Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 01:00, реферат
История украинской культуры читатьВопрос № 2. Истоки украинской культуры.
Сложные и многогранные процессы происхождения
народов и их культур постоянно привлекают к себе внимание.
За свою многовековую историю украинский народ создал
коневодство, что обеспечивало верховыми лошадьми воинов
и чабанов, давало значительную часть продуктов питания.
Вооружение воина состояло из лука, кинжала или меча и
копья. Основу войска образовывали отряды
легковооруженных всадников-
вождями.
Искусство киммерийцев имело прикладной характер.
Создавались также каменные антропоморфные статуи, на
которых высекались изображения разнообразной военной
амуниции.
Постоянный натиск киммерийцев чувствовали оседлые
земледельческие племена чернолесской культуры (XI-VIII
века до н.э.), обитавших севернее. В Лесостепи последние
создали первые хорошо укрепленные городища. В целях
самообороны они заимствовали от степных нападавших их
прогрессивное для своего времени вооружение.
Дальнейшее развитие киммерийского общества
оборвало нашествие скифов.
Древнейшие упоминания о скифах (сами они себя
называли сколотами), датированные серединой VII века. до н.
н.э., содержатся в ассирийских клинописях. Обладатели
Ассирии первоначально использовали их как наемников для
30
борьбы с соседями, потом скифы четверть века сами
господствовали в Передней Азии. После того как мидийский
царь Киаксар, пригласив главарей кочевников на банкет,
напоил их и приказал перерезать, господству скифов в этом
регионе наступил конец. Они вернулись на места своих
основных кочевок - пространства Прикубанья и Северного
Кавказа. А в дальнейшем двинулись в западном направлении.
В начале VI в. до н. э скифы потерпели нашествие
войск могучего персидского правителя Дария. Однако
кочевники без значительных потерь, почти не вступая в
боевые действия, победили персов. Дойдя до Волги,
нападающие должны были повернуть назад. Поражение
Дария принесло скифам славу об их непобедимости.
О происхождении скифов и их переселении в
причерноморские степи рассказывает древнегреческий
историк Геродот. В середине V в. до н. е. он находился в
городе Ольвия и описал полученные показания в IV книге
своей 9-ти томной «Истории». По его мнению, «с
кочевниками-скифами, которые жили в Азии, воевали и
наносили им немало неприятностей массагеты, и поэтому
скифы перешли за реку Аракс и прибыли в киммерийскую ...»
Перенос центра скифов в Нижнее Поднепровье и
степной Крым состоялось в середине - второй половине VI в.
до н. э Причиной передислокации стала попытка кочевников
установить контроль над торговыми путями, соединявших
античный мир с
открывало широкие возможности для обогащения.
В состав скифского государства, которая
сформировалась в конце VI в. до н. е., кроме ираноязычных
сколотов, входили разные по происхождению народы:
кочевые и оседлые. Близ Ольвии жили каллипиды, или, как их
еще называли, эллино-скифы, севернее от них - аллазоны.
Далее на север жили скифы - пахари, к востоку от них -скифы - земледельцы, которых еще именовали
31
борисфенитами (оба эти народы, населявшие лесостепи
между Верхним Днестром и Ворсклой, относимые к предкам
славян). В степях к востоку от Борисфена (Днепра) жили
скифы - кочевники, а на берегах Азовского моря и в степном
Крыму кочевали царские скифы. Территорию вокруг
населяли и другие народы (эллины, тавры, фракийцы,
агафирсы, невры, меланхлены, будины т.п.). Это был богатый
мир, в котором разные народы и племена постоянно
подвергались взаимовлияниям.
Северо-причерноморская Скифия достигла расцвета в
IV в. до н. н.э., когда
на короткое время здесь
государственное образование. Произошло это при царе Атее,
который, в частности, вел войны с Филиппом II - отцом
Александра Македонского. Последний тоже пытался
контролировать
Фракии - Запирион с 30 тыс. воинов после неудачной осады
Ольвии был разгромлен воинственными кочевниками.
Успехи скифов в военных действиях во многом
предопределяло наличие у них совершенного для того
времени оружия. Ударной силой скифов выступала конница.
Основным оружием служил небольшой сложный лук,
стрелявший до 500м. Использовались также дротики, в
ближнем бою - копья, топоры, кинжалы и, прежде всего,
короткие мечи. Главным защитным средством был панцирь,
хотя использовались и обычные кожаные куртки. Еще воин
имел боевой пояс и щит, его голову прикрывал шлем. В
отрядах тяжеловооруженных всадников, которые
формировались из скифской знати, защищенным был и
боевой конь.
Чтобы обезопасить себя от нападавших соседи скифов
возводили укрепления. В многолюдном Лесостепи, где
продолжали развитие оседлые земледельцы - потомки
чернолисцев, существовало немало огромных по тем
временам городищ - Трахтемировское (более 500 га),
32
Мотронинское (200 га), Ходосовский (2000 га), Бельское
(4000 га) и др. Поражают не только размеры укрепленных
поселений. Высота земляных валов на Бельском и
Немировском городищах и сейчас достигает 8 м при ширине
более 30 м.
Лесостепные племена занимались пахотным
земледелием: выращивали пшеницу, ячмень, рожь, овес,
горох, чечевицу. Практиковалось и скотоводство: разводилось
большой и мелкий рогатый скот, лошади, свиньи. Развивались
садоводство и различные промыслы, ремесла, особенно
обработка черного и цветных металлов, а также бронзы.
Общество в социальном плане было достаточно
дифференцировано.
Еще ярче расслоение наблюдалось в среде кочевников
южноукраинских территорий. Об этом красноречиво
свидетельствуют многочисленные курганы скифских
правителей, расположенные в районе нижнего течения
Днепра, - Огуз, Чертомлык, Солоха, Гайманова Могила (их
высота достигала 20 м). Об уровне богатства скифов
свидетельствуют хотя бы уникальные ювелирные изделия из
золота и серебра, найденные в могилах.
Скифская религия была политеистической. Главной
богиней выступала Табити - богиня домашнего очага. В
пантеон богов также входили: Папай - обладатель неба его
жена Апи - богиня земли, прародительница этого народа;
Гойтосир - бог солнца; Фагимасад - бог водной стихии и
покровитель коневодства; Агримпаса - богиня плодородия;
Таргитай - бог-родоначальник скифов. Все они изображались
в виде человека.
Изобразительное искусство скифов мало зооморфный
характер (так называемый звериный стиль). Чаще
изображались олени, бараны, лошади, кошачьи хищники,
фантастические грифоны. Монументальное искусство
представлено каменными антропоморфными стелами.
33
Вопрос № 2. Скифо-сарматское искусство: архитектура,
пластика и художественные изделия.
Упадок могущественной скифского государства
начался на рубеже IV-III вв. до н. н.э., а во II в. до н. н.э. на
большей части ее территории появились новые кочевые
племена. Некоторое время (до IV в н.э.) Малая Скифия,
столицей которой был Неаполь, еще существовала в степях
Крымского полуострова.
Сарматы, вытеснившие скифов, более 600 лет
занимали пространства от прикаспийских степей до Нижнего
Подунавья и активно влияли на события в античном мире и в
только рожденном
подчеркивали их агрессивность и воинственность. Слово
«сармат» не является самоназванием этого народа, оно
происходит от древнеиранского «саоромант», что
переводится как «опоясанный мечом».
Сформировавшись в заволжских степях на рубеже III-II вв. до н. н.э., племена языгов, роксоланов, аорсов, а чуть
позже и аланов (такими были их подлинные названия)
волнами двинулись на запад в поисках новых пастбищ. С
конца II в. до н. н.э. началось массовое переселение сарматов
на территорию Северного Причерноморья. А на рубеже
нашей эры они освоили степи между Доном и Днепром,
проникнув до Южного Буга и Дуная.
Сарматское общество находилось на переходном этапе
от доклассовых отношений, а хозяйство в целом имело черты
их кочевых предшественников. В военном деле сарматы
отличались от скифов. Римский историк Тацит писал, что
«когда они появляются конными отрядами, никакой другой
строй им не может оказать сопротивления». В бою сарматы
пользовались арканами, длиннее, чем у скифов, мечами и
копьями. Оружием хорошо владели и женщины.
34
В середине I в.н.э., когда их общество достигло
расцвета, сарматы расселились еще западнее. В их окружении
оказались позднескифское городища Нижнего Днепра,
Крыма, античные полисы - Ольвия, Тира, Никоний,
Боспорское царство. Постоянные набеги сарматов и
требования платить дань обусловили переселение на новые
территории раннеславянского населения зарубинецкой
культуры Среднего Поднепровья.
Скифо-сарматская мифология. Мифология скифов -ираноязычного народа, населявшего в 1-м тыс. до н.э. степи
Северного Причерноморья, известна крайне фрагментарно
(сообщения античных авторов, иконографические источники).
Вследствие этого одни исследователи отрицают
существование у скифов развитой мифологии, другие же,
несмотря на скудность данных, видят в скифской мифологии
сравнительно развитую стройную систему, поддающуюся
изучению. Однако характер источников допускает
восстановление лишь сугубо статичной картины. В скифо-сарматской мифологии выявляются черты значительного
сходства с мифологией древнеиранских и индоиранских
народов. Видимо, основной арсенал сюжетов и образов
восходит к периоду индоиранского единства. Наиболее
вероятно, что складывание скифо-сарматской мифологии
завершилось в первые века 1-го тыс. до н.э., в ходе слияния
этнических групп, пришедших в Причерноморье с востока, и
местного населения - киммерийцев, которые, наиболее
вероятно, также были ираноязычны.
Наиболее важным источником по объѐму сведений и
по степени их достоверности является IV книга "Истории"
Геродота, где приведены данные о структуре скифского
пантеона и рассказаны две версии, т.н. легенды о
происхождении скифов - единственного скифского мифа,
дошедшего до нас в более или менее развѐрнутом виде. Ещѐ
одна редакция того же мифа сохранена Диодором
35
Сицилийским, а фрагменты, восходящие к не сохранившимся
его пересказам и содержащие моменты, не отражѐнные в
других версиях, имеются в поэме "Аргонавтика" римского
поэта 1 в. Валерия Флакка и в греческой надписи, место
находки которой неизвестно. Отдельные фрагменты скифских
мифов встречаются также в сочинениях Страбона, Плиния
Старшего, Элиана и др. Методика использования
иконографических материалов
для реконструкции скифо-
исследователи видят в зооморфных образах, преобладающих
в скифском искусстве, изображения богов, имеющих
звериный облик, другие трактуют их как символы богов, не
связанные с представлением об их внешности, третьи
полагают, что семантика
скифского звериного стиля
магией и не имеет прямого отношения к содержанию мифов и
к составу пантеона. Более важны антропоморфные
изображения, в т.ч. многофигурные сюжетные композиции
греческой работы; содержание некоторых из них прямо
перекликается с известными фрагментами скифских мифов).
В состав пантеона, по данным Геродота, входило семь
божеств, что отражает древнюю индоиранскую традицию. На
высшей ступени иерархии находится Табити, на средней -Папай и Апи, на низшей - Ойтосир (Гойтосир), Аргимпаса
(Артимпаса) и два божества, скифские имена которых
Геродотом не названы. Все эти боги отождествлены у
Геродота соответственно с Гестией, Зевсом и Геей,
Аполлоном, Афродитой, Уранией, Гераклом и Аресом.
Согласно Геродоту, самое могущественное и многочисленное
из скифских племѐн - т.н. скифы царские - поклонялось и
Посейдону, который у них именовался Тагимасад
(Тамимасад).
Табити рассматривается рядом исследователей как
женское божество домашнего очага. Однако еѐ можно
трактовать и как божество огня во всех его проявлениях, а еѐ
36
главенство в скифской мифологии - как отражение
индоиранской традиции поклонения огню как высшему
началу. У скифов существовало представление о
множественной природе Табити или о многих еѐ
воплощениях: высшей клятвой у них была клятва "царскими
Гестиями". Табити именовалась "царицей скифов", но
происхождение и значение этого "титула" исследователи
трактуют по-разному. Несомненна, однако, тесная связь этого
божества с сакральным институтом царской власти.
Считается, что Табити изображена на золотых бляшках из
кургана Чертомлык (рядом с богиней - алтарь с горящим
огнѐм и скиф с сосудом в руке) и на некоторых других
памятниках. Божества среднего и отчасти низшего уровня
фигурируют и в т.н. легенде о происхождении скифов.
Наиболее полно этот миф изложен Геродотом в первой