Идеи ренессанса в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 01:00, реферат

Описание работы

История украинской культуры читатьВопрос № 2. Истоки украинской культуры.
Сложные и многогранные процессы происхождения
народов и их культур постоянно привлекают к себе внимание.
За свою многовековую историю украинский народ создал

Файлы: 1 файл

История украинской культуры читатьВопрос.docx

— 326.25 Кб (Скачать файл)

коневодство, что обеспечивало верховыми лошадьми воинов

и чабанов, давало значительную часть продуктов питания.

Вооружение воина состояло из лука, кинжала или меча и 

копья. Основу войска образовывали отряды

легковооруженных всадников-лучников во главе с родовыми

вождями.

Искусство киммерийцев имело  прикладной характер.

Создавались также каменные антропоморфные статуи, на

которых высекались изображения  разнообразной военной 

амуниции.

Постоянный натиск киммерийцев  чувствовали оседлые 

земледельческие племена  чернолесской культуры (XI-VIII

века до н.э.), обитавших  севернее. В Лесостепи последние 

создали первые хорошо укрепленные  городища. В целях 

самообороны они заимствовали от степных нападавших их

прогрессивное для своего времени вооружение.

Дальнейшее развитие киммерийского  общества

оборвало нашествие скифов.

Древнейшие упоминания о  скифах (сами они себя

называли сколотами), датированные серединой VII века. до н.

н.э., содержатся в ассирийских  клинописях. Обладатели

Ассирии первоначально использовали их как наемников для 

30

борьбы с соседями, потом  скифы четверть века сами

господствовали в Передней Азии. После того как мидийский 

царь Киаксар, пригласив  главарей кочевников на банкет,

напоил их и приказал перерезать, господству скифов в этом

регионе наступил конец. Они  вернулись на места своих 

основных кочевок  -  пространства Прикубанья и Северного 

Кавказа. А в дальнейшем двинулись в западном направлении.

В начале VI в. до н. э скифы  потерпели нашествие 

войск могучего персидского  правителя Дария. Однако

кочевники без значительных потерь, почти не вступая в 

боевые действия, победили персов. Дойдя до Волги,

нападающие должны были повернуть  назад. Поражение 

Дария принесло скифам славу  об их непобедимости.

О происхождении скифов и  их переселении  в 

причерноморские степи рассказывает древнегреческий 

историк Геродот. В середине V в. до н. е. он находился в 

городе Ольвия и описал полученные показания в IV книге 

своей 9-ти томной «Истории». По его мнению, «с

кочевниками-скифами, которые  жили в Азии, воевали и 

наносили им немало неприятностей  массагеты, и поэтому 

скифы перешли за реку Аракс  и прибыли в киммерийскую ...» 

Перенос центра скифов в Нижнее Поднепровье и 

степной Крым состоялось в  середине  -  второй половине VI в.

до н. э Причиной передислокации  стала попытка кочевников

установить контроль над  торговыми путями, соединявших 

античный мир с земледельческими районами Лесостепи, а это 

открывало широкие возможности  для обогащения.

В состав скифского государства, которая 

сформировалась в конце VI в. до  н. е., кроме ираноязычных

сколотов, входили разные по происхождению народы:

кочевые и оседлые. Близ Ольвии жили каллипиды, или, как их

еще называли, эллино-скифы, севернее от них  -  аллазоны.

Далее на север жили скифы  -  пахари, к востоку от них  -скифы  -  земледельцы, которых  еще именовали 

31

борисфенитами (оба эти  народы, населявшие лесостепи 

между Верхним Днестром и  Ворсклой, относимые к предкам 

славян). В степях к востоку  от Борисфена (Днепра) жили

скифы  -  кочевники, а  на берегах Азовского моря и в  степном 

Крыму кочевали царские скифы. Территорию вокруг

населяли и другие народы (эллины, тавры, фракийцы,

агафирсы, невры, меланхлены, будины т.п.). Это был богатый 

мир, в котором разные народы и племена постоянно 

подвергались взаимовлияниям.

Северо-причерноморская Скифия достигла расцвета в 

IV в. до н. н.э., когда  на короткое время здесь возникло 

государственное образование. Произошло это при царе Атее,

который, в частности, вел  войны с Филиппом II  -  отцом 

Александра Македонского. Последний тоже пытался 

контролировать причерноморские  земли. Но его наместник во

Фракии  -  Запирион с 30 тыс. воинов после неудачной осады 

Ольвии был разгромлен воинственными кочевниками.

Успехи скифов в военных  действиях во многом

предопределяло наличие  у них совершенного для того

времени оружия. Ударной силой  скифов выступала конница.

Основным оружием служил небольшой сложный лук,

стрелявший до 500м. Использовались также дротики, в 

ближнем бою  -  копья, топоры, кинжалы и, прежде всего,

короткие мечи. Главным  защитным средством был панцирь,

хотя использовались и  обычные кожаные куртки. Еще воин

имел боевой пояс и щит, его голову прикрывал шлем. В 

отрядах тяжеловооруженных  всадников, которые 

формировались из скифской знати, защищенным был и 

боевой конь.

Чтобы обезопасить себя от нападавших  соседи скифов

возводили укрепления. В многолюдном  Лесостепи, где 

продолжали развитие оседлые  земледельцы  -  потомки 

чернолисцев, существовало немало огромных по тем 

временам городищ  -  Трахтемировское (более 500 га),

32

Мотронинское (200 га), Ходосовский (2000  га), Бельское

(4000 га) и др. Поражают не  только размеры укрепленных 

поселений. Высота земляных валов на Бельском и 

Немировском городищах и  сейчас достигает 8 м при ширине

более 30 м.

Лесостепные племена занимались пахотным

земледелием: выращивали пшеницу, ячмень, рожь, овес,

горох, чечевицу. Практиковалось и скотоводство: разводилось 

большой и мелкий рогатый  скот, лошади, свиньи. Развивались 

садоводство и различные  промыслы, ремесла, особенно

обработка черного и цветных  металлов, а также бронзы.

Общество  в социальном плане было достаточно

дифференцировано.

Еще ярче расслоение наблюдалось  в среде кочевников

южноукраинских территорий. Об этом красноречиво

свидетельствуют многочисленные курганы скифских

правителей, расположенные  в районе нижнего течения 

Днепра,  -  Огуз, Чертомлык, Солоха, Гайманова Могила (их

высота достигала 20 м). Об уровне богатства скифов

свидетельствуют хотя бы уникальные ювелирные изделия из

золота и серебра, найденные  в могилах.

Скифская религия была политеистической. Главной 

богиней  выступала Табити  -  богиня домашнего очага. В 

пантеон богов также входили: Папай  -  обладатель неба его 

жена Апи  -  богиня земли, прародительница этого народа;

Гойтосир  -  бог солнца; Фагимасад  -  бог водной стихии и 

покровитель коневодства; Агримпаса  -  богиня  плодородия;

Таргитай  -  бог-родоначальник  скифов. Все они изображались

в виде человека.

Изобразительное искусство  скифов мало зооморфный

характер (так называемый звериный стиль). Чаще

изображались олени, бараны, лошади, кошачьи хищники,

фантастические грифоны. Монументальное искусство 

представлено каменными  антропоморфными стелами. 

33

Вопрос № 2. Скифо-сарматское искусство: архитектура,

пластика и художественные изделия.

Упадок могущественной скифского  государства 

начался на рубеже IV-III вв. до н. н.э., а во II в. до н. н.э. на

большей части ее территории появились новые кочевые 

племена. Некоторое время (до IV в н.э.) Малая Скифия,

столицей которой был  Неаполь, еще существовала в степях

Крымского полуострова.

Сарматы, вытеснившие скифов, более 600 лет 

занимали пространства от прикаспийских степей до Нижнего 

Подунавья и активно влияли на события в античном мире и в 

только рожденном раннеславянским. Римские авторы

подчеркивали их агрессивность  и воинственность. Слово 

«сармат» не является самоназванием  этого народа, оно 

происходит от древнеиранского  «саоромант», что 

переводится как «опоясанный  мечом».

Сформировавшись в заволжских степях на рубеже III-II вв. до н. н.э., племена  языгов, роксоланов, аорсов, а чуть

позже и аланов (такими были их подлинные названия)

волнами двинулись на запад  в поисках новых пастбищ. С 

конца II в. до н. н.э. началось массовое переселение сарматов

на территорию Северного  Причерноморья. А на рубеже

нашей эры они освоили  степи между Доном и Днепром,

проникнув до Южного Буга и  Дуная.

Сарматское общество находилось на переходном этапе 

от доклассовых отношений, а хозяйство в целом имело  черты 

их кочевых предшественников. В военном деле сарматы 

отличались от скифов. Римский  историк Тацит писал, что 

«когда они появляются конными отрядами, никакой другой

строй им не может оказать  сопротивления». В бою сарматы 

пользовались арканами, длиннее, чем у скифов, мечами и 

копьями. Оружием хорошо владели  и женщины. 

34

В середине I в.н.э., когда их общество достигло

расцвета, сарматы расселились  еще западнее. В их окружении 

оказались позднескифское городища Нижнего Днепра,

Крыма, античные полисы  -  Ольвия, Тира, Никоний,

Боспорское царство. Постоянные набеги сарматов и 

требования платить дань обусловили переселение на новые 

территории раннеславянского населения зарубинецкой

культуры Среднего Поднепровья.

Скифо-сарматская мифология. Мифология скифов  -ираноязычного  народа, населявшего в 1-м тыс. до н.э. степи 

Северного Причерноморья, известна крайне фрагментарно

(сообщения античных авторов,  иконографические источники).

Вследствие этого одни исследователи отрицают

существование у скифов развитой мифологии, другие же,

несмотря на скудность  данных, видят в скифской мифологии 

сравнительно развитую стройную систему, поддающуюся 

изучению. Однако характер источников  допускает 

восстановление лишь сугубо статичной картины. В скифо-сарматской мифологии выявляются черты значительного 

сходства с мифологией древнеиранских и индоиранских

народов. Видимо, основной арсенал  сюжетов и образов 

восходит к периоду  индоиранского единства. Наиболее

вероятно, что складывание  скифо-сарматской мифологии 

завершилось в первые века 1-го тыс. до н.э., в ходе слияния 

этнических групп, пришедших  в Причерноморье с востока, и 

местного населения  -  киммерийцев, которые, наиболее

вероятно, также были ираноязычны.

Наиболее важным источником по объѐму сведений и 

по степени их достоверности  является IV книга "Истории"

Геродота, где приведены  данные о структуре скифского 

пантеона и рассказаны две версии, т.н. легенды о 

происхождении скифов  -  единственного скифского мифа,

дошедшего до нас в более  или менее развѐрнутом виде. Ещѐ 

одна редакция того же мифа сохранена Диодором

35

Сицилийским, а фрагменты, восходящие к не сохранившимся 

его пересказам и содержащие моменты, не отражѐнные в 

других версиях, имеются  в поэме "Аргонавтика" римского

поэта 1 в. Валерия Флакка и в греческой надписи, место 

находки которой неизвестно. Отдельные фрагменты скифских

мифов встречаются также  в сочинениях Страбона, Плиния

Старшего, Элиана и др. Методика использования 

иконографических материалов для реконструкции скифо-сарматской мифологии остаѐтся дискуссионной. Одни

исследователи видят в  зооморфных образах, преобладающих 

в скифском искусстве, изображения  богов, имеющих 

звериный облик, другие трактуют их как символы богов, не

связанные с представлением об их внешности, третьи

полагают, что семантика  скифского звериного стиля связана  с 

магией и не имеет прямого  отношения к содержанию мифов  и 

к составу пантеона. Более  важны антропоморфные

изображения, в т.ч. многофигурные  сюжетные композиции

греческой работы; содержание некоторых из них прямо 

перекликается с известными фрагментами скифских мифов).

В состав пантеона, по данным Геродота, входило семь

божеств, что отражает древнюю  индоиранскую традицию. На

высшей ступени иерархии находится Табити, на средней  -Папай  и Апи, на низшей  -  Ойтосир (Гойтосир), Аргимпаса 

(Артимпаса) и два божества, скифские имена которых 

Геродотом не названы. Все  эти боги отождествлены у 

Геродота соответственно с Гестией, Зевсом и Геей,

Аполлоном, Афродитой, Уранией, Гераклом и Аресом.

Согласно Геродоту, самое  могущественное и многочисленное

из скифских племѐн  -  т.н. скифы царские  -  поклонялось  и 

Посейдону, который у них  именовался Тагимасад 

(Тамимасад).

Табити рассматривается  рядом исследователей как 

женское божество домашнего  очага. Однако еѐ можно 

трактовать и как божество огня во всех его проявлениях, а еѐ

36

главенство в скифской мифологии  -  как отражение 

индоиранской традиции поклонения огню как высшему 

началу. У скифов существовало представление о 

множественной  природе  Табити или о многих еѐ

воплощениях: высшей клятвой  у них была клятва "царскими

Гестиями". Табити именовалась "царицей скифов", но

происхождение и значение этого "титула" исследователи 

трактуют по-разному. Несомненна, однако, тесная связь этого 

божества с сакральным институтом царской власти.

Считается, что Табити изображена на золотых бляшках из

кургана Чертомлык (рядом  с богиней  -  алтарь с горящим 

огнѐм и скиф с сосудом  в руке) и на некоторых других

памятниках. Божества среднего и отчасти низшего  уровня

фигурируют и в т.н. легенде  о происхождении скифов.

Наиболее полно этот миф  изложен Геродотом в первой

Информация о работе Идеи ренессанса в Украине