Идеи ренессанса в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 01:00, реферат

Описание работы

История украинской культуры читатьВопрос № 2. Истоки украинской культуры.
Сложные и многогранные процессы происхождения
народов и их культур постоянно привлекают к себе внимание.
За свою многовековую историю украинский народ создал

Файлы: 1 файл

История украинской культуры читатьВопрос.docx

— 326.25 Кб (Скачать файл)

заняли все причерноморские  степи. О мифологии этого 

народа известно ещѐ меньше, чем о скифской. Краткие 

указания древних авторов  в сочетании с особенностями 

погребального ритуала позволяют  считать, что сарматы, как и 

скифы, выше всего почитали огонь. Аммиан Марцеллин 

сообщает об аланах, одном  из сильнейших и наиболее долго 

фигурировавших на исторической арене сарматских племѐн,

что они поклоняются Марсу  в облике меча, который вонзают 

в землю. Этот обычай очень  близок к культу скифского 

Ареса. Антропоморфные мотивы в сарматском искусстве 

крайне редки и не позволяют  реконструировать стоящие за

ними мифы (напр., найденная  в нижнем Поволжье золотая 

бляха с изображением человека, борющегося с хищником

кошачьей породы; по содержанию она близка

распространѐнным  у скифов изображениям борьбы Геракла 

со львом). В некоторых  сарматских комплексах найдены 

изделия среднеазиатских  торевтов, украшенные сюжетными 

композициями, что позволяет  предполагать близость

верований среднеазиатских  народов и сарматов. Таков 

золотой  фалар из кургана  у станицы Северской,

воспроизводящий мотивы, характерные  для античного 

дионисийского культа и, видимо, как-то

реинтерпретированные в  сармато-среднеазиатской среде. В 

эпоху тесных контактов сарматов с античными колониями 

Причерноморья, прежде всего  с Боспорским царством,

сюжетные изображения  в сарматской культуре встречаются 

чаще. Они отражают сложившиеся  здесь синкретические

верования, но стоящая за этими верованиями мифологическая

система, нашедшая отражение  в этих памятниках, на данном

44

этапе не может ещѐ быть охарактеризована более или менее 

полно.

Вопросы для  самоконтроля.

1.  В какой период  распространяется археологическая  культура 

скифского типа?

2. Какой была территория  распространения археологической 

культуры скифского типа?

3. Что говорили древние  мыслители о скифских племенах?

4. Объясните особенности  быта, обычаев и традиций царских 

скифов.

5. Объясните особенности  быта, обычаев и традиций скифов-земледельцев.

6. Раскройте специфику  скифо-сарматского искусства.

7. Какими были архитектура  и строительство Скифии?

8. Что вам известно о  пластике и художественных изделиях 

киммерийцев, скифов, сарматов?

9. Охарактеризуйте особенности  культуры античных городов-полисов.

10. Почему искусство тавро-руссичей  выступает составной частью 

духовного наследия народов  Юга Украины?

Темы докладов, рефератов  и фиксированных выступлений:

1. Древние мыслители о  скифских племенах на украинских  землях.

2. Цивилизационные системы  на Украинских землях того  времени 

животноводческо-земледельническая-степная  и антично-полисная-городская.

Тема 4. Древнеславянская культура

(2 часа)

План

1. Славянские культуры  У-УП ст.

2. Мир в представлении  древних славян.

3. Боги и обряды.

4. Пантеон богов.

45

Вопрос № 1.  Славянские культуры У-УП ст.

Племенные группы восточных  славян были среди 

первых обитателей земель, позже названных Киевской Русью.

Источники VI века, в том  числе византиец Прокопий

Кесарийский и готский  автор Иордан, отождествляют с 

восточными славянами  антов  -  группу племен, занимавшую

территорию, доходившую на юге  до Черного моря, на западе -до низовьев Дуная, а на востоке  -  до Северского Донца.

Согласно первому источнику  по ранней истории России  -Повести  временных лет (составлена в начале XII века

монахом Киево-Печерского монастыря  Нестором), древние 

восточные славяне составляли более десятка племен, которые 

жили на обширном пространстве от Черного моря на юге до

Ладоги на севере, от Дуная  и Карпатских гор на западе до

Волги на востоке. В числе  этих племен были поляне,

обитавшие в среднем течении  Днепра, словене, жившие в 

окрестностях Ильменского  озера, а также древляне,

радимичи, вятичи, северяне, белые хорваты, дулебы, уличи,

кривичи, тиверцы, дреговичи  и др. Первоначальное их

происхождение точно не известно; по некоторым теориям,

прародина славян очерчена южными границами болот 

Припяти, долиной Вислы  и северными Карпатами.

Славянские племена издавна  занимались земледелием,

охотой, рыболовством и скотоводством. Кроме того, во

многих поселениях славян, возникавших в долинах Днепра,

Донца и Волхова, налаживались  примитивные ремесла,

включая гончарное и ткацкое. На значимость сельского 

хозяйства для раннего  племенного общества славян указывает 

преобладание соответствующих  культов и природных богов 

восточнославянского языческого пантеона.

Древние славяне были люди  ведической культуры,

поэтому древнеславянскую религию  правильней было бы

именовать не язычеством, а  ведизмом. Слово "веды"  -созвучно современному русскому «ведать», «знать». Это 

46

мирная религия высококультурного  народа, родственная 

другим религиям ведического  корня  -  Древней Индии и 

Ирана, Древней Греции.

Велесовая книга.

Основными памятниками культуры славянской

древности являются священные  песни, сказания, мифы. Хотя

большинство ученых считают, что тексты древнеславянских

священных песен, мифов погибли  при христианизации Руси.

В отечественной исторической науке даже то немногое, что 

осталось  -  Велесовую  книгу, предпочтительно написанную

новгородскими жрецами не позже IX в., считают подделкой.

До сих пор ведутся  споры о сущности упоминаемых  в 

летописях славянских богов. Тем не менее высказано мнение,

что древнейший пласт славянских мифов сохранился лучше 

греческих, индийских или  библейских. Причина тому  -особый путь развития славянской культуры. Мифические

сказания других народов  искажались при записи и  обработке 

уже в древнейшее время. Славянский фольклор  -  это живая 

устная традиция, в меньшей  степени претерпевшая изменения 

под влиянием письменной культуры.

Сокровища славянского фольклора  -  народные песни,

сказки, былины, духовные стихи  -  начинают интенсивно

собирать и записывать только в первой половине XIX в.

Велесовая книга  -  памятник сложный и емкий. Она 

разрешает давний спор о происхождении  славян. Она 

описывает судьбы различных  племен, участвовавших в 

славянском этногенезе. Велесовая  книга описывает события 

мифической и древнейшей истории славян конца II

тысячелетия до н.э. - конца I тысячелетия н.э.

По Велесовой книге  у древних славян существовала

архаическая Троица -  Триглав: Сварог (Сварожич) -  небесный

бог, Перун  -  громовержец, Велес (Волос)  -  бог разрушитель 

Вселенной, хотя различные  жреческие школы славян

неодинаково понимали тайну  Троицы. 

47

С широким распространением материнских культов 

связано почитание женских  предков. В эпоху патриархата 

материнские культы трансформируются в женские ипостаси

богов и приобретают некую  единую функцию  -  становятся

покровительницами дома, очага, огня, территории, страны,

человека, семьи, любви в  виде хозяек, бабушек, матерей.

Однако в целом женские  культы, в какой бы модификации 

они не встречались, всегда тяготеют к одному из двух своих 

проявлений: они олицетворяют мир любви либо небесной

(славянская Лѐле), либо  земной (славянская Мать сыра 

земля).

С именем Сварога связан древний  космогонический 

миф славян о сотворении Земли  Прародителем нашим - Родом 

- Родником Вселенной.

Вопрос № 2. Мир в представлении  древних славян.

Мир тогдашних язычников  состоял из четырех частей:

земли, двух небес и подземно-водной зоны.

У многих народов земля  изображалась как округлая

плоскость, окруженная водой. Вода конкретизировалась или 

как море, или же в виде двух рек, омывающих землю. Судя по

фольклору, славянские представления  о море не имели 

законченного вида. Море где-то на краю земли. Оно может 

быть на севере, где на стеклянных горах находится 

хрустальный дворец Кощея  Бессмертного, сверкающий всеми 

цветами радуги. Это  -  отражение позднейшего знакомства с 

Ледовитым океаном и северным сиянием. Море может быть

обычным, без этих арктических  признаков. Здесь ловят рыбу,

плавают на кораблях, здесь  находится девичье царство 

(сарматов) с каменными  городами; отсюда, от морских 

берегов Змей Горыныч, олицетворение  степняков,

направляется в свои налеты на святую Русь. Это  -  реальное

историческое черноморско-азовское море, издавна известное 

славянам и даже носившее временами название «Русского 

48

моря». До этого моря от лесостепной  окраины славянской

прародины или (что, то же самое) от южной окраины 

славянских царств можно  доскакать «скорою ездою», как 

говаривали в XVI в., всего  лишь за три дня.

Для язычников был очень  важен аграрный аспект

земли: земля  -  почва, рождающая  урожай, «Мать  -  сыра  -земля», почва, насыщенная влагой, питающей корни 

растений, «матушка-земля», с  которой связан целый ряд 

обрядов и заклинаний. Здесь  почти неощутима грань с 

воображаемым подземным  сказочным миром. Богиней 

плодоносящей земли-почвы, «матерью урожай» была

Мокошь, введенная в 980 г. в  пантеон важнейших русских 

божеств, как богиня плодородия.

Небо, в прямой зависимости  от системы хозяйства, по-разному  воспринималось первобытными людьми.

Представления земледельцев о небе и его роли в природе  и в 

человеческой жизни существенно  отличались от воззрений 

охотников. Если охотникам  нужно было знать звезды и ветры,

то земледельцев интересовали тучи («тучные»,

содействующие плодородию дождевые облака) и солнце.

Непознанность процесса испарения  земной воды, образования 

облаков и тумана («росы») привела к своеобразному 

представлению о постоянных запасах воды где-то высоко над 

землей, на небе. Эта небесная влага иногда, в 

непредсказуемое время, может  принять вид туч и пролиться 

на землю в виде дождя, «утучнить» ее и содействовать росту 

трав и урожая. Отсюда один шаг до представлений о хозяине 

небесной воды, распоряжающемся  дождями, грозовыми 

ливнями и молниями. В дополнение к двум архаичным 

роженицам появился могущественный Род, повелитель неба и 

всей Вселенной, великий  жизнь дающий, который вдувает 

жизнь во все живое посредством  дождевых капель.

Солнце тоже было ценимо земледельцами, как 

источник света и тепла  и условие произрастания всего  в 

49

природе, но здесь был исключен элемент случайности,

элемент капризов божественной воли. Солнце было

воплощением закономерности. Весь годичный цикл

языческих обрядов был  построен на четырех солнечных фазах 

и подчинен 12 солнечным месяцам. Солнце в 

изобразительном искусстве  всех веков было для земледельцев

символом добра, знаком света, разгоняющего тьму. Древние 

славяне, как и многие другие народы, принимали 

геоцентрическую модель мира.

В представлениях славян-язычников  о подземно-подводном ярусе мира тоже много общечеловеческого, много 

отголосков той отдаленнейшей  эпохи, когда после таяния

гигантского ледника континенты были затоплены морями и 

озерами, быстро менявшими  свои очертания, стремительными

реками, пробивавшими горные кряжи, необъятными болотами

в низких долинах. Фольклор еще  не изучен  с точки зрения

того, какой резкий перелом  должен был произойти в 

человеческом сознании при  таком быстром перевороте в 

природе, в облике и сущности мира.

Важной частью представлений  о подземном мире

является общечеловеческая концепция подземного океана, в 

который опускается солнце на закате, плывет ночью и 

выплывает на другом конце  земли утром. Ночное

продвижение солнца осуществлялось водоплавающими

птицами (утками, лебедями), а  иногда действующей фигурой 

был подземный ящер, заглатывавший  солнце вечером на

западе и вырыгивавший его утром на востоке. Днем солнце по

небу над землей влекли кони или мощные птицы вроде 

лебедей.

Вопрос № 3. Боги и обряды.

В древнеславянских мифах, так  же как и в мифах 

других древних народов, всегда переплетены предания о 

происхождении богов (теогония) и людей (антропогония),

50

мир которых вторичен по отношению  к рождающим силам 

космоса, но тесно с ним  взаимодействует.

Сын Сварога -  Перун, второе лицо славянской Троицы

(Триглава), бог войны и  грозы, оживлял явленное, следил  за 

миропорядком, вращая солнечное  золотое колесо. После 

христианизации Руси культ  Перуна был заменен Ильей 

Пророком, а в фольклорной  традиции  -  Ильей Муромцем и 

Егорием Храбрым. Третья ипостась  -  Велес (позже 

Свентовит)  -  первоначально  был богом света у западных

славян.

Ведическое мировоззрение  славян обнаруживает в себе

черты древнего диалектического  натурфилософского учения.

Мир описывался системой основных содержательных

двоичных противопоставлений, определявших

пространственные, временные, социальные и другие

характеристики. Чернобог и  Белобог  -  два славянских

Информация о работе Идеи ренессанса в Украине