Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 01:00, реферат
История украинской культуры читатьВопрос № 2. Истоки украинской культуры.
Сложные и многогранные процессы происхождения
народов и их культур постоянно привлекают к себе внимание.
За свою многовековую историю украинский народ создал
керамики и похоронных обрядов славянских племѐн?
3. Охарактеризируйте духовную и материальную культуру
восточных славянских объединѐнных племѐн.
4. Какой культ доминировал в религиозном мировоззрении славян в
дохристианские времена?
5. Каким был пантеон
языческих богов древних
6. Назовите языческие обряды и культовые сооружения.
7. Что вам известно о Сбрудовском идоле?
8. В чѐм состоят особенности
похоронных обрядов древних
9. Как отображался макрокосмос в произведениях искусства?
10. Объясните аграрно-
Темы докладов, рефератов и фиксированных выступлений:
1. Аграрно-заклинательная символика.
2. Ритуальные танцы и атрибутика.
58
3. Языческие празднования.
Тема 5. Культура Киевской Руси.
(2 часа)
План
1.Культура дохристианской Руси.
2. Основные направления развития искусства Киевской Руси.
3. Культура христианского периода.
4. Архитектура Киевской Руси.
5. Особенности музыкально-
Вопрос № 1. Культура дохристианской Руси.
При раскопках старинных городов археологи находят
большое количество орудий труда, костяных гребней,
украшений из цветных металлов и стекла. В больших
масштабах добивалось железо, изготовлялись
высококачественные изделия из железа.
Изменения в социально-экономических сферах
сопровождались усилением княжеской власти. В эпоху
военной демократии у восточных славян существовала
языческая религия - политеизм (многобожие). Сначала русичи
приносили жертвы "злым" и "добрым" духам (упырям,
берегиням), позднее -Перуну - богу молнии, Даждьбогу - богу
солнца. Жертвы приносились озерам, рекам, колодцам. В
сентябре праздновали праздник Рода в честь завершения
всего цикла земледельческих работ. В честь бога Велеса
(Волоса), покровителя скота, в январе выпекали печенье в
виде скота, одевали маски животных. 30 июля отмечали
праздник Перуна, которому приносили в жертву быков,
баранов, петухов.
Первыми письменными памятниками были "черты" и
"резы" (предметные способы передачи сообщения), а позднее
(где-то в IX в.) русичи пользовались письменами, которые
вырезали на дереве. На берестяных грамотах тексты
59
выдавливались с помощью специального инструмента -стилоса (по-древнерусски - писала).
В устном народном творчестве доминировали
пересказы, былины, песни, легенды и т.п., которые были
проникнуты идеями гуманизма, справедливости, верности в
любви.
Древние русичи были непревзойденными мастерами
деревянной скульптуры и архитектуры. В начале X в. в
Новгороде был сооружен из дуба Софийский собор с 9
высокими и 4 меньшими срубами.
Значительного развития достигло музыкальное
искусство. У восточных славян в древние времена были
разнообразные музыкальные инструменты -гудки, свирели-сопели, гусли, бубны, флейты и т.п.. Известными
исполнителями танцев, песен были скоморохи.
Вопрос № 2. Основные направления развития искусства
Киевской Руси.
1. Живопись. Преобладала монументальная живопись,
где изображения органично сливались с поверхностью
склепов, арок, использовались фрески и мозаики в
расписывании интерьеров; широкого распространения
получили геометрические орнаменты; в библейную тематику
включались бытовые сюжеты, сосредотачивалось внимание
на изображении глаз. Мария – Оранта – один из основных
образов. Иконописание – станковый вид живописи, самыми
известными мастерами в котором считались монахи Киево-Печерского монастыря – Алимпий и Георгий.
2. Архитектура. Она включала в себя культовые
фортификационные сооружения, жилые дома. Ранняя
архитектура находилась под влиянием Византии (Десятинная
церковь в Киеве, Спасо-Преображенский собор в Чернигове).
С ХП в. каменные сооружения становятся проще в
оформлении, меньших размеров, более совершенными.
60
Типичным становится кубический однокупольный храм. Со
временем ослабевает влияние Византии, появляются черты
романского стиля. Выделяются киевская, переяславская,
галицкая школы.
3. Литература развивалась в 2 направлениях.
Переводная библейная (житейская, апокрифы, патерики) и
светская (историческая, повести, природно-научная)
литературы – оригиналы произведений с Византии, Болгарии,
Рима. Оригинальная литература – произведения русских
авторов: напутстви, притчи, послания, летописи («Слово о
законе и благодати» Иллариона, «Повесть огненных лет»
Нестора). Книжная миниатюра – отдельный вид искусства,
который исполнялся русскими писцами и художниками.
Особенности: объѐмность, графическая манера письма,
стилизованные силуэты растительного и геометрического
орнамента, заставки, ограниченные изображением людей,
птиц и животных. Образцы – миниатюры из «Остомирового
Евангилия» (дьякон Григорий), «Сборник Святослава»
(дьякон Иоанн).
4. Музыка существовала народная, княжеских салонов
и церковная. Особое развитие получила на Руси музыка
перезвонов. Основные музыкальные инструменты – гусли,
деревянные трубы, роги, бубны, свирели, пищалки и сопилки.
С этого времени сохранилось много нотних книг, написаннях
безлинейной нотацией.
5.Театральное искусство. Развивались театры
княжеские и народные. Основа народного театра – скоморохи
и шпильманы, завезѐнные из Германии и Византии.
Княжеский театр опирался на рыцарскую песню, репертуар
составлялся из драматических поэм в сопровождении музыки.
Основные темы: защита Отечества, служба у князя и т.д. Со
временем княжеский театр передаѐт народному героев: князя,
войско, княгиню, бояр.
61
6.Медицина Киевской Руси. Первые врачи – гадалки,
знахари, колдуны, ведьмы – лечили заклятиями и заговорами.
После принятия христианства учѐный и врач занимает место
знахаря. Демьян – пресвитер и Агалипт – врачеватель,
Антоний, Алимпинт – монахи Киево-Печерского монастыря –
были одними из первых украинских врачей. Известными
болезнями считались: куриная слепота, ячмень, рак. Методы
лечения: трипонация черепа, кровопускание, массаж,
водолечение. Для лечения использовались как травы, так и
средства растительного ( мѐд с мукой), животного (печень
трески) и минерального происхождения (минеральные воды).
Были написаны травники и лечебники.
Во времена правления Святослава Ярославовича
популярным был болгарский «Сборник» (1076),
переведѐнный на древнерусский язык. Согласно этой книге
русские врачи хорошо знали хирургию ,умели разрезать
живот, ампутировать конечности, проводить трепанацию ,
припекать горячим железом раны. Операции проводились на
достаточном уровне.
«Аллимма»(Мази), собранный в ХП в. внучкой
Владимира Мономаха Евпраксиньей, самый древний среди
трактатов. Он состоит из 5 частей: общая гигиена, гигиена
брака, гигиена беременной и младенца, внешние болезни,
внутренние болезни.
Вопрос № 3. Культура христианского периода.
Принятие христианства в 988 г. привело к укреплению
духовности, распространению грамотности, созданию
памятников литературы, развитию живописи, каменной
архитектуры, музыкального искусства.
Литературным языком стал церковнославянский язык,
созданный болгарскими просветителями Кириллом и
Мефодием. После принятия христианства возникла
62
необходимость ознакомить верующих с Библией, историей
христианства и его мировоззрением.
Из библейских книг чаще всего перекладывались
Евангелие, Апостол, Псалтырь, Пятикнижие, Бытие. Первый
русский перевод Евангелия был выполнен дьяком Григорием
(1056 - 1057) на заказ
новгородского воеводы
называемое "Остромирово Евангелие").
Древнейшим памятником письменности Киевской
Руси был "Сборник Святослава" (1073 - 1076), в котором
вместе с произведениями церковно-религиозного характера
содержатся произведения древнерусских писателей,
разъясняющие нормы поведения человека при разных
бытовых обстоятельствах. Первый русский писатель -митрополит Илларион, автор произведения "Слово о законе и
благодати" (закон - старый Завет, благодать -Евангелие).
Автор акцентирует внимание на свободном выборе религии
князем Владимиром, в лице которого Илларион создает образ
идеального князя, обосновывает идею княжеской власти,
данной от бога.
В Киевской Руси возникает свой жанр литературы -летописания. Виднейшее среди этих произведений - "Повесть
временных лет", написанная монахом Киево-Печерского
монастыря Нестором в 1113 году. Ценным памятником
является "Поучения Владимира Мономаха своим детям". В
первой части автор от лица Ярослава Мудрого обращается к
его сыновьям с призывом жить в мире, согласии и любви. Во
второй говорит об обязанностях относительно ближнего,
призывает помогать бедным, брать под опеку вдов и сирот,
запрещает смертную казнь. В третьей части Владимир
Мономах рассказывает о разных опасностях и приключениях
в своей жизни.
После внедрения христианства появился новый вид
литературы - житие Святых (агиография), в которых
рассказывалось о жизни мучеников, аскетов, церковных и
63
государственных деятелей. В начале XIII в. сложился "Киево-Печерский патерик" - сборник рассказов о жизни монахов
Киево-Печерского монастыря.
Настоящим шедевром, жемчужиной древнерусской
литературы является "Слово о полке Игореве", созданное
неизвестным автором в 1187 г. Произведение посвящено
описанию неудачного похода русских князей под
руководством Игоря
г. и содержит призыв к объединению всех русичей,
окончанию братоубийственных междоусобиц.
Развитие культуры на Руси требовало подготовки
образованных людей. В тогдашних школах изучали письмо,
чтение, арифметику, иностранные языки, риторику, учили
пению, давали некоторые сведения из поэтики, географии,
истории. Главными науками того времени были богословие,
философия, история.
Принятие христианства оказало большое влияние на
развитие каменной архитектуры. Первой каменной церковью
была Десятинная церковь в Киеве (989-996гг.) -крестовокупольный храм с 3 нефами, окруженный галереями,
украшенный мозаикой, фресками. Величайшее архитектурное
сооружение Киевской Руси - Софийский Собор в Киеве (1037
г.). По величию художественного образа, совершенству
архитектурных форм, внутреннему обрамлению (мозаика
имела 177 оттенков), по размерам храм превосходил
византийские аналоги.
В XI - XII вв. на Руси появились свои ученые -естествоведы. Киевский монах Агапид занимался медициной,
исцелял воспаление, кожные болезни, используя при этом
отвары из трав и корней. Известны имена и светских врачей:
Иоанна Пихты, Петра Сирианина, Февронии и др.
Монгольское нашествие XIII в., разрушив
древнерусские города и села, все же не смогло уничтожить
всех достоинств духовной культуры Киевской Руси.
64
Самые большие достижения культуры Киевской Руси:
- становление государственности,
политических и юридических институций (своды законов
Ярослава Мудрого «Правда Ярослава», «Русская правда»).
- - развитие летописания и литературы («Повесть
временных лет» Нестора, «Слово про закон и благодать»
Иллариона, «Слово о полку Игореве» неизвестного автора);
- развитие изобразительного искусства в часности
іконописи (икона «Владимирская Богоматерь» кон. Х1 –
нач.ХП вв.), а так же фрески, мозаики, книжне миниатюры;
- развитие архитектуры (Софиевский собор, Золотые
ворота, Десятинная церковь, Успенский собор, Киево-Печерская лавра);
- развитие прикладного искусства (одежда, украшение);
- развитие музыкального искусства.
Вопросы для самоконтроля.
1. Назовите основные элементы украинской культуры, которые
были заложены со времѐн Киевской Руси.
2. Обоснуйте особенности
влияния христианства на
культуры Киевской Руси.
3. Почему церкви и монастыри были центром культурной жизни?
4. Что стало первым духовным центром Юго-Восточной Европы?
5. Что вам известно о Печерском патерике?
6. Какая роль украинских
святынь в культурном
нации?
7. Назовите письменные памятки Княжего времени.
8. Какие культурные достижения во время правления Ярослава
Мудрого?
9. Охарактеризуйте особенности музыкально-зрелищного
искусства.
Темы докладов, рефератов и фиксированных выступлений
1. Киевская Свято Успенская Печерская Лавра – первый духовный
центр Юго-Восточной Европы.
2.Печерский патерик
65
Тема 6. Культура Галицко-Волынского княжества.
(2 часа)
План.
1. Историко-культурное
значение возникновения
2. Особенности развития культуры.
А) образование;
Б) летописание и книгописные мастерские на Галицкой земле;