведения летописи  -  почти единственный источник,

который дает возможность  воспроизвести события в 

Мазовецком княжестве  и в Литве этого периода.

Волынская часть летописи отмечается особенно

высокими литературными  достоинствами, эмоциональностью

и лиризмом изложения. Здесь  много внимания уделено 

развитию культуры на землях Галичины и Волыни.

70

Идейно летопись была направлена против боярского 

своеволия и прославляла  русское оружие и русскую землю.

Летопись также выступает  ценным источником для 

изучения древне-украинского  языка, ведь он содержит много 

характерных для нее слов, оборотов, пословиц.

Архитектура.  Наличие  каменных зданий является

весомым свидетельством развития того или иного региона.

Галицкие и Волынские  города богаты каменными 

сооружениями: храмы, княжеские  дворцы, замки,

укрепленные дворы бояр.

Сначала каменными были только храмы и княжеские 

палаты.

Первые каменные храмы  в Галичине и Волыни

появляются довольно рано  -  с конца IX  -  начала Х века, что 

было обусловлено влиянием чешской архитектуры. Но, увы,

подавляющее большинство  храмов конца IX-XIII вв. навсегда

потеряны.

В XII-XIII вв. сформировались Волынская  и Галицкая

архитектурные школы. На волынских  строителей ощутимое

влияние оказала киевская школа, а галицкие архитекторы 

использовали как традиции Киевской Руси, так и достояние 

западноевропейских мастеров.

Среди сохранившихся монументальных сооружений

является Успенский собор  во Владимире-Волынском. Он

построен в 1160 г. киевскими  мастерами по приказу князя 

Мстислава Изяславовича. Это  шестистопное однокупольное 

здание имеет простой, но одновременно величественный вид.

Его современник Успенский  собор в Галиче,

построенный Ярославом Осмомыслом (1157 г.),  -  сохранился

до нашего времени лишь в виде руин. Это был 

четырехстопный однокупольный  храм, окруженный

галереями, и украшенный белокаменной резьбой. Он является

ярким выражением галицкой архитектурной  школы, которая 

71

много заимствовала из распространенного  в Европе

романского стиля.

В  Галиче строили не из кирпича, а из местного камня,

используя различные породы алебастра и известняка. На

территории города археологи  нашли около 30 каменных

зданий. К особенностям галицкой архитектуры принадлежит 

также способ облицовки стен керамическими  рельефными

плитками с изображением грифонов, орлов, воинов, с 

растительными и геометрическими  орнаментами.

На месте древнего Галича (теперь здесь размещается 

село Крылое) до нашего времени  сохранился храм Св.

Пантелеймона (XII-XIII века), который  также является ярким 

представителем галицкой архитектурной школы.

О богатстве и архитектурных  особенностях галицко-волынских храмов дает представление описание церкви

Иоанна Златоуста в  Холме (XIII в.).

«Построил он церковь святого  Иоанна, красивую и 

нарядную. Здание ее была устроено так: четыре своды; в 

каждом углу  -  арка, стоявшая на четырех человеческих

головах, вырезанных каким-то мастером. Три окна были

украшены римским стеклом (витражами  -  Авт.). При входе  в 

алтарь стояли два столба из целого камня, а над ними своды  и 

купол, украшенный золотыми звездами на лазури. Пол внутри

была отлит из меди и  чистого олова, и блистала он, как 

зеркало Узоры, разноцветный и золотой, сделанный умельцем

Авдия ... Скульптурные украшения  были окрашены всеми 

цветами и золотом. Внешние  фрески были чрезвычайно 

хорошие ... Иконы удивительные ... Он (Даниил  -  авт.)

украсил иконы, привезенными из Киева, драгоценными

камнями и золотым бисером. Колокола он привез из Киева, а 

другие были отлиты здесь ... »

В Галиче, Звенигородке, Луцке  и других городах 

археологи нашли руины  княжеских дворцов.

72

В XIII в. В Галицко-Волынском  княжестве велось

активное строительство  городов и крепостей. Так, на Волыни

рядом с Холмом были построены  укрепленные города

Данилов, Кременец, Угровск, в Галиции  -  Ярослав, Сяник.

Все они имели оборонительные сооружения, которые не под 

силу было одолеть даже монголо-татарам с их осадной 

техникой.

С конца XIII ст. на Волыни под  влиянием

западноевропейской оборонной  архитектуры начинается

строительство нового типа оборонительных сооружений  -каменные «башни-столбы». По настоящий день сохранились 

такие башни в окрестностях города Холм (село Стовпье) и в 

городе Белая Вежа (бывший Каменец). Эти «столпы» были

башнями-донжонами. В XIV ст. развернулось строительство 

каменных замков, первым среди  которых был замок в Луцке,

который начали возводить  в конце XIII в.

Изобразительное искусство. Живописи

принадлежала ведущая  роль в художественной культуре

Галицко-Волынского княжества. Она представлена

монументальной живописью (фресками) и иконами.

Информация о работе Идеи ренессанса в Украине