Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 01:00, реферат
История украинской культуры читатьВопрос № 2. Истоки украинской культуры.
Сложные и многогранные процессы происхождения
народов и их культур постоянно привлекают к себе внимание.
За свою многовековую историю украинский народ создал
Фресковая живопись продолжала киевские традиции.
Ими были расписаны главные храмы Волыни и Галича.
Однако она не широко распространена - с последней четверти
XII в. строятся храмы, в которых не было фресок. К таким
сооружениям, например, относится собор в Луцке.
В то же время фрески находят широкое
распространение в княжеских палатах. Существуют
летописные свидетельства, которыми были разрисованы
палаты Ярослава Осмомысла. Все они имели светские
мотивы.
В XIII - начале XIV в. на Волыни ведется интенсивное
храмовое строительство, сопровождающееся
восстановлением традиций создания фресок, но ими
покрывают лишь алтарную часть храмов.
73
Однако до настоящего времени почти не сохранилось
значительных фрагментов фресок, за исключением росписи
Армянского собора во Львове, которые датируются ХIV-ХV
вв.
Интересные факты
Высокий уровень монументальной живописи времен
Галицко-Волынского княжества подтверждает то, что в ХIV-ХV вв. мастера выполняли монументальные росписи в
Польше, которые сохранились в Сандомире (30-е гг XIII век),
Кракове - часовня Св. Креста на Вавеле (1470г.), Вислици -костел (XIV века). Фрески замковой капеллы в Люблине по
заказу короля Ягайло выполняла группа живописцев, которую
возглавлял мастер Андрей с Волыни.
При оформлении храмов на Галичине и Волыни акцент
делался на иконах, которые образовывали целые ансамбли.
Сначала храмы украшались двумя большими по
размерам иконами, напоминавшими фресковую роспись.
Позже их количество увеличивается. Образуется иконостас –
особая перегородка, закрывающая алтарную часть, состоит
из нескольких рядов икон.
Иконы, которые распространялись в Галиции и
Волыни, имели византийское или киевское происхождение.
Впоследствии на Волыни и Галичине появились собственные
школы иконописи. Ее расцвет приходится на вторую
половину XIII-XIV вв. Особенностью иконописи этого
периода является то, что он развивался без жесткого контроля
со стороны церкви или власти. Художники, соответственно,
пытались отыскать выражение сюжета, иногда нарушая
каноны. Изображения на иконах имеют легкую объемность,
чем существенно отличаются от византийских образцов.
Старейшей иконой, сохранившейся в Галичине, есть
фрагмент византийской иконы «Менология»(конец XII -начало XIII века). Она была найдена в 1930 г. в церкви
Св.Николая в Турьи вблизи Старого Самбора, но к ученым
74
попала лишь в 1983г. На ней изображены фигуры святых,
подчеркнуто удлиненные пропорции, с малыми головами.
Одежда святых изображена в темных тонах. Среди них
выделяется великомученик Георгий.
К лучшим образцам галицко-волынского живописи
этого периода относится чудотворная икона Волынской
Богоматери («Богородица Одигитрия» из Покровской церкви
в Луцке, начало XIV века). Она поражает зрителя особой
строгостью образов Богоматери и маленького Иисуса,
которого не было в иконах предыдущего периода.
Свидетельством проникновение элементов народного
искусства является рубашка Иисуса, украшенная вышитыми
цветочками.
Еще одним шедевром иконописи того времени
является уважаемая в Польше Ченстоховская икона
Богоматери (XIV в.), которая была написана в Галичине.
Во Львовском музее украинского искусства хранится
одна из жемчужин галицкой иконописи «Георгий
Победоносец» из села Станыля вблизи Дрогобыча. Ее автор
был талантливым мастером композиции и колорита, который
смог совместить ощущение общей гармоничной
уравновешенности с ритмичным движением, а форму - с
цветом.
Известны и другие работы галичской живописи XIV
века, которым присущи высокое мастерство живописцев,
выразительная индивидуальность, сочетание византийских
традиций, древнерусского наследия и струи местного
народного искусства. Чрезвычайно популярными были иконы
с изображением святого Николая и святых мучеников
Димитрия, Фрола и Лавра, Бориса и Глеба.
Еще одним видом искусства, который получил
распространение в Галицко-Волынском княжестве, была
скульптура. Данный вид искусства развивался в форме
рельефа, которым украшались храмы. Ярким образцом
75
скульптуры той эпохи является шиферный рельеф XIII века,
который изображает Св. Дмитрия. Сейчас он хранится в
Каменец-Подольском музее. Во время раскопок руин
Успенского собора в Галиче было найдено рельефно
изображение дракона, из пасти которого вырастает пышная
ветка. Богато украшенные рельефами также церкви Св.
Пантелеймона в Галиче и Иоанна Златоуста в Холме. Их
создателем был «большой хитрец Авдей». Это первое имя
мастера скульптуры, которое знает история украинского
искусства.
Искусство Галицко-Волынского княжества
представлено также и книжной миниатюрой, расцвет которой
приходится на XIII в. Немногочисленные сохранившиеся
миниатюры рукописей принадлежат исключительно к
высокопрофессиональным образцам. Древнейшей
иллюстрированной рукописью галицко-волынской традиции,
сохранившийся до нашего времени, является Добриловое
Евангелие (1164 г.), в котором содержатся четыре миниатюры
евангелистов и
Архиерейский Служебник с Перемышля (начало XIII
века) украшен тремя миниатюрами (сохранились две) святых
Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова.
Как и предыдущие миниатюры, эти образы являются
удлиненными, с маленькими головами.
Значительная часть миниатюр XIII в. являются
копиями фресок храмов, из которых происходили рукописные
книги.
Выразительно выделяются миниатюры Евангелия XIII
в. Они многодекорированные, прорисованными мелкими
деталями. Но подавляющее большинство сохранившихся
рукописей имеют значительно скромную отделку в виде
заставок, конечностей, инициалов, организации листов,
орнаментации.
76
На территории Галицко-Волынского княжества
археологи обнаружили много сокровищ со всевозможными
ювелирными украшениями. Чаще всего находят серьги,
кильты, подвески, браслеты-наручи, подвески. Эти находки
свидетельствуют о высоком уровне галицко-волынских
ювелиров, которые хорошо знали разные технические
приемы: литье, ковку, чеканку, позолоту, инкрустацию и т.д.
Выводы. Культура Галицко-Волынского княжества
имела значительные достижения. Она оставила после себя
образцы, которые поражают своим мастерством и
совершенством. Будучи частью культуры Руси, она имела
значительные различия, которые были вызваны местными
условиями и культурными влияниями соседей.
Запомните даты
1157 -строительство Успенского собора в Галиче.
1160 -строительство Успенского собора во Владимире-Волынском.
Конец XIIIв .-строительство кирпичных «башен-столбов» на
Волыни.
Конец XIII -начало XIVв .- расцвет искусства иконописи.
Вопросы и задания
Проверьте себя
1. Каковы особенности развития культуры Галицко-Волынского
княжества?
2. Где в Галицко-Волынском княжестве можно было получить
образование?
3. События какого периода истории охватывает «Галицко-Волынская летопись»?
4. Какая идейная направленность «Галицко-Волынской летописи»?
5. Назовите самые известные
архитектурные памятники
6.Что нового в строительстве
оборонительных сооружений
галицко-волынские мастера?
7. Какие жанры изобразительного искусства получили развитие в
Галицко-Волынском княжестве?
77
8. Назовите самые известные образцы памятников
изобразительного искусства Галицко-Волынского княжества.
9. Каковы особенности
княжестве?
10.Определите черты
Вопросы для самоконтроля:
1. Какое историко-культурное
значение возникновения
2. Что характерно для развития сельского хозяйства, солеварных
промыслов и торговли в Галицко-Волынском княжестве?
3. Объясните значение церковных заведений в культурной жизни
Галицко-Волынского княжества.
4. В чѐм заключается
ценность Галицко-Волынской
5. Раскройте значение Галицкой архитектурной школы.
6.Раскройте специфику
иконописных традиций Галицко-
Темы фиксованых выступлений и рефератов
1. Роль Даниила Галицкого
в культурном возвышении
2. Галицко-Волынская летопись.
3. Синтез в культуре
Галицко-Волынского времени
наследства и культурных связей с Византией, Западной и
Центральной Европой и стран Востока.
Тема 7. Культура Украины в ХІУ- первой половине ХУП
в.в.
( 2 часа)
План.
1. Особенности культурной жизни на территории Украины ХІУ-первой половине ХУП в.в.
2. Образование.
3. Изобразительное искусство и архитектура.
4. Литература и книгопечатание.
78
Вопрос № 1. Особенности культурной жизни на
территории Украины ХІУ- первой половине ХУП в.в.
Развитие украинской культуры этого времени
происходило в очень тяжѐлых общественно-политических и
исторических условиях. Разделение украинских земель,
отсутствие единого
национальное насилие со стороны турецких, польских,
венгерских, литовских феодалов с постоянной агрессией
татар были теми обстоятельствами, которые отражали
тяжелый процесс окончательного становления украинского
этноса. Важнейшей причиной культурного процесса на
Украине в этот период была православная церковь. Развитие
науки и образования происходит с помощью именно
православной церкви. Как правило, школы в это время
действовали при монастырях и церквях. Тут ученики
получали элементарные знания по письму и арифметике. В
это время на Украине появляется новый тип школ – греко-славянская, в которой объединяются положительные
достижения западно-
культурно-просветительными традициями Древней Руси.
Вместе с тем много выходцев из Украины получали
образование в Парижском, Краковском и др. университетах
Западной Европы. Одной из характерных особенностей
украинской культуры того времени становится Возрождение,
признаками которого были:
- ярко выраженный
- распространение идей гуманизма;
- развитие системы учебных учреждений;
- развитие книгопечатания, устного народного творчества
на основе древнерусских фольклорных традиций;
- развитие архитектуры, изобразительного искусства,
которые основывались на традициях древнерусской эпохи с
одновременной кристаллизацией национальных черт;
79
- возникновение в
архитектуре и живописи
сюжетов;
- развитие скульптуры и архитектуры как элементов
оформления, а также для надгробий знаменитых шляхтичей,
католиков и православных.
Вопрос № 2. Образование
Первым учебным учреждением, которые объединяло
традиции образования Киевской Руси и западноевропейские,
была Острожская высшая школа, основанная приблизительно
в 1576г. В ней преподавались так называемые «семь вольных
искусств»: грамматика, риторика, диалектика, арифметика,
геометрия, музыка, астрономия. Современники называли еѐ
«лицеем трѐх языков», потому что обучение велось на трѐх
языках: греческом, латинском, украинском (славянском). За
60 лет работы школы в ней обучалось 500 учеников. Первым
ректором школы был Герасим Смотрицкий.
Первая братская школа, получившая мировое признание,
была открыта в 1576г. во Львове. Наука в ней была доступна
всем детям: бедные дети обучались за счет братства, богатые
родители вносили за своих детей определенную сумму.
Учебная программа предусматривала изучение предметов
классического тривиума и квадриума: чтение, письмо, Святое
писание и риторика, грамматика, диалектика, музыка. По
желанию изучались церковное пение и арифметика. Особое
внимание уделялась языкам: на греческом говорили и писали,
славянский, латинский и польский языки были введены как
обязательные предметы.
Большой популярностью пользовались братские школы и
в городах Украины: в Галиче, Рогатине, Комарном. В 1615г.
была создана братская школа в г. Киеве, которая позже была
преобразована в Киево - Могилянский коллегиум (1632г.), а
потом и в Киево – Могилянскую академию (1701г.). Это
учебное заведение постоянно находилось под опекой
80
известных политических и культурных деятелей Украины –
П. Сагайдачного, П. Могилы, И. Борецкого, М. Смотрицкого
и мн. других.
Вопрос № 3. Изобразительное искусство и архитектура
Изобразительное искусство в этот период достигло
значительных вершин. Хотя произведения монументальной
живописи Х1У - середины ХУ1 вв. были посвящены
религиозной тематике очень часто в росписях этого времени
присутствуют народные и светские мотивы. Иконописание